КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права и обязанности
I Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Социальный контроль так же, как культура и социализация, тесно связан с социальной структурой общества. Последняя представляет собой совокупность статусов и ролей, которая подобна переплетениям бесчисленных веток и ветвей, составляющих крону дерева. Статусы и роли — производные общественного разделения труда. Они осваиваются в процессе социализации. Социальная структура — анатомический скелет общества. Плоть, окружающая скелет, называется культурой, а цементирующим началом выступает социальный контроль, включающий нормы и санкции. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Строительными кирпичиками социальной структуры служат статусы и роли, которые связываются между собой функциональными отношениями. Они идеально подходят для этого. Ни индивиды, ни группы, ни нормы, ни.ценности строительными кирпичиками общественного здания выступать не могут. Ведь что из себя представляет здание вообще? Это совокупность несущих вертикальных опор, горизонтальных перекрытий, соединяющих узлов, входных отверстий и дополнительных элементов, создающих либо эстетический (интерьер, оконные и дверные украшения), либо психологический и гигиенический комфорт (балкон, санузел). Конкретные формы, архитектурные виды и особенности зданий многообразны и зависят от культуры народа, исторической эпохи, климата, таланта архитектора. Но основу здания составляют вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, функционально связанные между собой. То же можно сказать и об общественном здании. В нем также должны быть основные элементы, функциональная взаимосвязь которых образует каркас общества. Это социальные статусы и роли, функционально связанные благодаря общественному разделению труда. Социальные статусы — "водитель", "мать", "президент", "журналист", "мужчина", "спортсмен" и т.п. — всего лишь пустые ячейки. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы обществу. Без них оно не сможет функционировать. Они полезны ему: врач нужен, чтобы лечить, учитель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте и выполняет какую-то важную общественную функцию. Представим себе общество, где один человек выполняет все функции: он и вождь, и военачальник, и лекарь, и дровосек, и портной. Сможет ли такое общество нормально развиваться? Конечно, нет. Каждую функцию "мастер на все руки" будет выполнять кое-как, ему не хватит ни времени, ни умений. В таком обществе отсутствует разделение труда. Разделение возникает, когда разные функции закрепляются за разными группами специально подготовленных людей. Это называется специализацией. Современное общество — общество специалистов, а не дилетантов. Специалистам приходится между собой как-то кооперироваться, они не могут обойтись друг без друга: пекарю нужны сапоги, дом, крепкое здоровье и обучение детей, поэтому он обменивает продукты своего труда на товары и услуги сапожника, строителя, врача и учителя. А те, в свою очередь, поступают точно так же. Так и формируется функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда. А специализация и кооперация труда составляют суть общественного разделения труда. Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д.С Мейн придал ему социологическое звучание. Статус — социальное положение человека в обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. "Водитель" — профессия; "работник наемного труда, получающий средний по размерам доход" — экономические черты; "член демократической партии" — политическая характеристика; "мужчина в возрасте 40 лет" — демографические свойства (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон. Каждая позиция, или ячейка, наделена кругом предписанных прав и обязанностей. Благодаря им и получается функциональная взаимосвязь ячеек. Мы знаем обязанности отца по отношению к сыну и сына по отношению к отцу; офицера — по отношению к солдату, и наоборот. Они зафиксированы в инструкции либо закреплены обычаем. Права и обязанности — элементы общественного разделения труда. Оно подразделяется на несколько видов: половозрастное разделение труда, профессиональное разделение труда, политическое и экономическое. Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальной структуры (стеми же названиями). Таким образом, общественное разделение труда, как и социальная структура, — это обобщенные характеристики. Итак, общественное разделение труда формирует каркас общества, Социальная структура Кооперация Специализация Обязанности Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других людей. Обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Стало быть, от того, как расположены и как соотносятся права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества. Задание Попробуйте описать распределение прав и обязанностей во времена Киевской Руси, Московского княжества, Российской империи, советской России и в современной России. Дайте общую характеристику, сравните исторические периоды. Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить неустойку, могут пострадать его имидж и репутация либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то его лишали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они много- образны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени. Таким образом, строительные кирпичики здания социальной структуры — статусы и роли — имеют три грани: "ширину" (права), "длину" (обязанности) и "высоту" (ответственность). Мы получили трехмерное изображение общественной жизни. Все три грани — неотъемлемые атрибуты общественного разделения труда, но и сам статус — порождение такого разделения. Ведь он описывает место индивида в системе общественного разделения труда, которая пронизывает все общество. Благодаря трехмерной форме наши "кирпичики" плотнее прилегают друг к другу, образуя единое целое. Грани "кирпичиков" соединяются между собой самым крепким "цементом" — социальными нормами, так как они "замешаны" на законах, нравах, обычаях и традициях. За их соблюдением, как мы уже отметили, тщательно следит любое общество. "Строительство" тянется медленно — целыми веками, — зато "здание" получается очень прочное. Там, где спешат, составляют законы на скорую руку, придумывают искусственные обычаи и обряды, кое-как распределяют права и обязанности, наконец, не следят за соблюдением ответственности всех должностных лиц, включая самых высших, прочный общественный фундамент создать невозможно. Задание Попытайтесь проиллюстрировать описанную закономерность на примере советского прошлого и сегодняшней России: какие искусственные обычаи пытались ввести, в чем выражалось неправильное распределение обязанностей и прав, за что были ответственны и неответственны высшие должностные лица, рядЬвые граждане? Итак, нами рассмотрены "строительные кирпичики" социальной структуры общества. Они описываются следующими ключевыми понятиями: Права Обязанности Ответственность СТАТУС Статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией министра образования, департамента образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном). Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Задание Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2 — 3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее. Главный статус В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчины — и прежде, и теперь — статус, связанный с основным местом работы или занятием: "директор коммерческого банка", "научный сотрудник", "полицейский", "рабочий на промышленном предприятии" и т.д. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров — должность или иерархический ранг. Задание 1. Определите свой главный статус, а также главные статуты 2. Некоторые статусы являются настолько яркими, что
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |