Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и определения




К разделу I «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
Тема 1. Понятия «экономика» и «экономика бизнес-системы»
Экономические отношения система отношений между людьми по поводу производства и потребления (распределения и обмена) благ, реализующихся в процессе коэволюционного развития планетарной системы. (коэволюционность развития означает, что процессы производства, распределения и обмена благ не должны противоречить законам развития планеты)
Экономическая наука система знаний об экономических отношениях (комплекс дисциплин, которые рассматривают эти отношения в различных аспектах и с различных точек зрения).
Система порядок, обусловливающий единство элементов
Экономическая система условно выделенный фрагмент экономических отношений между людьми, в котором реализуется процесс производства и потребления благ
Бизнес-система экономическая система, целью которой является получение прибыли
Тема 2. Внешняя среда бизнес-системы
Предприятие (фирма) организация (совокупность людей), создан­ная для производства благ в целях получения прибыли. Предприятие представляет собой экономическую систему, точнее бизнес-систему, которая в своем функционировании взаимодействует с другими экономическими системами.
Внешняя среда предприятия фирмы-конкуренты, потребители, поставщики, домашние хозяйства, а также с государство, которое выступает для него в виде надсистемы.
Структура предприятия формируется в зависимости от функций подразделений предприятия и, в соответствии с этим, выделяются следующие элементы структуры: подразделения основного производства принято называть основными цехами, а также вспомогательные производства (цехи), (ремонт оборудования, изготовление инструментов, оснастки, обеспечения электрической и тепловой электроэнергией и др.); обслуживающие подразделения, которые обеспечивают нормальную деятельность всех структурных подразделений предприятия.
Управление процесс целенаправленного воздействия на что-либо или кого-либо
Менеджмент целенаправленное воздействие на людей в процессе производства и потребления благ в бизнес системах
Тема 3. Типология бизнес-систем
Неограниченная ответственность предусматривает ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности всем своим имуществом
Ограниченная ответственность предусматривает ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности только вложенным капиталом
Венчурные предприятия предприятия, создаваемые для ведения бизнеса в областях с высокой степенью риска
Франчайзинг система взаимовыгодных партнерских отношений, при которой интеграция происходит путем передачи на платной основе торговой марки, линии производства, технологии и т.д.
Виды объединений предприятий
Ассоциация- добровольный союз людей, предприятий, организаций, объединенных едиными интересами. Ассоциация, как правило, является юридическим лицом. Она представляет собой общественную организацию, не ставящую цель получение прибыли.
Картель - форма объединения предприятий, участники которого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и т.д.
Комбинат- объединение в одном предприятии производств, относящихся к различным отраслям, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль по отношению к друг к другу
Конгломерат- объединение предприятий разных отраслей. Образуется путем поглощения и слияния многочисленных предприятий, не имеющих между собой функциональных связей (т. е. связей, обусловленных последовательностью выполнения операций производственного процесса). Цель – увеличение прибыли.
Консорциум - одна из организационных форм временного объединения банков или промышленных предприятий для решения разовых задач (совместного размещения займов, акций, проведения крупных финансовых или коммерческих операций, реализации крупных научно-технических проектов и т.п.). Участники, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, но в деятельности, касающейся целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству.
Концерн - форма объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Концерн предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов некоторых функциональных служб и др.
Отрасль совокупность предприятий и организаций, выпускающих продукцию одного экономического назначения, имеющих сходный состав используемого сырья и материалов, применяемых средств производства и профессиональный и квалификационный состав кадров.
Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, причем первоначальное имущество артели складывается из паев членов этого объединения.
Синдикат - форма объединения предприятий, целью которого является совместная организация коммерческой деятельности (снабжение, сбыт, ценообразование и др.). Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность.
Трест - форма объединения, при которой предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления.
Холдинговая компания - форма объединения предприятий путем скупки контрольных пакетов акций. Объединение предприятий в холдинговой компании ограничивается, как правило, лишь финансами. Во главе холдинговой компании стоит так называемая компания - держатель, имеющая контрольные пакеты акций и действующая через нижестоящие, промежуточные компании. Капитал холдинговой компании существует преимущественно для приобретения контрольных пакетов акций других компаний.
Тема 4. Основы теории планирования
План заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достижения намеченной цели.
Планирование процесс выработки целей, разработки системы мероприятий, определения порядка и последовательности их проведения для достижения цели. Принципы планирования. - научность, единство экономического и политического подходов, непрерывность, комплексность, сбалансированность и пропорциональность Основные формы планирования - директивная и индикативная. Методы планирования - балансовый, нормативный, программно-целевой, аналитический, экономико-математические
Прогноз научное заключение о предстоящем развитии чего-либо
Тема 5. Основы теории эффективности
Эффективность соотнесение между резуль­татом и затратами (или ресурсами), которые этот результат вызвали (или обусловили)
Показатель отражение состояния чего-либо ∙ абсолютные показатели - как разность между результатом и затратами или ресурсами. (например, прибыль определяется как разница между результатом — выручкой и затратами на ее получение). Экономия — это абсолютный показа­тель эффективности, так как он определяется как разница между нормативным ресурсом и реальным уровнем затрат; ∙ относительные показатели как математическое отношение затрат и результатов.Относительные показатели бывают прямыми и обратными. -прямые показатели называются показателями отдачи. Они отвечают на вопрос: сколько результата получают с единицы затрат, какова «отдача» затрат? -обратные показатели называются показателями емкости. Они отвечают на вопрос: сколько необходимо затрат или ресурсов для получения единицы результата? То есть позволяют судить о том, какова «ресурсоемкость» единицы.
Пути повышения эффективности  либо при фиксированном уровне затрат и ресур­сов мак­симизировать результаты;  либо при фиксированном уровне результата минимизировать затраты и (или) используемые ресурсы.
К разделу II «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ»
Ресурсы запасы, возможности, источники
Тема 6. Персонал предприятия и оплата труда
Квалификация совокупность знаний и навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности или степень, уровень подготовленности работника.
Персонал фирмы совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
Профессия определенный род деятельности, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков, полученных работником в результате специального обучения или на практике.
Специальность вид деятельности в рамках профессии, которая требует дополнительных навыков и знаний для выполнения работы на конкретном участке производства.
Тарифная сетка совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые устанавливают соотношения в оплате труда в зависимости от уровня квалификации работников
Тарифная ставка абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени или за единицу работы
Тема 7. Основной капитал (основные фонды и средства)
Амортизация процесс включения, «переноса» стоимости ос­новного капитала на готовую продукцию с последующим возмеще­нием.
Восстановительная стоимость показывает, сколь­ко стоит объект на момент его воспроизводства в современных ус­ловиях.
Износ потеря потребительских качеств,то есть изменение натурально-вещественной формы основного капитала в течение производственного цикла.
Капитал ресурс, который может принести доход и возрастать при этом. Капитал в натурально-вещественной форме называется фондами, в стоимостной, денежной форме – средствами.
Ликвидационная стоимость стоимость реализации объекта после окончания его срока службы
Основной капитал часть капитала, которая участвуя в производственном процессе, меняет свою натурально-вещественную форму в течении многих производственных циклов и поэтому его стоимость включается в готовый продукт частями, постепенно.
Остаточная стоимость часть стоимости основных средств, которая не перенесена на готовую продукцию и представляет собой разницу между пол­ной первоначальной стоимостью (ППС) конкретного объекта и суммой амортизационных отчислений, начисленным за время существования объект
Полная первоначальная стоимость представляет собой сумму фактических затрат предпри­ятия на их приобретение, сооружение, изготовление, за исключе­нием налога на добавленную стоимость.
Фондоемкость показывает, сколько рублей основного капитала необходимо для производства одного рубля продукции
Фондоотдача показывает, сколько рублей продукции приносит один рубль капитала
Тема 8. Оборотный капитал (оборотные фонды и средства)
Оборотный капитал часть капитала, которая изменяет свою натурально-вещественную форму и стоимость которого полностью включается в стоимость готовой продукции в течение одного производственного цикла. Натурально-вещественный состав оборотного капитала подразделяется на оборотные фонды и фонды обращения.
Коэффициент оборачиваемости (скорость оборота) показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства предприятия за определенный период (год, квартал).
Коэффициент загрузки оборотных средств обратен коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует сумму оборотных средств, затраченных на один руб. реализованной продукции
Тема 9. Производственная мощность
Производственная мощность максимально возможный выпуск продукции в заданной номенклатуре и ассортименте
Ведущее подразделение подразделение, в котором выполняются основные технологические операции по изготовлению продукции; где расходуются наибольшая доля совокупного живого труда; где сосредоточена главная часть основных фондов и т.д.
«Узкое место» элемент в производственной системе, имеющий минимальную пропускную способность (производственную возможность, производственную мощность)
К разделу III «РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема 10. Объем продукции. Продукт, товары и услуги
Товар продукция, предназначенная для продажи
Изделие продукция, получаемая из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукция приобретает самостоятельную потребительскую ценность
Услуга вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей и при которой происходит улучшение потребительской ценности продукта
Номенклатура перечень видов продукции, выпускаемой предприятием
Ассортимент состав и соотношение отдельных видов продукции в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры
Система показателей объема продукции - с натурально-вещественной стороны - это натуральные показатели - объем, номенклатура и ассортимент продукции. - с качественной - это трудовые (временные) и стоимостные показатели объема (стоимость валовой, товарной, реализованной, чистой продукции).
Тема 11. Качество продукции и услуг
Качество совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Стандартизация нормотворческая деятельность, которая закрепляет требования к качеству продукции в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и т.п
Сертификация соответствия действие третьей стороны, доказывающее, что исследуемая продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу
Тема 12. Цена и ценообразование
Цена денежная форма товара
Ценовая политика совокупность действий в области ценообразования, направленных на расширение (или сохранение) объемов продаж
Франко-цена (от ит. franco – свободный) это цены, которые применяются в оптовой торговле для обозначения пункта или места, в котором ответственность за товар переходит от продавца к покупателю и продавец свободен от дальнейших расходов.
Базовые условия поставки (виды франко-цен) 1. ЕХB (EXW)- с завода в поименованном пункте (Ex Works... Named Place) По данному базису продавец выполняет свои обязательства по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя у себя на предприятии (заводе, складе, плантации). При этом товар должен быть подготовлен продавцом для отправки в транспортабельном состоянии (полностью готов к отгрузке). Подает транспортное средство к погрузке и организует погрузку товара покупатель. Погрузка осуществляется за счет покупателя. Покупатель несет все риски за организацию перевозки до места назначения. На нем также лежит таможенная очистка и получение экспортной лицензии
2. ФСА - свободно у перевозчика в поименованном пункте (Free Carrier …) Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, прошедшего вывозную таможенную очистку, с момента его передачи в распоряжение перевозчика в поименованном пункте. Чаще всего этим поименованным пунктом является грузовой терминал магистрального транспорта (железнодорожная станция, автомобильная станция, аэропорт). Данный базис предполагает участие в перевозке любых видов транспорта, включая смешанные перевозки.
3. ФАС - свободно вдоль борта судна в поименованном порту отправления (Free Alongside Ship... Named of Shipment (FAS) Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара.
4. ФОБ– свободно на борту судна в поименованном порту отгрузки (Free on Board... Named Port of Shipment (FOB) Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента (то есть, начиная со стивидорских расходов по размещению груза в трюмах судна штивки) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).
5. СФР- стоимость и фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost and Freight... Named Port of Shipment (CFR) При данном базисе поставки продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для поставки товаров в порт назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отправления. В соответствии с базисом CFR на продавце лежат обязательства по экспортной очистке товара от пошлин. Данный базис применятся только при водных перевозках (морской, речной транспорт).
6. СИФ— стоимость, страхование, фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost Insurance. Freight... Named Port of Shipment (CIF) Продавец несет те же обязанности, что и при базисе СФР, но должен также обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования и пересылает полис вместе с другими документами получателю. Данный базис применяется только при водных перевозках.
7. СПТ- провозная плата оплачена до поименованного пункта (Carriage paid to... Named Place of Destination (CPT) По данному базису продавец оплачивает.доставку товара до поименованного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хищения и т. д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки. Данный базис применяется при перевозках любым видом транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях.
8. СИП- провозная плата и страхование оплачены до поименованного пункта (Carriage and Insurance Paid to... Named Place of Destination(CIP) По этому базису продавец несет те же обязанности, что и по базису СПТ, но с тем дополнением, что продавец должен обеспечить страхование товаров от рисков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Данный базис является "сухопутным" ("неводным") эквивалентом базиса СИФ.
9. ДАФ- поставлено на границе в поименованном пункте (Delivered at Frontier... Named Place (DAF) Обязанности продавца считаются выполненными, когда товар очищен от вывозных таможенных пошлин и поступает на пограничный пункт страны отправления, имея в виду автомобильный или железнодорожный переход на границе. Под термином "граница" понимается любая граница, включая и границу страны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный переходный пункт или место (например, "пограничный переход Лужайка на российско-финской границе"). Данный базис поставки, как уже отмечалось, предназначен для применения при перевозках по железной дороге или автотранспортом
10. ДЕС- поставлено с судна в поименованном порту (Delivered Ex Ship... Named Port of Destination (DES)) Обязательства продавца считаются выполненными с момента поставки товара в распоряжение покупателя в порту страны назначения. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец. Импортная таможенная очистка товара осуществляется покупателем. Данный базис поставки может использоваться только при перевозках водным транспортом.
11. ДЕК- поставлено с причала с уплатой пошлины в поименованном пункте (Ех Quay (Duty Paid... Named Port of Destination fPEOl) Обязательства продавца считаются выполненными при поставке товара с момента его предоставления покупателю на причале в порту назначения.
12. ДДУ- поставлено без оплаты пошлины в поименованном пункте (Delivered Duty Unpaid... Named Place of Destination (DDU) Продавец считается выполнившим свои обязательства с момента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения. Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товаров. Расходы по уплате ввозных таможенных пошлин лежат на покупателе.
13. ДДП- поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте (Delivered Duty Раid Named Place of Destination (PDF) Продавец считается выполнившим свои обязательства с момента предоставления товара в согласованном пункте назначения. Продавец несет все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товара. Продавец оплачивает все сборы по доставке товара, включая таможенные пошлины страны назначения.
Тема 13. Прибыль и рентабельность
Прибыль цель развития предприятия. Это абсолютный показатель эффективности, показывающий, насколько выручка превышает затраты (величина превышения выручки над затратами).
Рентабельность (прибыльность, доходность) – относительный показатель эффективности, показывающий, сколько затрат необходимо произвести для получения одного рубля прибыли
Сумма покрытия (средняя величина покрытия) - разница между ценой реализации единицы продукции и средними переменными издержками. Этот показатель еще иногда называют средним маржинальным доходом
К разделу IV «ЗАТРАТЫ И ФИНАНСЫ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ»
Тема 14. Издержки производства и себестоимость продукции
Издержки производства текущие затраты в денежном выражении на всю производственно-хозяйственную деятельность за определенный период
Себестоимость продукции текущие затраты в денежном выражении на производство и реализацию продукции
Смета предварительный расчет доходов и расходов
Экономия или перерасход абсолютные показатели эффективности затрат разница между планируемым и фактическим объемом затрат
Затраты на рубль товарной продукции относительный показатель эффективности, который рассчитывают как отношение издержек к объему товарной продукции
Тема 15. Финансы и бюджет бизнес-системы
Финансы экономические отношения в процессе образования и использования денежных фондов.
Бюджет описание плана производственно-хозяйственной деятельности в стоимостной форме
Баланс сводная таблица, в которой в денежной форме описывается имущество фирмы и источники его возникновения. Имущество предприятия, в которое вложен его капитал, называются активами баланса. Под пассивами понимаются источники возникновения имущества предприятия.
Счет прибыли и убытков представляет собой таблицу, в которой из выручки от реализации последовательно вычитаются затраты, которые имеют отношение к выручке. Состав затрат, который вычитается из выручки определяется законодательством.
План движения денежной наличности документ, который отражает денежные потоки. Он представляет собой таблицу, имеющую два основных реквизита «приход», «расход», «остаток»
Финансовая устойчивость способность предприятия выдерживать колебания рыночной конъюнктуры, оставаясь прибыльным.
Ликвидность способность предприятия ликвидировать свои краткосрочные долги, причем независимо от источника возникновения денежных средств
Платежеспособность способность предприятия ликвидировать долги собственными средствами.
Тема 16. Инвестиции и капитальные вложения
Капитальные вложения (инвестиции) любое вложение в капитал
Эффективность капитальных вложений отношение прибыли к объему капитальных вложений
Временной лаг промежуток времени между моментом осуществления капитальных вложений и получением результата от них
     
         

 

Литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия.: Учеб.пособие / Под ред. проф..М.Г.Лапусты.- М.:ИНФРА-М, 2000.
  1. Мокий М.С. 2. Экономика предприятия: Учеб.пособие / ГУУ, М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
  3. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб.. доп. / Семенов В.М„ Баев И.А„ Терехова С.А., Чернов А.В., Дмитриева И.Н„ Кучина Е.В.. Варламова З.Н„ Кузьмин А.П„ Под ред. Семенова В.М.. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998.
  4. Зайцев Н.Л. 5. Экономика промышленного предприятия. Практикум: Учебное пособие. - М.:ИНФРА - М, 2001.
  6. Горфинкель В. 7.Экономика предприятия. М., Юрайт, 2012.
  8.Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: Учеб.пособие для вузов/Под ред. В.А.Швандара: М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  9. Берзинь И.Э. 10.Экономика фирмы. - М.:Институт международного права и экономики, 1997.
  Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы:Учеб./Пер, с датского А.Н. Чеканского, О.В. Рождественского. – М.: Высшая школа, 1994
  Друри К. Введение в производственный и управленческий учет. М.: Аудит, ЮНИТИ,1997
  Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие, - М.; ИНФРА-М, 2003.
  Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А. Г. Поршнева. — М.: Финансы и статистика, 1996
  ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
  http://www.finec.ru/rus/parts/distance/course1/index.htm
  www.termika.ru («ЭКОНОМИКА»)
  www.bizbook.ru («Экономика»)
  www.finanalis.ru

 

 

Общие положения

Все люди хорошо знают три вещи:

Как воспитывать чужих детей;

Как лечить чужие болезни;

Как управлять государством

Тема 1. Понятия «экономика» и «экономика бизнес-системы»

Прежде чем приступать к изучению экономики предприятия, необходимо определить, что такое экономика вообще. Не определив, что такое экономика вообще, нельзя корректно рассматривать ни экономику предприятия, ни национальную экономику, ни экономику региона или города и т.д. Очевидно, что экономика организации, страны или мировая экономика представляют собой систему. Но корректно выделять экономические системы можно лишь после того, как будет дано понятие и определение экономики. В противном случае невозможно будет выделить функции экономических систем, понять их соподчиненность и субординацию, более того, само понятие « экономическая система » останется неопределенным. В общем, как говорил В. И. Ленин - «не решив общих вопросов, при решении частных вопросов мы будем все время на них наталкиваться».[1]

Очевидная иерархичность экономических систем, многофакторность процессов развития, иными словами, сложность этого явления обусловила многочисленность и многозначность определений экономики. Кроме того, в научной литературе термин «экономика» используется для определения большого количества областей знаний, например - экономика труда, экономика научно-технического прогресса, экономика отрасли или предприятия. И в результате ряд ученых-экономистов склоняются к мысли, которую очень хорошо выразил Д.В.Валовой - «Кратко и однозначно дать ответ на вопрос, что такое экономика, невозможно». [2]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.