Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-досуговая среда и ее восприятие




Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение понятия "культурно-досуговая
среда" учреждений культуры.

2. Предметное наполнение культурно-досуговой среды.

3. Основные свойства культурно-досуговой среды.

4. Стабильные и подвижные элементы культурно-
досуговой среды.

5. Основные этапы развития культурно-досуговой
среды учреждений культуры.

Рекомендуемая литература

1.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический
идеал рациональности. - Тбилиси, 1984.

2. Мартынов Ф.Г. Человеческое бытие и бытие произ­
ведения искусства. - Свердловск, 1988.

3. Методика художественного конструирования. - Л.,
1983.

Знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды является непременным условием повышения эффек­тивности деятельности культурно-досуговых учреждений. Рассматривая восприятие как чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздей­ствующих на человека, выделим ряд функций восприятия в процессе познания: отражение отдельных отношений, присущих предметам и процессам культурно-досуговой среды; выделение целостного предме­та из окружающего фона, отображение его формы, величины, фактуры поверхности, положения в пространстве.

Восприятие представляет собой многоуровневый процесс, который находится в сложной смысловой зависимости от культурных систем, включающих субъект и объект. Игнорировать отношения субъекта к объекту потребления значит пренебрегать последствиями, которые от­разятся не только на судьбе конкретного объекта, но и - шире - на сфе­ре культурно-досуговой деятельности. Формированием культуры по­требления можно заниматься только на основе изучения установок и предпочтений, связанных с общепризнанными типами художественных ценностей. Таким образом, на уровне проектирования культурно-досуговой среды специалист культурно-досугового учреждения не толь­ко решает проблему моделирования объекта или комплекса объектов, но и моделирует предполагаемую ситуацию.

Созданные специалистами культурно-досуговых учреждений ком­позиционные формы культурно-досуговой среды несут информацию, помогающую поддерживать общественно устоявшиеся типы поведения, закрепляющие традиции культурно-досуговой деятельности. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие социально-культурные и нравственные идеи времени, отражающие идеальные представления людей. Закономерная упорядоченность окружения чело­века должна удовлетворять присущую человеку эстетическую потреб­ность, овеществляя черты бытующего в культурно-досуговой деятель­ности эстетического идеала.

Человеческое отношение к предметам культуры и искусства харак­теризуется рядом особенностей, которые позволяют выделить следую­щие типы восприятия:

- ситуативный тип, при котором цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту определенной ситуации (оценки типа: "Здорово!", "Потрясающе!", "Вот это вещь!"); для такого восприятия характерна сосредоточенность на ценности некоего прехо­дящего состояния; эстетическая ценность в сознании субъекта связывается при этом с особой эстетической ситуацией, а объект выступает
как средство ее осуществления; нередко объект оказывается лишь по­водом для подтверждения состояния субъекта;

- эстетизированный тип, который проявляется в таких высказываниях, как "красиво - некрасиво", "прекрасно - безобразно" и т.д.; его
характеризует соотнесение объекта с эстетической ценностью и идеа­лом; нередко подчеркивается эстетическая ценность самого акта вос­
приятия при относительной незаинтересованности иными сторонами ситуации;

- прагматический тип, связанный с установкой на объект как средство удовлетворения определенной потребности; высказывания
типа "это хорошо, потому что полезно, выгодно, удобно" и т.д. характер­ны для такого типа восприятия; на первый план выступает полезность
вещи для субъекта в конкретной ситуации;

- профессиональный тип, противоположный по своему характеру прагматическому, поскольку не связан с обладанием объектом; объект
самоценен с точки зрения "сделанности"; предметом оценки оказывают­ся приемы организации и формообразования, функции, конструктивная
структура, символическая значимость; объект соотносится с контекстом культурно-досуговой среды, аналогами и прототипами; такое восприятие обращено к памяти, контексту культурно-досуговой деятельности.

Исходя из этой характеристики типов восприятия, подчеркнем, что каждый из них, проявляясь в различных ситуациях потребления и в из­вестной степени формируя их, опирается на непосредственное знаком­ство с образцом объекта и опосредованный опыт, полученный в резуль­тате усвоения ценностных установок и форм поведения. К основным условиям, влияющим на оценку объекта в предметно-пространственной культурно-досуговой среде, относятся: базовая установка потребителя; состояние сознания, эмоциональная установка в конкретной ситуации.

Вместе с тем сегодня оказывается этого недостаточно. Необходи­ма новая методика, помогающая специалисту учреждения культуры мо­делировать состояние субъекта - формировать его вкусы и то, что мож­но назвать культурой потребления. Но что значит формировать культу­ру потребления, формировать вкусы? Культурный смысл деятельности художника, например, заключается в создании образа, который может стать нормой эстетического восприятия действительности. Культурный же смысл деятельности специалиста по культурно-досуговой среде определяется преобразованием предметного пространства в нечто эс­тетически значимое. В бытовой практике часто упускается этот смысл и возникает ориентация специалиста на создание отдельных вещей или на создание самоценного художественного образа. Однако если ху­дожник отыскивает новый способ восприятия уже данной действитель­ности, которую он по-своему видит и отображает, то специалист по культурно-досуговой среде ставит под сомнение материальные и орга­низационные формы этой действительности, опираясь на функциони­рующие в культурно-досуговой сфере нормы и оценки. Если в искусстве элементы предметно-пространственной среды являются объектом изображения, то в процессе формирования культурно-досуговой среды они рассматриваются в качестве объектов художественной организа­ции.

Особый интерес культурно-досуговое учреждение представляет как объект коллективного познания, коллективного творчества. Все это по­зволяет говорить об этом учреждении как о целостной образной систе­ме, структуризованной, обладающей выраженными эстетическими связями и отношениями элементов, что дает возможность представить его в категориях художественной композиции.

Художественный образ культурно-досугового учреждения, его куль­турной среды создается соединением элементов, которые подчиняются идее преемственности индивидуального воображения специалистов разных периодов, в результате чего создается феномен коллективного воображения. Формирование в процессе развития культурно-досуговой деятельности единого по своей сути художественного воображения, об­разного мышления получает закрепление в виде образного объекта -культурно-досугового учреждения, который становится результатом ду­ховной и материальной деятельности в виде конкретного образного яв­ления, развернутого в пространстве и времени.

Духовное потребление культурно-досуговои среды включает наря­ду с активной познавательной деятельностью человека его непредна­меренную реакцию, которая и составляет особую ценность художе­ственного познания. Она включает непосредственную психологическую реакцию человека: компенсаторную (снятие напряжения, эмоциональ­ную разгрузку, зарядку), гедонистическую (получение положительных эмоций, наслаждение) и катарсическую {очищение, возвышение).

Именно поэтому особое значение приобретает эстетическое воспи­тание, открывающее перед каждой личностью возможности индивиду­ального переживания и включения в разнообразные культурно-досуговые ситуации. Предметно-пространственное окружение в куль-турно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Ис­тинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда наполняется ситуаци­ей деятельности, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворя­ется, "очеловечивается" и начинает жить.

Без человека, без людей, без ситуации деятельности культурно-досуговая среда представляет собой "мертвое" предметно-художественное пространство. Именно поэтому коммуникативная функ­ция искусства должна рассматриваться как самостоятельный и важный аспект художественной деятельности в культурно-досуговой среде и ди­зайнерском ее конструировании. Трактовка художественного образа как сообщаемого знака позволяет исследовать сам механизм социального общения "по поводу" искусства. В сущности, социология культурно-досуговой среды объектов культуры, а вместе с тем и дизайнерского творчества ориентирована преимущественно на исследование комму­никативной функции произведений искусств в культурно-досуговой сре­де.

Исходя из этого программы эстетического воспитания культурно-досуговых учреждений культуры ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Элементы театрализации, игровое понимание занятий, внутренняя, духовная, а часто и реальная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в музее и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого пове­дения человека. В каждом отдельном случае особенно отчетливо про­являются различия предметной культурно-досуговой среды, ее психологического пространства, что в совокупности составляет культурно-досуговую среду того или иного учреждения культуры.

Следовательно, происходит дифференциация общения "по поводу искусства" и в пространстве искусства, что в конечном итоге дает воз­можность человеку осознать, что он может измениться или уже изме­нился и стал другим, что, возможно, свершится или уже свершилось его саморазвитие.

Таким образом, культурно-досуговая среда как самоценное явле­ние представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, участия в нем человека. В то же время куль­турно-досуговая среда в каждой отдельной ситуации несет в себе опре­деленную смысловую нагрузку, что придает ей своеобразие собственно художественного образа. Аксиологический аспект в этом случае прояв­ляется в известном отождествлении субъекта культурно-досугового уч­реждения с самим учреждением.

Коммуникативная функция культурно-досуговой среды опреде­ляется ее социальной природой и включает в себя передачу информа­ции, общение, обозначение и осмысление. Следует выделить и различ­ные типологии коммуникации - профессиональные и непрофессиональ­ные, индивидуальные и групповые, активные, целенаправленные и пас­сивные и др. Эти типологии определяются всей системой "дизайнер -предметная среда - потребитель", и здесь особенно важны знания по­требителя, условия восприятия (ситуация деятельности), состояние субъекта и его установка. Соответственно перед дизайнером встает во­прос об ориентации на жизнь конкретных людей в ее целостности, определенности - не только современно-культурной, но и историко-культурной и вместе с тем не оторванной от повседневности.

Осознание этих проблем ставит специалиста культурно-досугового учреждения перед фактом, что он адресует свои произведения не про­сто "потребителю", а человеку в цельности и индивидуальности его об­раза жизни. Как жизнь не сводима к производству, потреблению и т.д., так и человек, которому предлагает свои произведения дизайнер, лишь очень условно, в специфическом контексте рассмотрения, может име­новаться "потребителем".

Культурно-досуговая среда является фактором активного форми­рующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду культу рно-д осу говые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение и к среде обита­ния, и к деятельности человека. Чувство принадлежности к своему краю в большей мере формируется культурно-досуговыми учреждениями, эс­тетические качества которых играют при этом большую роль.

Культурно-досуговая среда, синтезирующая все виды простран­ственных искусств и одновременно воплощающая в знаковых системах обширную информацию о собственном функционально-утилитарном значении, формирует свой особый язык. Его отличительная черта - со­четание особенностей художественного языка, свойственного другим видам искусств, с языком рациональной информации. В первом случае язык служит для воплощения художественного содержания, а во втором - для передачи практического сообщения. В процессе духовного по­требления культурно-досуговой среды художественный и логический языки интегрируются, воспринимаются в единстве, что является харак­терной чертой культурно-досуговой среды и дизайнерского творчества.

Образ культурно-досуговой среды складывается в процессе ее ре­гулярного восприятия, при этом обращает на себя внимание несколько парадоксальный факт. Культурно-досуговая среда первоначально пре­имущественно считывается своими художественными и знаково-информационными слоями. Так же, как произведения искусства, куль-турно-досуговая среда воспринимается человеком всем существом (неторопливое вчувствование в форму и эмоционально-образное со­держание). Однако это переживание не фиксируется, не осознается им во всей полноте. Первоначально в сознании закрепляется лишь инфор­мационный итог: смысл увиденного. Но и остальное не пропадает, а остается в глубине сознания и всплывает в иных обстоятельствах. Эти неосознанные впечатления от культурно-досуговой среды входят важ­ной частью в процесс воспоминания, который лежит в основе художе­ственного творчества в целом.

Следовательно, культурно-досуговая среда первоначально (при первом посещении культурно-досугового учреждения) не всегда пол­ностью подчиняет себе человека, заставляя переживать ее во всей полноте. Эстетическое потребление культурно-досуговой среды опре­деляется этим контекстом восприятия, отношением к месту, длитель­ностью и частотой пребывания в данной среде, установкой на опреде­ленный характер восприятия.

Следует выделить три основные группы посетителей культурно-досуговых учреждений и особенности восприятия ими культурно-досуговой среды. К первой группе относятся люди, постоянно посе­щающие культурно-досуговые учреждения. Характерными особенно­стями восприятия у них являются; длительность, развернутость во вре­мени, повторяемость впечатлений, формирование устойчивых культурно-деятельностных стереотипов, активная роль в формировании образа культурно-досуговой среды.

Второй группе присуще восприятие, специально ориентированное на эмоциональное, эстетическое постижение культурно-досуговой сре­ды. Особенностями восприятия в этом случае являются: относительная кратковременность, активность, сила разовых впечатлений.

В третьей группе восприятие связано с "прохождением" культур­но-досуговой среды при движении к какой-либо конкретной цели (спектакль, концерт, дискотека, занятие художественным творчеством). Однако соприкосновение с культурно-досуговой средой и в этом случае оставляет свой след, ибо ее эстетический "фон" как бы вводит человека в последующую целевую деятельность, не отнимая или экономя на этом этапе его эмоции.

Итак, восприятие культурно-досуговой среды происходит после­довательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мыс­ленного представления к формированию интегрированного образа как системы единичных фрагментов, связанных ассоциативной цепью. Отдельные впечатления не преобразуются в нечто новое, а суммируются, образуя синтетический сплав. Этот процесс связан с углубленным эстетическим постижением личностью образа культурно-досуговой среды: оценкой, усвоением, переработкой его художествен­ных качеств, другими словами, с активным творческим восприятием. Образ культурно-досуговой среды складывается уже при первом зна­комстве с учреждением культуры, обогащаясь и кристаллизуясь при по­вторных посещениях. При этом происходит процесс перехода от перво­начального ощущения к знанию и привычке.

Гармоничность культурно-досуговой среды обусловливается со­блюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооцен­ка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, вызывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое напол­нение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досуговой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого,
современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение при­частности к культуре, искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта, мик­роклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее пред­ставление о степени взаимного соответствия {или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую ауди­торию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут быть группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исклю­чает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

Погружение в культурно-досуговую среду, где происходящее со­вершается в присутствии публики, множества незнакомых людей, ста­вит человека перед выбором какой-то собственной ролевой установки поведения, которая во многом зависит от принадлежности индивида к той или иной субкультуре и может меняться в различных местах куль­турно-досуговой среды, испытывая сильную зависимость от самой ат­мосферы места. Игра, как известно, заложена в самой сущностной основе человека, именно поэтому и возможны различные формы игр.

Попадая в публичное пространство как в пространство игровое, принимая ту или иную установку, человек испытывает удовольствие от возникающего при этом чувства особого смешения реальности с нере­альностью, возможного и невозможного. В культурно-досуговых учреж­дениях это нереальное и воображаемое, возможное и невозможное, идущее от игровой фантазии, вплетается в образное восприятие куль­турно-досуговой среды.

Феномен игры проявляется в поведении человека не только в си­туации людности культурно-досугового пространства, он еще в большей степени присутствует в условиях домашней среды. Именно в домашней среде традиционно развивались игровые виды деятельности (лото, лап­та и др.)- Жилье, дом вызывает у человека ощущение комфортности и уюта, психологического и физического владения пространством домаш­ней среды, раскрепощает сознание, создает свободу творчества и фан­тазии. Поэтому так велико стремление перенести эти ощущения, эту "домашность" на рабочее место, желание встретить ее в системе быто­вого обслуживания, в целом в системе городской среды и, конечно, же в культурно-досуговой среде, где протекают процессы сродни домашним. По своей сути культурно-досуговая среда является тем неповтори­мым феноменом, включающим человека в ситуацию деятельности, которая не может состояться без "охудожествления" вещей, цельности композиции, обеспечения домашности и людности протекающих про­цессов. Движение к позитивным качествам людности и домашности, приведение их к соответствующим культурным нормам, регулирование их взаимопроникновения являются смысловой основой формирования культурно-досуговой среды.

Вещи как постоянные и необходимые атрибуты жилища, есте­ственно, играют основную роль в формировании среды культурно-досуговых учреждений. Они, в силу своего физического и психопогиче-ского воздействия, узнаваемости, усиливают эффект людности и осо­бенно домашности культурно-досуговой среды. Используя предметы и вещи, руководитель учреждения культуры, а вместе с ним и сценограф, благодаря зрелищности, театрализации, эстетической и функциональ­ной насыщенности культурно-досуговой среды, увеличивают ее досуго-вый потенциал. Вещный слой играет большую роль в усилении эффекта домашности культурно-досуговой среды.

Трудно себе представить, например, Дворец культуры г. Зелено­града без удобных и мягких кресел в фойе и зрительном зале, настен­ных светильников ручной работы, создающих приглушенное теплое освещение, мягких, спокойных тонов ковровых покрытий, изящных стек­лянных ажурных лестниц и мраморных полов танцевального зала, не­больших стилизованных скульптурных групп и многого другого, что под­черкивает уникальность внутреннего и внешнего облика этого культур­но-досугового учреждения, особенность его архитектурного решения и аранжировки, неповторимость его культурно-досуговой среды. Видимо, не случайно в общественном сознании прочно утвердилось обозначе­ние этого учреждения как "очага культуры". Домашний очаг как символ домашнего тепла, семейного единения, крепости традиций, коллек­тивного переживания жизненных ситуаций, радостей и горестей мудрым общественным сознанием символически перенесен на учреждение культуры. Следовательно, объект культуры, его культурно-досуговая среда олицетворяют домашнюю среду с ее домашностью и людностью (в период праздников и семейных торжеств).

Потребность познания окружения вне дома и работы реализуется как стремление человека к проявлению и утверждению себя в про­странстве общения, которое раскрывается в положительных эмоцио­нальных переживаниях культурной среды и собственной деятельности в нем. Мотив этого переживания возникает из потребности коммуника­тивного взаимодействия, из удовольствия, получаемого от сценарного зрелища, художественно-эстетического творчества. Устремления личности в культурно-досуговую среду обусловлены главным образом не­жесткой детерминированностью поведения в нем, ибо это не работа и не быт с их обязующими ролями и ритмами.

Посещение учреждений культуры представляет собой форму досу­га, носящего либо рекреативно-культурный, либо эстетический, творче­ский характер, протекающего как деятельностный процесс с мно­жеством ожидаемых и непредсказуемых событийных включений. Кроме этого, пребывание в культурно-досуговой среде выступает и как способ снятия психологических напряжений и стрессов, несет в себе черты пу­тешествия в мир прекрасного, даже если это путешествие проходит по знакомым местам.

 

4. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов- -Я,
1974.

5. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М., 1966.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.