Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо заключения. Укрепление системы государственного управления




Укрепление системы государственного управления. 26 марта 2000 г. уже в первом туре голосования Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Вступая на этот пост, он сказал:

«Мы доказали, что Россия становится современным демократическим государством. Мирная преемственность власти — это важнейший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались».

В деятельности нового политического руководства страны определились приоритеты:

— в области государственного управления - укрепление вертикали власти;

— в экономической области — продолжение и углубление либеральных экономических реформ.

В конце 80-х — 90-х гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую не была скоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль. Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим указом страна была разделена на 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Округа включали в свой состав республики, края и области. Они создавались, как было определено Указом, в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе получил права и обязанности:

- представлять Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа;

- обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа;

- организовывать в соответствующем федеральном округе работу по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

- обеспечивать контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- осуществлять реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

- представлять Президенту Российской Федерации регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносить Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;

- обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; и ряд других функций.

Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган — Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.

Произошли важные изменения в порядке комплектования Совета Федерации.

В связи с тем, что в Государственной Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению Президента и Правительства, были приняты важнейшие законы. Утверждены государственные символы России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы, законы о земле, внесены важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Важные и позитивные перемены наметились в экономической области. Правительство, руководимое М.М. Касьяновым, осуществляет курс на продолжение и углубление либеральных экономических реформ. Впервые с 1985 г. страна свела свой бюджет с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. В 2000 г. он составил 1,5% федерального бюджета, а в 2001 — 2,9%. В связи с этим создались условия для выплаты внешнего долга, не прибегая к новым заимствованиям. Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье — нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта — позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золото-валютных ресурсов Центробанка. Валовой внутренний продукт вырос к июню 2002 г. на 103,7% по сравнению с июнем 2001 г. За этот же период производство промышленной продукции выросло на 104,4%, сельского хозяйства — на 102,2%. Вместе с тем, темпы экономического развития оцениваются как недостаточные. Актуальной остается задача дебюрократизации экономики, контроля за инфляционными процессами, увеличения инвестиций, сокращения оттока капитала из страны.

Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на церемонии вступления в должность, заявил: «У нас нет права быть «Иванами, не помнящими родства». Мы не должны забывать ничего, мы должны знать свою историю, знать ее такой, какая она есть, извлекать из нее уроки, всегда помнить о тех, кто создал Российское государство, отстаивал его достоинство, делал его великим, мощным, могучим государством. Мы сохраним эту память, и мы сохраним эту связь времен, и все лучшее из нашей истории мы передадим потомкам».


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................... 4

Глава 1ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.................................................................................................. 10

Глава 2 СКЛАДЫВАНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV-XVI вв. ГОСУДАРСТВЕННЫЙАППАРАТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ........................................................................................................ 23

глава 3 РОССИЯ В XVII в. ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТОВ АБСОЛЮТИЗМА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ................................... 46

глава 4 РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.......................................................................................... 68

Глава 5 «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ................................................................................ 88

Глава 6 СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.......................................................................... 111

Глава 7 «ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ». ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. ЗЕМСТВА В РОССИИ............................................................. 133

Глава 8 «КОНТРРЕФОРМЫ» И УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРИЕЙ В 1880-1890-е гг............................................................................................................................... 149

Глава 9 РОССИЯ НА ПУТЯХ К КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ 172

Глава 10 КРУШЕНИЕ МОНАРХИИ. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА.......... 192

Глава 11СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В............................................................................ 1917-1936 гг.. 218

Глава 12 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР В 1937-1945 гг......................................................................................................................... 246

Глава 13.............. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945 - НАЧАЛО 1953 гг.).......................... 265

Глава 14 ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СССР (1953 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 70-х гг.)..................................................................... 280

Глава 15 КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 70-х-80-Е гг.)....................................................................................................................... 299

Глава 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1989-1991 гг........................... 314

Глава 17 ВОССОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1992-1999 гг.)....................................................................................................................... 324

Вместо заключения........................................................................................ 344

 


[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 75.

 

[2] См.: Понеделков А.В. Элита. Политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры. М., 1995.

 

[3] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1904. С. 400-401.

 

[4] См.: Понеделков А.В. Государственная служба: основные понятия, задачи, принципы организации и деятельности. Ростов н/Д., 1994.

 

[5] К этим категориям населения относились лично свободные государственные («черные») крестьяне и жители городов («посадские»).

 

[6] Прежняя династия Рюриковичей, управлявшая страной с начала Х века, пресеклась после убийства Иваном IV своего сына Ивана в 1581 году и трагической гибели в Угличе в 1591 году малолетнего царевича Дмитрия, последнего сына Ивана IV.

 

[7] Так называли руководителей приказов (в широком смысле этого слова те, кто имел право принимать решения).

 

[8] Регламент Главного магистрата. 1724 г,

 

[9] Учебная программа была рассчитана на ряд лет обучения для освоения целого комплекса знаний по теоретическим, управленческим и правовым дисциплинам: государственной экономии, статистике, географии, отечественной и всеобщей истории, физике, математике, русскому, одному иностранному языку и некоторым другим предметам, знание которых считалось необходимым для государственного чиновника.

 

[10] Собственная его императорского величества канцелярия в Российской империи действовала с конца XVIII в. и при Александре I. Но до середины 20-х г. XIX в. ее роль в управлении государством была невелика. Именно при Николае I ее первоначально созданные 6 отделений и канцелярия в целом приобрели функции высшего и центрального органа управления. Функционально отделения занимались: — I Отделение — подготовкой проектов указов, контролем за исполнением «высочайших повелений» министрами, губернаторами и местной администрацией в целом; кадрами чиновников государственного аппарата, включая вопросы приема, увольнения, карьерного роста и т.д.

— II Отделение — анализом и обобщением юридической практики и кодификацией законов Российской империи.

— III Отделение — вопросами государственной и политической безопасности. Создано на базе особой канцелярии МВД. Возглавляли его известные фигуры Дубельт Л.В., Бенкендорф А.Х. При III отделении был создан корпус жандармов, сеть жандармских округов, имелась разветвленная агентурная сеть.

— IV Отделение — вопросами контроля и руководства благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

— V Отделение — создано в 1836 г. специально для выработки проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

— VI Отделение — организовано в 1842 г. специально для подготовки материалов по управлению территориями Кавказа.

 

 

[11] Военизированы были и ведомства путей сообщения, особенно строительство железных дорог, развитие сети которых шло очень медленно. При Николае I из 52 губерний в 41 губернаторами были генералы и даже Святейший синод возглавлял гусарский генерал Н.Протасов.

 

[12] На I Отделение были возложены функции обнародования законов и решений, контроля за движением дел, подбора кадров. На II — контроль за исполнением дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов». На III — ведение наблюдения за поднадзорными, состоянием медицинских учреждений и общественных объектов (мостов, дорог, почты и т.д.). Вопросы развития экономики, торговли, финансов, строительство казенных заданий курировало IV Отделение.

 

[13] Многие министерства на местах имели соответственно органы управления (местные учреждения), которые выполняли конкретные функции. Например, местными учреждениями Минфина в губерниях были казенные палаты, в уездах — казначейства, которые вели учет всех прямых налогоплательщиков, контролировали исполнение доходов и расходов в губерниях и уездах, наблюдали за сбором прямых и косвенных налогов и т.д. С 1817г. при казенных палатах существовали отделения питейных сборов. Казначейства осуществляли прием и хранение денежных средств, выдачи жалования чиновникам.

С 1837 г. были учреждены местные органы Министерства государственных имуществ, отвечавшие за управление государственными крестьянами (9 млн мужского пола) и землями. В губерниях это были палаты государственных имуществ, советники, асессоры, губернский землемер и местничий и т.д. Основными их обязанностями были хозяйственные заботы: продажа незаселенных государственных земель, организация обмена, аренды земель.

 

[14] Согласно Манифесту 1831 г., на дворянские общественные должности имели право выбираться те дворяне, которые имели не менее 110 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли.

 

[15] Состав степной думы (главный родоначальник и заседатели) утверждался восточносибирским генерал-губернатором. Ее деятельность затрагивала бурят, хакасов и с 1827 г. южных якутов. На несколько стойбищ или улусов создавалась инородная управа, представлявшая собой хозяйственно-финансовое, полицейское и судебное учреждение. Низовым звеном системы управления было родовое управление на каждое стойбище, улус или род, имевших не менее 15 семей. Состояло из старосты и помощников, избранных из «почетных родовичей».

 

[16] Учебный округ возглавлял его попечитель, которому были подчинены учебные заведения и который отвечал за всю их деятельность, включая подбор кадров: директоров гимназий, профессоров университета, представляемых на утверждение министру народного образования. Только университеты в начале века имели определенную автономию. Совет университета, «университетский суд», право выбора ректора, деканов, инспектора и др.

 

[17] В университетах и лицеях в 1838 г. обучалось 2843, в гимназиях — 17 403, в уездных, приходских и частных училищах 74 823 человека. В 1856 г. соответственно 4482, 19 098, 95 135 человек.

 

[18] Накануне этого голосования прошло еще одно - и поддержку Гайдара проголосовали свыше 460 депутатов. Расчет сторонников Президента и, прежде всего — С.А.Филатова, предлагавшего и планировавшего срыв Съезда путем ликвидации необходимого кворума для его работы, строился на том, что с Президентом уйдут из зала 400 депутатов. Этот расчет провалился.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.