КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производство важнейших видов продукции машиностроительного комплекса
Российской Федерации
* Народное хозяйство РФ 1992 г. М., Республиканский информационно-издательский центр, 1992; Россия в цифрах. М., Финансы и статистика, 1996.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др. Радикальные рыночные реформы и конверсия военных производств 1992—1996 гг. привели машиностроительный комплекс к кризису. Резко изменившийся в первой половине 90-х гг. спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, старения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства. Предприятия прекращают производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и переходят к выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции. Резко сократился удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме российского экспорта, составив в 1995 г. 3,7%. Кризисные процессы в отрасли усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает более 75% определенного вида продукции и является монопольным производителем. Структурная перестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой адаптации к работе в новых экономических условиях и отсутствия у предприятий оборотных средств. В настоящее время почти все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. В прямом государственном управлении в 1996 г. находилось только 7% предприятий отрасли. Однако на большинстве приватизированных предприятий еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения. Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли. Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70—90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта. Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку. Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования), технологическая (производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода. Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная и др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов. Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др. Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок. Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства. Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико-экономических особенностей выделяют тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования. В структуре затрат на производство главное место занимают издержки на сырье, основные материалы (более 59%), на заработную плату (15,7%). Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Эта группа подотраслей отличается высокой металлоемкостью при производстве 1 т готовой продукции, электроемкостью и малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение включает: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции. Предприятия этой группы географически тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления. Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск-на-Амуре) районах. Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск). Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири. Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются также на выпуске газовых турбин, Екатеринбург — теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном (Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в Центральном (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах. Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов — выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций — в Балаково, Пензе, Коломне. Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования, выпускающие продукцию небольшими сериями, размещаются вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Центральном (Коломна, Иванове), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Ульяновск), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район, Санкт-Петербург). В связи с большим потреблением металла новые предприятия локомотивостроения создавались вблизи металлургических баз. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна), маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром). Электровозы выпускаются на Северном Кавказе (Новочеркасск), а моторы к ним — на заводе «Динамо» (Москва). В Демихово начато производство пригородных электропоездов. Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение. В современном размещении предприятий учитывается наличие в районе не только металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда. Так, грузовые магистральные вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; пассажирские — в Санкт-Петербурге, Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Уральский район); для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге. Судостроение делится на морское и речное. Современная география морского судостроения отражает многие особенности этой отрасли, среди которых главные — специализация и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование. Большая часть производств судостроительной промышленности характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому в более выгодном положении оказываются предприятия, расположенные ближе к металлургическим базам. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском. Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа «река — море» и пассажирских теплоходов. Общее машиностроение производит 1/4 товарной продукции отрасли и характеризуется повышенной или средней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и средней фондоемкостью. Предприятия ориентируются на районы потребления продукции, за исключением тех случаев, когда выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют к металлургическим базам. Заводы общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности и сельскохозяйственные машины. Предприятия этой группы широко распространены по территории России. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции и развито во всех экономических районах. Специализация предприятий соответствует специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий. Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири (Красноярск). В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске. Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающих, химических, бумажных) выпускают в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске и др. Среднее машиностроение дает 15% товарной продукции отрасли. Предприятия отличаются малой металлоемкостью, трудоемкостью и фондоемкостью продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие связи по кооперации. Размещать заводы целесообразно в сложившихся и формирующихся центрах машиностроения, где есть необходимые трудовые, электроэнергетические ресурсы, достаточно высокая техническая культура и созданы условия для широкого производственного кооперирования. К среднему машиностроению относятся предприятия, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, технологическое оборудование для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Первые автомобильные заводы (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в районах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с заводами-сборщиками. Впоследствии на основе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье. Наиболее крупные предприятия создали многочисленные заводы-филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Елабуге. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыне), Волго-Вятском (Павлове), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите. Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т.д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье. Они обеспечивают своей продукцией несколько автомобильных заводов. Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а в последующие годы — во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных — в Чебоксарах. Станкостроение первоначально развивалось преимущественно в старых машиностроительных центрах. На размещение станкостроительных заводов оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). В отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, обрабатывающих центров, промышленных роботов. Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструмента отличается высокой трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью, энергоемкостью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного комплекса относится значительная часть радиотехнической, инструментальной промышленности, приборостроения, электронной промышленности и отдельные производства электротехнической промышленности. Размещение предприятий точного машиностроения ориентировано на районы высокой технической культуры, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва и Московская область), а также получило развитие в Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе. Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземном (Воронеж) районах. Основные районы электротехнической промышленности — Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский. Центром электротехнических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск. Машиностроительные предприятия по производству металлических изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин отличаются низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и высокой металлоемкостью единицы продукции. Они могут размещаться повсеместно. Производство металлических изделий связано с местами потребления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья. Программа развития машиностроительного комплекса на период перехода к рыночным отношениям предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, широкую конверсию оборонных производств. Важную роль должно сыграть внедрение передовых форм организации производства. В результате конверсии машиностроительные предприятия оборонного комплекса будут ориентированы на производство сложной, наукоемкой, высококачественной техники, а также машин и оборудования для легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. Так возникают машиностроительные комплексы экономических районов страны. В Центральных районах развито автостроение с многочисленными «смежниками»; локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства. Северо-Запад и Север концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение; морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных машин и приборов; производство промышленного оборудования. В Поволжье развиты станкостроение и приборостроение, производство подшипников; автостроение; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности. На Северном Кавказе представлено сельскохозяйственное машиностроение; локомотивостроение; энергетическое машиностроение. На Урале выпускается горное, металлургическое и химическое оборудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение; автостроение, производство станков и инструмента. В Западной и Восточной Сибири производится горное и металлургическое оборудование; представлены тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; энергетическое машиностроение; станкостроение; электротехника и приборостроение; вагоностроение и речное судостроение. Дальний Восток — это район морского и речного судостроения, производства станков и промышленного оборудования.
Глава 6. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Отрасли промышленности, связанные с заготовкой, обработкой и переработкой древесного сырья, объединяются в группу с общим названием — лесная промышленность, ее называют также лесным комплексом. Лесная промышленность — старейшая на территории России. В ней выделяют около 20 отраслей, подотраслей и производств. К наиболее значимым относятся лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли. Значение лесной промышленности в экономике России определяется колоссальными запасами древесины, широким территориальным распространением лесных ресурсов и тем, что в настоящее время практически нет такой сферы народного хозяйства, где бы не использовалась древесина или ее производные. Если в началеXX в. из древесины изготавливали 2—2,5 тыс видов продукции, то в концеXX в. продукция отрасли насчитывает свыше 20 тыс различных изделий. В первую очередь лес дает деловую древесину. Но вместе с тем лес — источник множества продуктов различного назначения. Эта недревесная продукция растительного и животного происхождения служит удовлетворению многосторонних нужд населения. В лесах велик потенциал пищевых и кормовых ресурсов, наиболее ценные из которых — запасы различных сортов орехов. Лес дает грибы, ягоды, березовый и кленовый соки, лекарственные растения. Эти ресурсы могут заготавливаться и в значительных объемах, хотя неравномерность их территориального сосредоточения и большие колебания урожайности по годам влияют на степень их хозяйственного использования. Кроме того, лес — это место обитания многочисленных животных, имеющих промысловое значение. Полезные функции леса весьма разнообразны. Существенное место среди них занимают водоохрана и почвозащита. Лес регулирует весенние паводки, водный режим рек и почв. Он положительно влияет на речные, озерные и грунтовые воды, улучшая их качество, очищая от различных вредных веществ. Изменение микроклимата на полях, защищенных лесополосами, способствует получению более высоких (на 15—25% выше) урожаев. Все большее значение приобретает использование лесов для социальных нужд — отдыха и оздоровления человека, улучшения среды его обитания. Рекреационные свойства леса весьма разнообразны. Лес производит кислород и поглощает углекислый газ: 1 гектар соснового леса в возрасте 20 лет усваивает 9,34 т углекислого газа и дает 7,25 т кислорода. Лес поглощает шумы: кроны лиственных деревьев отражают и рассеивают до 70% звуковой энергии. Лес увлажняет воздух и ослабляет ветер, нейтрализует действие вредных промышленных выбросов. Он производит фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему человека. В отраслевой структуре производства промышленной продукции в целом по России лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность составляет 4,6%. Характерная особенность лесной промышленности — ее размещение практически во всех экономических районах страны. Так, ее доля во всем промышленном производстве района составляет: Северный экономический район — 17,3%, выделяются Архангельская область (46,9%), Республики Карелия (40,8%) и Коми (16,6%); Калининградская область — 13,7%; Восточно-Сибирский экономический район — 10,2%: Иркутская область (17,8%), Республика Бурятия (7,5%) и Красноярский край (6,3%); Северо-Западный экономический район — 7,3%: Новгородская область (12,1%) и Ленинградская область (11,8%); Волго-Вятский экономический район — 5,2%: Кировская область (12,9%) и Республика Марий Эл (10,2%); Северо-Кавказский экономический район — 3,2%: Республика Адыгея (15,9%) и Краснодарский край (5,4%); Дальневосточный экономический район — 4,9%: Сахалинская область (8,9%), Хабаровский край (8,5%) и Амурская область (6,7%); Центральный экономический район — 4,1%: Костромская (15,0%), Калужская (8,4%), Брянская (8,3%) и Тверская (7,0%) области; Уральский экономический район — 2,9%: Пермская область (7,8%); Западно-Сибирский экономический район — 1,9%: Республика Алтай (10,9%) и Томская область (4,8%); Поволжский экономический район — 1,6%: Пензенская (5,5%) и Астраханская (2,6%) области; Центрально-Черноземный экономический район — 1,5%: Тамбовская (2,9%) и Курская (2,8%) области. В объеме транспортных перевозок лесные грузы занимают большой удельный вес, уступая лишь перевозкам угля и нефтепродуктов. В настоящее время в общем объеме экспорта пиломатериалы, фанера и целлюлоза занимают шестое место. Россия ежегодно экспортирует леса и лесоматериалов на общую сумму 1,5—3,1 млрд долл. США. За счет поставок из России обеспечивается до 40% потребности ряда государств СНГ в продуктах лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
По состоянию на 1 января 1995 г., в Российской Федерации площадь, покрытая лесом, занимала 771 109 тыс га, что составляло 45,2% всей территории страны. Общий запас древесины был равен 81 644 млн куб. м, что соответствовало примерно 1/5 части всех мировых запасов древесины и 1/3 мировых запасов хвойной древесины (см. табл. 6.1). Таблица 6.1
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |