Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1.В чем суть механизма восприятия культурно- досуговой программы?




1.В чем суть механизма восприятия культурно-
досуговой программы?

2. Каков значение имеет предшествующий опыт лич­
ности в восприятии культурно-досуговой програм­
мы?

3. Каково значение восприятия и мышления для совер­
шенствования процесса культурно-досуговой дея­
тельности?

Рекомендуемая литература

 

1.Беляева Л.И. Психологические закономерности вос­
приятия в клубной аудитории. - М., 1986.

2. Ковалев А.Г. Психология личности- -М., 1990.

3. Ковалев А.Г Коллектив и социально-
психологические проблемы руководства. -М., 1980.

4. Социальная психология. - М., 1985.

5. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М., 1984.

6. Шепель В.М. Слагаемые оптимизма. • М., 1996.

7. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. • М., 1997.

§ 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры

Человек реагирует на свое окружение, не только формируя свое поведение и культуру: окружение порождает сложнейший комплекс психических осознаваемых и неосознаваемых процессов. Окружение вы­зывает активное отношение к себе: оно может быть любимым или рож­дать неприязнь. Образы окружения, хранимые памятью, живут в ней как многозначные символы. Окружающая среда влияет на становление личности и формирование отношений в обществе, накладывая на них свой отпечаток. Отношение к окружению определяет связываемые с ним ценности, в том числе художественные и эстетические.

Материальная культура создает своеобразный стабильный каркас окружающей среды, она осуществляет основные членения организо­ванного пространства, где разворачивается человеческая культурно-досуговая деятельность. Вещным наполнением этого каркаса является бесконечно многообразная система предметов и их комплексов, служа­щих определенным процессам деятельности. Вещи конкретизируют ха­рактер окружения, делают его благодаря своей относительной подвиж­ности достаточно гибким для того, чтобы оно могло отвечать изменчи­вым потребностям жизни, культу рно-д осу го вого воспроизводства и от­дыха. Обращаясь к старинной метафоре "жизнь - сцена", материаль­ную культуру можно уподобить сценической декорации, а ее вещное наполнение - реквизиту. Вместе они неразделимо связаны с деятель­ностью, ее осуществлением в пространстве и времени и подчиняются замыслу ее организации - режиссуре.

Произведения материальной культуры образуют основу предмет­но-пространственного окружения, или "второй природы", которую созда­ет вокруг себя человек. Окружение, в данном случае, характеризует все наполнение пространства вокруг человека. Он, создающий искусствен­ную среду, вправе ощущать ее как естественную для него, организован­ную по законам человеческого восприятия и соответствия, чувственно адекватную ему. Значение второй природы не ограничено тем, что в ее пространствах поддерживаются определенные физические условия, благоприятные для человека, а вещи имеют практическое значение. Формы предметно-пространственного окружения несут информацию, помогающую не только поддерживать общественно устоявшиеся типы культурно-досуговой деятельности, но и развивать их, закреплять тра­диции. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие культурологические, социальные, нравственные идеи времени, отра­жающие идеальные представления людей. Закономерная упорядочен­ность форм окружения должна удовлетворять и присущую человеку эс­тетическую потребность, овеществляя черты бытующего в культурно-досуговой деятельности эстетического идеала.

Купьтурно-досуговая среда притягивает большинство людей, ибо, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культу­ры, она несет в себе неуловимый дух времени. В происходящих в ней действах всегда присутствуют нетривиальные культурно-досуговые смыслы. Доступность этих смыслов импонирует предсоэнательным и сознательным попыткам каждого человека понять свое отношение к ми­ру культурных ценностей, к миру других людей, сохранив при этом свою индивидуальность. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека, обозначенной как домашняя среда, бытовая среда, производственная среда. Сосредото­чивая в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия, как бы портретирует образ жизни, ее уровень и качество. В этом про­цессе специалисты учреждений культуры (как дизайнеры) видят свое призвание в том, чтобы выступать в роли культурных посредников меж­ду миром современной техники и человеком. В силу этого культурно-досуговая среда внутренне сильно активизируется, одновременно зна­чительно повышается комфортность условий пребывания в ней, в част­ности и за счет технических нововведений. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговую среду структур, воссозда­ния условий целостного восприятия культурно-досуговых программ. По мере повышения уровня оснащенности культурно-досуговой среды со­временной техникой и технологией (что особенно ярко представлено уже сейчас в высокотехнизированных культурно-досуговых центрах: концертный зал "Россия", Дворец молодежи и Парк культуры и отдыха им. Горького в Москве и др.) эта проблема будет актуализироваться.

Исходя из этого объектами деятельности специалистов культурно-досуговых учреждений становятся не столько сами вещи, сколько среда культурного-досуга, которая, в свою очередь, видится уже не только и не столько как материальная среда, а как некая "знаковая ткань", нало­женная на техномир; как среда жеста, поведения, типа эмоциональной реакции, носимая человеком, подобно одежде. Следовательно, специа­листы культурно-досугового учреждения ищут пути приведения культур­но-досуговых средовых ситуаций к неотчужденным, ассоциативно узна­ваемым, символически родственным традиционным культурно-досуговым формам, опираясь при этом и на новейшую технологию.

Основными свойствами культурно-досуговой среды являются эмо­циональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные пе­реживания. Культурно-досуговая среда благодаря этому позволяет субъекту не отделяться от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности простран­ственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимым "здесь" и "сейчас".

Культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производ­ственном, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий. Возможно, недооценка или непонимание важности роли культурно-досуговой среды в жизни человека и общества в цепом, проявляющиеся в попытке запроектиро­вать и построить ее по какому-либо комплексному плану, приводят к утрате этого мощного культу реформирующего феномена, порождению неверия и кризиса культурно-досуговой деятельности. Кроме того, со­временные кризисные явления в культурно-досуговой деятельности и прежде всего в культурно-досуговой среде связаны, с одной стороны, с теоретической неразработанностью феномена культурно-досуговой среды и его значения в жизни человека, а с другой - как следствие - с неосознанностью в обществе и во властных структурах роли культуро-формирующего начала этой важнейшей области жизнедеятельности человека.

Понятие "культурно-досуговая среда" иногда используется для обо­значения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и т. д. Куль­турно-досуговая среда в этом случае становится сопутствующей како­му-либо процессу, далеко не связанному с купьтуротворческой дея­тельностью. Производственная среда, например, в минимальной степе­ни нуждается в художественно-образной нагрузке. Полная сосредото­ченность внимания человека на операциях с машинами, приборами, ин­струментами не позволяет ему отдаваться художественным пережива­ниям. В художественно-образном отношении вещи должны быть в дан­ных условиях нейтральными, а их эстетическая привлекательность до­статочной для того, чтобы возбуждать желание в их среде работать. Культурно-досуговая среда в этом случае выступает не как самостоя­тельное, самоценное явление, а как определенный фон, создающий не­кую благоприятную для трудового процесса эстетически окрашенную атмосферу. Но уже во Дворце, Доме культуры, клубе духовная нагрузка вещей существенно повышается, что позволяет предъявлять к ним но­вые требования: от вещей должны исходить соответствующие эмоции.

И, наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно-пространственного окружения наполняет культур-но-досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: магнитофоны, малогабаритные музыкальные инструменты, визуализированная и текстовая оперативная инфор­мация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обес­печения культурно-досуговой среды.

Следует подчеркнуть, что первичные структурные наполнения кар­каса, как правило, образуют архитектура, дизайн и инженерия. Дизайн существует самостоятельно в третьем и четвертом слоях предметно-пространственного окружения; к его среде относится не только основ­ная масса мобильных подвижных элементов культурно-досугового про­странства, но и их совокупность, выстроенность в определенных отно­шениях, осуществляющих взаимосвязи с человеком. Внешняя состав­ляющая окружения во всем ее многообразии превращается в культур-но-досуговую среду лишь при условии функционирования системы как целого (вещное окружение и человек). Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно-досуговой. Без человека она пре­вратится в безжизненное пространство,

Каждый из указанных слоев предметно-пространственного окруже­ния необходим для полноценного функционирования культурно-досуговой среды в целом. Все слои образуют единство, взаимно допол­няя, уточняя и обогащая культурно-досуговую среду. Человек воспри­нимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Сосредоточив внимание на предмете искусства для его оценки, человек сознательно, подсознательно или бессознательно вос­принимает его в системе связей: с другими предметами, временем и действием, развертывающимся в культурно-досуговой среде. Культур-но-досуговая среда, таким образом, выступает как условие разно­стороннего взаимодействия человека и окружающего культурно-досугового, эстетического пространства.

Предметно-пространственная среда предполагает целостность включаемых в нее художественно-эстетических произведений. Пред­метность и пространственность материальной культурно-досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие спе­цифические признаки. Предметная культурно-досуговая среда при специальном морфологическом анализе раскрывается в связи с произведениями дизайна, а пространственная среда восходит к архитек­турным произведениям. Но в культурно-досуговом формообразовании есть нечто третье, что включает в себя и предметность, и про­странственность - культурно-досуговая среда.

По предметному и пространственному признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: ху­дожественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ан­самбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное поло­жение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые, в свою очередь, включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и т.д. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские ис­кусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство; ремесла, народные промыслы, художественные промыслы; орнаментальное ис­кусство и др.

Данная классификация, не претендуя на полноту, является удоб­ным средством представления множественных связей форм существо­вания искусств, непосредственно формирующих предметно- простран­ственную культурно-досуговую среду.

Рассматривая культурно-досуговую среду как самоценное образо­вание, следует соотносить ее с культурно-досуговыми учреждениями, включающими учреждения культуры и искусства, Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы (ВДНХ - ВВЦ) и т.д. Культурно-досуговая среда данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не только формируясь под его воздей­ствием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следо­вательно, культурно-досуговая среда объектов культуры - это пред­метно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения.

Традиционная русская культура в целом сформировала свою соб­ственную предметно-пространственную среду, свои вещи, ритуалы. Ес­ли взять для примера русскую историческую городскую застройку, то она являла собой ясную систему конфигураций и ритуалов поведения человека. "Понятным и естественным было, что для набережной при­стало плавное фланирующее движение; серьезность и спешка уместны в деловых кварталах; скромность и сдержанность особенно необходи­мы поблизости от храма"4.

Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстети­ческой и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия. Но устоявшиеся, в большей или меньшей мере, стереотипы поведения в культурной среде необходимо постоянно подпитывать. Одним из существенных качеств культурно-досуговой среды, во многом определяющим ее восприятие, является ее внешняя естественность, природоподобность ее становле­ния во времени. Но при этом, конечно, нельзя забывать, что суть этой естественности отнюдь не природного, а социально-культурного, ис­кусственного порядка, проявляющаяся в форме культурно-досуговых процессов и закономерностей.

Протекающие в культурно-досуговых учреждениях процессы, зако­номерности их развития и погруженности в культурно-досуговую среду свидетельствуют о закономерностях их назначения, функциях и эволю­ции хотя бы на небольшом историческом отрезке времени, ограничен­ном жизнью человека. Функциональное предназначение культурно-досуговых учреждений (Дом культуры, клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал и т.д.) предопределяет особенности строения каждого типа учреждения, набор помещений и планировку. Естественно, что формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее за­дач. В период 20 - 30-х годов культурно-досуговой деятельности отво­дилась идеологическо-воспитательная функция. Процессы обобщест­вления, широко развернувшиеся в стране, затронули и культурно-досуговую деятельность. Обобществлялись производство, труд, быт, подлежала обобществлению и культурно-досуговая деятельность. С помощью нового искусства, новых ценностей осуществлялось просве­щение масс, в коллективных формах организовывалась культурно-досуговая активность. Для этой культурно-досуговой деятельности ну­жен был новый тип учреждения культуры с соответствующими матери­альными условиями. При этом широко использовалась идея рационали­зации: рационализация понималась, с одной стороны, как расчленение культурно-досуговой деятельности на самостоятельные процессы (коллективного общения, коллективных выступлений и т, д.), в с другой -как новая организация этих процессов, способствующих усилению кол­лективных начал. Поскольку взгляды на культурно-досуговую среду и суждения о ней во многом зависят от экономического, социально-культурного уклада общественной системы, изменение последней не­избежно повлекло за собой перестройку в представлениях о культурном досуге и культурно-досуговой среде.

Проблемы культурно-досуговой среды в предшествующей обще­ственной системе разрабатывались в теории и практике лишь на уровне "оформления", "наглядной агитации" с использованием, в основном, ат­рибутов государственной символики, лозунгов и стендов, посвященных близким и отдаленным целям и задачам. По такому принципу строились не только клубы, но и театры, кинотеатры, выставочные залы, музеи, библиотеки, Дворцы культуры и т.д. Этот подход к культурно-досуговой деятельности привел к формированию такого типа культурно-досугового учреждения, в котором набор внутренних помещений включал зал или, в лучшем случае, зал и фойе, где осуществлялся основной процесс в виде лекций, концертов самодеятельных артистов, постановок спек­таклей, танцев, кино, праздников; здесь происходило общение, выраба­тывалось общественное мнение и т.д.

Подобный архитектурный тип культурно-досуговых учреждений оставался ведущим довольно долго - вплоть до 50-х годов. В этот пери­од возникают новые архитектурные представления о размещении сети культурно-досуговых учреждений, о структуре развивающейся застрой­ки жилых массивов. Осознается необходимость построения новой кон­цепции, которая помогала бы рационально разместить культурно-досуговые учреждения. Необходимо было знать, какие культурно-досуговые учреждения и где необходимо разместить, чтобы человеку было удобно их посещать. Происходит постепенное изменение взгля­дов на природу культурно-досуговой деятельности. На первый план вы­двигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культурно-досуговой деятельности как об­служивании. В целом понимание культуры как культурно-досугового об­служивания сформировалось, таким образом, в рамках категории об­служивания, удовлетворения потребностей людей как основного прин­ципа жизнедеятельности.

В отличие от предыдущего этапа, когда основным субъектом куль­турно-досуговой деятельности был коллектив, в данный период в ка­честве субъекта культурно-досуговой деятельности выдвигается чело­век, который наделен собственными потребностями и социально- демографическими характеристиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рациональ­ного размещения культурно-досуговых учреждений.

Вбирая в себя основные представпения об общественном обслу­живании, культурно-досуговая деятельность вместе с тем, в отличие от других видов обслуживания, имела собственные характерные черты. Ее специфика заключалась в том, что она противопоставлялась распро­страненным видам обслуживания: бытовому, торговому и т.д. Культур­но-досуговая деятельность специализировалась на избирательном, со­бытийном обслуживании людей. В этом случае стандартное обслужива­ние характеризуется стремлением минимизировать время, затрачи­ваемое на услугу, совместить обслуживание с другими видами жизне­деятельности, то есть сделать его попутным. Избирательное культурно-досуговое обслуживание предполагает другое отношение к услугам. Здесь оно становится не попутным, а новым занятием, основной целью. Исчезает также желание минимизировать время, затрачиваемое на культурно-досуговое обслуживание, которое в данном случае рассмат­ривается как интересный и духовный процесс.

В этот период, со сменой представлений о культурно-досуговой деятельности, по-новому решаются вопросы проектирования культурно-досуговых учреждений. Планировка внутреннего пространства и его ди­зайн решаются на основе необходимости реализации социальных тре­бований. Создатели культурно-досугового пространства проектируют среду исходя из необходимости реализовывать новые социальные и культурно-досуговые процессы. В новых культурно-досуговых учрежде­ниях теперь предусматриваются разнообразные помещения, обеспечи­вающие удовлетворение культурно-досуговых потребностей различных категорий населения. В этот период не менее половины посетителей кинотеатров приходят не на конкретный интересующий их фильм, а просто развлечься, отдохнуть, встретиться с друзьями, некоторые хоте­ли бы перед сеансом посидеть в кафе, послушать музыку и т.д. Исполь­зуя эти знания, архитекторы, дизайнеры, работники культуры при проек­тировании новых культурно-досуговых учреждений предусматривают соответствующие помещения: два-три просмотровых (или иных) зала, комнаты для общения, зону развлечения, помещения для любительских клубов и объединений, занятий художественным творчеством, кафе и т.д.

Этот феномен потребления культурно-досуговой деятельности просуществовал до начала 80-х годов, когда в сфере культурно-досугового обслуживания наметились отрицательные явления. Посещаемость клубов, Дворцов культуры, библиотек, многих театров, ста­дионов, кинотеатров стала заметно снижаться, преобладание в структу­ре повседневной культурно-досуговой жизни населения других видов деятельности, совпадающих с потреблением культуры, потеснило ду­ховное отношение к культурно-досуговой деятельности. Потребление культурно-досуговой деятельности превращается в своеобразный образ жизни, при котором свободное время становится бездумным времяпре­провождением с набором острых ощущений, удовольствий. Феномен потребления этого вида деятельности оборачивается феноменом без­духовного отношения к ней.

Все это на фоне развития культурно-досуговых инициатив населе­ния привело к формированию принципиально нового отношения к куль­турно-досуговой деятельности. Развернувшиеся процессы самоуправ­ления и самоорганизации, свободного выбора культурных занятий, соз­дания любительских и клубных объединений позволили переосмыслить функцию культурно-досуговой деятельности в обществе: не идеологи­ческое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культурно-досуговой сферы и человека. Развитие куль­турно-досуговых учреждений на этом этапе (можно сказать, и на совре­менном} выдвигает задачу создания материальных условий для реали­зации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эсте­тических ценностей - другими словами, задачу создания необходимой культурно-досуговой среды. При этом культурно-досуговая среда как пространство накопленных духовных ценностей, как свидетельство ду­ховного развития удовлетворяет глубоким, сокровенным мировоззрен­ческим и миротворческим потребностям человека, ибо люди не просто живут, они стремятся ощущать ценность своего существования.

Подводя итог, можно сказать, что:

- культурно-досуговая среда как культурообраэующее явление со своей внутренней структурой позволяет моделировать общественные
процессы и тем самым утверждать собственный культурный статус;

- превращение культурно-досуговой среды учреждений культуры в самоценное явление культуры не ограничивается художественно-
эстетическим предметным наполнением пространства, а достигается созданием в нем ситуации деятельности;

- культурная среда по своей природе носит двойственный характер:
она осознается и как внешняя, неопознанная, противопоставленная внутреннему пространству собственного дома и как знакомая, освоен­ная личностью домашняя среда.

Следовательно, культурно-досуговую среду сегодня следует рас­сматривать как самостоятельное, устоявшееся явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции подобно произ­водственной, бытовой, городской и другим видам среды; культурно-досуговая среда представляет собой явление культуры, способное комплексно воздействовать на личность, ее ценностно-эстетическое самоопределение; культурно-досуговая среда форми­руется на принципе социально-культурного, психологического вза­имодействия с ней человека в ситуации деятельности; культурно-досуговые учреждения являются основными носителями культурно-досуговой среды; культурно-досуговая среда предполагает типоло-гизацию собственного восприятия.

 

4. Раппопорт А. Г. Импровизация на тему среды //Де­
коративное искусство СССР. 1987. -№2.-С. 6-13.

5. Человек и предметный мир. - Горький, 1980.

6. Яковлева Г.Н. Пространство и время в супермарке­
те города // Культура и город / НИИ культуры. - М.,
1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.