Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура общественного сознания




 

Структура общественного сознания включает (по вертикали) уровни и (по горизонтали) формы. К уровням относится обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология. Обыденное сознание - это самый простой уровень отражения, возникает на основе повседневной практической деятельности и содержит эмпирические взгляды и представления об окружающем мире. Действительность отражается непосредственно, стихийно. Теоретическое сознание – более высокий уровень отражения действительности в форме теорий и концепций, это результат обобщения и теоретизации специалистов.

Социальная психология – совокупность несистематизированных взглядов и представлений, различные чувства, настроения, обычаев и традиций отражающих объективный мир и формирующиеся непосредственно в условиях повседневной деятельности. Социальная психология есть сознание определенных социальных групп, народов и национальностей, это определенный образ жизни. Социальная психология похоже на обыденное сознание, но больше выражают оценочное отношение людей к реальности. Это относительно устойчивое явление и не меняется одновременно с изменением общественного бытия. Идеология – это совокупность систематизированных идей и концепций, отражающие общественное бытие в соответствии с интересами и целями социальных групп и классов.

Формы общественного сознания отражают различные стороны общественной жизни, отличаются предметом и способом отражения, особенностями развития, ролью и социальными функциями. Формы общественного сознания включают следующие компоненты: отношения (политические, юридические, нравственные и т.д.), деятельность (политическая, юридическая и т.д.), идеи и теории (политические, нравственные и т.д.). Первые (отношения и деятельность) составляют объективную сторону, а идеи и теории – субъективную сторону общественного сознания. К формам общественного сознания относится религия, мораль, право, искусство, наука, политика и философия. Здесь же относят в последнее время экологическое и ноосферное сознание1

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политическое сознание есть совокупность идей и теории относительно организации и управления обществом, относительно природы и роли государственной власти, отношений между классами и социальными группами в плане реализации их интересов. Политика есть концентрированное выражение экономики, экономических интересов социальных групп и политических партий. Для реализации экономических интересов они должны взять в свои руки государственную власть. Экономические интересы, в конце концов, выражаются как социальная причина политической деятельности.

Право – совокупность юридических норм и правил регламентирующих отношения между индивидами, отношениями между индивидом и коллективом, отношения между различными социальными учреждениями. Право детерминировано экономическим строем общества, её социально-политической структурой. Марксизм, например, определял право как воля господствующего класса, возведенная в ранг закона. Правовое сознание есть совокупность взглядов и теорий относительно существующего правового устройства, юридических норм и законов относительно того, что является законным или незаконным, правильным или неправильным, справедливым или несправедливым. Право как и политика имеют классовый характер, оно охраняет и укрепляет те социальные отношения и способы поведения, которые соответствуют интересам определенных слоев общества.

Мораль – это нормы и правила регламентирующие поведение людей в их личной и общественной жизни, она отражает действительность сквозь призму понятий добра и зла. Нравственное сознание – субъективная сторона морали (в отличие от нравственных отношений и деятельности, которые составляют объективную сторону морали), представляет собой нравственные идеи, понятия и принципы, что формируют нравственный идеал. Нравственное сознание отражает нравственные отношения и деятельность и те требования, которые имеют нормативный характер и регламентируют поведение людей. Нравственное сознание есть познание нравственных ценностей, обязанностей и способов их выполнения. Оно есть способность обнародовать, навязать или запрещать нравственные законы. Нравственное сознание можно рассматривать как голос совести. В структуре нравственного сознания выделяем нормы, правила, принципы, ценностные ориентации, мотивы и мотивация, оценка и самооценка, самосознание и долг.

Религия - специфическая форма общественного сознания, характеризующаяся верой в сверхъестественное, наличием определенного культа и соответствующих организаций. Религия также характеризуется специфическим мировоззрением и мировосприятием. Она исходит из раздвоения мира на естественный и сверхъестественный. Для религии характерно не только признание сверхъестественной силы, но и приписывание ей специфического смысла - что этот сверхъестественный мир есть истинный мир, что он первичен и определяет естественный и социальный мир. Сверхъестественный мир, или божественный мир, управляет развитием природы и человеческой жизни. Религия есть идеалистическая концепция, основанное на вере в сверхъестественное1.

Искусство – форма общественного сознания, отражающее мир в конкретно-чувственных образах. Это специфическая форма деятельности, в процессе которой создается художественный образ и персонифицируется эстетическое отношение человека к миру. Искусство – это одно из главных средств эстетического освоения мира. Предметом искусства является целостный мир со своими эстетическими качествами и свойствами. Результатом отражения мира является художественный образ, который выражает бытие сквозь призму чувств и эмоций человека. Искусство есть способ обобщения мира в конкретно-чувственной форме, в отличие от науки которая обобщает мир в абстрактных понятиях и законах. Будучи отражением действительности, искусство имеет свойство существовать относительно самостоятельно.

Искусство отражает мир через прекрасное и безобразное, его содержанием являются различные чувства и идеи. Идеи, выраженные в искусстве, проникнуты чувствами, а чувства – сознанием. Поэтому искусство имеет сильное влияние на людей, в обществе выполняет различные функции, главные из которых эстетическое, познавательное, воспитательное.

Выполняя эстетическую функцию, искусство создает идеал, в соответствии с которым люди оценивают жизненные явления как прекрасные или безобразные, трагические или комические, возвышенные или низменные и т.д.

Художественные образы имеют большую познавательную роль. Влияя на мысли и чувства, логику и эмоции, на восприятие и понимание мира, искусство изменяет в целом отношение человека к этому миру. В медицине пока ещё недостаточно используется лечебные возможности искусства. Известно, что музыкотерапия (используя соответствующие ритмы) способна изменить настроение больного, формировать установку на выздоровление. Положительно влияет и эстетотерапия (созерцание прекрасного), библиотерапия (чтение художественной литературы), хореотерапия (танцевальная гимнастика) и др.

Наука – форма общественного сознания и сфера человеческой деятельности, имеющая цель изучение предметов и явлений природы и общества через призму понятия истины. Наука – это совокупность способов, методов, приемов получения объективных знаний о закономерностях мира. Это сложное социальное явление, включающее в себя многогранные связи. Наука понимается как система теоретического знания, как вид общественной деятельности, как социальный институт регулирующий научную деятельность, как производительная сила. Наука как специфическая форма деятельности по получению и систематизации знаний существенно отличается от материально-производственной деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве повышения производительности труда, то в науке знания являются результатом теоретических описаний, экспериментов и других обобщений.

Сложны взаимоотношения науки и философии как формы общественного сознания. Философия всегда выполняла по отношению к науке функцию методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов. Философию и науку объединяет тенденцию построения знаний в теоретической форме, их логической доказательности. Истинность научных знаний определяется не только отсутствием логических противоречий, но и обязательной проверяемостью в практике – в плане наблюдения и эксперимента. Формулируя объективные закономерности явлений, она выражает их в научных понятиях, которые должны соответствовать реальности. Наука отражает реальность через понятие истины. Этим она отличается от искусства, которая выражает мир в конкретных художественных образах, которые допускают возможность фантазии и воображения.

Философия – форма общественного сознания, отрасль духовной культуры, учение о фундаментальных принципах бытия и познания, о мире и человеке в целом, об отношениях человека к миру, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Философия формулирует систему обобщенных теоретических знаний о мире и месте человека в этом мире, составляя основу мировоззрения. Она изучает гносеологическое, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношения человека к миру. Будучи отражением действительности, в т.ч. и социальной, философия, в свою очередь, оказывает мощное влияние на общественное бытие, способствуя формированию новых идеалов и ценностей. В отличие от конкретных наук, которые изучают отдельно взятую конкретную реальность, философия представляет целостную картину бытия, отражает мир через мудрость, через отношение человека к этому миру. Всеобщие принципы, законы и категории философии пронизывают всю ткань знаний, открывая всеобщее, необходимое и существенное в конкретных науках, которые в свою очередь обогащают философию фактическим материалом, необходимый для философских выводов.

Все формы общественного сознания образуют целостное единство, систему и взаимодействуют между собой. Некоторые формы (политика и право) непосредственно связаны с жизнью общества, с экономическими отношениями. Другие (мораль, искусство и философия) стоят дальше от экономического базиса, взаимодействует с ним опосредовано. Мораль, искусство и религия отражают бытие на эмпирическом уровне, наука и философия – на теоретическом уровне. Политика, право, мораль отражают отношения между людьми, искусство и наука – отношения между субъектом и объектом.

Изучая общественное сознание, мы выделяем массовое сознание и общественное мнение. Массовое сознание – совокупность знаний, представлений, норм, ценностей масс индивидов, которые формируются в процессе их совместной деятельности и общения. Формируется как результат обыденного сознания и теоретических знаний. Массовое сознание отличается от общественного сознания, которое является совокупностью знаний индивидов прошлого, настоящего и будущего. Оно есть совокупность всех знаний различных отраслей, отражающие общественное бытие. Массовое сознание есть частный случай общественного сознания, есть фактическое сознание, сознание определенных масс, тогда как общественное сознание имеет общечеловеческий характер, есть совокупность всех идей. Массовое сознание не есть что-то однородное, это множество разнородных концепций, взглядов, отношений касающихся различных проблем и аспектов социальной жизни. Она может быть охарактеризована по различным критериям, проблемам, в зависимости от субъектов этого сознания (массы, социальные группы, классы, общности). Массовое сознание носит отпечаток соответствующего общества, её социально-экономических, политических, культурных, национальных и т.д. характеристик. Она не ограничивается только данным обществом, современной эпохой, а преодолевает их рамки. Массовое сознание может быть изучено через общественное мнение.

Общественное мнение – совокупность концепций, взглядов, представлений, оценок различных событий и фактов действительности народными массами. Это специфический способ существования общественного сознания, есть сознание в действии, функционирующее сознание. Субъектом общественного мнения является различные группы людей, включая трудовые коллективы, профессиональные союзы, социально-демографичекие, территориальные, национальные общности, классы и общество в целом.

Главное содержание общественного мнения является информация и знания о фактах, событиях, явлениях и процессах, которые становятся в центре внимания публики. На основе этих знаний формируется оценочная сторона общественного мнения, в которой выражается мнение, позиция масс, принятие или отклонение, утверждение или порицание определенных актов, событий, поведений.

В общественном мнении входит и волевой компонент, который характеризует её как духовно-практическую деятельность. Общественное мнение играет большую роль в жизни общества, поскольку является своеобразным самоконтролем, формулирует и включает принципы и нормы общественного поведения и деятельности, выполняет регулирующую и воспитательную функцию. Общественное мнение изучается посредством социологических исследований и выражается как правило средне-статистически.

 

Литература

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

Ильенков Э.В. Проблема идеального.// Вопросы философии. 1979. № 6 - 7.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии. 1990. № 10.

Сартр Ж.П. Фрейд. М., 1992

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Тугаринов В.П. Философия сознания.М., 1971.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог умер». // Вопросы философии. 1990. № 7.

Цырдя Ф.Н. Социальная информация. Философский очерк. Кишинев, 1978.

 

Глава 12. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.