КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве 1 страница
СТВ № 39 Открытое Стандартное ### для назначения судебно-психологической экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда, на них должны обращать внимание лица, ходатайствующие ее проведении +: Поводы
СТВ № 40 Открытое Стандартное ### поведения потерпевшей в момент нападения на нее служат поводами для назначения СПЭ по делам об изнасиловании +: Признаки ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение основных разделов курса лекций по юридической психологии, предполагает наличие у всех работников юридического труда системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения, развитие способностей в получении информации, психологического воздействие на личность, представляющей оперативный интерес. Психологические знания повышают эффективность и качество юридической деятельности. Обучение психологическим приемам саморегуляции, нейтрализации отрицательных и стимулирование положительных эмоций и чувств, развитие чувство долга, поможет сформировать нравственные качества личности. Знакомство с разделами «Правовая психология», «Психология судебной деятельности» поможет будущему юристу разобраться в психологических особенностях совершения преступления; в вопросах, касающихся особенностей судебной деятельности; в необходимости назначения судебно-психологической экспертизы (в уголовном или гражданском судопроизводстве).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверьянова Т.В., Белкин Р. С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов // Под. ред. Р.С. Белкина. — М., 1999. 2. Алиэскеров М.А., Егалычев В.Ф. Юридический психолог в гражданском судопроизводстве: возможности и функции // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. # 3. 3. Анатомия, физиология, психология человека: Словарь // Под ред. А.С. Батуева. — СПЗ. 2002. 4. Безляпкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. — М., 2003. 5. Белоусов В.И., Натура А.И. Проверка показаний на месте в ходе предварительного расследования. — М.: «Юрлитинформ», 2006. 6. Васильев ВЛ. Юридическая психология. — М.: «Питер», 2000. 7. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: "Питер", 2000г. - 624с. 8. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий.— Волгоград, 1983. 9. Гранат НЛ., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. — Волгоград, 1978. 10. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. - М., 1993 г. 11. Горьковая И.А. Основы судебно-психологической экспертизы. – СПб., 2003. – 128 с. 12. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М.: "Инновация", 1993г.- 100с. 13. Заман Ш., Лебедева Н. Место и роль психолога в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 2. 14. Козлов Ю.Г., Слинько М.И. Организованная преступность: структура и функции// Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. — М., 1997. 15. Короленко Ц.К., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). — Новосибирск: Наука, 1975. 16. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. — Харьков, 1978. 17. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 431 с. 18. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2002. 19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1963. 20. Основы борьбы с организованной преступностью.— М., 1996. 21. Платонов К.E. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984. 22. Психология: Словарь // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1999. 23. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М.: «Юрлитинформ», 2001. 24. Ратинов А.Р., Скотникова ТА. Самооговор. — М.,. 1973. 25. Романов В.В. Учебник "Юридическая психология: М.,2004 г.С. 339-358. 26. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 27. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог. — М., 1990. 28. Сорокотягин И.Н. Психология юриспруденции.— СПб., 2006. 29. Степанова М.А. Профессия: практический психолог. // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. 30. Горбин Ю.Г. Освидетельствование как способ собирания доказательств на стадии предварительного расследования. — М.: «Юрлитинформ», 2005. 31. Ухтомский А.А. Доминанта. — М — Л., 1966. 32. Хлынцов М.Н. Проверка показаний на месте. — Саратов, 1971. 33. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 34. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. — М., 1998. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. М.: "МЗ-ПРЕСС", 2001г. - 208с.
терминологический словарь Адаптация социальная — приспособление индивида к условиям социальной среды. Типы социальной адаптации: 1) активное воздействие на среду, 2) пассивное, конформное принятие ценностных ориентации и целей социальной группы. Социальная адаптация связана с принятием индивидом различных социальных связей. Нарушением социальной адаптации является асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания. Ажитация — состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности — аномальное психическое состояние. Акцентуации характера — "слабые места" характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специализированными методиками. Амбивалентность чувств — противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту. Амнезия — нарушение памяти. Существует: · ретроградная амнезия — нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию. · антероградная амнезия — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. · защитная амнезия — вытеснение из памяти, забывание травмирующих событий. Аморальность — неприятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности и социальных групп. Крайней формой аморальности является цинизм — презрительное отношение ко всей культуре общества, его духовным ценностям, глумление над идеалами, социальными устоями. Анрогиния — сочетание в одном индивиде мужских и женских качеств, способность в различных ситуациях проявлять либо маскулинные, либо фемининные особенности поведения. Антиципация — способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности. Апатия — ослабленность побуждений и интересов, безразличные к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность. Апперцепция — зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности. Астения — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и раздражительности. Атрибуция — приписывание индивиду или социальной группе непосредственно невоспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа. Атрибуция каузальная — предположение о причинах поведения. Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, уход индивида от контактов с окружающей действительностью, пониженная возможность саморегуляции, привязанность к узкому кругу идей и представлений, эгоцентризм, неадекватность эмоциональных реакций на поведение окружающих людей. Аффект — временная непатологическая дезориентация сознания, его "сужение", вызванное внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы: конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида. Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и связывает "аварийные" способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации. В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего. Аффективное действие — действие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта отвагой, страстью, ненавистью, воодушевлением, мстительностью, любовью и др. Понятие эффективного действия введено Максом Бебером для отчленения его от понятия "социальное действие (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное действие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти или влечения. Аффективные действия пограничны между сознательным поведением и подсознательными реакциями. Они характеризуются минимальной осмысленностью: переход за эту минимальную границу вызывает дезорганизацию психической деятельности — состояние аффекта (см. "Аффект"). Барьер смысловой — непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла. Барьеры психологические — неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки. Барьеры в социальном общении возможны в результате неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии, других негативных личностных качеств. Бессознательное — психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты). Взаимодействие межличностное — личный контакт двух или многих людей, следствием которого являются изменения в иx деятельности, поведении, взглядах и установках, системах, система взаимообусловленных действий, в которой поведение каждого из участников выступает и как стимул, и как реакция на поведение других. Межличностное взаимодействие связано с разделением и кооперацией социальных функций, имеет предмет сопряженных усилий, регламентировано конкретными условиями, подчинено нормам и правилам интеракции (социального взаимодействия). Осуществляется в форме сотрудничества и конкуренции, столкновения противоположно направленных интересов. Влияние — процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, из позиций, оценок и установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение. Механизм ненаправленного влияния — подражание и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным. Внимание — оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельно значимые объекты. Внимание обеспечивает согласованность различных звеньев поведения, сосредоточенность на его конечной цели, скорость и точность решения задачи. Внутренняя речь — использование языковых значений вне процесса реальной коммуникации (в уме) как средства мышления, оперирования понятиями, как диалог с мыслимым другим. От внешней речи внутренняя отличается свернутостью структуры. Внушаемость — субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения. Внушение — внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности. Воля — самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата, реализуется в форме простых и сложных волевых действий. Схема простого действия: цель — действие — оценка результата. Схема сложного волевого действия: потребность — возможные цели — борьба мотивов — принятие решения — система исполнительских действий — их оценка и корректировка — завершающие действия — итоговая оценка конечного результата. Воображение — психической процесс образного моделирования действительности, рекомбинированное, гипотетическое и вероятностное отражение действительности: реконструкция явлений по их описанию. Воспоминание — актуализация ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее сформированных образов, их локализация во времени и пространстве. Восприятие — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация). Восприятие межличностное — понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии (первое впечатление человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния от принимающего лица. Время реакции — временной интервал между предъявлением раздражителя и началом реакции на него. Время простейшей двигательной реакции на одиночный раздражитель составляет 0,2 секунды. При решении сложных сенсомоторных задач время реакции значительно возрастает. Вытеснение — вид психологической защиты, состоящий в переводе в сферу подсознания, или глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий. Группа социальная — общность людей, объединенных общими интересами, целями и ценностными ориентациями, функционирующих на основе социальных норм и в условиях социально-группового контроля. Виды социальных групп: большие,малые, формальные, неформальные, референтные (значимые),реальные, условные, сплоченные, диффузные. Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль — все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе. Групповая изоляция — длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях: общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления, возникает явление "психологического стриптиза" и аутизации (отчуждения личности). Групповая нормализация — социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией). Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор одной из ряда возможных альтернатив поведения. Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных решений, они имеют специфические особенности, в частности, при этом происходит сдвиг к риску — рискованность групповых решений может быть выше, чем решение каждого члена группы. Группообразование — превращение диффузной социальной общности в социальную группу определенного уровня развития. Уровень развития группы опосредствуется социальной значимостью ее деятельности. Высший уровень группового развития — коллектив — группа, в которой индивидуальные мотивы деятельности совпадают с базовыми социальными ценностями. Асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков) и асоциальные корпорации (например, банда или мафия) не могут быть причислены к социальным группам в силу их антисоциальной направленности. Дидактогения — негативное психическое состояние индивида, вызванное бестактностью воспитателя, учителя или родителя. Динамический стереотип — система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек. Дисфория — негативное эмоциональное состояние раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям. Долг — превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации. Доминанта — господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность. Достоинство — отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности. Идентификация — опознание чего-либо или кого-либо, процесс сличения объекта с ранее сформированным образом. В социальной психологии — самоотнесение субъекта к определенной социальной группе, социум (социальная идентификация). Ингибиция социальная — ухудшение деятельности при посторонних людях. Индивид — человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, течений, эмоциональных особенностей), психофизиологическое качество отдельного человека. Индивидуальность — своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных процессов, потребностей и способностей; задатки индивида, преобразованные в процессе его развития в социальной среде. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая индивидуально-специфическая система способов и приемов выполнения отдельных видов деятельности, избирательная интенсивность деятельностной мотивации. Инстинкт — совокупность врожденных поведенческих комплексов, активизирующихся при воздействии ключевых раздражителей. Интеллект — устойчивая структура умственных способностей. Интерес — эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей. Итериоризация — формирование внутренних, психических структур на основе усвоения структур внешней, социально обусловленной деятельности, формирование ориентировочной основы поведения. Интуиция — познавательное предчувствие, познавательное озарение, внезапное усмотрение истины без развернутой системы предварительных рассуждений, результат высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении. Инфантилизм — сохранение у взрослого индивида особенностей детского поведения, пониженная самокритичность, повышенная требовательность к заботе о себе со стороны других лиц, эгоцентризм. Катарсис — эмоциональное потрясение, связанное с раскаянием, глубинной личностной перестройкой. Каузальная схема — устойчивые представления о причинах поведенческих явлений (возможны схемы акцентирования, усиления одной из причин поведения или обесценивания детерминант поведения, упрощение сложных поведенческих явлений, стереотипизация оценочных суждений). Климат социально-психологический — качество межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития. Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативные действия — действия, ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми. Комплекс неполноценности — стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах: возникает в силу стойких жизненных неудач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности. Комплексный подход к человеку — рассмотрение психики человека как результата взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития. Контроль социальный — система средств воздействия общества и социальных групп на личность и малые группы с целью регуляции их поведения в соответствии с социальными нормами. Конфабуляции — ложные воспоминания. Конфликт — столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны. Различаются межгрупповые, социальные, этнические и межгосударственные конфликты; развитие конфликта характеризуется следующими стадиями: инцидент — постепенное усиление конфликта за счет накопления опыта борьбы — возрастание количества проблем — повышение конфликтной активности участников — ужесточение противоборства — вовлечение в конфликт новых участников — дезорганизация поведения участников конфликта в случае, если конфликт деструктивен. Но конфликт может быть и конструктивным, содействующим поиску продуктивного разрешения проблем. Конформность — внешняя податливость индивида групповому давлению при сохранении внутренней позиции. Корпорация — организационная замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, функционирующая на основе узкогрупповых интересов. Лабильность — скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Лживость — систематическое сознательное искажение истины, создание неправильных впечатлений с целью извлечения определенных выгод. Лидер — признание группой за одним из ее членов преимущественного права принимать решения в определенных ситуациях. Лидерство — доминирование в межличностных отношениях. Личность — индивид как субъект социальных отношений, система социально значимых качеств человека, продукт социализации. Личность характеризуется активностью (способностью к надситуативному поведению, действию по своим личностным принципам, реализации своих позиций), устойчивой системой поведенческих мотивов, личностных смыслов, степенью осознанности своих отношений к различным явлениям действительности, самосознанием (Я-концепция), определенным уровнем притязаний, стремлением к самореализации и персонализации (быть достойно представленной в сознании других людей). Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций, овладения базовыми социальными ценностями. Не менее существенно и обособление личности — творческое самоформирование, избежание микросоциальной замкнутости. Личность — субъект нравственной деятельности. Нравственные требования, ставшие категорическими императивами, образуют сверхсознание личности. Распад личности — ее нравственная Деструкция. Локус контроля — склонность индивида приписывать ответственность за негативные результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо своим личностным особенностям (интернальный локус контроля). Лица, обладающие интернальным локусом контроля, более социально ответственны и целенаправленны, более настойчивы в достижении цели. Лица с внешним локусом контроля менее ответственны, склонны к затягиванию реализации своих решений, в большинстве случаев конформны и агрессивны. Манипулирование — система средств идеологического и социально-психического воздействия с целью изменения позиций и поведения людей вопреки их интересам. С развитием средств массовой коммуникации возможности манипуляции резко возрастают. Так, реклама по радио и телевидению нередко формирует потребительский ажиотаж в интересах крупных фирм и в ущерб определенным интересам массового покупателя. Манипулирование массовым сознанием и поведением — характерная особенность административно-командной системы. Развитие демократии, гласности содействует самодеятельности масс, сблокирует возможность манипулирования общественным сознанием. Межгрупповая дискриминация — заниженная оценка членами группы деятельности других социальных групп, приводящих к враждебности в межгрупповых отношениях. Мотив — осознанная причина, смысл, необходимость совершения определенного действия, фактор самодетерминации поведения. Мотивация — потребность индивида добиваться успеха и избегать неудач, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения (осознанные и неосознанные), вызывающие активность организма в определенном направлении (пищевая, половая, защитная, агрессивная и другие разновидности мотивации). Мотивировка — рациональное объяснение субъектом причин своего поведения, обстоятельств, побудивших его к выбору данного действия. В большинстве случаев мотивировка поведения носит оправдательный характер. Мышление — обобщенное (понятийное) и опосредованное (путем сравнений и сопоставлений) отражение устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения познавательно-поисковых проблем (творческое мышление). Мышление абстрактно-теоретическое — вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей. Мышление наглядно-действенное — вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического (предметного) преобразования ситуации; первая ступень развития мышления в фило- и онтогенезе. Мышление наглядно-образное — вид мышления, связанный с образным представлением ситуации и производимых в ней изменений (осуществление мысленного эксперимента). Навык — полуавтоматизированное действие, сформированное в процессе многократных повторений (упражнений), характеризующееся снятием поэлементной сознательной регуляции. Навязчивые состояния — непроизвольно возникающие состояния навязчивых представлений, мыслей и побуждений, сопровождаемые отрицательным эмоциональным тоном, — фобии. У здоровых людей эти состояния возникают при крайнем переутомлении, психической ослабленности. Надсознательное — не поддающийся сознательному контролю высший уровень психической активности человека (вдохновение, интуитивное решение сложной задачи, высоконравственный порыв). Напряженность психическая — психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события. Невменяемость — неспособность лица нести ответственность за совершенные им антиобщественные деяния в силу болезненного состояния психики, неспособности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Для установления невменяемости достаточно одного из указанных признаков. Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства — неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Невротизм — состояние эмоциональной неустойчивости. Негативизм — немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям других людей. Олигофренопсихология — раздел специальной психологии, изучающий психические особенности лиц, страдающих умственной отсталостью, и возможности ее коррекции. Онтогенез — процесс развития индивидуального организма (филогенез — процесс эволюционного развития вида). Операция — способ выполнения действия, обусловленный условиями. Устойчивость операций определяется операциональной установкой индивида. Опознавательные признаки — совокупность отличительных свойств объекта, на основании которых происходит его опознание. Опознание — отнесение предъявляемого объекта к определенному классу или категории, сопоставление образа данного объекта с образом, хранящимся в памяти, — узнавание. Опросники личностные — методологические средства изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из этих методик состоит из стандартизированной анкеты, включающей в себя набор предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Отбор психологический — определение психической пригодности кандидатов к профессиональной или учебной деятельности с учетом результатов психологического тестирования.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |