Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальное воспитание детей с проблемами. Играявляется методом стимулирования музыкальной деятель­ности и может служить прекрасным средством активизации про­цессов непроизвольного запоминания у детей




Играявляется методом стимулирования музыкальной деятель­ности и может служить прекрасным средством активизации про­цессов непроизвольного запоминания у детей, повышения ихинтереса к окружающему миру, к разнообразным видам музы­кальной деятельности. Этот метод используется в процессе работы с детьми с такими нарушениями в развитии, как нарушение слу­ха, зрения, задержка психического развития, умственная отста­лость.

Большая роль в процессе обучения детей с нарушением в раз­витии отводится дидактическим играм. С их помощью у детей гораздо быстрее формируются представления о свойствах музы­кального звука, отдельных средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обу­чения и используется при усвоении любого программного музы­кального материала в разнообразных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности детей. Она позволяет обеспечить ре­бенку с проблемами в развитии необходимое количество повто­рения определенных действий, операций на различном музыкальном и другом художественном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым за­даниям. Используя дидактические игры «Узнай инструмент», «Сложи ритмический рисунок», «Качели» и др., можно форми­ровать у таких детей представления о свойствах звука (тембре, ' ритме, высоте).

В специальную группу методов обучения можно выделить при­менение ТСО (технических средств обучения), среди которых ви­деоаппаратура и киноаппаратура, диапроектор, музыкальные цент­ры, магнитофонные устройства, электропроигрыватель, радио и телепередачи, компьютерные программы и др.

Эти средства расширяют возможности педагога, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным, убедитель­ным. Не всем детям доступно посещение театров, музеев, картин­ных галерей, непосредственное восприятие произведений миро­вой художественной культуры. Здесь технические средства незаме­нимы.

Кроме того, существуют специальные технические средства, без которых невозможно обучение детей, например, с нарушени­ем слуха. При обучении слушанию музыки детей с нарушением слуха используются слуховые аппараты, благодаря которым дети способны выделять музыкальные звуки из звуков окружающего мира, дифференцировать их, различать характер, отдельные фраг­менты музыкального произведения.

 

Методы воспитания

К методам воспитательного воздействия принято относить мето­ды словесного разъяснения и воздействия на чувства учащихся — убеждение, пример, а также методы организации деятельности учащихся (приучения, упражнения) и методы стимулирования поведения (поощрения, наказание, метод оценки).

Эти методы применяются в комплексе, поэтому классифика­ция их условна. Рассмотрение же каждого метода в отдельности позволяет выделить их характерные особенности, преимущества.

Метод убеждения по отношению к маленькому ребенку пре­дусматривает необходимость привлечь его внимание к музыке, кособенностям ее звучания, вызвать к ней интерес, желание ее слушать, понимать, что в музыке отражается окружающая дей­ствительность.

Педагог создает условия для общения ребенка с музыкальным искусством, тем самым насыщая его эстетическими впечатления­ми и вызывая ответный эмоциональный отклик. В связи с этим очень важно создать в дошкольном учреждении соответствую­щую музыкально-эстетическую среду, отбирая для слушания и исполнения детьми музыкальные произведения, обладающие вы­сокими художественными качествами. Убеждать, как отмечает Н.А. Ветлугина, можно только самим эстетическим окружением, самим искусством, приобщая к нему ребенка и воспитывая у него Потребность в постоянном общении с прекрасным.

Среди методов убеждения ведущую роль играют методы сло­весного воздействия, которые могут применяться в форме фронтальной или индивидуальной беседы с детьми. Методика проведе­ния беседы определяется возрастными особенностями детей и об­щим уровнем их воспитанности. Целью индивидуальных бесед яв­ляется формирование у ребенка правильной самооценки, помощь в выявлении индивидуальных интересов, связанных с разнооб­разными видами музыкальной деятельности. Очень важно настро­ить ребенка на активную музыкальную деятельность.

Убеждение применяется, если необходимо что-то разъяснить ребенку в процессе восприятия музыки, сообщить информацию, которая может оказать положительное воздействие на его созна­ние. Основными приемами убеждения являются разъяснение с опорой на личный опыт ребенка, приведение ярких образных примеров из жизни, искусства, постановка вопросов, стимулирующих активную мыслительную деятельность.

Словесное убеждение может применяться в сочетании с наглядным. Так, например, восприятие образа музыкального произведения в сочетании с поэтическим словом и восприятием худо­жественного образа на картине, книжной иллюстрации и т.д. могут оказать сильное, незабываемое впечатление на ребенка, вызвать у него гамму разнообразных переживаний и желание еще J раз пережить это чувство. Это воздействие должно быть непос­редственно обращено к сознанию ребенка, вызывая эмоциональ­ный отклик.

Метод убеждения требует от педагога не только знания пред­мета беседы, но и коммуникативных умений, а также знания пси­хологических особенностей детей, их жизненного опыта. Сопри­косновение с музыкальным искусством помогает ребенку понять и почувствовать его благотворное влияние, силу воздействия, осо­знать, что на примерах этого искусства можно научиться добру, умению видеть красоту, ценить ее, оберегать, самому создавать прекрасное в жизни и в посильной музыкально-эстетической дея­тельности.

К методам организации детской художественной деятельности можно отнести упражнение в музыкально-эстетических действиях и приучение к разнообразным видам музыкальной деятельности.

Упражнения способствуют возникновению устойчивого инте­реса к музыке, к практической музыкальной деятельности, к эстетическим поступкам, а также формируют прочные навыки этой деятельности, т. е. постоянное стремление и желание совер­шать эстетические действия.

Упражнения должны варьироваться. Надо ставить ребенка в по­исковые и проблемные ситуации и предоставлять ему возмож­ность каждый раз самостоятельно искать способы решения по­ставленной задачи.

Приучение играет немаловажную роль в художественном воспитании ребенка. Педагог на восприятии образцов высокого музыкального искусства воспитывает у детей потребность в красоте, нетерпимость к уродливому, безобразному.

Следует стимулировать положительную мотивацию музыкаль­ной деятельности, которая может быть обеспечена такими мето­дами и приемами, как:

Ø показ готового образца (исполнение песни, пьесы для игры в оркестре и др.);

Ø применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (предложение сочинить песенную импровизацию, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т.д.);

Ø использование занимательных упражнений;

Ø применение игровых ситуаций;

Ø создание «ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний;

Ø использование специального оборудования и различных мате­риалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий, элементов те­атральных костюмов, различных атрибутов — цветных платочков, ленточек, мячей и др.);

Ø наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них.

В музыкальной деятельности эмоционально-выразительное ис­полнение педагогом музыкального репертуара является не только примером исполнения, оно вызывает у детей сопереживание тем чувствам, которые выражены в том или ином музыкальном про­изведении, желание исполнить его так же выразительно.

Использование метода творческих заданий у детей с проблема­ми в развитии находится в прямой зависимости от степени разви­тия их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.

Как известно, в дошкольном возрасте у детей с отклонениями наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Кор­рекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении организуется в два этапа: первый этап — про­педевтический, где формируются предпосылки творческого во­ображения, второй — основной, в процессе которого формиру­ются самостоятельные творческие проявления детей в художествен­ной деятельности.

Под «ситуацией успеха» понимается субъективное состояние Удовлетворенности итогом физического и психического напряже­ния исполнителя.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии. В музыкальном воспитании «ситуация успеха» достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов музыкальной дея­тельности. Это могут быть исполнение любимой песни, слушание музыкального произведения, музыкальная игра и др. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и по­сильным. Он должен видеть или ощущать положительный резуль­тат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребе­нок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает ро­бость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе развития. Необходимо определенное влияние взрослого, которое заклю­чается в «снятии» у ребенка страха перед новой деятельностью, новым заданием, порожденного неуверенностью в себе. Помощь педагога в этом случае направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Важно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с заданием.

Использование специального оборудования, разнообразных ма­териалов для музыкальной деятельности позволяет создавать на занятиях и вне их особую художественную атмосферу, в которой наиболее успешно происходит процесс художественного воспи­тания и реализуются личностные потребности и возможности ре­бенка с проблемами в развитии. Таким оборудованием может быть разнообразный художественно-демонстративный материал (реп­родукции картин художников, предметы народных художествен­ных промыслов, театральные костюмы, элементы декораций, музыкальные инструменты и др.).

«Ситуацию успеха» создает и положительный эмоциональный фон в процессе организуемых педагогом музыкальных занятий, что благотворно сказывается на формировании у детей инициати­вы, самостоятельности, интереса к музыке и музыкальной дея­тельности.

Наблюдение детьми культурно-досуговых мероприятий — это источник новых впечатлений, эмоциональных переживаний, ко­торые стимулируют у детей потребность в подобной деятельно­сти, желание лично участвовать в организуемых педагогом музы­кально-литературных композициях, музыкальных концертах, спек­таклях, праздничных сценариях и т. д.

Обогащение новыми музыкально-эстетическими впечатления­ми предполагает организацию наблюдений в окружающем мире, посещение театров, музеев, просмотр мультфильмов, видеофиль­мов и т.д.

Приучая детей видеть прекрасное в жизни, в музыкальном ис­кусстве, упражняя их в эстетических действиях, педагог может применять методы, стимулирующие музыкально-эстетическую дея­тельность детей, побуждающие к активным практическим дей­ствиям, связанным как с восприятием музыкальных произведе­ний и их оценкой, так и с участием в разнообразных видах музы­кальной деятельности.

Среди таких методов можно выделить методы стимулирования поведения — поощрение, наказание, которые применяются в раз­ной форме, в зависимости от сложившейся ситуации, от индиви­дуальных особенностей ребенка, от темы беседы и др.

Цель поощрения — побудить ребенка интереснее, активнее про­являть себя в музыкальной деятельности. Поощрением могут быть похвала, благодарность. Поощряя в детях прилежание, трудолю­бие, настойчивость и другие качества, необходимые для занятий музыкально-эстетической деятельностью, педагог тем самым со­здает условия для развития этой деятельности. Он побуждает ре­бенка к индивидуальным проявлениям в музыкальной деятельно­сти, убеждая его в том, что эта деятельность принесет пользу и ему самому, и окружающим.

В поощрении нуждаются и дети, неуверенные в себе, в своих силах, и дети, которые демонстрируют успехи в той или иной деятельности. Для таких детей очень важны одобрение, похвала педагога, слова, обнадеживающие ребенка, придающие ему уве­ренность.

Наказание должно быть справедливым, соразмерным тому неблаговидному поступку, который совершил ребенок, и на­правленным на осознание им своей вины. По существу оно при­ближается к методу убеждения. Наказание требует от педагога такта и хорошего знания индивидуальных и психологических особенностей детей. Оно зависит от возраста детей. Мерой на­казания может быть порицание педагога, индивидуальное за­мечание, сделанное в такой форме, чтобы ребенку был поня­тен его смысл, чтобы он осознал, что его поведение не одобря­ется окружающими.

Ребенок часто испытывает потребность в оценке своих дей­ствий, поступков. Особенно это важно для старшего дошкольни­ка. Поэтому педагог использует метод оценки. Оценка стимулиру­ет музыкальную деятельность, помогает формированию у ребенка системы эстетических норм и ценностей. Оценка может быть вы­ражена в виде вербальных суждений (например: «Молодец! Ты очень хорошо спел песню» или «Ты неплохо изображал лисич­ку, но, думаю, можешь сделать это еще лучше, если постара­ешься»).

Оценка может быть выражена и в скрытой форме, например, педагог мимикой выражает одобрение или неодобрение деятель­ности ребенка. Давая оценку деятельности ребенка, педагог тем самым «поднимает» его в собственных глазах и в глазах его сверстников. Для детей с отклонениями в развитии это обстоятель­ство играет немаловажную роль, вселяя в них уверенность в свои силы.

Применение методов музыкального обучения и воспитания в специальной педагогике, как отмечает Н. М. Назарова, осуществ­ляется с учетом специфики каждой категории детей с отклонени­ями в развитии и необходимости обеспечения их особых потреб­ностей. При этом задачи музыкально-эстетического развития не­посредственно связаны с общей коррекционно-педагогической ра­ботой.

Методы музыкального обучения и воспитания отбираются и применяются в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей в процессе общения педагога с детьми на музыкальных занятиях и других форм организации музыкальной деятельности детей.

Усилия педагога-музыканта должны быть направлены на твор­ческий поиск и постоянную разработку специальной коррекционной технологии, предназначенной для конкретных категорий детей. Отбор всех элементов этой технологии музыкально-эстети­ческого воспитания должен производиться целенаправленно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ха­рактера и степени выраженности нарушения в развитии, а также особенностей музыкального искусства и специфики его восприя­тия детьми.

Задача педагогического воздействия на детей с проблемами в развитии заключается в приобщении ребенка к миру музыкаль­ного искусства, формировании у него необходимых знаний и практических умений в разнообразных видах музыкальной деятельности. Педагог должен помочь скорректировать отстава­ние в развитии ребенка, стимулировать его самостоятельные дей­ствия, позволяющие более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.

Обучая и воспитывая ребенка, педагог, прежде всего, опирается на положительные тенденции в развитии личности, а также на те сохранные функции организма, которые присущи той или иной категории детей с нарушением в развитии. Стимулирование этих функций, опора на них направляют усилия детей на преодоление отставания в развитии и вселяют в них уверенность в собственных силах.

Наибольший эффект в музыкальном воспитании и обучении может быть достигнут только при умелом, гибком использовании педагогом разнообразных методов в их разнообразных сочетаниях. В этом случае применяемые методы и приемы должны быть адек­ватны нарушению в развитии ребенка и способствовать коррекции вторичных отклонений. В противном случае они не являются эффективными.

 

Глава 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.