Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление древнерусской государственности. 1 страница




Тема 3. Древнерусская государственность

Основные вопросы

3.1.Становление древнерусской государственности

3.2. Принятие христианства

3.3. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

3.4. Политическая раздробленность древнерусской земли

3.5. Борьба с иностранными захватчиками

Проблема образования Древнерусского государства на протяжении многих столетий, вплоть до наших дней, является дискуссионной. Дореволюционная русская официальная историография однозначно датировала начало этого важного исторического события 862 г., когда новгородские словене призвали в Новгород на правление варяжского (норманнского) князя Рюрика. Легенда о призвании варягов послужила основой для создания широко распространенной “норманнской теории ” происхождения древнерусской государственности.

Многие отечественные историки первым норманистом называют летописца Нестора, которому приписывают авторство древнерусской летописи “Повесть временных лет”. В XVIII в. “норманнская 0теория” получила “научное обоснование” в трудах немецких ученых – историков Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера и А.Л. Шлецера, приглашенных в Россию для работы в Петербургской Академии наук. В своих трудах немецкие историки (особенно Шлецер) настойчиво пропагандировали антинаучные измышления о неполноценности восточных славян. Уже в XVIII в. “норманнская теория” образования Древнерусского государства подверглась острой критике со стороны историка В.Н. Татищева и выдающегося отечественного ученого М.В. Ломоносова.

По данным летописей, призвание варягов действительно имело место. Новгородские послы прибыли к варягам и заявили последним: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. Трое варяжских братьев – князей – Рюрик, Синеус и Трувор в 862 г. приняли это предложение. Синеус поселился в Белоозере, Трувор – в Изборске, а Рюрик – в Новгороде, где и княжил до 879 г. Пришедшие варяги были из племени Русь, поэтому и земля наша стала называться Русью. Наступившая вскоре смерть младших братьев Рюрика сделала его полновластным правителем Новгородской земли. С призванием варяжских князей в 862 г. и началась, якобы, история Русского государства, так как они и их потомки постепенно объединили под своей властью разрозненные восточнославянские племена и создали древнерусскую государственность.

Существует предположение, что Синеуса и Трувора вообще не существовало, известие о них - результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста. В нем сообщалось, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор). Этническая принадлежность и самого Рюрика у многих авторов вызывает сомнение. Исследователи истории Древней Руси отмечают, что в Скандинавии, на родине варягов, отсутствуют какие-либо сведения о племени или о местности “русь”. В тоже время западные поминают трёх разных Рюриков, живших в это время. Считается, что больше шансов появиться на Руси было у Рюрика Ютландского. Однако не исключено, что он был славянином (о чем говорил М.В. Ломоносов и сейчас утверждает В.В.Фомин).

В настоящее время вопрос об этнической принадлежности Рюрика и его братьев уже не имеет столь принципиального значения, какое этому обстоятельству придавалось ранее. Очевидно, что государство возникает там и тогда, когда для этого складываются определенные объективные политические и социально-экономические предпосылки. Согласно летописи “Повесть временных лет” Рюрик умер в 879 г. Поскольку его сын Игорь (по-скандинавски – Ингвар, т.е. “младший”) был очень мал, власть в Новгороде принял воевода Хельги, т.е. Олег. “Хельги” – это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший “колдун” и “военный вождь”. В 882 г. со своей дружиной и малолетним Игорем он двинулся на юг по великому пути “из варяг в греки”. По пути в Византию Олег занял Смоленск и Любеч. Оставив там своих воевод, он подошел к столице полян – Киеву, которым управляли славянский вождь, воевода Дир и варяжский князь Аскольд. Олегу хитростью удалось выманить их из- киевских крепостных стен на берег Днепра и предательски убить. При этом Олег заявил: “Вы не князья, а я рода княжеского и со мною вот сын Рюрика – Игорь”.

Захватив Киев, Олег сделал его столицей, а себя объявил себя Великим князем киевским. Оставив за собою и Новгород, он в 893 г. занял Псков. Затем Олег подчинил себе земли древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами. Покоренные племена он обложил данью. Для обороны границ Киевского княжества от кочевников при Олеге было построено несколько новых городов. Таким образом, именно князь Олег в 882 г. положил начало объединению древнерусских земель и созданию государственности Киевской Руси.

В 907-911 гг. князь Олег осуществил военный поход на столицу Византии Царьград (Константинополь). Он приплыл к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить свои ладьи на берег и поставить их на колеса, развернув паруса. На раздуваемых ветром парусах русские ладьи подошли к городу. Изумленные византийцы признали себя побежденными. Они выплатили Олегу дань и подписали с ним в 911 г. выгодный для Руси договор.

Как сообщает Лаврентьевская летопись, Олег умер в 912 г. от укуса змеи. После его смерти великокняжеский киевский стол занял князь Игорь (912-945). Его княжение было более скромным и менее удачливым. И, тем менее, он усмирил возмутившихся древлян и совершил два неудачных военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены “греческим огнем”. Во втором походе по предложению греков он подписал в 944 г мирный договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором, заключенным Олегом в 911 г.

Игорь, как и первый великий киевский князь, Олег, ушел из жизни преждевременно. Его погубила алчность, страсть к стяжательству. Отправившись в 945 г. в “полюдье” к древлянам за данью, он пытался с помощью принуждения получить двойную дань. Древляне возмутились. Они перебили княжескую дружину, а самого князя привязали ногами к двум верхушкам согнутых деревьев, а затем, отпустив их, разорвали надвое.

После гибели князя Игоря, за малолетством его сына Святослава, Киевской Русью стала править княгиня Ольга (945-957), которая, как утверждают источники, до замужества была простой крестьянской девушкой-славянкой. Князь Игорь случайно встретил ее на охоте, влюбился и через несколько лет привез в Киев, объявив своей женой и княгиней. Ольга жестоко расправилась с древлянами за смерть своего мужа. Она приказала перебить 5 тысяч древлян, сожгла в 945 г. их стольный город Искоростень, близь которого погиб князь Игорь, уничтожила делегатов двух посольств древлян, прибывших в Киев с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала.

Ольга правила Киевским государством и после совершеннолетия Святослава, поскольку он почти всю жизнь провел в военных походах. С ее правлением связано установление в Древней Руси четких размеров дани (“уроков”) и создание погостов - центров сельской общины, где осуществлялся сбор дани, и велась “гостьба” (торговля).

Став во главе Киевского государства, княгиня Ольга столкнулась с враждебно настроенным по отношению к Руси могущественным Хазарским каганатом. В неизбежной борьбе с хазарами она постаралась приобрести в лице Византии сильного союзника. По русским летописям в 955, а по византийским источникам в 957 г. Ольга собственной персоной с пышным, высоко представительным и многочисленным посольством отправилась в Константинополь для встречи с византийским императором Константином Багрянородным. По возвращении из Византии Ольга в 957 г. официально передала свое княжение 16-летнему сыну Святославу, который был уже вполне взрослым и закаленным в военных походах мужем. Она женила своего сына на угорской княжне Ильдико (русское имя - Предслава) и в 969 г., спустя 12 лет после женитьбы Святослава, скончалась в преклонном возрасте.

Великий киевский князь Святослав (957- 972) - самая, пожалуй, легендарная фигура из всех древнерусских князей. Вся его сознательная жизнь (а прожил он всего 31 год) прошла в военных походах и многочисленных сражениях. Святослав никогда не имел на Руси значение великого князя. Сначала этот титул принадлежал его матери Ольге, а потом его сыновьям. Собираясь в боевой поход, он посылал вперед гонца, объявить недругу: “Иду на Вы”.

Один из первых своих военных походов Святослав совершил в первой половине 40-х гг. X в. против воинственных племен печенегов. Святослав наголову разгромил печенегов и надолго лишил их охоты вторгаться в русские земли. В 964 г. он начал борьбу с могущественным Хазарским каганатом. Для Святослава важно было не только освободить ряд русских княжеств от уплаты дани хазарам, но и обезопасить важный путь из Киева в Азию, через реку Итиль (Волгу) и Хазарское (Каспийское) море. Святослав с боем взял столицу хазар - город Итиль и полностью разрушил его (на его месте позднее возникла Астрахань).

В дальнейшем, по Хазарскому морю, Святослав пришел на Северный Кавказ, где покорил ясов и касогов. В 965 г. через Кубань князь Святослав подошел к хазарскому городу Таматарха на Таманском полуострове и разрушил его. На его месте был основан крупный торговый город с хорошей гаванью - Тмутаракань - политический центр Тмутараканского княжества. На этом восточный поход Святослава не закончился. Построив ладьи на берегу Сурожского (Азовского) моря, его дружина поднялась вверх по Дону где в районе реки Северный Донец находилась вторая столица хазарского Каганата - крепость Саркел, построенная византийцами для устрашения и сдерживания русов. Разрушив крепость, он переименовал город в Белую Вежу, которую в дальнейшем заселили выходцы из Черниговской земли.

После смерти своей матери – княгини Ольги Святослав решил уехать в Болгарию в Переяславец, который собирался сделать своей новой столицей. Погиб Святослав во время сражения с печенегами в 972 г. Византийский император подкупил печенегов и те ждали русов у днепровских порогов. На острове Хортица они напали на спящих русских воинов и всех перебили. Погиб и сам Святослав. А по приказанию печенежского кагана Кури из черепа князя печенеги сделали чашу, оковали золотом и пили из нее на пирах.

После гибели Святослава официально великим киевским князем в течение 8 лет был его сын Ярополк (972-980), а затем киевский престол после кратковременной междоусобицы занял его сводный брат - Владимир (980-1015).

Великий киевский князь Владимир был талантливым полководцем и мудрым государственным деятелем – реформатором. При нем значительно расширилась территория Древнерусского государства, укреплены пограничные окраины страны. В 981 г. он освободил древнерусские Червеньские земли (Перемышль, Червень и др.), захваченные поляками, победил ятвягов и продвинулся к балтийскому морю. В 981 и 982 гг. Владимир совершил два успешных похода на вятичей, а в 984 г. – на радимичей, подчинив тех и других своей власти.

Владимир укрепил связи между отдельными частями Древнерусского государства, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. Он упорно боролся с печенегами, укрепил южную и юго - западную границу государства, построив в 988 г. на реках Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне цепь городов.

Таким образом, к концу X в. в основном завершилось формирование территории Древнерусского государства. Она простиралась от Днестра, верховьев Вислы, берегов Финского залива и Ладоги на западе до верховьев Волги и Северного Донца – на Востоке; от верховьев Северной Двины – на севере до берегов Черного моря – на юге. По размерам своей территории Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств Европы.

3.2. Принятие христианства. В 988 г. по инициативе великого киевского князя Владимира Святославича Киевская Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Принятие христианства было вызваны объективными условиями социально-экономического и политического развития Древнерусского государства. Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология – отсутствовал. Поэтому великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов лаве с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта «языческая реформа» не была принята народом.

Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное верование у соседних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата – иудаизм. В Западной Европе – католицизм, как одна из ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве.

В «Повести временных лет» рассказывается, что в 986 г. к Владимиру приходили миссионеры: “болгары магометанской веры”, “иноземцы из Рима (т.е. католики), хазаре – иудеи и некий “грек- философ”. Каждый посланец рассказывал о преимуществах своей веры. Однако только православная христианская вера в изложении греческого миссионера пришлась по душе князю. Тем не менее, принять ее сразу он не решился, заявив: “Подожду еще немного”.

В следующем году Владимир посылает за границу десять “мужей добрых и смысленных” для того, чтобы они посмотрели предложенные киевскому князю религии в действии. “Мужам” очень не понравилось богослужение волжских болгар в мечети. Не удовлетворила их и церковная служба “немцев” (т.е. католическая вера). Но послов потрясла греческая литургия. Однако и после рассказов послов о сути существующих религий Владимир не принимает окончательного решения. И только в 988 г., он лично совершает военный поход в греческий город Корсунь, захватывает его и требует у византийских императоров Василия и Константина исполнить свое обещание выдать за него замуж их сестру Анну. Императоры вынуждены были выполнить требование русского князя. Там же, в Корсуне, Владимир принял и православную христианскую веру (второй вариант места княжеского крещения – г. Васильков).

Возвратившись с царевной Анной и греческим духовенством в Киев, Владимир крестит киевлян в Днепре (по другим сведениям - в притоке Днепра - Почайне). Вслед за Киевом наступил черед крещения жителей Великого Новгорода. Туда летом 990 г. были посланы миссионеры и войско, возглавляемое дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательный отряд воеводы Путяты. Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер военных столкновений. Только после подавления восстания новгородцев в несколько приемов удалось крестить их. Вслед за Киевом и Новгородом христианство стало распространяться и на другие русские земли. К XII в. большинство древнерусских земель, за исключением вятичей, приняли христианство.

