КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические формы и модели демократии
На современном этапе развития политической науки и социально-политической практики существует множество концепций и моделей демократии. Проблема классификации моделей демократии достаточно сложна. Главным является вопрос о критериях, типологизации. В зависимости от того, кто имеет приоритет — личность, социальная группа или народ, выделяют модели: 1) индивидуалистические; 2) плюралистические; 3) коллективистские. Идея автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей в индивидуалистических теориях и моделях. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства. Государству отводится роль "ночного сторожа". В рамках данного подхода можно отметить традиционно-либеральную модель демократии, когда на первый план выдвигается личность, ее автономия, интересы и суверенитет, а также права и свободы. В 70-е годы XX века сформировалась современная «демократическая модель прав человека». Наиболее полно данная модель описана Л. Дайамондом в работах «Политическая культура и демократия в развивающихся странах», и «Экономическое развитие и пересмотр демократической теории». Данный ученый настаивает на том, что недооценка прав человека выхолащивает содержание демократии, приводит к ошибкам в интерпретации демократических режимов и порождает появление псевдодемократических режимов. В данной модели, подчеркивает автор, особое значение приобретают конституционные гарантии прав человека, независимость суда, наличие свободного доступа к информации, наличие развитой системы защиты прав человека, отмена электорального порога, широкие возможности для выражения интересов. Реальная власть должна принадлежать только избранным представителям. Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо только в группе, утверждают сторонники данного подхода, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ, с точки зрения данного подхода, не может быть субъектом политики, так как представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных, конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, обеспечить возможность достижения баланса интересов, их равновесия, предотвращения конфликтов. Теорий плюралистической демократии много, можно выделить ряд общих черт, которые их объединяют. В первую очередь, это признание заинтересованной группы центральным элементом политической системы общества. Социальную основу демократической власти сторонники этих теорий видят в соперничестве и балансе групповых интересов. Идею сдержек и противовесов они распространяют со сферы институциональных отношений на социальные. Государство рассматривается в этих концепциях как арбитр, сохраняющий равновесие соперничающих интересов и обеспечивающий саморегулирование всего общества. Они являются сторонниками множественности и плюралистичности элит как главных проводников влияния масс на политику. Особое значение придают демократической культуре, в которой видят условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного решения конфликтов в политической сфере. Сторонники такого подхода демократии считают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости. Плюралистические концепции сохраняют все ценности либеральной демократии, но во многом идут дальше. В рамках данного подхода можно выделить различные модели «конкурентной демократии». Это модель конкурентной демократии Й. Шумпетера, модель демократии С. Липсета и Д. Лернера, «модель полиархической демократии» Р. Даля. В конечном итоге демократия выглядит как форма правления, обеспечивающая баланс между конфликтующими экономическими, религиозными, профессиональными, этническими, демографическими и другими группами; которая исключает монополию какой-либо одной группы на принятие решений и препятствует власти действовать в интересах какого-либо одного слоя. Коллективистские модели демократии имеют такие общие черты, как отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму; абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью. Коллективистская модель демократии лежит в основе радикально-демократических взглядов на демократию. Они на первый план выдвигают суверенитет не личности, а народа, подчеркивают важность в обществе единого интереса, общей воли, общего блага. Эти модели отвергают принцип политического представительства, и утверждают, что демократия должна быть непосредственной, прямой. Данные модели в современном обществе приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы, без признания и институционального закрепления основополагающих прав личности. Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает — прямая или представительная. Прямая демократия — непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни). Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения). Плебисцитарные теории демократии упор делают на прямую демократию, репрезентативные теории — на представительные учреждения. Плебисцитарные формы демократии были характерны для античной демократии, для городов-государств средневековья. Плебисцитарные теории обосновывают необходимость участия широких слоев общества в политическом процессе, то есть не только в выборах, референдумах, контроле со стороны общества за политическими решениями, но и более активное участие в управлении общества, в политической жизни. Главное в этих теориях — это прямое участие масс в управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность власти, развивает политическую активность граждан, способствует самоидентификации личности. В концепциях репрезентативной демократии главным является принцип ответственного правления, на всех уровнях власти и государственного управления. Такие аспекты демократии подчеркиваются в традиционно-либеральной традиции, где самое ценное — это конституционность и ограничение политического господства. Воля народа выражается не прямо, не непосредственно, она делегируется. Представители народа выражают эту волю самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. К этому направлению примыкает концепция элитарной демократии. «Элитисты» считают, что функции политического представительства должна принять на себя элита, избранная на определенный срок. Она должна обеспечить условия для гласности, политического чередования и контроля. С точки зрения сторонников элитарной теории развитие демократии связано не с расширением прямого участия масс в политическом процессе, а с созданием эффективных и демократических механизмов рекрутирования (пополнения) элиты, подконтрольной народу. Следует также отметить, что выделяют еще исторические формы демократии: античная демократия, феодальная демократия, буржуазная демократия, Советская власть, различия между которыми обусловлены, в первую очередь, особенностями развития общества на различных этапах его существования. Так, для античной демократии характерны были коллективистские модели с преобладанием прямой демократии. В условиях феодализма в политическом устройстве общества преобладала в целом антидемократическая тенденция, однако многим средневековым городам-государствам удавалось добиться освобождения от власти феодалов, там устанавливались те или иные формы самоуправления, в которых существенная роль принадлежала элементам прямой демократии. В эпоху феодализма, на поздних этапах его развития, стали появляться первые парламенты как формы ограничения монархической власти. Буржуазная демократия стала существенным шагом вперед по сравнению с феодальной. Для нее характерно всеобщее избирательное право, развитая система представительства, конституционная гарантия прав и свобод личности. В зависимости от особенностей и традиций в отдельных странах в рамках буржуазной демократии складываются различные ее модели. В странах, где был установлен социалистический строй, выделяли социалистическую демократию как высшую форму демократического устройства общества, в основе которой лежали Советы как особая форма организации народовластия. Однако реализовать идею Советов на деле так и не удалось, функции их были выхолощены, а социалистическая демократия обернулась жестокими формами тоталитаризма. На протяжении длительного времени в изучении такого явления, как демократия, конкурируют два подхода: эмпирически-описательный и нормативный. Первый нацелен на то, чтобы показать, что такое демократия на деле, как она функционирует в реальных условиях в различных странах. Нормативный подход настроен на конструировании "идеальной" модели демократии. В действительности эти подходы трудно отделить друг от друга, так как каждая модель демократии представляет собой реализацию некоего идеального типа. К основным признакам «идеального типа» современной демократии можно отнести: · суверенность народа как источника власти; · гарантии прав и свобод человека и гражданина; · разделение властей; · принцип взаимной ответственности граждан и власти; · наличие развитой системы представительства; · политический и идеологический легитимный плюрализм; · равные возможности политического участия и свободные выборы; · принятие решений по большинству при гарантии прав меньшинства. В настоящее время общество осознает, что и современные формы демократии не являются совершенными. Не случайно крылатой стала фраза: "Демократия — очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего". Глава 5. Политические идеологии
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |