Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.3. Общение в профессиональной деятельности юриста




 

Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности юриста заключается в работе с людьми. Достаточно четко представляется то, что эта работа резко отличается от других профессий, где также имеет место межличностное взаимодействие и общение. В юридической деятельности специфику построения межличностных отношений специалиста-правоведа определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации. Прежде всего, это общение с новыми и необычными людьми не по выбору и часто не по желанию, дела и действия которых не всегда вызывают сочувствие и симпатию.

От правильности общения юриста с другим человеком и реализации индивидуального подхода зависит эффективность всей работы в целом. Поэтому в условиях юридической деятельности жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки специалистов к организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), этапов и наличия конкретных психологических умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конструированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач.

Следовательно, профессиональное общение юриста – это разновидность специально организованного взаимодействия, содержанием которого является познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.

Анализ структуры профессионального общения юриста и его динамики позволяет выделить три стадии (этапа):

· психическое чтение особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся психологической информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица;

· поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

· взаимодействие и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц.

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом человека (собеседника).

Психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, рассказах сослуживцев, знакомых, близких и т.д.

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика партнера по общению. Все особенности, в которых человек внешне проявляет себя как личность и как индивидуальность подразделяются на три категории: 1) анатомические (признаки внешнего строения тела, головы, лица и т.д.), 2) функциональные (особенности голоса и речи, жестикуляции, мимики, пантомимики, позы и др.) и 3) сопутствующие (признаки одежды, обуви, мелких носильных вещей, украшений и пр.).

Анатомические признаки. Психологические исследования показали, что в процессе общения люди прежде всего обращают внимание на черты лица, выделяя его цвет, а также цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз, меньше всего — на форму лица и контуры тела.

Каждый элемент функциональной структуры человека отличается от других прежде всего по своим информативным функциям. Так, мимика в большей степени передает состояния человека, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, направленность взгляда говорит о характере контакта, поза с большей очевидностью, чем другие элементы, передает отношение к другому человеку. Речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По характерной терминологии человека можно судить о профессии, жизненном опыте.

Сопутствующие признаки человека (прическа, одежда, украшения и др.), могут отражать образ жизни, некоторые мотивы поведения, отношение к себе, эстетические представления. На выборе одежды отражаются то или иное настроение, а также бессознательные устремления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки, кресты) указывают нередко на склонность рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположенного пола. Некоторые признаки оформления внешности говорят о солидаризации с традициями, вкусами определенных социальных групп.

Не полагаясь полностью на внешние невербальные признаки, тем не менее можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления хуже поддаются волевому контролю, чем содержание высказываний. Однако точность познания человека как объекта восприятия может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается психологический комплекс внешних проявлений объекта восприятия.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.), внешний вид (особенности одежды прически, наличие татуировок и т.п.), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек и т.п.).

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом лица целесообразно, по мнению А. И. Папкина, ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

1) направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);

2) психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

3) характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.д.): отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность и т.д.); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.);

4) психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);

5) социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);

6) биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья патопсихологические свойства).

Основными способами построения психологического портрета собеседника в процессе профессионального общения правоведа могут выступать эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.

Рефлексия основывается на познании и оценке правоведом своей позиции и размышлениях, о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планах поведения.

Стереотипизация основывается на переносе выявленных в практике юриста типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.

Индивидуализация — способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.

Второй этап профессионального общения характеризуется действиями правоведа, направленными на создание соответствующих условий и психологических предпосылок для эффективного взаимодействия, планирование содержания и условий предстоящего контакта.

Такой план должен включать следующие параметры: 1) цель общения; предполагаемые результаты; 2) место непосредственного контакта; 3) приемы и способы воздействия на партнера; 4) приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий; 5) нормативные требования к организации общения; 6) способы фиксации полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.); 7) время общения и продолжительность контакта и др.

Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт, имеющий целью получение опреде­ленной информация и воздействие на партнера.

Можно выделять две разновидности профессионального общения: 1) внутриорганизационное общение (общение с коллегами, руководителями) и 2) внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

С психологической точки зрения воздействия в процессе общения направлены на согласование позиций участников коммуникации. Воздействия могут приводить к принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам. Например, по уровню активности сторон в общении можно выделить отношения сотрудничества, уклонения от сотрудничества (бездействие) и конфликтные отношения.

Этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы.

Приемы воздействия в процессе внутриорганизационного общения правоведа специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности. К ним следует отнести: должностное обязывание к совершению необходимых профессиональных действий; организационную и профессиональную помощь; совместное планирование, направленное на согласование действий во времени, пространстве и по процедурам.

Специфика внеорганизационного общения правоведа (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями, представителями органов власти и т.д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках нормативно-правового регулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т.д. Все указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке.

Оптимизации перечисленных этапов профессиональной коммуникации способствует специальная психотехника, включающая наиболее рациональные, последовательные действия правоведа. Умение пользоваться психотехникой общения реализуется через владение приемами наблюдения, анализа, эффективного слушания, воздействия, конкретизируемых в специальных методических правилах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 8590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.