Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При




этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Позна­ваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физи­ческие, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большин­стве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функциониро­вания и развития общества. Формально эта проблема, конеч­но, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту пробле-


му следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных во­просов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений че­ловека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требую­щая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принци­пы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеоб­щий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного пособия.

В первом его разделе раскрываются более конкретно обозна­ченные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философ­ские системы — материалистические, идеалистические, религи­озные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы как соотношение философии и мировоззрения, фило­софии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее крити­ческая, прогностическая, социальная и другие функции.

Во втором разделе рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии


_________________________ 11

средних веков, эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В третьем разделе излагаются основы философского понима­ния мира. Рассматриваются фундаментальные философские про­блемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.

В четвертом разделе раскрываются основные положения со­циальной философии, то есть философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направле­ния социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы как взаимодействие общества и природы, культура и цивилиза­ция.

В пятом разделе учебного пособия освещаются основные положения философской антропологии — философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские уче­ния. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы сущест­вования человека в обществе и их решение в современной антропологии.

Данное учебное пособие подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информа­тизации В.Н. Лавриненко — руководитель авторского коллекти­ва (раздел 4, главы I—V); доктор философских наук, профессор Г.И. Иконникова (раздел 2, главы I—VIII, X, раздел 4, глава VI);

доктор философских наук, профессор, академик Академии соци­альных наук В.П. Ратников (вместо введения; раздел 1; раздел 2, глава IX, раздел 5); кандидат философских наук, доцент М.М. Сидоров (раздел 3).

Предполагая в дальнейшем продолжить работу над учебным пособием, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.


РАЗДЕЛ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.