Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологический климат группы




I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Тема 8. Личность и малая группа.

IV Литература

III Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие типы темперамента Вы знаете?

2. На основе каких личностных свойств формируется характер?

3. Как развивать профессиональные способности?

4. Когда у человека появляется акцентуация характера?

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.

2. Психология личности: В 2 т. / Под ред. А.В. Райгородского. Самара, 1999.

3. Психология индивидуальных различий. М., 2000.

4. Слободчиков А.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- основные признаки групп;

- классификация малых групп;

- типология стилей лидерства;

Умения:

- определять стиль лидерства;

- наблюдать проявления социально-психологического климата в группе;

 

II Академический текст.

План

1.Группа как социальная общность. Основные признаки групп. Классификация социальных групп.

2.Проблема лидерства и руководства. Типология стилей лидерства.

3.Социально-психологический климат группы.

 

1.Группа как социальная общность. Основные признаки групп. Классификация социальных групп.

Группа — относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и правилами поведения. Принадлежность к группе составляет необходимое условие формирования личности. В различных группах личность исполняет различные роли.

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать о существовании друг друга.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленна по своему составу (от 2 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей, наличие между ними непосредственного контакта.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства и 2) референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют следующие функции: 1) социального сравнения; 2) нормативную функцию, т.к. референтная группа - источник норм, правил, к которым индивид стремится приобщиться.

Неорганизованные или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:

· Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

· Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

· Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

· Коллектив - группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

2. Проблема лидерства и руководства. Типология стилей лидерства.

В структуре группы выделяется руководитель и лидер. Руководитель назначается официально, извне, а лидер выдвигается из членов группы на основе симпатий. Лидер не просто ведет других, но и хочет вести их за собой, а другие не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания, и способности лидера всегда оцениваются выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Позиция руководителя устойчива, он обладает рядом санкций и поощрений, несет персональную ответственность за то, что происходит в группе. Позиция лидера часто нестабильна, поскольку зависит от эмоционального микроклимата в группе,

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой определенной задачи;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции руководителя и лидера:

1.организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

2. выработка и поддержание групповых норм;

3. внешнее представительство группы в отношениях с другими группами;

4. принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5. установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство» - аналог руководства) и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»- аналог лидерства). Эти два вида могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер - мотиватор, лидер-специалист, лидер-организатор, лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.

Разработаны такие классификации стилей лидерства: авторитарный, демократический, либеральный; стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека.

Социально-психологический климат группы – качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального, установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы.

Социально-психологический климат группы обусловлен:

Индивидуальными психологическими особенностями каждого из членов группы,

Уровнем психологической совместимости членов группы.

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата группы является

- высокая требовательность членов группы друг к другу.

- доброжелательная и деловая критика.

- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы.

- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения.

- достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел.

- удовлетворенность к принадлежности к группе.

- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебания) у кого-либо из членов группы.

- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

- высокая сплоченность всех членов группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.