КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии дознания
«Каролина» не являлась «общегерманским» правом. За каждым территориальным образованием было сохранено ее особое уголовное право. «Каролина» предназначалась для восполнения пробелов в местных законах.
ГЛАВА XI. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
1. Государство. В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Кочевники-бедуины делились на множество племен и родов. Племя сообща владело пастбищами, но стада уже принадлежали отдельным семьям. Из-за лучших пастбищ часто происходили столкновения между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевья, судили родичей. Знатные бедуины владели большими стадами скота. На вождей и их близких родственников работали рабы из пленников: рыли в оазисах колодцы и каналы для орошения полей, в степях пасли стада. В каждом племени было много бедняков, вынужденных работать на своих богатых родичей. В результате разложения первобытнообщинного строя, вожди племен (шейхи) и старейшины (саиды) захватили оазисы, основной скот. К началу VII века родовой строй у арабов пришел в упадок. Объедение арабов было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а позднее Византия укрепилась на севере полуострова. Знать стремилась объединить арабские племена, чтобы укрепить свою власть над бедняками и начать завоевания соседних стран. Объединению арабов способствовала также новая религия – Ислам. Основатель ислама – житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет), по преданию, рано остался сиротой. Он сопровождал в путешествиях торговые караваны, позднее стал купцом. Мухаммед утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого бога – аллаха, а себя называл «посланником бога» – его пророком. Он призывал арабов прекратить вражду и объединяться, приняв одну веру. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными богу». Ислам предписывал верующим без рассуждения подчиняться властям, которые будто бы поставлены на землю богом. Коран оправдывает неравенство. В нем сказано: «не засматривайся очами твоими на те богатства, которыми мы наделяем некоторые семьи». Как бы тяжело ни жилось бедняку, он должен терпеть и молиться. Покорным ислам обещает сытую и веселую жизнь в раю. Тем самым ислам сдерживал социальный протест против правящих режимов, являлся его опорой. В целом Мухаммед утверждал, что все арабы - одна народность (независимо от племени), глава арабов пророк – посланник бога на земле, условие вхождения в новую общность – признание новой религии и строе выполнение ее предписаний. Он преследовал цель: создание нового порядка, исключающего межплеменную рознь. Около 630 года большинство арабских племен приняло ислам и признало власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка превратилась в центр мусульманской религии, «священный город» мусульман. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых вождей мусульман - халифов (или «заместителей» пророка). При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Они двигались на верблюдах, лошадях и пешком. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжелых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции – Сирию и Египет и завоевали огромное Иранское царство. Арабское войско несколько раз осаждало Константинополь, но взять его не смогло. В начале VIII века арабы покорили Северную Африку. В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в бою у города Пуатье в 732 году франки (Карл Мартел) нанесли арабам поражение и отбросили их на юг. На востоке арабы встретили упорное сопротивление народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск. Особенность: нет деления на привилегированные классы и сохранились сильные остатки первобытнообщинного строя. Государственный строй Арабского Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) - находились в руках Халифа. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности же, он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны): - Диван-ал-Джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; - Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну. - Диван-ал-Барид – управление дорог и почты, руководившее также строительством дорог, колодцев и т.д. Это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшихся в границах покоренных государств или областей. Управляли ими, как правило, военные наместники – эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялся местный аппарат, административно-финансовое управление.
Огромный Арабский Халифат был непрочным государством. Восстания покоренных народов подтачивали его силы. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени. Во второй половине VIII века отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии
2. Право. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право – шариат (шариа – с арабского – «надлежащий путь»). В первый период Халифата право и религия сливались воедино. Его основными источниками явились: Коран – главная священная книга Ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок. Сунна – сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержат в значительной своей части предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в вышеназванных источниках и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов. Фетва – письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни. В последующее время, по мере распространения Ислама появились и другие источники права: указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие Исламу и некоторые др. В системе мусульманского права правовые, религиозные и этические нормы не отделялись друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. При этом шариат требует скорее уважения буквы, чем духа Закона, внешние обстоятельства имеют большее значение для рассматривающего дело судьи, нежели мотивы действия. Отсюда проистекают два различных следствия – правовой формализм, с одной стороны, и широкая свобода усмотрения – с другой.
В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплаты подати. Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю непосредственному производителю – крестьянину. Со второй половины VIII в. появилось условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефицию. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это: Хиджаз – земли, где по преданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим; Вакуф – земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели, они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми; Мульк – земли, которые по характеру правомочий их обладателей, могут быть отождествлены с частнособственническими; Икта – временные пожалования земли, вместе с проживавшим на ней крестьянским населением, за службу.
Договорное право еще не сложилось в полном его объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы: запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом, отграничивающим одну группу договоров от другой, являлось наличие или отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры товарищества, поклажи, поручения. Своеобразие мусульманского права выражалось в праве, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора. Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Соответственно отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия каждого лица определяются как строго обязательные, желательные, разрешаемые, нежелательные, но ненаказуемые, запрещенные и строго наказуемые.
По сущности посягательства на них, а также характеру наказания все преступления сводились к трем видам. Во-первых, преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания – хадд. К ним относились, прежде всего, вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Смертной казнью наказывались все выступления против государственной власти. Во-вторых, преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции. Среди преступлений против отдельных лиц наибольшее внимание право уделяет умышленному убийству. Наказание могло быть альтернативным. Предлагалось родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размеры выкупа обычно приравнивались к стоимости 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление. В-третьих, правонарушения, включая и преступления, наказание по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) представлено суду.
Первоначально Мухаммед, а затем и назначаемые им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составивших вскоре влиятельную группу профессиональных судей – кадиев. Основными чертами судопроизводства было: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кроме судебных правомочий, кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и др.
* * * В средние века наиболее распространенной формой государства стала монархия. Можно отметить несколько ее форм. Во-первых, раннефеодальная монархия (V-IХ вв.). Она характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется около укрепившейся власти короля. В это время складываются первые относительно крупные феодальные государства. Во-вторых, сеньориальная монархия (X-XIII вв.). В этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей. В-третьих, сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.). Для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения сильной королевской власти, начало функционирования сословно представительных органов. В-четвертых, абсолютная монархия (XVI-XVII вв). Она характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, исполнительных, судебных функций в руках короля; созданием профессиональной армии и бюрократического государственного аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной. С развитием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени закрепило неравенство различных сословий. В-третьих, в феодальном праве не было деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. В пятых, отсутствие единого права на всей территории государства и господство права, основанного на местных обычаях. * * *
Развитие государства и права в средине века у народов мира происходило неравномерно. В то время как в странах Европы складывались единые централизованные государства и устанавливались монархии, происходило формирование кодифицированного права, во внеевропейском мире население за немногим исключением жило по-прежнему в условиях начальных форм феодальных общественных и государственных институтов. У многих народов сохранялся первобытнообщинный строй.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |