Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные признаки судебной власти 2 страница




Ответ на вопрос о доступности суда — это, по существу, ответ на вопрос «а есть ли суд». Если суд недоступен, нет смысла в его существовании, во всяком случае в условиях признания идей демократии.

Сегодня особенно актуальны следующие аспекты принципа свободного доступа к суду: обеспечение достаточного (соотносимого с числом судебных дел, территорией, количеством населения и т. п.) числа судов и судей; упрощение и дифференцированность судебной процедуры; обеспечение квалифицированной помощи, оказываемой профессиональными юристами; обеспечение существования бесплатного правосудия для беднейших слоев населения.

Таким образом, доступность правосудия — это наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих право потенциальных участников процесса «получить справедливое правосудие».

Длительность судопроизводства, разумность его сроков — самый частый предмет рассмотрения в Европейском Суде по правам человека, равно как в и иных межгосударственных судебных органах. Трудно найти страну, в которой бы отсутствовала проблема соблюдения разумности сроков судебного разбирательства, неоправданной затянутости как уголовного, так и гражданского судопроизводства.

Для России эти проблемы актуальны по многим причинам, в том числе огромной территории и относительно небольшого количества судей и судов.[29]

Однако территория страны, а точнее схема проживания населения в ее пределах требуют серьезной работы в этом направлении, поскольку делают суды малодоступными для жителей ряда отдаленных регионов.

Значительные шаги сделаны за последнее время.

Учрежден, успешно функционирует и расширяется институт мировых судей.

Судебная специализация предоставляет дополнительные гарантии справедливого правосудия. По пути дальнейшей специализации судебной деятельности продвигается и Россия, в которой сегодня наряду с судами общей юрисдикции действуют конституционная и арбитражная юстиция. В рамках системы судов общей юрисдикции функционируют относительно самостоятельные военные суды. Обсуждаются перспективы создания иных специализированных судов: административных, ювенальных; идет дискуссия о целесообразности создания трудовых судов, судов по вопросам банкротства и т. п.

Важное значение в реализации принципа доступности правосудия имеет развитие таких специфических квазисудебных форм, как примирительство и посредничество, коммерческий арбитраж, способствующих снижению нагрузки на государственные суды и предоставляющих более широкие, зачастую выходящие за пределы собственно правовых, возможности для субъектов права.

Некоторые упрощенные и примирительские формы, ранее присущие гражданскому и трудовому праву, сегодня используются и в уголовном процессе.

Доступ к правосудию тесно связан с возможностью получения квалифицированной юридической помощи лицом, обращающимся к суду. В связи с этим возникает вопрос не только о развитии системы юридической помощи вообще — по гражданским, административным и уголовным делам, но и о бесплатной юридической помощи для малообеспеченных граждан за счет государственного финансирования.

Комитет Министров Совета Европы, опираясь на Резолюцию ООН по правам человека и крайней нищете, в Рекомендации от 8 января 1993 г. R (93) 1 об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения констатировал, что «усилия по расширению доступа к закону и правосудию будут полностью эффективными только как часть всеобъемлющей, последовательной и перспективной политики, направленной на ликвидацию крайней нищеты…». Элементами такой политики государства может стать расширение возможностей получения юридической помощи за счет государства, оказываемой его служащими.

С другой стороны, этому процессу содействует применение института муниципальных защитников, т. е. адвокатов, сотрудников органов местного самоуправления, оплачиваемых из средств местного бюджета.

Еще одно возможное направление — поддержка общественных инициатив по типу американской Корпорации по оказанию правовой помощи беднякам, которая финансируется из федерального бюджета, имеет развитую территориальную структуру, представленную в каждом штате.

На доступ населения к правосудию отрицательно влияет и существование высокий размер государственных пошлин в судах по гражданским делам. Государственные пошлины сделали судебную систему отчасти окупаемой, но малодоступной для многих граждан, на что обращал внимание и Конституционный Суд РФ. Размер пошлин следовало бы поставить в зависимость от материального положения сторон.

Расширению свободного доступа к правосудию способствует компьютеризация судебной системы как единого информационного пространства, включающего такие информационные кластеры, как: информация о суде, его предметной и территориальной подсудности (компетенции), месте расположения, времени работы, правилах обращения в суд и порядке судопроизводства; информация о ходе конкретного судебного процесса, архивы. Последнее предполагает как внедрение компьютерных технологий собственно в процесс судопроизводства (возможность подачи исковых заявлений и иных документов в электронной форме, электронные способы фиксации судебного процесса, электронные архивы суда и т. п.), так и компьютеризацию иных непроцессуальных аспектов деятельности суда (таких, как ведение регистрационных и иных книг, электронных календарей судебных заседаний и т. п.). Программа компьютеризации судов при содействии Всемирного банка реализуется в России в виде государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие».

В ходе выполнения комплекса программных мероприятий обеспечено внедрение средств вычислительной техники во все суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ[30].

Завершена разработка информационно-телекоммуникационной системы «Правосудие» и на этой основе сформировано информационное пространство, объединяющее верховные суды республик и равные им суды, более 50% районных судов общей юрисдикции, а также территориальные органы Судебного департамента. Разработаны и внедрены функциональные программные комплексы задач судопроизводства.

В конце 2006 г. Государственной комиссией по приемке работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») был подписан ряд итоговых документов. Работа Государственной комиссии осуществлялась тремя подкомиссиями: подкомиссией по функциональным подсистемам; по общесистемным вопросам и надежности системы; по обеспечивающим подсистемам.

Согласно выводам, сделанным Комиссией, созданная ГАС «Правосудие» с положительными результатами прошла проверки и готова к постоянной эксплуатации. Основные этапы и мероприятия Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы в части информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного Департамента выполнены.

Комиссия рекомендовала предусмотреть при передаче ГАС «Правосудие» в постоянную эксплуатацию создание организационно-штатных структур на всех уровнях системы судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, выполняющих полноценные функции по использованию ГАС «Правосудие», обеспечению информационной безопасности в автоматизированной системе, а также по организации эксплуатации, обучению пользователей системы, сервисного и технического обслуживания ГАС «Правосудие». Кроме того, рекомендовано для повышения эффективности использования внедряемых технологических решений, формирования и обеспечения безопасности информационных накоплений, разработать соответствующую правовую и нормативную базу ГАС «Правосудие»[31];

З аконодательное обеспечение судебной деятельности и организационное обеспечение правосудия.

Во исполнение принципиальных положений Концепции реформирования судебной власти был своевременно принят и реализован норматив, переводящий ее в практическую плоскость: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы». В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007—20011 годы.[32]

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на новый качественный уровень деятельности, ставит новые задачи, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода в целях повышения эффективности их функционирования.

Программа как организационная основа реализации государственной политики в сфере правосудия представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, направленных на дальнейшее реформирование и развитие судебной системы.

Мероприятия Программы затрагивают всех субъектов судебной власти, входящих в ее различные ветви — Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей, систему арбитражных судов, а также ряд федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ. Это позволит проводить единую государственную политику в области развития судебной системы России и на этой основе решить имеющиеся в ней проблемы, устранить сложившиеся диспропорции в уровне материально-технического обеспечения различных судебных органов, преодолеть отставание в развитии структур, обеспечивающих безопасность в судах и их охрану.

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами, выделяемыми для надлежащего обеспечения деятельности судебных органов. Реализация комплекса мероприятий, затрагивающих судебную систему в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия.

Выполнение программных мероприятий направлено на совершенствование судоустройства и судопроизводства; создание надлежащих условий для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции РФ и международных договоров Российской Федерации путем улучшения материально-технического, кадрового и финансового обеспечения деятельности судебной системы.

Целями программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. В Программе приведены соответствующие целевые индикаторы и показатели.

В качестве основных задач Программы определяются:

— обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

— повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

— создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

— обеспечение независимости судей;

— повышение уровня исполнения судебных актов.

Таким образом, Программа направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает укрепление самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, обновление законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном счете должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступа к правосудию.

Как видно, ряд основный направлений Программы носит выраженный организационный характер и связан с оптимизацией деятельности судов общей юрисдикции.

На сегодняшний день одна из главных задач — обеспечение доступности и качества правосудия в условиях возрастания судебной работы, которая может быть разрешена оптимальным сочетанием таких способов, как увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, развитием рациональных методов отправления правосудия (досудебное урегулирование, альтернативные способы, упрощенные формы), использование в деятельности судов информационных технологий и материально-технического обеспечения, имея в виду строительство и реконструкцию зданий судов.

В современном обществе все больше возрастает потребность использования информационных технологий. Это требует повсеместного оборудования зданий судов в целом и рабочих мест судей и работников аппаратов судов компьютерной техникой; создания единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы; внедрения программных комплексов, обеспечивающих деятельность судов.


Глава 2. Основные положения организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции

§ 1. Понятие организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов

Ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 5 млн. гражданских дел, около 1 млн. уголовных дел, более 3 млн. дел об административных правонарушениях, 1 млн. материалов; арбитражными судами — 1 млн. дел по экономическим спорам и более 100 тыс. заявлений Конституционным Судом РФ — более 13 тыс. обращений. Приведенная статистика убедительно свидетельствуют о возрастающей нагрузке на суды, о росте доверия к ним, о доступности и эффективности судебной защиты прав физических и юридических лиц.[33]

В этих условиях особое значение имеет правильно организованное обеспечение деятельности судов всех звеньев и инстанций, целью которого является максимальное освобождение судей и председателей судов от выполнения функций, непосредственно не установленных процессуальным законодательством.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. [34]

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда.

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов общей юрисдикции, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 Закона о Судебном департаменте).

Нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов представляют собой определенную систему, исходя из их юридической силы: от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов представлены в главе II Закона о Судебном департаменте (ст. 6—12).

Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей России предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета[35];

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции[36];

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента[37];

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов России, а также общеправовой рубрикатор законодательства[38];

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

21) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

22) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

§ 2. Должностной состав судов общей юрисдикции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.