Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в юридичекую психологию




Юриспруденция

Рецензент

В качестве методического издания

Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

Допущено

Юридическая психология

Т.В. Синявская

 

 

 

Конспект лекций

 

 

Специальность 030501 – Юриспруденция

 

 

Санкт-Петербург


Составитель

канд псих. наук, доц. Т.В. Синявская

 

канд.псих. наук, доц.

 

 

Подготовлено на кафедре

юридической психологии и правоведения

 

 

Одобрено научно-методическим советом специальности

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

©СПбГИЭУ, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. 5

 

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.5

 

РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 16

Тема 1.1. Индивидуально-психологические особенности личности и их использование в сфере правоприменительной деятельности. 16

Тема 1.2. Методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. 22

Тема 1.3. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности. 40

Тема 1.4. Эмоции, чувства, психические состояния и их психолого-правовая оценка. 633

 

РАЗДЕЛ 2. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 71

Тема 2.1. Психология преступного поведения (преступления) 71

Тема 2.2. Психология личности преступника………………….72

Тема 2.3. Психология группового преступного поведения (преступной группы) 75

 

РАЗДЕЛ_3. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКа ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.. ………………….79

Тема 3.1. Психология личности юриста. 79

Тема 3.2. Социально-психологические основы юридической деятельности 136

Тема 3.3. Общение в профессиональной деятельности юриста. 159

Тема 3.4. Психология допроса (коммуникативная подструктура). 180

Тема 3.5. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. 200

 

 

РАЗДЕЛ 4. Психология судебной деятельности.. 218

Тема 4.1. Психологические особенности судебной деятельности. 218

Тема 4.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве. 22929

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………...………. 249

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...24858

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 249

 

терминологический словарь. 258

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 283


На современном этапе общественного развития, юридическая психология все настойчивее занимает ключевую позицию в системе психологических наук.

В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач.

В деятельности юриста главное – работа с людьми. В нее входит ряд взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, представляющих оперативный интерес, установление и развитие с ними контактов, оказание на них определенного психологического влияния, обучение, воспитание ит.д. Приобретение психологических знаний становится просто необходимым для работников юридического труда.

Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, которая опирается на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики).

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов системы психологических знаний, а также навыков и приемов, приемов, которые обеспечивают высокую культуру общение. Психологические знания повышают эффективность юридической деятельности.

 

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Предмет юридической психологии. Известно, что психология (от греч psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом.

Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличност­ные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развивают­ся, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отрас­лей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время педагогичес­кую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психоло­гию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психоло­гию, психологию спорта и.д. Среди них свое место прочно занимает и юридическая психология.

Что является предметом юридической психологии, какова его приро­да. Что она должна изучать. Все эти вопросы о ее природе, предмете, месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и право­ведения, отмечает А. Р. Ратинов, не абстрактно академические, а являют­ся важными, прежде всего, с практической точки зрения, поскольку от их решения зависят «пределы компетенции юридической психологии и смежных наук, перспективы исследовании, пригодность научных рекомендаций, организация и содержание профессиональной подготовки спе­циалистов».

Юридическая психология является одной из прикладных, «погра­ничных» отраслей психологической науки, возникшей в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. Поскольку «материнской» для юридической психологии является пси­хологическая наука, то юридическую психологию есть все основания отнести в разряд естественно-научных отраслей знания.

Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и дли­тельное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими науч­ными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, кри­миналистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юриди­ческой психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил А. М. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридичес­кой части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридичес­кая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой пред­мет психологическая наука. Это одна сторона вопроса. И, вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные катего­рии, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии.

Такими категориями, которые рассматриваются в каждой приклад­ной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются по­нятие «личность субъекта» — участника той или иной профессио­нальной деятельности, общественной практики и собственно сама дея­тельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования. Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания пред­мета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых юридическая психология, разумеется, не является исключение. Оба эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин.

Таким образом, личность и деятельность, деятельность и лич­ность — неважно в какой последовательности — вот то главное, прин­ципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать первоочередное внимание при построении курса юридической психоло­гии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что полностью относится и к юридической психологии, она «призвана изу­чать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна ис­следовать психологические особенности самой деятельности, связан­ной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций».

Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юри­дической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых пра­воведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике че­ловека исследует наиболее общие закономерности психической дея­тельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же за­кономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-право­вых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «че­ловек — право».

Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юри­дической психологии, можно дать следующее определение:

Предметом юридической психологии являются различные явле­ния психики, индивидуально-психологические особенности личнос­ти участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприме­нительной деятельности, социально-психологические закономер­ности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Содержание юридической психологии. Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психоло­гической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предме­те объем юридической психологии как научной отрасли знания, безус­ловно, шире объема материала, охватываемого юридической психоло­гией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в том или ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее изу­чение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина), писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной нау­кой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука.

Если же говорить о содержании юридической психологии как отрас­ли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения применения норм права, правотворчества, к право­вому сознанию «как результату психического отражения правовой дей­ствительности, источнику правовой активности людей и внутреннему ре­гулятору их юридически значимого поведения». Психологические аспек­ты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р. Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и яв­ляются стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушения­ми психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокурату­ры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудо­вых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помо­щи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.

Дифференцированный подход в исследованиях психологических осо­бенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в не­драх юридической психологии позволил постепенно сформировать от­дельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах.

С этой точки зрения в содержательной структуре юридической пси­хологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология (наиболее ста­рая часть юридической психологии, некогда до оформления последней существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.

Одним из центральных разделов юридической психологии является раз­дел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоп­рименительной деятельности: не только юристов в том или ином процессу­альном положении, но и многих других субъектов различных правоотноше­ний, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов.

Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых, так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэ­тому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической пси­хологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности пре­ступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправ­ного поведения, в том числе членов различных преступных групп, орга­низованных преступных формирований.

Задачи юридической психологии. Задачи юридической психо­логии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяет­ся ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной ком­петенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основ­ные задачи, которые стоят перед ней:

- разработка психологических основ уголовно-правового, граждан­ско-правового, административно-трудового, семейного законодательст­ва и процесса его применения, психологических основ нормативно-пра­вовой регуляции в целом различных правоотношений, в которых значи­тельную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя объективно принять то или иное правовое решение, за­трагивающее интересы и права граждан;

- психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного примене­ния ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их по­вседневной работе в условиях значительных нервно-психических пере­грузок; одним из направлений является разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального психологического от­бора на службу в правоохранительные органы;

- исследование психологических аспектов противоправного (пре­ступного) поведения людей, разработка мер психологического воздей­ствия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблаче­ния тех, кто причастен к совершенным преступлениям;

- изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граж­дан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенно­го характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значитель­ный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т.п.

Совместное с криминологами изучение личности тех, кто совер­шает преступления; в русле данной проблематики разработка психоло­гических критериев «вменяемости-невменяемости» как комплексной правовой, психиатрической, патопсихологической проблемы; в ходе ее исследования особое внимание должно быть обращено на изучение лиц с низким уровнем социальной адаптации, имеющим различные психи­ческие аномалии, находившихся в экстремальных (особых) состояниях психики, снижающих их способность к осознанно-волевому поведению, к социально ориентированному поведению в ситуациях выбора особен­но субъектами, проявляющими личностную незрелость, отставание в своем интеллектуальном, психическом развитии; самостоятельным на­правлением в проведении комплексных исследований судебных психо­логов со специалистами в области инженерной психологии в рамках проблемы «вменяемость-невменяемость» является разработка психо­логических критериев специальной (профессиональной) вменяемости, психологического соответствия личности оператора требованиям его профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда пси­хофизиологические качества последнего оказались несоответствующи­ми требованиям экстремальных условий или нервно-психическим пере­грузкам (п. 2 ст. 28 УК РФ);

- изучение закономерностей социально-психологических процес­сов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных от­ношений среди людей негативного характера, групповой и организован­ной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического ха­рактера борьбы с организованной преступностью;

- исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания раз­личных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан;

- дальнейшее развитие института судебно-психологической (ком­плексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее воз­можностей, разработка новых направлений ее исследований;

- совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране.

Научная разработка, решение юридической психологией перечис­ленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достиже­ние главной цели — оказание психологической помощи юристам в по­вышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.

Длительное время психология (учение о душе) входила в состав философии и пользовалась ее методологией, но и после выделения в качестве самостоятельной дисциплины основной вопрос философии об отношении материального к идеальному сохранил для психологии принципиальное значение. Выбор между материалистической оценкой мира как функцией мозга человека и идеалистической оценкой мира как «комплексом ощущений» окончательно сделан в пользу материализма. Психика есть свойство высокоорганизованной материи особым образом отражать объективную реальность.

Все в окружающем нас мире обладает свойством отражения: мяч, отразившись от стены, летит в обратном направлении, свет отражается от зеркала, подошва — от земли в виде следа. Любой предмет при соприкосновении с другим предметом передает ему часть своих свойств и изменяется сам. Это физическая форма отражения.

Живые организмы также отражают влияние извне, но внешне сохраняют целостность, изменения происходят в их внутренней среде (например, при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы), т.е. между раздражителем и ответным действием возникает сложная цепь промежуточных процессов. Данная форма отражения получила название физиологической. И, наконец, раздражение извне может трансформироваться в такое состояние организма, когда вещь, реально исчезнувшая, благодаря способности нервной клетки сохранять следы пережитого возбуждения остается в виде идеального образа (психическая форма отражения).

Таким образом, отражение — это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степени адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Научной базой теории отражения в психологии является учение о высшей нервной деятельности. Центральная нервная система состоит из трех отделов:

а) коры больших полушарий головного мозга, благодаря деятельности, которой осуществляются психические функции;

б) стволов мозга, где сосредоточены центры, регулирующие постоянство внутренней среды организма;

в) спинного мозга, по которому возбуждение проходит от периферических нервов к центру мозга и обратно.

Основу нервной системы составляет нервная клетка — нейрон. Сложнейшая система связей нейронов, находящихся в стадии возбуждения и торможения, обеспечивает активность человека.

Психофизиологическим аппаратом, с помощью которого информация извне попадает в мозг человека, является анализатор. Чувствительное окончание воспринимающего аппарата расположено в так называемом органе чувств и получило название рецептора. Каждому рецептору соответствует определенная зона в коре больших полушарий. Благодаря функции анализатора энергия внешнего раздражителя, превратившись в рецепторе в физиологический процесс возбуждения нервной ткани, трансформируется в корковой части в психический процесс — ощущение.

Содержание психики определяется внешним миром, с которым взаимодействует человек.

В середине прошлого века И.М. Сеченов высказал необычайно смелую для своего времени мысль, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Развивая идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлов установил, что наряду с простейшими рефлексами и у человека, и у животных в процессе накопления индивидуального опыта формируются так называемые «психические рефлексы».

Рефлекс (отражение) — ответная реакция организма на воздействие внешних или внутренних факторов, осуществляемая через нервную систему. Существует множество классификаций рефлексов (по структуре мозга, по способу образования, биологическому значению и др.)

По способу образования рефлексы подразделяются на безусловные и условные. Безусловными рефлексами называют наследственно закрепленные формы реагирования организма на различные раздражители. Условные рефлексы вырабатываются высшими отделами центральной нервной системы ( ЦHC ) на базе того или иного безусловного рефлекса.

Система нервных связей, которая образуется под влиянием личного опыта в мозгу животного или человека, получила название «сигнальной системы», поскольку ее формирование и развитие обуславливают сигнальное значение для организма все большего количества ранее индифферентных раздражителей. Ребенок, родившийся со сравнительно небольшим набором безусловных рефлексов, вскоре начинает различать предметы, а к концу первого года жизни — и их символы, имеющие форму слов.

Слово заменило чувственные сигналы. И.П. Павлов назвал систему нервных связей, образовавшихся на словесном раздражителе, «второй сигнальной системой». Способность образовывать связи на уровне «второй сигнальной системы» принадлежит только человеку.

Основными процессами высшей нервной деятельности являются возбуждение и торможение.

Возбуждение — свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Темсамым возбуждение стало носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и вместе с торможением — регулятором активности всех органов и систем организма.

Торможение — активный процесс, выполняющий охранительную функцию для нервной системы. Это и сон, и состояние оцепенения, неподвижности, и угасательное торможение, постепенно развивающееся в тех нервных связях, которые долгое время не подкрепляются, не возбуждаются. Угасательное торможение — основа забывания. Процесс возбуждения вместе с торможением образуют основу высшей нервной деятельности.

Сильный, стойкий и инертный очаг возбуждения, обуславливающий длительную концентрацию психической активности в кругу определенного переживания, называется доминантой.

Психические переживания лежат в основе сосредоточенности, увлеченности, а также навязчивых состояний, дезорганизации психической деятельности.

Наличие доминантного переживания обычно интенсивно эмоционально окрашено. Например, стремление избежать разоблачения заставляет преступника каждое слово следователя воспринимать как пролог к предъявлению уличающих доказательств.

Психическая форма отражения реализуется в различных видах явлений. Выделяют три вида явлений: психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.); психические состояния (эмоции, воля и др., определяющие активность познания и поведения человека); психические свойства (характер, темперамент, совесть и др.), придающие отражению индивидуальность. Такая классификация необходима для того, чтобы разобраться в сложной душевной жизни человека. Однако нужно иметь в виду, что психические явления (процессы, состояния, свойства) не существуют отдельно друг от друга. Познавая и преобразуя окружающий мир, мы исходим из определенных мыслей, чувств, свойств, характеризующих наше сегодняшнее состояние и личность вообще.

Контрольные вопросы:

1.Предмет юридической психологии.

2. Задачи юридической психо­логии.

3. Понятие психики. Отражение и формы отражения.

4. Понятие центральной нервной системы (ЦНС) и ее структура.

5. Рефлексы. Безусловные и условные рефлексы.

6. Процессы возбуждения и торможения ЦНС.

7. Какие физиологические механизмы лежат в основе доминанты?

8. Психическая форма отражения и виды ее реализации.

РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ деяТЕЛЬНОСТИ

 

В данном разделе мы рассмотрим психические свойства личности, а также, типы акцентуации характера и способности личности. Мы обратимся к методам изучения личности субъектов правоприменительной деятельности: наблюдение, беседа др. Изучив психические познавательные процессы, Вы сможете учитывать их закономерности в профессиональной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.