Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные признаки судебной власти 1 страница




Конституция РФ, раскрывая принцип разделения власти, предусматривает три ее государственных вида и устанавливает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Статья 11 Конституции РФ предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному собранию, Правительству и судам Российской Федерации. Тем самым Конституцией определено, что судебная власть — один из видов государственной власти.

В литературе, в науке, на практике термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, правомерно говорить, что судебная власть — это суд, т. е. система соответствующих учреждений. Энциклопедические, юридические словари определяют судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде источников встречаются рекомендации обратиться к судебной власти для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д.

Глава 7 Конституции РФ о судебной власти содержит нормы, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства отечественной судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и другими законами страны термин «судебная власть» наполняется соответствующим содержанием.

Судебная власть — это вид государственной власти. А государственную власть осуществляют соответствующие государственные органы. Однако власть — это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, которые им принадлежат, а также их осуществление, реализация.

Смысл термина «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования»; «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» и «могущество, господство, сила».[6]

Анализируя понятие «судебная власть», исследователи права отмечают, оно не сводится только к суду как государственному органу. Властью является то, что данный орган должен и может сделать. По существу, это полномочия, функция.[7] Оба элемента органически связаны друг с другом.[8]

Концепция государственного устройства на началах разделения властей принадлежит французскому философу и правоведу Шарлю Луи Монтескье (1689—1755 гг.), который считал, что соединение в одном лице или государственном органе всех видов государственной власти может привести к тирании, что нет свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной.[9]

У этой концепции по различным причинам было много сторонников и противников. Так, И. Я. Фойницкий в конце XIX века, критикуя теорию Монтескье, которая, по его мнению, представляет отдельные виды государственной власти не органическими частями целого, а силами, враждебными друг другу, утверждал, что «государство, на такой системе построенное, не могло бы просуществовать и года».[10] В советские времена концепция Монтескье подвергалась критике с классовых позиций.

В период перестройки в конце 80-х—начале 90-х гг. XX века теория разделения властей получила признание в связи с постановкой цели превратить Россию в правовое государство. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», в п. 13 которой констатировалось: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». Позднее, в 1992 г., принцип разделения властей был закреплен в Конституции РСФСР.

Действующая Конституция РФ 1993 г. кладет его в основу государственной власти и устанавливает, что судебная власть — как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 Конституции РФ).

Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Правосудие — исключительная компетенция судебной власти. Однако судебную власть не следует отождествлять с более специальными понятиями правосудия (как только разрешением дел по существу) и судопроизводства (как процессом производства по делу, например уголовное судопроизводство).

Помимо осуществления правосудия по правилам судопроизводства судебная власть включает и ряд других, принадлежащих исключительно ей и реализуемых ею полномочий.

К числу иных, помимо правосудия, полномочий судебной власти, ее различным ветвям (подсистемам) также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью действий, проводимых органами дознания и предварительного следствия при их обжаловании в суд; анализ, обобщение, систематизация и опубликование судебной практики, разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса; право законодательной инициативы и ряд других.

По этой причине, например, заслуживает поддержки законодательная новация о том, что проекты федеральных законов и внесении изменений и дополнений в УК РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официальных отзывов Правительства и Верховного Суда РФ[11].

Таким образом, судебная власть как одна из ветвей государственной власти не сводится лишь к рассмотрению конкретных дел. В контексте известной системы сдержек и противовесов судебную власть характеризует не только правосудие (в традиционном, узком смысле), но и возможность оказывать влияние на решения и действия законодательной, исполнительной властей и тем самым уравновешивать их.

Эти полномочия суда превращают его в стабилизирующую силу, способную защитить права и свободы граждан, оберегать общество от социальных конфликтов.

Ст. 118 Конституции РФ среди видов судопроизводства не называет судопроизводства, осуществляемого арбитражными судами. В то же время ст. 127 Конституции РФ, посвященная основам организации и деятельности арбитражных судов, помещена в главе 7 «Судебная власть» и в ней говорится о судебных органах, арбитражных судах, судебной практике, процессуальных формах. Следовательно, судебная власть принадлежит и арбитражным судам, которые действуют с соблюдением процессуальных правил определенных и осуществлящих арбитражное судопроизводство.

С учетом изложенного следует полагать, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения правовых норм для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Устройство и компетенция (т. е. судоустройство) и процедуры деятельности судебной власти (т. е. формы судопроизводства) урегулированы только федеральным законом.

Таким образом, судебная власть — это предоставленные судам как специальным органам государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

Иное понимание термина «судебная власть» (в узком смысле) как суда или системы судов также правомерно, но применяется обычно для обозначения места судов среди других государственных органов, при характеристике устройства судебной системы и начал ее деятельности.[12]

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом сущностных признаков:

1) cудебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее содержание составляют соответствующие государственно-властные полномочия.

В отличие от других видов власти, влияющих на жизнь людей (власть родителей, власть общественного мнения, власть средств массовой информации — так называемая «четвертая власть»), судебная власть — один из видов государственной власти, установленной законодательно. При этом и сегодня актуальными представляются методологические положения о том, что «воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью, иначе слово «воля» лишь пустое сотрясание воздуха пустым звуком»;

2) судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей профессиональной подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.[13]

В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия (присяжные заседатели). Но суд невозможен без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе. Законом о статусе судей[14] установлено, что судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10). Эти требования находят свое закрепление в законодательстве России[15];

3) исключительность судебной власти — следующий ее признак, связанный с предыдущими характеристиками. Судебную власть, правосудие вправе осуществлять только суды. Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными суду, присваивать себе их. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию от имени Российской Федерации;

4) судебную власть также характеризуют признаки ее независимости, самостоятельности, обособленности.

При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

И.Я. Фойницкий, характеризуя судебную власть в России, различал ее внешнюю и внутреннюю самостоятельность. Внешняя самостоятельность означала независимость судебной власти от всех властей, в государстве существующих, а внутренняя зависела от самих судей, их нравственных качеств, верности закону: «она есть плод твердого убеждения и высокой, безупречной нравственности».[16]

Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью: суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо и действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судей и выделяющих суды в самостоятельную, обособленную систему государственных органов;

5) процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Так, «уголовный процесс представляет собою тот путь, через который применяется уголовное законодательство страны…», а связь между ними, «какая существует между материею и формою одного и того же организма…»[17]

Судебную процедуру определяет только закон, который подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму, как судебных действий, так и судебных решений и документов. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. «Материальное право имеет свои необходимые присущие ему процессуальные формы…»[18]. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть.

Так, Конституционный Суд РФ действует в процессуальном порядке, определенном главами VII и VIII соответствующего Закона о Конституционном Суде.[19]

Порядок производства по гражданским, по уголовным делам, судопроизводства в арбитражных судах регулируется развернутыми кодифицированными нормативными актами: ГПК, УПК, АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальная процедура установлена соответствующими разделами КоАП РФ и ГПК РФ;

6) судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено в ст. 118 Конституции РФ, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. При этом судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов.[20]

Судопроизводственная деятельность развивается в строгой последовательности, установленной процессуальным законом, и осуществляется в определенных процессуальных формах и рамках. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства, а экспертизы, которые им назначаются в период расследования, именуются судебными.[21]

Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции РФ, означает непременно деятельность суда, рассматривающего конкретное дело, принимающего и формулирующего решения по существу, на основе закона, в установленном порядке и осуществляющего тем самым правосудие;

7) подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией и другими федеральными законами. Законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

Судьи независимы и при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией и законами.

Так, например, принося присягу, судья Конституционного Суда РФ клянется при исполнении своих обязанностей подчиняться только Конституции РФ, ничему и никому более (ст. 10 Закона о Конституционном Суде).

Деятельность суда основана на законе и состоит в определенном смысле в оценке той или иной жизненной ситуации с позиций закона, права. В соответствии со ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решения в соответствии с законом.

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты, что выступает необходимым условием правосудия и других видов реализации судебной власти.

Российское право в целом исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, призванные правильно выражать смысл закона. Конституция страны предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции РФ), которые призваны ориентировать суды на правильное понимание и применения закона.

Подзаконность судебной власти распространяется и на высшие судебные органы, их компетенцию и деятельность.

Особой юридической силой обладает толкование Конституции Конституционным Судом РФ. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона о Конституционном Суде).

§ 2. Суд как орган судебной власти

Судебная система Российской Федерации

Судебная власть в России принадлежит только судам. Суд, пользующийся судебной властью, — исключительно государственный орган. Существующие общественные по сути организации, в названии которых содержится слово «суд», судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФи соответствующих законах, не обладают. Понятие «суд» может применяться и в иных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127).

Ответственный характер выполняемых судами задач обусловливает повышенные требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе.

Для них устанавливаются повышенные цензы. Так, судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России в возрасте не менее 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Им может стать только человек с безупречной репутацией (ст. 8 Закона о Конституционном Суде).

Кандидаты на должность судьи других судов должны иметь соответствующий возраст (не ниже 25, 30 или 35 лет), высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии (не менее 5 или 10 лет). Ими могут стать только лица, не совершившие порочащих их поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей (ст. 4 Закона о статусе судей).

Судья должен высоким профессиональным и нравственным стандартам, которые сформулированы непосредственно в законе и потому приобретают правовое значение. Судья как личность должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Он должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества (см. ст. 3 и др. Закона о статусе судей).

Судьи должны иметь свой профессиональный нравственный кодекс[22], призванный устанавливать правила поведения судей как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. Квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 14 Закона о статусе судей.

Таким образом, судья — носитель судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей), а его профессиональные и нравственные качества невозможно разделить.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект Федерации), или на структурное образование Вооруженных Сил (военный округ, флот, гарнизон).

В отдельных, предусмотренных законодательством случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами в порядке ст. 93 Конституции; рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей).

Юрисдикция суда определяет его название (Верховный Суд Республики Алтай, Брянский городской суд, Воронежский гарнизонный военный суд и т. д.)

Кроме того, юрисдикция суда может распространяться на судебный округ, территория и население которого не обязательно совпадают с административно-территориальным делением государства.

Так, Закон об арбитражных судах[23] установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющие различных субъектов Федерации.

На основании Закона о судебной системе создана система мировых судей, юрисдикция которых как общих судов определяется соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ.

Суд осуществляет судебную власть не обязательно в полном составе всех назначенных или избранных в него судей, а в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел.

Так, например, Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях своих палат. Две палаты Конституционного Суда включают в себя соответственно 10 и девять судей.

В судах общей юрисдикции гражданские дела рассматриваются в первой инстанции как единолично, так и коллегиально.

Уголовные дела в соответствии с УПК РФ могут рассматриваться также коллегиально и единолично. В суде присяжных уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, а председательствует в судебном заседании один профессиональный судья.

Независимо от того, в каком составе разбирается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд как орган судебной власти. Оно выносится именем Российской Федерации и подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно, наравне с законом.

Судебная система — это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Отечественная судебная система установлена Конституцией страны (глава 7) и Законом о судебной системе. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции). Структура судебной системы в настоящее время установлена рядом законодательных актов с учетом принципиальных норм Конституции. Принятые ранее законы претерпели ряд изменений и в ходе судебно-правовой реформы продолжают совершенствоваться.

Судебную систему РФ образуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые седьи субъектов РФ (ст. 4 Закона о судебной системе). Система федеральных судов состоит из трех блоков (ветвей, подсистем), различающихся по компетенции и устройству: 1) Конституционный Суд РФ, 2) суды общей юрисдикции, 3) арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, обозначенные в ст. 125 Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две относительно автономные подсистемы российской судебной системы.

Так, к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов (т. е. суды субъектов РФ); районные (городские) суды. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, дислоцирующиеся по окружному (флотскому) и гарнизонному принципу.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.

Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).[24]

Все суды, входящие в судебную систему страны, различаются объемом компетенции, в связи с чем выделяются звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

Так, все городские, районные суды образуют первое звено судебной системы, все областные (и им равные) суды — второе звено, Верховный Суд РФ — третье, высшее звено.

Основное звено судебной системы судов общей юрисдикции — районные, городские суды, гарнизонные военные суды. Они рассматривают большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению.

Верховные суды республик, краевые, областные, а также окружные (флотские) военные суды — второе, среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена (Верховный Суд РФ) судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки, — нижестоящими.

Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая административные, гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу.

Федеральные суды первого звена судебной системы могут выступать судами только первой инстанции[25]. Кроме того, в качестве суда первой инстанции в соответствии с федеральным процессуальным законодательством может выступать суд любого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве[26] в пределах своих полномочий также вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции. Статья 31 УПК РФ устанавливает подсудность Верховному Суду РФ уголовных дел особой категории.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд — суд второй (кассационной) инстанции по отношению к районному суду.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.[27]

Таким образом, суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции, что следует учитывать при формировании соответствующего аппарата указанных судов и при организации его работы.


§ 3. Основные направления дальнейшего реформирования судебной власти и ее обеспечения

Основные направления реформирования судебной власти и ее необходимого полноценного и многообразного обеспечения классифицируются различным образом, исходя из многообразных социально-правовых критериев.

С позиций совершенствования реализации принципов правосудия, осуществляемого судами, в настоящее время актуальными продолжают являться следующие вопросы:

1) дальнейшее обеспечение независимости и беспристрастности правосудия.

Признавая непреходящую ценность независимости и беспристрастности правосудия, обобщив положения международных актов и национальных конституций, Генеральная Ассамблея ООН одобрила Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, ставшие своеобразной конституцией судебной власти.[28]

Вот лишь основные выдержки из этого документа: «Независимость судебных органов гарантируется государством... Все государственные и другие органы обязаны уважать и соблюдать независимость судов. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам... Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру...» другими органами государства.

Однако деклараций о признании принципа независимости правосудия недостаточно. Суд по своей правовой природе находится в центре конфликтной ситуации, стороны спора надеются на то, что суд встанет именно на их точку зрения, а зачастую и полагают возможным так или иначе повлиять на судью. В этом причина создания практически всеми современными государствами дополнительных правовых механизмов обеспечения независимости и беспристрастности судов и судей;

2) обеспечение свободного и равного доступа гражданина к суду постоянно находится в центре внимания как государств, так и международных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.