Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 4. Системы человек-машина 3 страница




Оно состоит из миниатюрной оптоэлектронной камеры, пластинки с микровибраторами и преобразователя сигналов. Во время чтения человек помещает указательный палец одной руки на пластинку с микровибраторами (2,5 см х 1,0 см; 144 микровибратора), а другой рукой перемещает оптоэлектронную камеру вдоль строк книги. Буквы и любые другие знаки последовательно воспроизводятся на пластинке и воспринимаются пальцами (рис. 3.15). При сравнительно небольшой тренировке скорость чтения достигает 40–50 слов в минуту.

 

Взаимодействие анализаторов при приеме информации

 

Анализаторы человека, различные каналы приема информации функционируют не изолированно друг от друга. Они представляют собой единую систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны. Воздействие раздражителя на какой-либо анализатор не толь вызывает его прямую реакцию, но и приводит к определенным изменениям процессов функционирования всех других анализаторов. Вместе с тем прямая реакция любого анализатора зависит от состояния всех других.

Межанализаторные связи могут быть двух видов: активирующие и информирующие.

Активирующие связи приводят к изменению чувствительности анализатора под влиянием различных побочных раздражителей, связи могут быть как безусловнорефлекторными, так и условнорефлекторными. На содержание возникающих в процессе приема информации чувственных образов они не оказывают существенного влияния.

Информирующие же связи оказывают прямое влияние на содержание возникающих образов. К ним относятся разнообразные ассоциации ощущений, перевод ощущений одной модальности в другую и т. д. В процессе формирования информирующих связей и при их проявлении важную роль играет память.

На основе рассмотренных связей и взаимодействия анализаторов и процессе развития человека формируются функциональные системы.

Так как функциональные системы формируются в процессе естественного развития человека, а их структура и организация определяются общими условиями его жизни и деятельности, то в особых, специфических условиях возможен конфликт между ранее сформировавшимися функциональными системами, с одной стороны, и условиями и требованиями новой трудовой деятельности – с другой. Результатом этого может явиться нарушение пространственной ориентировки, возникновение различных иллюзий и т. п.

Чтобы предотвратить подобные нарушения адекватности ощущений, очевидно, необходимо перестроить сложившиеся ранее функциональные системы или сформировать новые путем специальной тренировки в соответствии с новыми условиями трудовой деятельности.

Большое количество сенсорных входов человека позволяет пережевать ему информацию различными способами. В принципе, одна и та же информация при соответствующем кодировании может быть передана через любой анализатор. При этом возможно модулирование не одного, а нескольких параметров физического процесса, несущего информацию. Так, например, использую в качестве сигнала оптический раздражитель, можно менять его яркость, цвет, положение в пространстве, форму и т. д.

Система анализаторов человека является многоканальной и обладает огромными возможностями по приему информации. Однако при разработке и создании индикационных устройств эти возможности используются далеко не полностью. В основном технические средства отображения рассчитываются на визуальный прием информации, и гораздо реже используется слуховой канал. Остальные анализаторы почти никогда не принимаются в расчет. Стремление конструкторов все сигналы переводить только в визуальную форму вряд ли является оправданным, так как при этом сильно перегружается зрительный анализатор, а возможности человека использовать другие анализаторы не реализуются.

Проблема разгрузки зрения является частью более общей проблемы выбора вида анализатора и рационального распределения поступающей информации между разными анализаторами. Известно, что каждый анализатор в отношении приема сигналов имеет свои преимущества и свои недостатки. Так, слух имеет некоторые преимущества в приеме непрерывных сигналов, а зрение – в приеме дискретных. Время простой реакции на звук меньше, чем на свет, но самая короткая реакция – на тактильный раздражитель. Слуховой и зрительный анализаторы принимают информацию, находясь на расстоянии от ее источника, а тактильный – при непосредственном воздействии (прикосновении). Различна и разрешающая способность анализаторов.

Индикаторы, рассчитанные на визуальный и слуховой прием информации, вряд ли во всех случаях жизни являются лучшими. По-видимому, иногда целесообразно использовать и другие анализаторы. Например, сигнал опасности может быть адресован болевому анализатору, который окажется более эффективным, чем визуальный и слуховой. В сложной обстановке эти анализаторы могут просто не принять (пропустить) сигнал опасности. Поэтому при выборе вида анализатора во всех случаях нужно иметь в виду наличие межанализаторных связей, которые могут обеспечить как искусственную стимуляцию этих анализаторов, так и торможение их активности. Правильно выбрать вид анализатора (или модальность сигнала) – это значит повысить надежность приема и переработки информации, а следовательно, и надежность работы всей системы управления.

В некоторых случаях средством повышения надежности передачи информации может быть дублирование сигнала в разных модальностях, т. е. одновременная или последовательная посылка его к разным анализаторам. Это средство особенно целесообразно при передаче сигналов о маловероятных событиях. Однако сразу же необходимо отметить, что при решении оператором сложных задач, особенно если оператор не имеет достаточной тренировки, дублирование сигнала в разной модальности может вызвать дополнительные трудности. В результате надежность работы оператора может быть снижена.

Таким образом, при конструировании индикаторов кроме изучения возможности только соответствующего анализатора, необходимо учесть межанализаторные связи, формирующиеся функциональные системы и те общие условия, в которых будет работать человек-оператор. Определяя оптимальный способ сигнализации об управляемых объектах, необходимо по возможности учитывать всю систему раздражителей, действующих на все анализаторы человека.

Подробный анализ специальных условий труда оператора в системе управления позволяет решить вопрос о том, какая функциональная система анализаторов должна быть сформирована у оператора для приема сигналов. Изучение структуры и динамики функциональных систем (выявление относительной роли и последовательности включения анализаторов в деятельность по приему сигналов) является предпосылкой эффективной разработки технических устройств ввода и вывода информации. Одновременно с этим знание особенностей и путей формирования функциональных систем анализаторов необходимо для определения методов обучения операторов и конструирования учебной техники (тренажеров, стендов, макетов и т. д.).

 

 

Хранение и переработка информации оператором

Характеристика памяти

 

Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе ее анализирует и преобразует. В процессах переработки информации решающая роль принадлежит памяти и мышлению.

В деятельности человека, управляющего машинами по приборам, в том или ином виде проявляются все основные формы памяти: кратковременная (непосредственная, или иконическая, и оперативная) и долговременная. Формы памяти, как видно из обозначающих их терминов, различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обеспечивает хранение поступившей информации в течение коротких промежутков времени (секунды и минуты), долговременная – в течение длительного времени (дни, месяцы, годы).

Кратковременная память подразделяется на непосредственную (иконическую) и оперативную. В непосредственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она недолго: всего несколько секунд. Непосредственное запоминание – это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти – сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Соотношение между перечисленными формами памяти зависит от задач, решаемых системой «человек – машина», и от структуры деятельности оператора. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других – долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Показано, что существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее «сбрасывания», т. е. исключения информации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Объем оперативной памяти определяется не количеством сохранения информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания. Человек может точно повторить 9 двоичных цифр, около 8 десятичных, 7 букв алфавита, 5 односложных слов (рис. 4.1). При увеличении количества информации, приходящейся на один стимул, общее количество запоминаемой информации возрастает.

Объем долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к необходимому числу повторений, определяется количеством принимаемой информации.

Кратковременная и долговременная память имеют различные функции в организации поведения. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

Психологи исследовали объем долговременной памяти на материале запоминания чисел. Полученные результаты зависимости объема памяти от количества запоминаемой информации показаны на рис. 4.2. Из этого графика видно, что объем памяти зависит от количества информации. Эта зависимость обратно пропорциональна. Кривая ее выражает функцию , где у – объем памяти, а х – количество информации. Из этой зависимости становится очевидным, что увеличение информации снижает объем запоминаемого материала, а уменьшение увеличивает его.

Результаты проведенных экспериментов говорят о том, что из разных по длине сообщений запоминаются лучше те, которые несут меньше новой информации. С увеличением количества информации и числа символов объем памяти уменьшается. Следовательно, чтобы увеличить объем запоминаемого материала, надо: уменьшить количество информации, сократить количество запоминаемых символов путем укрупнения «кусков» информации, одновременно уменьшить и количество информации, и количество запоминаемых символов.

Дальнейшие исследования позволили установить, что в случае запоминания информации на короткий срок (кратковременная память) объем памяти в решающей степени зависит от количества запоминаемых символов. Объем долговременной памяти в большей мере зависит от количества информации.

Запоминание. Характер запечатления, его сила, яркость и четкость зависят, с одной стороны, от особенностей воздействия отражаемых человеком предметов и явлений, а с другой – от характера деятельности и психологического состояния человека, т. е. от его активности.

Исследования показывают, что для облегчения запоминания, увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональная группировка исходного материала, переход на более крупные оперативные единицы памяти. Кроме того, можно указать на следующие приемы:

в определенных условиях переход на более длинный алфавит,
на укрупненные оперативные единицы памяти оказывается выгодным, ибо позволяет сократить количество символов в запоминаемом
материале без увеличения количества информации;

для облегчения запоминания важное значение имеет нахождение в запоминаемом сообщении избыточной информации;

один из способов сокращения информации состоит в перекодировании запоминаемых символов.

Для сознательного и активного развития, а равно и самовоспитания памяти полезно знать следующие основные правила запоминания материала.

Большую роль при запоминании играет направленность на прочность запоминания. Экспериментально доказано, что если перед человеком ставится задача запомнить материал на короткий срок или надолго, то во втором случае материал хранится более длительное время, чем в первом. Это различие в прочности объясняется тем, что установка, мнемоническая направленность на долгое запоминание материала вызывает более активную, сложную деятельность мозга при запоминании. Материал более выгодно группируется и более тщательно перекодируется и осмысливается. Из этого следует психолого-педагогический вывод: очень важно, чтобы учащиеся знали не только то, какой материал надо запомнить, но и с какой полнотой и прочностью. Активность запоминания в решающей степени зависит от характера деятельности обучаемых.

Традиционная психология всегда подчеркивала преимущество произвольного, преднамеренного запоминания перед запоминанием непроизвольным, непреднамеренным. Однако опыты, проведенные психологами, существенно поколебали это утверждение. Было установлено, что при определенной организации деятельности человека непреднамеренное запоминание может дать более высокие результаты, чем преднамеренное.

Жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают огромное превосходство осмысленного запоминания над механическим. По данным профессора Н.А.Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического. В чем же причина столь существенного различия? Прежде всего в том, что механическое запоминание основано главным образом на многократном повторении запоминаемого материала.

Осмысленное же запоминание основывается на сокращении количества запоминаемой информации, установлении в запоминаемом сообщении избыточной информации, на перекодировании, т. е. на понимании запоминаемого материала. Новые связи здесь образуются с использованием старых, ранее сформированных знаний. Смысловое запоминание является более экономным, емким и продуктивным.

Отдавая предпочтение осмысленному запоминанию, не следует отрицать важное значение и механического запоминания.

При определенных условиях эффективным способом запоминания может быть перевод словесной информации в наглядные образы (например, зрительно представляемые схемы).

Это вовсе не означает, что надо стремиться во всех случаях трансформировать словесную информацию в зрительную. Образы обладают большой информационной емкостью, но в отрыве от слова они плохо включаются в ранее приобретенную систему связей. Наилучшие результаты с точки зрения запоминания, как показали экспериментальные исследования, достигаются в случае сочетания образа и слова. В наибольшей степени такое сочетание, единство достигается в кино и телевидении. В настоящее время эти технические средства дают наиболее эффективный способ передачи информации человеку. Вместе с тем они являются очень действенным средством для развития памяти. Именно этим средствам обучения принадлежит большое будущее. Продуктивность запоминания теснейшим образом связана с эмоциональной сферой личности обучаемого. Известно, что события, вызвавшие эмоцию, хранятся в памяти человека в течение более длительного времени, чем нейтральные события.

Обычно считается, что память обращена только к прошлому. Между тем, как показывают исследования, ее важнейшей детерминантой является предвидение возможных событий (прогнозирование) и планирование предстоящей деятельности. Иначе говоря, объем и точность запоминания зависят не только от того, что человек делал в прошлом, но и от того, что он предполагает в будущем. В экспериментах Б. Ф. Ломова и А. К. Осницкого было выявлено влияние вероятностного прогнозирования на непреднамеренное запоминание событий. Предсказания и планы образуют как бы своеобразную координатную систему (систему «опорных точек»), относительно которой оцениваются действительные исходы событий. Эта система, определяемая стратегией прогнозирования, запоминается в первую очередь и служит как бы канвой для непреднамеренного запоминания действительных событий. Иначе говоря, запоминание происшедшего события зависит от того, насколько точно оно было предсказано.

Как же информация хранится в памяти человека? Оказывается, воспринятый материал не просто находится в мозге, он продолжает «ассимилироваться» мозгом и преобразовываться. Хранение информации, кроме того, связано с некоторой ее потерей. Воспринятая информация как бы рассеивается, теряется или, как мы говорим, забывается.

Забывание – довольно сложный и неравномерный процесс. Кривая забывания характеризуется прежде всего стремительным падением вниз, сразу же в первые часы после запоминания материала. Оказалось, что усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые девять часов: со 100% она падает до 35%. Потеря информации составляет более двух третей от первоначального объема. Соответствующие подсчеты показывают, что процент сбережения усвоенного материала обратно пропорционален логарифму времени.

В психологии выделяют три вида забывания: 1) потеря информации из-за того, что она не используется, 2) потеря информации в результате интерференции (проактивной и ретроактивной), 3) забывание, обусловленное мотивацией.

Считается, что причиной первого вида забывания является «стирание следов» в нервной системе. Второй вид обусловлен действием закона индукции нервных процессов (отрицательной индукцией, т. е. развитием процесса торможения под влиянием возбуждения).

Проактивная интерференция возникает как результат влияния предшествующей деятельности на последующую (информация, запомненная во время деятельности, которая уже закончена, мешает запоминанию новой информации). Ретроактивная интерференция – это отрицательное влияние последующей деятельности на предшествующую (новая информация как бы подавляет старую).

Третий вид забывания выражается в том, что из памяти человека исключается тот материал, который противоречит мотивам деятельности (например, человек старается забыть то, что ему неприятно).

Потеря информации в кратковременной памяти связана главным образом со «стиранием следов», в долговременной – с нарушением системы кодирования информации.

Важное условие перевода информации из кратковременной памяти в долговременную – повторение запоминаемого материала. Одним из средств, препятствующих забыванию, является обзор (краткое воспроизведение) прошлого материала перед сообщением новых заданий.

Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Обычно мы судим о свойствах памяти по тому, насколько полно и точно человек воспроизводит запомненную информацию.

Так же как и запоминание, воспроизведение может быть преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным). В первом случае воспроизведение выступает как целенаправленный процесс восстановления хранимой информации. Иногда он связан с преодолением определенных затруднений. Во втором случае информация как бы всплывает сама собой. Эффективность воспроизведения, как преднамеренного так и непреднамеренного, существенно зависит от организации хранимой информации. Воспроизведение – это не просто механическая калька запомненного, а сложный процесс, включающий определенное преобразование информации. При произвольном воспроизведении человек пользуется определенными приемами поиска информации в памяти.

Экспериментально показано, что в условиях общения человека с другими людьми воспроизведение бывает более полным и точным по сравнению с воспроизведением в условиях индивидуальной деятельности. Стратегия поиска хранящейся в памяти информации в условиях общения также оказывается иной.

Проведено большое количество исследований по изучению взаимосвязи памяти, процессов восприятия и мыслительных процессов. Изучались характеристики оперативной памяти (объем, лабильность, точность и помехоустойчивость) при решении человеком сравнительно простых задач.

Сравнительные исследования эффективности различных кодов, используемых для передачи информации человеку: цифры, буквы, цвет, геометрические фигуры, конфигурации, – выявляют зависимость их эффективности от характера оперативных задач. Эти данные показывают, что при решении различных задач по-разному складываются взаимоотношения психических функций. В одних случаях ведущую роль играют процессы восприятия, в других – оперативная память, в-третьих – мыслительные процессы. Это, по-видимому, и объясняет указанные различия: код, оптимальный для одного процесса, может оказаться неоптимальным для другого.

Нагрузка на оперативную память особенно велика при решении оператором задачи упорядочивания объектов. Для оценки времени решения такого рода задач получена следующая эмпирическая зависимость:

где t(х,у) – время, затрачиваемое на один объект; х – число упорядочиваемых объектов; у – число параметров объектов.

При заданном числе параметров зависимость t от х выражается прямой линией (рис. 4.3). Угол наклона прямой изменяется вполне закономерно при увеличении числа параметров. При соответствующей тренировке влияние числа параметров на время решения задачи упорядочивания может быть снято. Анализ процесса тренировки показывает, что у испытуемых формируются более экономные маршруты поиска и упорядочивания, происходит автоматизация мнемонических действий. В ходе такой тренировки формируются все более и более крупные оперативные единицы памяти.

При решении оперативных задач, требующих значительной нагрузки на память, наиболее эффективными являются те коды, пользуясь которыми легче образовать более крупные оперативные единицы памяти. Проводилось сравнительное изучение одномерного, двухмерного и трехмерного способов кодирования с точки зрения легкости усвоения, скорости и точности опознания символов. Эти исследования показывают, что объем оперативной памяти находится в пределах 4–5 единиц. Число измерений символов (мерность кода) не оказывает на него существенного влияния. Вместе с тем объем оперативной памяти зависит от того, в какой мере запоминаемый материал поддается быстрой логической обработке. Такая обработка выражается прежде всего в группировке символов и перекодировании групп, т. е. в формировании более крупных единиц. Преобразование запоминаемого материала осуществляется двумя основными способами. Первый из них связан с уменьшением неопределенности материала за счет обнаружения его организации (избыточности), второй ведет к уменьшению неопределенности в материале путем внесения организации на основе соотнесения объектов по каким-либо выбранным испытуемым параметрам.

 

Оперативное мышление

 

Центральное место в деятельности оператора занимает решение тех или иных задач, возникающих в ходе процесса управления. Оператор, участвующий в сложных системах управления, имеет дело с проблемными ситуациями, он должен осмыслить их, выявить задачу и найти пути ее решения. При этом нередко оператор ограничен временем, опоздание становится равносильным ошибке и может привести к еще большему усложнению проблемной ситуации, а иногда и к частичному или полному нарушению работы всей системы.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление как социально обусловленный психический процесс неразрывно связано с речью (и языком). В отличие от ощущений, восприятий и представления мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, оперативное и теоретическое мышление.

Наглядно-действенное мышление – анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.

Наглядно-образное мышление – процесс трансформации перцептивных образов и представлений объектов (например, мысленное вращение объекта, его реконструкция и т. п.). Теоретическое мышление выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

Образное мышление – процесс отражения и соотношение текущей информации о состоянии объекта с ранее накопленной информацией. Понятийное и образное мышление в реальной трудовой деятельности выступают в тесном единстве, переходят одно в другое, что обеспечивает конкретное отражение проблемной ситуации.

Словесно-логическим или понятийным мышлением называется процесс отражения в создании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира.

Для инженерной психологии особое значение имеет оперативное мышление. Под оперативным мышлением понимается такой процесс решения практических задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему ее мысленных и практических преобразований. Проблема оперативного мышления была впервые наиболее полно раскрыта Б. М. Тепловым на примере деятельности полководца. Он показал, что для развитого практического интеллекта характерно умение «быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», т. е. то, что обычно называется интуицией, в которой своеобразно соединены образное (наглядное) и словесно-логическое мышление. Отражение общих свойств и существенных взаимосвязей между явлениями здесь сочетается с преобладанием наглядности. Наглядный образ ситуации как бы вбирает в себя всю ту сумму знаний, которая получена путем дискурсивного мышления. Интуиция предполагает высокое развитие пространственных и временных представлений. Выводы, к которым пришел Б. М. Теплов, представляют большой интерес для инженерной психологии, поскольку деятельность оператора во многих отношениях аналогична деятельности полководца (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение).

Основными компонентами оперативного мышления являются структурирование (которое проявляется в образовании более крупных единиц на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации) и формирование алгоритма решения (выработка принципов и правил решения задачи, а также в каждом конкретном случае определение последовательности действий). Выявлено три этапа процесса решения. На первом этапе наблюдается стремление действовать только с одним элементом ситуации: каждый элемент выступает здесь как одномерный вектор. На втором этапе имеет место группировка элементов определенным образом. Третий этап состоит в выработке общих принципов решения данной задачи, обеспечивающих соединение элементов в инвариантные подгруппы и разъединение неудовлетворительно (с точки зрения задачи) связанных элементов. В деятельности оператора существенную роль играет образное или наглядное мышление, т. е. оперирование представлениями реальной ситуации, воссозданными на основе принятой и декодированной информации.

Мышление оператора не исчерпывается принятием дедуктивных решений, так как его деятельность обычно протекает в затрудненных условиях, а обслуживаемая им техника чрезвычайно сложна. Поэтому оператор должен не только соотносить информацию с управляемым объектом, но и реконструировать ее.

В большинстве случаев оператор обнаруживает сигнал на фоне шумов. И здесь информация преобразовывается таким образом, что по заданному следствию нужно найти вызвавшую его причину. Только в этом случае оператор сможет уверенно выделить сигнал на фоне шума, восстановить искаженный образ сигнала. В отличие от дедуктивных решений, где оператор переходит на основе знания инструкции от причины к следствию, от сигнала к действию, в данном случае его мышление развивается как бы в противоположном направлении от следствия к причине. Движение мысли от следствия к причине принято называть абдуктивными операциями, а находимые таким путем решения – абдуктивными. Абдуктивные решения в отличие от дедуктивных характеризуются большей степенью неопределенности, так как одно и то же следствие (один и тот же сигнал) может вызываться (искажаться) разными причинами.

Процесс переработки информации человеком схематично можно представить себе в следующем виде (рис. 4.4). Первый шаг – выделение сигнала на фоне шумов (Д). Он включает процесс обнаружения и частичного опознавания. Уже на этом первом этапе определенную роль играют следы – энграммы, заложенные в памяти в прошлом опыте. Второй шаг – опознавание сигналов путем сравнения с эталонами – энграммами. Этот этап называется этапом предварительной обработки информации и включает в себя решение таких задач, как отнесение образа к классу и преобразование его в вид, удобный – для дальнейшей обработки информации и принятия решения. Третий и последующий шаги по переработке информации могут идти по двум каналам, которые принято считать самостоятельными, – поисковому и автоматизированному. В основе поискового канала лежат формирование и торможение условных рефлекторных связей типа ассоциаций по времени, сходству, противоположности и пространственному совмещению. При этом происходит преобразование (трансформация) образов, понятий, признаков. Механизм автоматизированного замыкания, очевидно, представляет собой прочно закрепленные условнорефлекторные связи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.