Великий Киевский князь Владимир скончался в 1015 г. Крещение Руси Владимиром Святославичем явилось завершающим этапом как в строительстве Древнерусского государства, так в формировании раннефеодального общества. Во-первых, великий князь прочно обосновался в стольном городе Киеве, чего не было при его предшественниках (вспомним Святослава с его планами перенести столицу государства на Дунай). Во-вторых, он идейно объединил родственные славянские племена с помощью общей для всех религии – христианства. В-третьих, христианизация, как часть государственной реформы, высвободила накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны. Наконец, с принятием христианства на Русь пришла из Византии, преемницы античной и эллинской культуры, самая передовая по тому времени культура (в том числе зодчество, древнегреческая и древнеримская литература, правовые знания и др.), установились прочные дипломатические, торговые, культурные, династические и другие связи между государствами.

Объединив древнерусские племена единством веры, церковь утвердила единство народного самосознания. Она принесла на Русь грамоту и культуру, понимание сути государственного строительства и норм средневекового права.

3.3. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Не менее, а может быть, и более знаменитым Великим киевским был сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый (1019-1054). Ярослав завершил формирование территории Древнерусского государства. Он совершил немало военных походов против внешних врагов. Ярослав неоднократно отражал набеги печенегов на Русь, а в 1036 г. под Киевом разбил их наголову. В 1030 г. он подчинил своей власти чудь и утвердился на берегах Чудского озера, построив там город Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии). В 1038 - 1042 гг. Ярослав предпринял ряд удачных походов на ятвягов, литовцев, финнов, мазовшан и емь. Во время княжения Ярослава произошло последнее военное столкновение Киевской Руси с Византией. Оно закончилось подписанием в 1046 г. мирного договора между двумя странами, скрепленного браком сына Ярослава с византийской принцессой.

Время Ярослава Мудрого - это время расцвета Древнерусского государства. Киевская Русь при нем становится одним из сильнейших государств Европы. Молодое, динамично развивавшееся государство, приобрело солидный вес и авторитет на европейском континенте. Самые могущественные государственные деятели Европы стремились в первой половине XI в. к союзу с Киевской Русью, к установлению с ней не только политических, экономических, культурных связей, но и связей династических. Широта династических связей древнерусского княжеского дома производит сильное впечатление. Он породнился с королями Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, императорами Византии и Германии.

Во времена правления Ярослава Мудрого, его сыновей и внуков важнейшим документом, регулирующим общественно - экономические отношения в Древней Руси, являлась знаменитая «Русская Правда». Это одно из крупнейших юридических произведений Средневековья и древнейший памятник славянского права. Из «Русской Правды» мы можем многое почерпнуть о жизни людей той далекой от нас эпохи. «Русская Правда» дает ценные сведения о характере феодальных отношений, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, нравах Древней Руси.

«Русская Правда» дает нам возможность представить социальную структуру древнерусского общества. Зависимое население Руси состояло из смердов, закупов, холопов, челяди и рядовичей. Верхушку общества в Древней Руси составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники князя. Позже, в конце X- первой половине XI вв., в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства.

Среди историков нет единого мнения о сущности государственного строя Киевской Руси. Одни полагают, что Древняя Русь являлась централизованным государством, другие - союзом (федерацией) восточнославянских земель, третьи – строем военной демократии. Но большинство исследователей считают, что по форме правления Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией.

Государственное управление в Древней Руси состояло из трех компонентов: веча, великокняжеской власти, княжеского совета (совета при князе, состоявшего первоначально из старшей дружины князя, а, в последующем, в него входили и представители родоплеменной знати). Во главе государства стоял Великий князь, которому по родоплеменному обычаю подчинялись местные князья. В подвластных Великому князю землях и городах функции управления осуществляли великокняжеские наместники – посадники и их ближайшие помощники тысяцкие (в отдельных случаях все они избирались на вече – в Новгороде, Пскове и др.), возглавлявшие во время военных действий народное ополчение. Для осуществления власти над народом, расширения границ государства князь имел значительные военные силы. Они состояли, прежде всего, из старейшей (старшей) и молодшей (младшей) дружин самого Великого князя, а также из войск региональных князей, которые также имели свои собственные дружины.

Князья отдельных земель находились в известной мере в вассальной зависимости от Великого князя. В свою очередь, крупные, средние и мелкие феодалы являлись вассалами местных князей. Князья отдельных земель Древней Руси обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию на сборный пункт со своею дружиной, а, при необходимости, и с народным ополчением. В то же время вассальные князья единолично (за отдельными исключениями) осуществляли функции управления в своих землях и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела. Особенностью властных отношений в Древнерусском государстве являлась то, что она принадлежала всему княжескому роду Рюриковичей, т.е. династия Рюриковичей являлась коллективным носителем Верховной власти в Древней Руси. Между Великим князем и местными князьями заключались договоры (“ряды”) - публично-правовые акты, в которых оговаривались обязанности сторон по отношению друг к другу.

Единство княжеского рода Рюриковичей поддерживалось, кроме всего прочего, и тем, что каждый член этого рода мог надеяться на занятие великокняжеского киевского стола. При Ярославе Мудром был установлен т.н. “очередной порядок” управления Русской землей. При этом порядке лучшие княжества (по своему географическому положению, природным условиям и т.д.) находились в управлении старших князей династии Рюриковичей (чем старше по возрасту князь, тем лучший княжеский стол ему доставался). Самый старший в роду князь занимал первый, великий киевский стол и становился Великим князем. После его кончины великокняжеский стол занимал второй по возрасту князь, а его место занимал третий и так далее, по всей цепочке иерархической княжеской лестницы. В Древней Руси выражение: “Дождаться старшинства” означало дождаться своей очереди на занятие великокняжеского стола в Киеве. Эта система получила название «лествичное право».

В Древней Руси князь, занимая тот или иной княжеский стол, обладал всей полнотой политической, административной, военной, финансовой и полицейской власти. Однако он не являлся обственником земли, которой управлял. Вся Русская земля считалась коллективной собственностью правящей династии Рюриковичей и князья, переходя на более высокий княжеский стол, передавали ее не своему прямому потомству, а нижестоящему на княжеской иерархической лестнице “очереднику” из рода Рюриковичей.

Одним из последних великих киевских князей – правителей единого Древнерусского государства был Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Он поддерживал постоянные дружеские связи с Византией как по церковным, экономическим и культурным делам, так и по военно-политическим проблемам. Особенно крепкими эти связи стали, когда у обоих государств появился общий враг – половцы, одинаково угрожавшие той и другой стране.

3.4. Политическая раздробленность древнерусской земли. Вскоре после смерти Владимира Мономаха Киевская Русь вступает в эпоху политической раздробленности и распада единой древнерусской государственности. Период политической раздробленности охватывает XII-XV вв. Если к середине XII в. существовало 15 самостоятельных княжеств, то к началу XIII в. их было уже 50, а в XIV в. – примерно 250.

Следует отметить, что феодальная раздробленность – явление, характерное не только для Киевской Руси, а являвшееся закономерным историческим процессом. К причинам наступления эпохи политической раздробленности следует отнести: рост частного феодального землевладении и городских центров при натуральном характере экономики, отсутствие прочных рыночных связей между отдельными землями и реальной внешней опасности (половцы были разгромлены, монголо-татары еще не пришли), а также политические амбиции феодальных владык.

Для периода политической раздробленности характерны княжеские междоусобицы. Их цель была не объединение государства, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет земель других княжеств и освоения новых территорий.

Юрий Долгорукий (1154-1157 гг.) впервые в Северо - Восточной Руси образовал уделы для своих сыновей. Великим княжением Юрия Долгорукого фактически завершается эпоха существования единого Древнерусского государства. До его кончины хотя и происходил процесс политической раздробленности, а власть киевского князя над Русью являлась чисто номинальной, но на Руси он был единственным Великим князем, а Киев – стольным городом единственного в стране Великого киевского княжества и, формально, - Древнерусского государства. После кончины Юрия Долгорукого Киев окончательно потерял значение общерусского центра и превратился в одно из многих самостоятельных великих княжеств – государств. Он уступил первенство в Русской земле Владимиру - на - Клязьме.

На территории бывшей Киевской Руси во второй половине XII в. сформировалось 15 самостоятельных, суверенных княжеств – государств. В их числе: Киевское, Черниговское, Северское, Смоленское, Полоцкое, Смоленское, Муромо - Рязанское, Переяславское, Турово - Пинское и Рязанское княжества. Титул великого князя, кроме киевских князей, в XII – XIV вв. стал применяться к владимирским, черниговским, московским, тверским, рязанским, смоленским, нижегородским и др. князьям. Каждое великое княжество на принципах вассалитета объединяло несколько мелких княжеств, как правило, на основе родственных связей. В каждом из великих княжеств появился свой суверенный князь, своя Боярская дума, свой епископ во главе церковной организации, издавались свои уставные грамоты (правовые документы), велись летописи. Сохранились и традиции прямой демократии - вече.

В конце XII начале XIII вв. на Руси сложились три основных политических центра, которые оказывали решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: Великое Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Великое Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская Земля (Северо-Западная Русь). Остановимся кратко на политической характеристике этих земель, сыгравших наибольшую роль в дальнейших судьбах Руси.

Галицко-Волынское великое княжество возникло в результате объединения в 1199 г. Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств волынским князем Романом Мстиславичем (1170-1205 гг.).

Наибольшего расцвета и могущества Галицкое княжество достигло при сыне Владимирка Ярославе Осмомысле (1153-1187 гг.). Он поднял международный престиж своего княжества и успешно защищал общерусские интересы во взаимоотношениях с соседними европейскими странами. Ярослав Осмомысл вел острую борьбу с боярством, имевшем в Галицком княжестве значительный политический и экономический вес. После его смерти наступил упадок княжеской власти и ослабление влияния Галицкого княжества в европейских и внутрирусских делах.

Владимиро-Волынское княжество долгое время переходило от одного князя к другому. В середине XII в. оно досталось внуку Владимира Мономаха Изяславу Мстиславичу, который стал основателем местной княжеской династии. Как уже отмечалось, в 1199 г. его внук Роман Мстиславич добился объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств в единое Галицко –Волынское княжество. Подчинив в 1202 г. себе Киев, он принял титул великого князя и, соответственно, княжество стало именоваться “Великим”.

В 1221 г. на Волыни к власти пришел сын Романа Мстиславича Даниил Романович (1221-1264 гг.). К 1229 г. он завершил объединение волынских земель, а в 1238 г. овладел Галичем, передав Волынь брату Василько Романовичу; в том же году он занял Киев. В 1245 г. Даниил Романович в битве у г. Ярослава разбил объединенные силы Венгрии, Польши и галицких бояр и вновь объединил всю Юго-Западную Русь. Проводя упорную борьбу против княжеских распрей и засилья бояр и духовных феодалов, Даниил Романович опирался на мелких служилых людей и городское население, привлекая на свою сторону ремесленников и купцов. Приняв от папской курии в 1254 г. королевский титул, Даниил Романович решительно противостоял попыткам распространения влияния католической церкви на Руси.

Другим крупнейшим феодальным центром являлась Новгородская феодальная республика. Она выделилась в самостоятельное государственное образование в 30-е гг. XII в. Древнее ядро Новгородской земли составляла территория между Ильменским и Чудским озерами и побережье рек Волхова, Ловати, Великой Мологи и Меты. В процессе начавшейся в XI в. колонизации Карелии, бассейна Двины, Прионежья и Северного Поморья в XIII в. Новгородская земля распространилась далеко на северо-восток. Ее границами на севере стало Белое море, а на востоке - предгорье Урала. Центром Новгородской земли являлся Великий Новгород - один из самых древних русских городов (впервые упоминается в Софийской летописи под 859 г.). Ближайшие к Великому Новгороду земли делились на пятины (области): Бежецкую, Водскую, Деревскую, Обонежскую и Шелонскую. За пределами пятин располагались новгородские владения: Заволочье, Пермь, Печера, Поморье, Югра. Они платили дань Новгороду и являлись по существу его колониями. Сам Великий Новгород состоял из Детинца (Кремля) и Посада, расположенного вокруг Кремля. Посад был разбит на пять концов (районов). В нем проживали ремесленники, торговцы, значительная часть челяди и другой простой люд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.