КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. 1.В чем суть механизма восприятия культурно- досуговой программы?
1.В чем суть механизма восприятия культурно- 2. Каков значение имеет предшествующий опыт лич 3. Каково значение восприятия и мышления для совер Рекомендуемая литература 1.Беляева Л.И. Психологические закономерности вос 2. Ковалев А.Г. Психология личности- -М., 1990. 3. Ковалев А.Г Коллектив и социально- 4. Социальная психология. - М., 1985. 5. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М., 1984. 6. Шепель В.М. Слагаемые оптимизма. • М., 1996. 7. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. • М., 1997. § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры Человек реагирует на свое окружение, не только формируя свое поведение и культуру: окружение порождает сложнейший комплекс психических осознаваемых и неосознаваемых процессов. Окружение вызывает активное отношение к себе: оно может быть любимым или рождать неприязнь. Образы окружения, хранимые памятью, живут в ней как многозначные символы. Окружающая среда влияет на становление личности и формирование отношений в обществе, накладывая на них свой отпечаток. Отношение к окружению определяет связываемые с ним ценности, в том числе художественные и эстетические. Материальная культура создает своеобразный стабильный каркас окружающей среды, она осуществляет основные членения организованного пространства, где разворачивается человеческая культурно-досуговая деятельность. Вещным наполнением этого каркаса является бесконечно многообразная система предметов и их комплексов, служащих определенным процессам деятельности. Вещи конкретизируют характер окружения, делают его благодаря своей относительной подвижности достаточно гибким для того, чтобы оно могло отвечать изменчивым потребностям жизни, культу рно-д осу го вого воспроизводства и отдыха. Обращаясь к старинной метафоре "жизнь - сцена", материальную культуру можно уподобить сценической декорации, а ее вещное наполнение - реквизиту. Вместе они неразделимо связаны с деятельностью, ее осуществлением в пространстве и времени и подчиняются замыслу ее организации - режиссуре. Произведения материальной культуры образуют основу предметно-пространственного окружения, или "второй природы", которую создает вокруг себя человек. Окружение, в данном случае, характеризует все наполнение пространства вокруг человека. Он, создающий искусственную среду, вправе ощущать ее как естественную для него, организованную по законам человеческого восприятия и соответствия, чувственно адекватную ему. Значение второй природы не ограничено тем, что в ее пространствах поддерживаются определенные физические условия, благоприятные для человека, а вещи имеют практическое значение. Формы предметно-пространственного окружения несут информацию, помогающую не только поддерживать общественно устоявшиеся типы культурно-досуговой деятельности, но и развивать их, закреплять традиции. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие культурологические, социальные, нравственные идеи времени, отражающие идеальные представления людей. Закономерная упорядоченность форм окружения должна удовлетворять и присущую человеку эстетическую потребность, овеществляя черты бытующего в культурно-досуговой деятельности эстетического идеала. Купьтурно-досуговая среда притягивает большинство людей, ибо, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени. В происходящих в ней действах всегда присутствуют нетривиальные культурно-досуговые смыслы. Доступность этих смыслов импонирует предсоэнательным и сознательным попыткам каждого человека понять свое отношение к миру культурных ценностей, к миру других людей, сохранив при этом свою индивидуальность. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека, обозначенной как домашняя среда, бытовая среда, производственная среда. Сосредоточивая в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия, как бы портретирует образ жизни, ее уровень и качество. В этом процессе специалисты учреждений культуры (как дизайнеры) видят свое призвание в том, чтобы выступать в роли культурных посредников между миром современной техники и человеком. В силу этого культурно-досуговая среда внутренне сильно активизируется, одновременно значительно повышается комфортность условий пребывания в ней, в частности и за счет технических нововведений. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговую среду структур, воссоздания условий целостного восприятия культурно-досуговых программ. По мере повышения уровня оснащенности культурно-досуговой среды современной техникой и технологией (что особенно ярко представлено уже сейчас в высокотехнизированных культурно-досуговых центрах: концертный зал "Россия", Дворец молодежи и Парк культуры и отдыха им. Горького в Москве и др.) эта проблема будет актуализироваться. Исходя из этого объектами деятельности специалистов культурно-досуговых учреждений становятся не столько сами вещи, сколько среда культурного-досуга, которая, в свою очередь, видится уже не только и не столько как материальная среда, а как некая "знаковая ткань", наложенная на техномир; как среда жеста, поведения, типа эмоциональной реакции, носимая человеком, подобно одежде. Следовательно, специалисты культурно-досугового учреждения ищут пути приведения культурно-досуговых средовых ситуаций к неотчужденным, ассоциативно узнаваемым, символически родственным традиционным культурно-досуговым формам, опираясь при этом и на новейшую технологию. Основными свойствами культурно-досуговой среды являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Культурно-досуговая среда благодаря этому позволяет субъекту не отделяться от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимым "здесь" и "сейчас". Культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственном, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий. Возможно, недооценка или непонимание важности роли культурно-досуговой среды в жизни человека и общества в цепом, проявляющиеся в попытке запроектировать и построить ее по какому-либо комплексному плану, приводят к утрате этого мощного культу реформирующего феномена, порождению неверия и кризиса культурно-досуговой деятельности. Кроме того, современные кризисные явления в культурно-досуговой деятельности и прежде всего в культурно-досуговой среде связаны, с одной стороны, с теоретической неразработанностью феномена культурно-досуговой среды и его значения в жизни человека, а с другой - как следствие - с неосознанностью в обществе и во властных структурах роли культуро-формирующего начала этой важнейшей области жизнедеятельности человека. Понятие "культурно-досуговая среда" иногда используется для обозначения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и т. д. Культурно-досуговая среда в этом случае становится сопутствующей какому-либо процессу, далеко не связанному с купьтуротворческой деятельностью. Производственная среда, например, в минимальной степени нуждается в художественно-образной нагрузке. Полная сосредоточенность внимания человека на операциях с машинами, приборами, инструментами не позволяет ему отдаваться художественным переживаниям. В художественно-образном отношении вещи должны быть в данных условиях нейтральными, а их эстетическая привлекательность достаточной для того, чтобы возбуждать желание в их среде работать. Культурно-досуговая среда в этом случае выступает не как самостоятельное, самоценное явление, а как определенный фон, создающий некую благоприятную для трудового процесса эстетически окрашенную атмосферу. Но уже во Дворце, Доме культуры, клубе духовная нагрузка вещей существенно повышается, что позволяет предъявлять к ним новые требования: от вещей должны исходить соответствующие эмоции. И, наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно-пространственного окружения наполняет культур-но-досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: магнитофоны, малогабаритные музыкальные инструменты, визуализированная и текстовая оперативная информация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обеспечения культурно-досуговой среды. Следует подчеркнуть, что первичные структурные наполнения каркаса, как правило, образуют архитектура, дизайн и инженерия. Дизайн существует самостоятельно в третьем и четвертом слоях предметно-пространственного окружения; к его среде относится не только основная масса мобильных подвижных элементов культурно-досугового пространства, но и их совокупность, выстроенность в определенных отношениях, осуществляющих взаимосвязи с человеком. Внешняя составляющая окружения во всем ее многообразии превращается в культур-но-досуговую среду лишь при условии функционирования системы как целого (вещное окружение и человек). Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно-досуговой. Без человека она превратится в безжизненное пространство, Каждый из указанных слоев предметно-пространственного окружения необходим для полноценного функционирования культурно-досуговой среды в целом. Все слои образуют единство, взаимно дополняя, уточняя и обогащая культурно-досуговую среду. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Сосредоточив внимание на предмете искусства для его оценки, человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, временем и действием, развертывающимся в культурно-досуговой среде. Культур-но-досуговая среда, таким образом, выступает как условие разностороннего взаимодействия человека и окружающего культурно-досугового, эстетического пространства. Предметно-пространственная среда предполагает целостность включаемых в нее художественно-эстетических произведений. Предметность и пространственность материальной культурно-досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие специфические признаки. Предметная культурно-досуговая среда при специальном морфологическом анализе раскрывается в связи с произведениями дизайна, а пространственная среда восходит к архитектурным произведениям. Но в культурно-досуговом формообразовании есть нечто третье, что включает в себя и предметность, и пространственность - культурно-досуговая среда. По предметному и пространственному признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное положение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые, в свою очередь, включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и т.д. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство; ремесла, народные промыслы, художественные промыслы; орнаментальное искусство и др. Данная классификация, не претендуя на полноту, является удобным средством представления множественных связей форм существования искусств, непосредственно формирующих предметно- пространственную культурно-досуговую среду. Рассматривая культурно-досуговую среду как самоценное образование, следует соотносить ее с культурно-досуговыми учреждениями, включающими учреждения культуры и искусства, Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы (ВДНХ - ВВЦ) и т.д. Культурно-досуговая среда данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следовательно, культурно-досуговая среда объектов культуры - это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. Традиционная русская культура в целом сформировала свою собственную предметно-пространственную среду, свои вещи, ритуалы. Если взять для примера русскую историческую городскую застройку, то она являла собой ясную систему конфигураций и ритуалов поведения человека. "Понятным и естественным было, что для набережной пристало плавное фланирующее движение; серьезность и спешка уместны в деловых кварталах; скромность и сдержанность особенно необходимы поблизости от храма"4. Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстетической и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия. Но устоявшиеся, в большей или меньшей мере, стереотипы поведения в культурной среде необходимо постоянно подпитывать. Одним из существенных качеств культурно-досуговой среды, во многом определяющим ее восприятие, является ее внешняя естественность, природоподобность ее становления во времени. Но при этом, конечно, нельзя забывать, что суть этой естественности отнюдь не природного, а социально-культурного, искусственного порядка, проявляющаяся в форме культурно-досуговых процессов и закономерностей. Протекающие в культурно-досуговых учреждениях процессы, закономерности их развития и погруженности в культурно-досуговую среду свидетельствуют о закономерностях их назначения, функциях и эволюции хотя бы на небольшом историческом отрезке времени, ограниченном жизнью человека. Функциональное предназначение культурно-досуговых учреждений (Дом культуры, клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал и т.д.) предопределяет особенности строения каждого типа учреждения, набор помещений и планировку. Естественно, что формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее задач. В период 20 - 30-х годов культурно-досуговой деятельности отводилась идеологическо-воспитательная функция. Процессы обобществления, широко развернувшиеся в стране, затронули и культурно-досуговую деятельность. Обобществлялись производство, труд, быт, подлежала обобществлению и культурно-досуговая деятельность. С помощью нового искусства, новых ценностей осуществлялось просвещение масс, в коллективных формах организовывалась культурно-досуговая активность. Для этой культурно-досуговой деятельности нужен был новый тип учреждения культуры с соответствующими материальными условиями. При этом широко использовалась идея рационализации: рационализация понималась, с одной стороны, как расчленение культурно-досуговой деятельности на самостоятельные процессы (коллективного общения, коллективных выступлений и т, д.), в с другой -как новая организация этих процессов, способствующих усилению коллективных начал. Поскольку взгляды на культурно-досуговую среду и суждения о ней во многом зависят от экономического, социально-культурного уклада общественной системы, изменение последней неизбежно повлекло за собой перестройку в представлениях о культурном досуге и культурно-досуговой среде. Проблемы культурно-досуговой среды в предшествующей общественной системе разрабатывались в теории и практике лишь на уровне "оформления", "наглядной агитации" с использованием, в основном, атрибутов государственной символики, лозунгов и стендов, посвященных близким и отдаленным целям и задачам. По такому принципу строились не только клубы, но и театры, кинотеатры, выставочные залы, музеи, библиотеки, Дворцы культуры и т.д. Этот подход к культурно-досуговой деятельности привел к формированию такого типа культурно-досугового учреждения, в котором набор внутренних помещений включал зал или, в лучшем случае, зал и фойе, где осуществлялся основной процесс в виде лекций, концертов самодеятельных артистов, постановок спектаклей, танцев, кино, праздников; здесь происходило общение, вырабатывалось общественное мнение и т.д. Подобный архитектурный тип культурно-досуговых учреждений оставался ведущим довольно долго - вплоть до 50-х годов. В этот период возникают новые архитектурные представления о размещении сети культурно-досуговых учреждений, о структуре развивающейся застройки жилых массивов. Осознается необходимость построения новой концепции, которая помогала бы рационально разместить культурно-досуговые учреждения. Необходимо было знать, какие культурно-досуговые учреждения и где необходимо разместить, чтобы человеку было удобно их посещать. Происходит постепенное изменение взглядов на природу культурно-досуговой деятельности. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культурно-досуговой деятельности как обслуживании. В целом понимание культуры как культурно-досугового обслуживания сформировалось, таким образом, в рамках категории обслуживания, удовлетворения потребностей людей как основного принципа жизнедеятельности. В отличие от предыдущего этапа, когда основным субъектом культурно-досуговой деятельности был коллектив, в данный период в качестве субъекта культурно-досуговой деятельности выдвигается человек, который наделен собственными потребностями и социально- демографическими характеристиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения культурно-досуговых учреждений. Вбирая в себя основные представпения об общественном обслуживании, культурно-досуговая деятельность вместе с тем, в отличие от других видов обслуживания, имела собственные характерные черты. Ее специфика заключалась в том, что она противопоставлялась распространенным видам обслуживания: бытовому, торговому и т.д. Культурно-досуговая деятельность специализировалась на избирательном, событийном обслуживании людей. В этом случае стандартное обслуживание характеризуется стремлением минимизировать время, затрачиваемое на услугу, совместить обслуживание с другими видами жизнедеятельности, то есть сделать его попутным. Избирательное культурно-досуговое обслуживание предполагает другое отношение к услугам. Здесь оно становится не попутным, а новым занятием, основной целью. Исчезает также желание минимизировать время, затрачиваемое на культурно-досуговое обслуживание, которое в данном случае рассматривается как интересный и духовный процесс. В этот период, со сменой представлений о культурно-досуговой деятельности, по-новому решаются вопросы проектирования культурно-досуговых учреждений. Планировка внутреннего пространства и его дизайн решаются на основе необходимости реализации социальных требований. Создатели культурно-досугового пространства проектируют среду исходя из необходимости реализовывать новые социальные и культурно-досуговые процессы. В новых культурно-досуговых учреждениях теперь предусматриваются разнообразные помещения, обеспечивающие удовлетворение культурно-досуговых потребностей различных категорий населения. В этот период не менее половины посетителей кинотеатров приходят не на конкретный интересующий их фильм, а просто развлечься, отдохнуть, встретиться с друзьями, некоторые хотели бы перед сеансом посидеть в кафе, послушать музыку и т.д. Используя эти знания, архитекторы, дизайнеры, работники культуры при проектировании новых культурно-досуговых учреждений предусматривают соответствующие помещения: два-три просмотровых (или иных) зала, комнаты для общения, зону развлечения, помещения для любительских клубов и объединений, занятий художественным творчеством, кафе и т.д. Этот феномен потребления культурно-досуговой деятельности просуществовал до начала 80-х годов, когда в сфере культурно-досугового обслуживания наметились отрицательные явления. Посещаемость клубов, Дворцов культуры, библиотек, многих театров, стадионов, кинотеатров стала заметно снижаться, преобладание в структуре повседневной культурно-досуговой жизни населения других видов деятельности, совпадающих с потреблением культуры, потеснило духовное отношение к культурно-досуговой деятельности. Потребление культурно-досуговой деятельности превращается в своеобразный образ жизни, при котором свободное время становится бездумным времяпрепровождением с набором острых ощущений, удовольствий. Феномен потребления этого вида деятельности оборачивается феноменом бездуховного отношения к ней. Все это на фоне развития культурно-досуговых инициатив населения привело к формированию принципиально нового отношения к культурно-досуговой деятельности. Развернувшиеся процессы самоуправления и самоорганизации, свободного выбора культурных занятий, создания любительских и клубных объединений позволили переосмыслить функцию культурно-досуговой деятельности в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культурно-досуговой сферы и человека. Развитие культурно-досуговых учреждений на этом этапе (можно сказать, и на современном} выдвигает задачу создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эстетических ценностей - другими словами, задачу создания необходимой культурно-досуговой среды. При этом культурно-досуговая среда как пространство накопленных духовных ценностей, как свидетельство духовного развития удовлетворяет глубоким, сокровенным мировоззренческим и миротворческим потребностям человека, ибо люди не просто живут, они стремятся ощущать ценность своего существования. Подводя итог, можно сказать, что: - культурно-досуговая среда как культурообраэующее явление со своей внутренней структурой позволяет моделировать общественные - превращение культурно-досуговой среды учреждений культуры в самоценное явление культуры не ограничивается художественно- - культурная среда по своей природе носит двойственный характер: Следовательно, культурно-досуговую среду сегодня следует рассматривать как самостоятельное, устоявшееся явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции подобно производственной, бытовой, городской и другим видам среды; культурно-досуговая среда представляет собой явление культуры, способное комплексно воздействовать на личность, ее ценностно-эстетическое самоопределение; культурно-досуговая среда формируется на принципе социально-культурного, психологического взаимодействия с ней человека в ситуации деятельности; культурно-досуговые учреждения являются основными носителями культурно-досуговой среды; культурно-досуговая среда предполагает типоло-гизацию собственного восприятия.
4. Раппопорт А. Г. Импровизация на тему среды //Де 5. Человек и предметный мир. - Горький, 1980. 6. Яковлева Г.Н. Пространство и время в супермарке
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |