КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям конкретной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Из этого определения следует, что способности - это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные гибкие пальцы (особенности пианиста), или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И, наконец, способности - это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности. Например, к способностям относится музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой. Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности может быть компенсировано (возмещено) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. Возникали новые потребности и люди создавали новые отрасли деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей. Способности тесно взаимосвязаны со знаниями, умениями, навыками, от которых они зависят, но и знания, умения, навыки испытывают влияние способностей. Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и т.д. При наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению, овладение знаниями, умениями в области математики происходит легче, быстрее и успешнее. Но нельзя отождествлять способности и знания, умения и навыки, которые можно определить как сложнейшие системы временных связей, возникающих в мозге в ходе жизни как результат обучения в широком смысле слова. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Природные предпосылки развития способностей - это задатки. Задатки - это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Они влияют на процесс формирования и развития способностей. В то же время задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развитие. Они только одно из условий формирования способностей. В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей. Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны, так как на основе одного и того же задатка могут вырабатываться разные способности. Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных и педагогических мероприятий проявление этой способности. Так, например, у Римского-Ккорсакого музыкальный слух ярко проявился к четырем годам. Способности к рисованию начали проявляться у Репина, Сурикова, Серова в возрасте трех - четырех лет. Виды способностей. Различают общие умственные способности и специальные. Общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей. Способности различаются по уровню своего развития - талант и гениальность. Талант - это высокий уровень развития способностей, это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность. Талант может проявиться в любой деятельности, но только, в конечном счете, определяется характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность. Поэтому составляющие таланта способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора. Гениальность - это высокий уровень развития способностей, дающий возможность намного опережать эпоху и прокладывать новые пути в науке, технике, искусстве, общественной жизни. Такого триумфа за пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносова и др. Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток к ее объяснению. Одни считают гениальность медиумом, другие - патологией и т.д. Биологи и психологи считают, что если из 15 млрд. клеток головного мозга работают 3-5 %, то человеческий мозг имеет огромную неиспользованную избыточность возможностей, а поэтому гениальность - это не отклонение, а, наоборот, высшая полнота его проявления. Трудность объяснения гениальности заключается в том, что это понятие неразрывно связано с развитием человеческого общества, а гении являются своеобразными точками его роста. Таковы уровни развития способностей. Чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но внимание должно быть направлено не на то, как велики мои способности, как высока моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя. Характер же и направленность одаренности проявляются раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в сравнительной успешности осуществления разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение способностей и поясните его. 2. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей? 3. Какие виды способностей вы знаете?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |