Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные роли




 

Инициативные коммуникативные роли – как кратковременные, так и долговременные – являются средствами речевого воздействия, кратковременного или долговременного, соответственно. Эти роли выбираются и исполняются людьми сознательно, для достижения определенной цели.

Для достижения эффективности в общении необходимо уметь выбрать подходящую для ситуации коммуникативную роль и правильно ее исполнить. Необходимо также менять коммуникативные роли с изменением ситуации.

Например, мужчина в санатории хочет попросить у дежурной по этажу кипятку себе в палату.

Возможны разные варианты:

1. Ради бога, дайте кипяточку – дочери надо таблетку принять, болеет.

Коммуникативная роль – заботливый отец.

2. Дайте чайник, прошу вас, у жены истерика – идем в гости, она не «накручена».

Коммуникативная роль – внимательный муж.

3. Леночка, радость моя, организуй кипяточку!

Коммуникативная роль – ловелас и т.д.

О.Бендер был мастером исполнения коммуникативных ролей начальников, милиционеров, распорядителей, гроссмейстеров, инспекторов пожарной охраны, Хлестаков исполнял коммуникативную роль начальника, Чичиков – коммуникативную роль интеллигента, помещика, знатока бильярда, лошадей и т.д.

Необходимо отметить, что одни и те же роли могут быть и социальными, и коммуникативными: разница в том, что если для человека данная роль социальная, то он действительно является начальником, инспектором, профессором, генералом, больным и т.д., а если коммуникативная – то он изображает из себя этих людей.

Американскому психоаналитику Э.Берну принадлежит термин трансакционный анализ, под которым понимается анализ общения с точки зрения выявления того, с какой позиции произносятся собеседниками те или иные реплики в их диалоге.

Трансакции, по Э.Берну - это обмен репликами, это единица диалогического общения. Автор выделяет несколько видов трансакций:

дополнительные – когда обмен репликами осуществляется с полным взаимопониманием сторон, общение идет бесконфликтно. Например: -Который час? - Без пяти два. –Уже два? –И не говорите, время бежит очень быстро. В этом случае оба собеседника дополняют, развивают мысли друг друга;

параллельные – бесконфликтный обмен репликами, когда собеседники отвечают друг другу в соответствии с ожиданиями собеседника: - не дадите мне нож? – Возьмите, пожалуйста! – Я хочу пить! – Возьми в холодильнике сок. – Давай сбежим с уроков! –Давай;

пересекающиеся – конфликтный обмен репликами, когда собеседники нарушают конвенции вежливого общения: - Где мои часы? – Почему я всегда должна знать, где лежат твои вещи? – Почему столы не накрыты? – Будете кричать, накроем ваши столы в последнюю очередь;

скрытые – обмен репликами, имеющими скрытый смысл, например: ковбой – девушке: - Не хотите осмотреть конюшни, мисс? – Я обожаю смотреть конюшни! (скрытый смысл – ухаживание).

Э.Берн выделил три роли, которые коммуниканты бессознательно исполняют в процессе общения – роли родителя, взрослого и ребенка.

При всем разнообразии возможных трансакций в реальном общении можно выделить некоторые закономерности, отражающие результаты исполнения говорящим указанных ролей.

Если разговор начинает родитель, он ожидает, что ему ответят с позиции ребенка, и наоборот – реплика, сделанная с позиции ребенка, провоцирует ответ с позиции родителя. Любому коммуниканту обычно приятно, когда к нему обращаются с позиции ребенка, поскольку такое обращение есть признание в нем родителя. Такое общение обычно состоит из параллельных трансакций и является бесконфликтным. Однако навязываемая коммуникативная позиция должна устраивать собеседника. Стоит ответить родителю не с ожидаемой им позиции ребенка, а с позиций родителя же, возникает конфликт: - Когда ты, наконец, научишься сам помнить о своих делах? – А когда ты научишься не делать мне замечаний?

Позиция взрослого предполагает ответ с позиции взрослого, а не ребенка или родителя, в противном случае возникает конфликт:

- Когда завтра мы уезжаем на экскурсию? – Вы что, не слышали? Все знают, а вы нет! В 9.30 и не опаздывайте!

Обращение с позиции ребенка провоцирует ответ с позиции родителя: - Ну почему мне всегда не везет? – Ничего, все не так плохо! Не расстраивайся, все устроится.

 

Понятие имиджа

 

Имидж - (image) слово английское, в переводе означает образ, изображение, впечатление. Но имидж - не простой образ, это образ, который человек для себя выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни.

Имидж – это долговременная ролевая коммуникативная маска, долговременная инициативная коммуникативная роль.

Исследователь имиджа И.Криксунова отмечает, что имидж - это рассказ человека о себе, причем такой, который человек «рассказывает» постоянно, что бы он в этот момент ни делал, где бы он ни находился. Имидж выполняет очень важную «ком­муникативную» функцию — он «го­ворит» окружающим о том, на какой ступени обще­ственной лестницы вы стоите, к какому предполагае­мому кругу профессий принадлежите, каков ваш ха­рактер, темперамент, семейное по­ложение, ваши финансовые возможнос­ти, ваш вкус, культура, воспитанность, отношение к людям и многое, многое другое. Имидж «предъявляется» человеком постоянно, причем человек может предъявлять свой имидж как неосознанно (рядовой человек), так и сознательно (начальники, учителя, артисты, музыканты, политики).

Не всегда «зрители» четко осознают свои впечатления от имиджа того или иного человека, не всегда «раскладывают их по полочкам». Чаще всего, большая часть этих впечатлений воспри­нимается бессознательно. Но все мы знаем, как велика бывает роль первого впечатле­ния. Один взгляд на человека - и принимается решение: интересный - неинтересный, нравится — не нравится и с этим сразу же закладывает­ся будущая «программа» взаимоотношений с ним.

Отметим, что первое впечатление необычно устойчиво, и люди крайне неохотно меняют свое мнение о человеке, сформировавшееся под влиянием первого впечатления. Есть и такое наблюдение: первое впечатление всегда верно. Возможно, и не всегда, но очень часто первое впечатление действительно оказывается наиболее точным.

Имидж — лишь один из компонентов личнос­ти человека, но очень весомый. Когда человек вступает во взаи­модействие с другими людьми, его внешний облик — это первое, что он предъявляет, затем о нем начинают судить по его словам и поступкам.

Если того или иного человека видит хотя бы один посторонний, его имидж уже «работает», посторонний автоматически составляет впечатление о человеке, во многом - бессознательно.

Успешная деятельность, достижение человеком его жизненных целей требует от человека играть такие роли, которые демонстрируют окружающим положительные, сильнодействующие личностные характеристики. Для этого мы надеваем ролевую маску – весельчака, рассудительного, решительного и т.д.

Ролевая маска становится долговременным имиджем, как правило, тогда, когда человек уже не осознает, что носит эту маску, т.е. манера поведения, особенности внешности, речи становятся привычными, повседневными, а не ситуативными. Маска действительно может «прилипнуть» к человеку и стать его постоянной визитной карточкой, тогда она начинает влиять и на его характер. Поэтому можно встретить нытика, который привык носить маску «жалкого» еще с детства. Он считает, что все только и думают о том, чтобы его обидеть, хотя окружающим и не приходит это в голову. За этим нужно следить - имидж не должен становиться «второй натурой» человека, нужно помнить о том, что он создается вами и должен всецело находиться в ваших руках, под вашим контролем.

С другой стороны, выработав имидж уверенного в себе, решительного человека или избрав имидж оптимиста, неунывающего человека, можно значительно облегчить себе жизнь - имидж будет помогать человеку проявлять эти качества. Как говорил Д.Карнеги, «маска веселости переходит в веселость» - и в этом большая роль позитивного имиджа для человека. Негативный же имидж нельзя закреплять в своем поведении.

Политики и актеры, как правило, заботятся о своем долговременном имидже. Рядовой человек должен владеть искусством формирования и смены ситуативных коммуникативных ролей, а также заботиться и о своем долговременном имидже. То, что имидж называется долговременным, кстати, не означает, что он избирается и поддерживается человеком всю жизнь - мы знаем, как меняют имидж политики перед выборами, как меняют свой имидж певцы с течением времени.

Яркий имидж обязательно необходим представителям шоу-бизнеса. Мы все прекрасно знаем, сколько певцы, музыканты, актеры работают над своим имиджем. Они ведь на самом деле далеко не всегда именно такие, какими они выглядят на сцене. Почему они надевают яркие, экстравагантные, порой шокирующие наряды, делают необычные прически, вызывающе ведут себя? Они создают себе имидж, чтобы их запомнили, чтобы их узнавали, подражали. Имидж им нужен, чтобы их выделили из остальной массы певцов и музыкантов, чтобы обратили на них внимание.

Есть и такое определение имиджа - публичная индивидуальность. Такое определение пришло из политики. Значение точно выбранного имиджа уже давно по­няли и оценили политики. Во время своих выборных компаний им, как известно, приходится много разъез­жать, общаться с огромным количеством незнакомых людей — будущих избирателей, причем не только пу­тем личного общения, но и выступая по телевидению. Необходимо за очень короткий промежуток времени рассказать будущим избирателям о себе, «заложить» в их сознание тот образ, который наиболее полно отражает личность кандидата, который символизирует основные его принципы - например, «сильная личность», «крепкий хозяйственник», «демократ», «защитник местных интересов», «защитник людей определенной национальности», «опытный политик», «решительный», «авторитетный», «всезнающий», «образцовый семьянин», «такой же, как и все мы» и т.д.

Политики в таких случаях опираются на помощь специалистов — имиджмейкеров, то есть, в переводе с английского, «создателей облика». Опытные профессионалы разрабатывают для кан­дидата все: не только внешний облик (костюм и при­ческу), но и поведение (манеру держаться, речевые обороты, главные лозунги).

Бесспорно, во всей этой работе опора делается на личность человека, на его «исходные данные». Спе­циалисты же могут профессионально точно привести в соответствие ключевые внутренние черты этой лич­ности с их внешним выражением, сделать их видимы­ми и понятными всем. Стоит знать об этом. Если политики прикладыва­ют достаточно большие усилия для создания должно­го имиджа, то только по той причине, что они точно знают: это оправдывает себя.

Свой имидж есть у каждого начальника, преподавателя, учителя, у родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромис-сный», «готовый прощать», «не дающий спуску» и т.д. Подчеркнем, что начальник, учитель или отец может выступать в том или ином имидже, хотя в действительности соответствующие качества не обязательно могут быть ему присущи, он лишь создает соответствующий имидж «в воспитательных целях».

Необходимо разграничивать ситуативную роль и имидж. Ситуативная роль - это особенности общения и поведения человека, которые он избирает для себя в данной конкретной ситуации, чтобы достичь определенной цели. Имидж же - это долговременная ролевая маска, которая, которая надевается надолго.

Чаще всего человек задумывается о своем имидже, о том, как его воспринимают окружающие тогда, когда в его жизни происходят те или иные пе­ремены либо когда ему нужно чего-либо добиться в той или иной конкретной ситуации: закончил учебу, цель — найти хорошую работу; переход на новую работу, новую должность; отправляетесь на дискотеку или на свидание, хотите понравиться своему партнеру, заинтересовать его собой, заставить обратить на себя внимание. В этих случаях люди, как правило, сознательно задумываются над своим имиджем, работают над ним.

Существуют три основных слагаемых имиджа: внешний имидж, коммуникативный имидж и поведенческий имидж.

Поведенческий имидж человека проявляется в его действиях – физических и социальных.

Благоприятный поведенческий имидж человека формируют, к примеру, такие его физические качества, как энергичность походки и движений, очевидная физическая подвижность, хорошая физическая форма, спортивность (занимается спортом, делает зарядку), спокойствие, неагрессивность, способность много ездить, перемещаться по стране, неутомляемость, крепкое рукопожатие.

Благоприятный поведенческий имидж формируют такие социальные действия человека, как щедрость, благотворительность, способность встречаться с простыми людьми, пользование общественным транспортом, ходьба пешком, личное посещение общественных мест – обычных магазинов, рынков, концертов популярных артистов, посещение домов престарелых, инвалидов, детских домов, больниц, воинских частей, «горячих точек»; в США – пожимание рук и обнимание детей.

Важнейшей чертой благоприятного коммуникативного имиджа является приятность человека в общении.

Это качество предполагает общительность и приветливость человека, внимание к словам собеседников, умение слушать (это качество на посту генсека хорошо демонстрировал М.С.Горбачев), способность не повышать голос в споре или конфликте («Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем». Н.Брацлав).

Другими составляющими привлекательного коммуникативного имиджа является культурный языковой паспорт - культура речи создает впечатление общей культуры, компетентности человека. Важно соблюдение норм речевого этикета, отсутствие провинциального акцента, умение говорить кратко. Большое значение имеет умение приветствовать и благодарить, умение говорить решительно и определенно, а также умение задавать вопросы, кратко на них отвечать и понятно объяснять.

 

Речевые игры и общение

 

Наблюдения над общением людей в типовых ситуациях привели американского психолога Э.Берна к выводу о том, что во многих случаях разговор людей в таких ситуациях развивается как бы по заранее известному всем участникам плану, и результаты такого разговора двух или группы людей тоже, в общем, достаточно предсказуемы. Такие типовые разговоры Э.Берн назвал речевыми играми.

Э.Берн называет игрой совокупность повторяющихся речевых действий, содержащих скрытую цель – получение некоторого выигрыша или психологического поглаживания. Например, игра «Жалоба» – ребенок хочет, чтобы его пожалели, или игры взрослых – «Меня недооценивают», «Неудачный муж».

Э.Берн описал общественное значение речевых игр. Он полагал, что речевые игры имеют:

· историческое значение – игры передаются от поколения к поколению и сохраняют исторические и культурные традиции народа;

· культурное значение – воспитание в большинстве случаев сводится к обучению играм; каждый класс, социальный слой, социальная или возрастная группа имеют свои игры;

· социальное значение – они заменяют искренность, которая не поощряется, например, американским обществом, они позволяют заполнить время общением, позволяют поддерживать отношения тем, у кого отношения далеки от идеала;

· личностное значение – люди выбирают друзей из тех, кто играет в эти же игры, имеет такую же манеру поведения; в брак вступают люди, играющие в своих семьях в одинаковые игры.

В дальнейшем под речевой игрой предлагается понимать разговор двух или группы лиц по стереотипному, типовому сценарию, принятому в данной социокультурной среде для подобных коммуникативных ситуаций.

Есть игры мужчин и женщин, игры начальников и подчиненных, детей и родителей, пенсионеров и т.д.

В игре всегда есть инициатор – человек, который предлагает игру, он же часто выполняет роль ведущего в игре, есть также участники игры, иногда – наблюдатели.

Игра обычно включает следующие структурные элементы:

1. Запускающую фразу – например; Сколько лет, сколько зим! Кого я вижу! Мама, он у меня совочек отнял!

2. Обмен репликами в определенной последовательности.

3. Терминационную фразу (от лат. terminari – завершать) – фразу, завершающую игру, позволяющую выйти из нее или перейти к другой игре.

Примеры терминационных фраз: Ужас, что делается! Не знаю, что и делать. Что хотят, то и делают! Я с тобой больше не играю.

Речевые игры в описанном выше понимании могут быть подразделены на несколько видов.

1. По степени официальности - официальные и неофициальные.

Официальные игры – это такие, которые осуществляются в официальной обстановке (то есть в присутствии посторонних лиц) по официально утвержденным правилам. Правила официальных речевых игр устанавливает государство (судебное заседание, инаугурация президента, регистрация брака), ведомство (защита дипломных работ, защита диссертаций, устный экзамен), общественная организация (торжественное собрание, вручение премий или наград, премий, чествование заслуженных лиц).

Неофициальные игры – это игры, принятые в неофициальном общении, в кругу знакомых лиц (день рожденья, отмечание семейных праздников, дружеская вечеринка, ухаживание).

2. По степени конфликтности - конфликтные и бесконфликтные.

Конфликтные игры заведомо ведут к конфликту, их надо распознать и прекратить (Кто виноват? Попался, негодяй…). Бесконфликтные игры могут продолжаться сколь угодно долго (А вы знаете такого-то? А что стало со стариной Джо? Вы слышали новость?)

3. По назначению - игры для участников и игры для зрителей.

Игры для участников предполагают, что в игре заинтересованы сами участники, игры для зрителей разыгрываются для развлечения аудитории (например, КВН, различные ток-шоу на телевидении, игры типа «Почему не выполнили мои указания?» в присутствии посторонних).

4. По содержанию могут быть выделены несколько типов речевых игр.

Ситуационные игры - такие, которые разыгрываются, будучи спровоцированы типовой ситуацией. Например: Я знаю дорогу лучше (спор, кто лучше объяснит дорогу), Как ты вырос! (вариант: Как дети растут!) - при виде выросшего ребенка; Ну, какие новости? - при встрече приятелей, Я заплачу за всех - спор в компании; А что, еще никого нет? - беседа пришедших первыми на какое-либо мероприятие и др.

Эмоциональные игры - преследуют цель выразить эмоцию и получить сочувствие.

Например: Жалоба - ребенок жалуется старшим, чтобы его пожалели; Ах, я бедняжечка! (варианты: У меня всегда все наперекосяк! Со мной всегда что-нибудь случается! Опять я за старое!) -жалоба на постоянно преследующие неудачи; Мои несчастья лучше в аших - спор, кто сильнее болеет или страдает; Болею, но тяну лямку - жалоба на здоровье с подчеркиванием, что все равно старается работать из чувства долга, ответственности и т.д.; Я перенес болезнь - жалоба на перенесенную болезнь, операцию и т.д.; Неимущий - прибедняется, что всегда нет денег, ничего не умеет достать, не везет с подработками и т.д.; Я им покажу! - угрозы в адрес отсутствующих - начальства, «преследователей» и т.д. в присутствии третьих лиц; Судебное разбирательство (Он меня ударил! А он у меня отнял игрушку! - у детей; Вчера она..., -На самом деле все было так...-у взрослых); Смотри, какой я молодец! (вариант: Смотри, как я все прекрасно сделал!) - демонстрация результата своего труда в расчете на восхищение; Я знаю лучше - попытка сделать или объяснить что-либо, чтобы показать свое преимущество в данной области: Посмотри, что у меня есть - демонстрация наряда, сережек, какого-нибудь технического приобретения и т.д.

Обвинительные игры - преследующие цель выразить неудовольствие партнером, его действиями или высказываниями.

Например: Попался, негодяй! - (Опять пришел грязный! Опять ты опоздал! Опять не купил хлеб! Я тебе говорила - когда ты должен был прийти?! и др.); Ну, что я говорил - констатация того, что собеседник напрасно его не послушал; Посмотри, что ты наделал - уличение в неправильных действиях, Посмотри, что я из-за тебя надел! - попытка оправдать свою ошибку вмешательством постороннего, помехами при работе и др.; Если бы не ты -обвинения в помехах деятельности; И что ты за человек! - критика, в рамках которой обобщаются недостатки партнера; О чем они там только думают? - безадресная критика в адрес «верхов»; Что за безобразие! - констатация недостатков без какого-либо вывода о путях их преодоления.

Групповые игры - преследующие цель проведения времени. Играются в компаниях, в условиях группового участия.

Например: Вы слышали последнюю новость? Когда мы были в...; А вы не бывали в...? А вы знакомы с...? А где сейчас старина Джо? (вариант: А что стало со стариной Джо?); Родительский комитет - родители, имеющие детей одного возраста обсуждают, как сейчас трудно стало с детьми; Консилиум - кто-то перенес болезнь, и все ему дают советы, как лечиться и что делать, чтобы поправиться; Подумайте, какой ужас! -рассказ о неприятностях, ужасах, чтобы показать информированность и напугать других, уменьшив свой собственный страх; Что хотят, то и делают - Э.Берн так характеризует содержание этой игры: поверхностное обсуждение экономических или политических вопросов: здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными очертаниями, держащий в своих руках все козыри, который зовется «они»; Нынешняя молодежь - игра стариков; А вот в наше время... - идиллические воспоминания о прошлом благоденствии или строгих правилах, которые тогда все соблюдали; Непутевый муж - жалоба жены на бестолковость и непрактичность мужа; Если бы не он – «тогда бы я могла бы..., стала бы... и т.д.»; Нечего надеть - женская игра, когда женщины друг другу жалуются, что не в чем ходить; Что где почем; Давайте выпьем по рюмочке - кто-то хочет напиться и подбивает других принять в этом участие, помочь ему; На следующее утро - мужская игра, когда мужчины после вчерашней выпивки рассказывают друг другу, как им было плохо или с какими приключениями они добрались домой; Молодые службу не тянут - ветераны критикуют новое поколение; Когда же будет порядок? - вариант игры Что хотят, то и делают; Как все подорожало!; Он плохой работник - заочная критика коллег; Ну что, ваша/ее/ дочь вышла замуж - злорадное обсуждение женщинами судьбы другой женщины; Как сейчас трудно в школе учиться - разговор родителей, чьи дети плохо учатся и т.д. Так называемое светское общение или светская беседа - это тоже развернутая групповая речевая игра с достаточно стандартными правилами, темами, стратегиями ведения общения.

Семейные игры - преследуют цель объяснить или разрешить семейные трудности или проблемы.

Например: Загнанная домохозяйка - Э.Берн описывает это так: “Берет на себя все дела, которые попадаются под руку, и сама напрашивается на новые занятия. При званом обеде хочет сыграть роль Безупречной собеседницы, Образцовой хозяйки и распорядительницы, Художника по интерьерам, Шеф-повара, Обольстительной элегантной женщины и обязательно Дипломата. И еще утром решит испечь пирог и отвести детей к зубному врачу. Этого достаточно, чтобы все завалить, подвести мужа и гостей, утратить красоту и получить стресс” /с.38/. Вариант этой игры - Я ничего не успеваю!; Если бы не долги!; Если бы не ты...;Это ты меня втянула! - констатация провала с попыткой обвинить в нем жену; Я делаю, что могу; И что ты за человек? - я идеальный, а ты с недостатками и т.д.

Административные игры - направленные на решение тех или иных административных проблем.

Например: Я бы рад, но начальник не пропустит; Если бы вы пришли вчера...; Он плохой, я хороший - критика стиля работы с клиентами своего коллеги и предложение другого, более дружеского стиля (обычно по предварительному сговору с коллегой); Везде бюрокр аты – «мои инициативы не встречают поддержки»; Я доложу руководству; Это не к нам - так называемое “отфутболивание”, Зайдите поп озже и др.

Игры подчиненных - направлены обычно на оправдание своей деятельности или на оценку своего места и отношений в коллективе.

Например: Что хотят, то и делают – «начальство всесильно, ни с кем не считается»; Меня недооценивают – «мало платят, не выдвигают, не спрашивают моего мнения» и т.д.; Беспомощный – «я не справлюсь, я не смогу, меня никто не слушает, мне никто не помогает, поручите другому- помоложе, мужчине» и т.д.; Дурачок – «мне такие вещи поручать нельзя, я все напутаю, все равно все забуду» и т.д.; Калека – «я болею, но все равно тяну лямку, а это никто не оценивает, меня нельзя так нагружать» и т.д.

Речевые игры - это разновидность закрытого общения.

Необходимо уметь распознать предлагаемую вам речевую игру, оценить ее цель, последствия и принять решение, принимать ли в ней участие. Участие в речевой игре предполагает следование правилам данной игры, принятой в обществе. Скажем, светское общение не предполагает споров, столкновения точек зрения и пр., оно предполагает комплиментарность общения, и если мы решили вступить в такое общение, то необходимо придерживаться этих правил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.