Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления




Умения

I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Тема 1. Введение в общую психологию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Основы психологии»

для студентов непсихолого-педагогических специальностей

 

  Лекции Сем. зан. КСР
1. Введение в общую психологию.      
2. Психические процессы.      
3. Психические состояния      
4. Введение в психологию личности.      
5. Психологическая структура личности.      
6. Самосознание личности и ее поведение.      
7. Введение в социальную психологию.      
8. Личность и малая группа.      
9.Личность и межличностные отношения      
10. Конфликты.      
       
Всего:      

результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- предмет и задачи психологии;

- основные научные направления психологии;

- методологические принципы психологического исследования;

- анализировать основные категории психологии;

- рассматривать психологические явления с различных научных позиций;

- применять на практике основные методологические принципы психологии.

 

II Академический текст.

План

1.Психология как наука. Отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками.

2.Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления

другими науками.

3.Предмет психологии. Общее понятие о психике.

4.Методологические принципы и методы современной психологии.

 

 

1.Психология как наука. Отрасли психологии.

Взаимосвязь психологии с другими науками.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом

психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности

возникновения, формирования и развития психики человека в фило- и онтогенезе.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Психика человека изучается отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками, через медицинскую психологию и патопсихологию - с медициной и т.д.).

Т.О. психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

В истории психологии условно выделяется четыре этапа развития психологического знания.

1 этап психология как наука - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поведение не учитывались.

4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и закономерности психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В.М. организовал подобную лабораторию в России.

Активное развитие психологии привело к появлению нескольких научных направлений и школ. Их различия особо ярко проявлялись в выборе предмета исследования. Так бихевиоризм в качестве предмета психологии рассматривал поведение, которое понималось как совокупность реакций на внешний стимул. С позиции психоанализа основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Гуманистическая психология утверждает, что развитие человека не является заложником прошлого и окружающей среды, оно обусловлено теми целями, которые человек перед собой ставит. Когнитивная психология при объяснении поведение человека учитывает то, как происходит восприятие, обработка информации и принятие решения. Гештальтпсихология использует для объяснения сложных психических процессов принцип их целостности.

3.Предмет психологии. Общее понятие о психике.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика - это субъективное отражение объективного мира. Психика - это не вещь и не предмет, а скорее процесс.

Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны:

1. познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение),

2.эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и

3. поведенческую (воздействие на окружающий мир).

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на

1. познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание);

2. эмоциональные (чувства- страх, гнев, радость и др.);

3. мотивационные (потребности, мотивы).

Психические состояния -целостные устойчивые личностные образования, определяющие своеобразиепсихической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические стояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния отдельных общностей людей (групп, народов, обществ).

Психические состояния можно классифицировать по таким основаниям:

1) в зависимости от ведущих компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные;

2) в зависимости от времени протекания — кратковременные, длительные;

3) в зависимости от влияния на личность, особенности ее деятельности - стенические (повышающие жизнедеятельность и активность), астенические;

4) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные; 5) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень жизнедеятельности, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно, оно является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства образуют сложные структурные образования, среди которых принято выделять следующие: темперамент, способности, характер, направленность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.