КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в юридичекую психологию
Юриспруденция Рецензент В качестве методического издания Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ Допущено Юридическая психология Т.В. Синявская
Конспект лекций
Специальность 030501 – Юриспруденция
Санкт-Петербург Составитель канд псих. наук, доц. Т.В. Синявская
канд.псих. наук, доц.
Подготовлено на кафедре юридической психологии и правоведения
Одобрено научно-методическим советом специальности
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем
©СПбГИЭУ, 2010 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. 5
ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.5
РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 16 Тема 1.1. Индивидуально-психологические особенности личности и их использование в сфере правоприменительной деятельности. 16 Тема 1.2. Методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. 22 Тема 1.3. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности. 40 Тема 1.4. Эмоции, чувства, психические состояния и их психолого-правовая оценка. 633
РАЗДЕЛ 2. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 71 Тема 2.1. Психология преступного поведения (преступления) 71 Тема 2.2. Психология личности преступника………………….72 Тема 2.3. Психология группового преступного поведения (преступной группы) 75
РАЗДЕЛ_3. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКа ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.. ………………….79 Тема 3.1. Психология личности юриста. 79 Тема 3.2. Социально-психологические основы юридической деятельности 136 Тема 3.3. Общение в профессиональной деятельности юриста. 159 Тема 3.4. Психология допроса (коммуникативная подструктура). 180 Тема 3.5. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. 200
РАЗДЕЛ 4. Психология судебной деятельности.. 218 Тема 4.1. Психологические особенности судебной деятельности. 218 Тема 4.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве. 22929
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………...………. 249
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...24858
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 249
терминологический словарь. 258
ПРИЛОЖЕНИЕ 283 На современном этапе общественного развития, юридическая психология все настойчивее занимает ключевую позицию в системе психологических наук. В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач. В деятельности юриста главное – работа с людьми. В нее входит ряд взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, представляющих оперативный интерес, установление и развитие с ними контактов, оказание на них определенного психологического влияния, обучение, воспитание ит.д. Приобретение психологических знаний становится просто необходимым для работников юридического труда. Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, которая опирается на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики). Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов системы психологических знаний, а также навыков и приемов, приемов, которые обеспечивают высокую культуру общение. Психологические знания повышают эффективность юридической деятельности.
ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет юридической психологии. Известно, что психология (от греч psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом. Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развиваются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время педагогическую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психологию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта и.д. Среди них свое место прочно занимает и юридическая психология. Что является предметом юридической психологии, какова его природа. Что она должна изучать. Все эти вопросы о ее природе, предмете, месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и правоведения, отмечает А. Р. Ратинов, не абстрактно академические, а являются важными, прежде всего, с практической точки зрения, поскольку от их решения зависят «пределы компетенции юридической психологии и смежных наук, перспективы исследовании, пригодность научных рекомендаций, организация и содержание профессиональной подготовки специалистов». Юридическая психология является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки, возникшей в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. Поскольку «материнской» для юридической психологии является психологическая наука, то юридическую психологию есть все основания отнести в разряд естественно-научных отраслей знания. Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и длительное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими научными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, криминалистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил А. М. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой предмет психологическая наука. Это одна сторона вопроса. И, вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные категории, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии. Такими категориями, которые рассматриваются в каждой прикладной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются понятие «личность субъекта» — участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования. Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых юридическая психология, разумеется, не является исключение. Оба эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин. Таким образом, личность и деятельность, деятельность и личность — неважно в какой последовательности — вот то главное, принципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать первоочередное внимание при построении курса юридической психологии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что полностью относится и к юридической психологии, она «призвана изучать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций». Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юридической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых правоведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек — право». Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юридической психологии, можно дать следующее определение: Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей. Содержание юридической психологии. Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психологической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предмете объем юридической психологии как научной отрасли знания, безусловно, шире объема материала, охватываемого юридической психологией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в том или ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее изучение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина), писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной наукой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука. Если же говорить о содержании юридической психологии как отрасли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения применения норм права, правотворчества, к правовому сознанию «как результату психического отражения правовой действительности, источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения». Психологические аспекты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р. Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и являются стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов. Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам. Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в недрах юридической психологии позволил постепенно сформировать отдельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах. С этой точки зрения в содержательной структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология (наиболее старая часть юридической психологии, некогда до оформления последней существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста. Одним из центральных разделов юридической психологии является раздел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности: не только юристов в том или ином процессуальном положении, но и многих других субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов. Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых, так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэтому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической психологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности преступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправного поведения, в том числе членов различных преступных групп, организованных преступных формирований. Задачи юридической психологии. Задачи юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяется ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной компетенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основные задачи, которые стоят перед ней: - разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-трудового, семейного законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно-правовой регуляции в целом различных правоотношений, в которых значительную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя объективно принять то или иное правовое решение, затрагивающее интересы и права граждан; - психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; одним из направлений является разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального психологического отбора на службу в правоохранительные органы; - исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям; - изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значительный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т.п. Совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступления; в русле данной проблематики разработка психологических критериев «вменяемости-невменяемости» как комплексной правовой, психиатрической, патопсихологической проблемы; в ходе ее исследования особое внимание должно быть обращено на изучение лиц с низким уровнем социальной адаптации, имеющим различные психические аномалии, находившихся в экстремальных (особых) состояниях психики, снижающих их способность к осознанно-волевому поведению, к социально ориентированному поведению в ситуациях выбора особенно субъектами, проявляющими личностную незрелость, отставание в своем интеллектуальном, психическом развитии; самостоятельным направлением в проведении комплексных исследований судебных психологов со специалистами в области инженерной психологии в рамках проблемы «вменяемость-невменяемость» является разработка психологических критериев специальной (профессиональной) вменяемости, психологического соответствия личности оператора требованиям его профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда психофизиологические качества последнего оказались несоответствующими требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (п. 2 ст. 28 УК РФ); - изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью; - исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан; - дальнейшее развитие института судебно-психологической (комплексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее возможностей, разработка новых направлений ее исследований; - совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране. Научная разработка, решение юридической психологией перечисленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достижение главной цели — оказание психологической помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности. Длительное время психология (учение о душе) входила в состав философии и пользовалась ее методологией, но и после выделения в качестве самостоятельной дисциплины основной вопрос философии об отношении материального к идеальному сохранил для психологии принципиальное значение. Выбор между материалистической оценкой мира как функцией мозга человека и идеалистической оценкой мира как «комплексом ощущений» окончательно сделан в пользу материализма. Психика есть свойство высокоорганизованной материи особым образом отражать объективную реальность. Все в окружающем нас мире обладает свойством отражения: мяч, отразившись от стены, летит в обратном направлении, свет отражается от зеркала, подошва — от земли в виде следа. Любой предмет при соприкосновении с другим предметом передает ему часть своих свойств и изменяется сам. Это физическая форма отражения. Живые организмы также отражают влияние извне, но внешне сохраняют целостность, изменения происходят в их внутренней среде (например, при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы), т.е. между раздражителем и ответным действием возникает сложная цепь промежуточных процессов. Данная форма отражения получила название физиологической. И, наконец, раздражение извне может трансформироваться в такое состояние организма, когда вещь, реально исчезнувшая, благодаря способности нервной клетки сохранять следы пережитого возбуждения остается в виде идеального образа (психическая форма отражения). Таким образом, отражение — это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степени адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Научной базой теории отражения в психологии является учение о высшей нервной деятельности. Центральная нервная система состоит из трех отделов: а) коры больших полушарий головного мозга, благодаря деятельности, которой осуществляются психические функции; б) стволов мозга, где сосредоточены центры, регулирующие постоянство внутренней среды организма; в) спинного мозга, по которому возбуждение проходит от периферических нервов к центру мозга и обратно. Основу нервной системы составляет нервная клетка — нейрон. Сложнейшая система связей нейронов, находящихся в стадии возбуждения и торможения, обеспечивает активность человека. Психофизиологическим аппаратом, с помощью которого информация извне попадает в мозг человека, является анализатор. Чувствительное окончание воспринимающего аппарата расположено в так называемом органе чувств и получило название рецептора. Каждому рецептору соответствует определенная зона в коре больших полушарий. Благодаря функции анализатора энергия внешнего раздражителя, превратившись в рецепторе в физиологический процесс возбуждения нервной ткани, трансформируется в корковой части в психический процесс — ощущение. Содержание психики определяется внешним миром, с которым взаимодействует человек. В середине прошлого века И.М. Сеченов высказал необычайно смелую для своего времени мысль, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Развивая идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлов установил, что наряду с простейшими рефлексами и у человека, и у животных в процессе накопления индивидуального опыта формируются так называемые «психические рефлексы». Рефлекс (отражение) — ответная реакция организма на воздействие внешних или внутренних факторов, осуществляемая через нервную систему. Существует множество классификаций рефлексов (по структуре мозга, по способу образования, биологическому значению и др.) По способу образования рефлексы подразделяются на безусловные и условные. Безусловными рефлексами называют наследственно закрепленные формы реагирования организма на различные раздражители. Условные рефлексы вырабатываются высшими отделами центральной нервной системы ( ЦHC ) на базе того или иного безусловного рефлекса. Система нервных связей, которая образуется под влиянием личного опыта в мозгу животного или человека, получила название «сигнальной системы», поскольку ее формирование и развитие обуславливают сигнальное значение для организма все большего количества ранее индифферентных раздражителей. Ребенок, родившийся со сравнительно небольшим набором безусловных рефлексов, вскоре начинает различать предметы, а к концу первого года жизни — и их символы, имеющие форму слов. Слово заменило чувственные сигналы. И.П. Павлов назвал систему нервных связей, образовавшихся на словесном раздражителе, «второй сигнальной системой». Способность образовывать связи на уровне «второй сигнальной системы» принадлежит только человеку. Основными процессами высшей нервной деятельности являются возбуждение и торможение. Возбуждение — свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Темсамым возбуждение стало носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и вместе с торможением — регулятором активности всех органов и систем организма. Торможение — активный процесс, выполняющий охранительную функцию для нервной системы. Это и сон, и состояние оцепенения, неподвижности, и угасательное торможение, постепенно развивающееся в тех нервных связях, которые долгое время не подкрепляются, не возбуждаются. Угасательное торможение — основа забывания. Процесс возбуждения вместе с торможением образуют основу высшей нервной деятельности. Сильный, стойкий и инертный очаг возбуждения, обуславливающий длительную концентрацию психической активности в кругу определенного переживания, называется доминантой. Психические переживания лежат в основе сосредоточенности, увлеченности, а также навязчивых состояний, дезорганизации психической деятельности. Наличие доминантного переживания обычно интенсивно эмоционально окрашено. Например, стремление избежать разоблачения заставляет преступника каждое слово следователя воспринимать как пролог к предъявлению уличающих доказательств. Психическая форма отражения реализуется в различных видах явлений. Выделяют три вида явлений: психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.); психические состояния (эмоции, воля и др., определяющие активность познания и поведения человека); психические свойства (характер, темперамент, совесть и др.), придающие отражению индивидуальность. Такая классификация необходима для того, чтобы разобраться в сложной душевной жизни человека. Однако нужно иметь в виду, что психические явления (процессы, состояния, свойства) не существуют отдельно друг от друга. Познавая и преобразуя окружающий мир, мы исходим из определенных мыслей, чувств, свойств, характеризующих наше сегодняшнее состояние и личность вообще. Контрольные вопросы: 1.Предмет юридической психологии. 2. Задачи юридической психологии. 3. Понятие психики. Отражение и формы отражения. 4. Понятие центральной нервной системы (ЦНС) и ее структура. 5. Рефлексы. Безусловные и условные рефлексы. 6. Процессы возбуждения и торможения ЦНС. 7. Какие физиологические механизмы лежат в основе доминанты? 8. Психическая форма отражения и виды ее реализации. РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ деяТЕЛЬНОСТИ
В данном разделе мы рассмотрим психические свойства личности, а также, типы акцентуации характера и способности личности. Мы обратимся к методам изучения личности субъектов правоприменительной деятельности: наблюдение, беседа др. Изучив психические познавательные процессы, Вы сможете учитывать их закономерности в профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |