Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная судебная психологическая экспертиза




Судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной (ст. 201 УПК РФ).

В настоящее время проводятся судебные комплексные психологические экспертизы: психолого-психиатрическая; психолого-вокалографическая (фонетическая); психолого-лингвистическая; психолого-искусствоведческая; психолого-сексологическая; психолого-почерковедческая; психологo-автотехническая; психолого-педагогическая и др.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза ( КСППЭ ) проводится по следующим основным направлениям:

1) констатация или отрицание факта психопатии;

2) установление аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);

3) определение общего недоразвития психики несовершеннолетних, когда наблюдаются нарушения их познавательной деятельности;

4) установление признаков, указывающих на функциональные нарушения высшей нервной деятельности, неврозы и т.д.;

5) выявление признаков психофизической или психической инфантильности;

6) определение психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживающих признаки олигофрении в степени дебильности, психопатии, психофизического инфантилизма и иных пограничных состояний.

Наиболее распространенными вопросами при назначении КСППЭ являются:

какова способность несовершеннолетнего подэкспертного, у которого есть отклонения в психическом развитии, верно, воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

имеется ли у подэкспертного склонность кфантазированию, конформизму, повышенной внушаемости, таких личностных черт, как агрессивность, жестокость, пассивная подчиненность, лидерство и др.;

какова способность взрослого подэкспертного правильно ориентироваться в преступной ситуации в силу недостаточности умственного развития;

какое психическое состояние было улица, совершившего самоубийство в период, предшествовавший его смерти.

Комплексная судебная психолого-вокалографическая (фонетическая) экспертиза исследует магнитные записи, на которых фиксируются следственные действия.

Экспертиза определяет способность допрашиваемого осуществлять свое право на защиту, когда после явки с повинной или чистосердечного признания, зафиксированных на магнитную или видеомагнитную ленту, он вдруг заявляет, что дал показания под психологическим давлением следователя.

Объектом исследования в этом случае будут магнитные записи, на которых фиксировались следственные действия.

В производстве комплексной судебно-вокалографической экспертизы участвуют криминалист (специалист по техническому исследованию магнитных записей — фонограмм и видеозаписей) и психолог.

Эксперт-криминалист может ответить на вопросы:

подвергалась ли представленная фонограмма (видеограмма) обработке: склейке, электроакустическому монтажу и др.;

использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорящего и др.

Эксперт-психолог может установить:

имеются ли в тесте допроса, зафиксированного на аудио - или видеоноситель, признаки психологического внушения на испытуемого со стороны допрашивающего, либо третьих лиц;

имеются ли в тексте аудио - или видеоносителя признаки интонационного воздействия: повышение тембра голоса, приказные интонации;

имеются ли на допросе, зафиксированном на видео- носителе, невербальные компоненты общения;

каково эмоциональное состояние лица в момент записи его речи;

является ли речь, записанная на фонограмме или ее фрагментах, заученной, прочитанной или свободной;

каковы некоторые социальные характеристики лица (уровень и направленность образования, интеллект, уровень культуры и т.п.);

давал ли испытуемый показания путем естественного припоминания и др.

Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза проводится с целью решения вопросов о защите чести, достоинства и деловой репутации, авторских и других смежных прав. При расследовании и судебном рассмотрении дел об оскорблении и клевете, возбуждений национальной, расовой и религиозной вражды, призывах ксвержению конституционного строя активно используются лингвистические и психологические знания.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

Перед лингвистом:

содержит ли данное предложение (цитата) сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, порочащие деловую репутацию физического или юридического лица;

имеются ли в статье (радиопередаче, видеосюжете) признаки умаления деловой и общественной репутации физического или юридического лица;

содержится ли в данной статье негативная оценка определенного лица, его деятельности, деловых и моральных качеств;

если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли считать их порочащими деловую репутаций, честь и достоинство человека и др.

Перед психологом:

какое влияние на личность могли оказать отдельные слова, словосочетания, выражения, фразы, использованные в статье;

в каком психологическом состоянии находилось лицо в момент и после прочтения публикации в газете, журнале и т.д.;

имеется ли причинная связь между психическим состоянием лица и наступившими последствиями (потеря деловой репутации, чести, достоинства);

причинен ли моральный вред физическому лицу.

Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза проводится с целью исследования данных, связанных с демонстрацией видеофильмов, печатных изданий эротического и порнографического содержания.

Порнографическая продукция — это натуралистические, циничные изображения сексуальных действий, в которых смакуются сцены разврата, непристойности на тему педофилии, зоофилии, садомазохизма, некрофилии.

Целью экспертного исследования могут быть сцены насилия, грубости, садизма, пагубно влияющие на молодых людей, воспитывающие в них враждебность, жестокость и бесчувствие.

Производство экспертизы поручается искусствоведам, специализирующимся на киноведении, и психологам (общим, медицинским, педагогическим, юристам-психологам и др.).

Сложность экспертной оценки материалов уголовного дела в том, что психологам и искусствоведам необходимо не только констатировать наличие в фильме, печатной продукции таких сцен, но и обоснованно доказать, что способ показа полового акта, жестокости, насилия, истязаний возбуждает в человеке низменные чувства, инстинкты, а также способствует психическому перевозбуждению, половому садизму, беспощадности, издевательству, глумлению и измыванию над личностью и др.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

является ли демонстрация полового акта и мужского полового члена в видеофильме и печатном издании порнографической;

являются ли сцены половой жизни в кинофильмах или печатной продукции эротическими;

имеются ли в фильме или печатной продукции сцены или изображения, пропагандирующие культ насилия, жестокости и садизма.

Комплексная судебная психолого-сексологическая экспертиза проводится при расследовании или рассмотрении в судах дел об изнасиловании (ч. 1 ст. 131 УК РФ), половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ), когда возникают вопросы, касающиеся личностей потерпевших.

Перед экспертом-психологом могут быть поставлены вопросы:

могла ли потерпевшая понимать характер и значение совершаемых с ней действий с учетом ее психического состояния и психологических особенностей;

в каком психическом состоянии находилась потерпевшая во время совершения преступления;

не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости с учетом ее психического развития.

Эксперт-сексолог является специалистом в области половой жизни в ее социальном, психофизиологическом аспектах.

Сексолог отвечает на вопросы:

каков уровень знаний в области интимных отношений;

имеются ли у обследуемого поведенческие средства сдерживания сексуальных притязаний, избежания нежелательных контактов;

имеется ли у потерпевшей (потерпевшего) способности к пониманию значения сексуальной направленности действий посягателя;

могли пострадавшие предвидеть возможные биологические и социальные последствия сексуальных действий;

имеются ли у пострадавших признаки преждевременного полового созревания.

Следственная и судебная практика идет по пути назначения комплексной судебной психологической, психиатрической и сексологической экспертизы.

Комплексная судебная психолого-почерковедческая экспертиза проводится с целью изучения интеллектуальной деятельности лица, в том числе его письменной и умственной речи.

Основное внимание эксперт-почерковед (криминалист) уделяет исследованию почерка. Эксперт отвечает на вопросы, кто является исполнителем и автором данного документа.

Эксперт-психолог отвечает на вопрос: в каком психическом состоянии находилось лицо, исполнявшее исследуемый документ (в состоянии страха, гнева, злости, болезни, обиды и т.д.).

Комплексная судебная психолого-автотехническая экспертиза является совмещением решения чисто инженерных, технических задач с изучением психологических аспектов восприятия водителем дорожной обстановки. Поэтому данную экспертизу целесообразно поручать специалисту в области общей и специальной (например, инженерной) психологии.

Психолого-автотехническая экспертиза устанавливает способность водителя кприему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуальные психологические свойства и психофизиологическое состояние в момент ДДП (дорожно-транспортное происшествие).

Перед экспертами могут быть поставлены такие вопросы:

каковы профессиональные качества и психофизиологические способности водителя;

соответствовала ли дорожная обстановка психофизиологическим возможностям водителя;

каким образом оборудование кабины, приборы управления и другие средства отражения информации повлияли на психофизиологические особенности водителя.

Перед экспертом-автотехником ставятся различные вопросы, касающиеся исправности автомобиля, его управления и т.д.

Главная задача экспертов (автотехника, психолога и др.) — установить причинную связь между исправностью автомобиля, действиями и психическим состоянием водителя.

Комплексная судебная психолого-педагогическая экспертиза проводится педагогами и психологами с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, установления у него психической депривации, педагогической запущенности, психофизического инфантилизма, интеллектуального развития, возможностей и путей улучшения психического развития, способностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др.

Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза проводится медиками и психологами с целью установления психологических последствий наличного или ранее перенесенного лицом соматического заболевания, признаков умственной отсталости или иных психических особенностей, вызванных перенесенными заболеваниями.

Важнейшим этапом в производстве судебной экспертизы является составление заключения и его оценка правоохранительными органами. Уголовно-процессуальный закон (ст. 204 УПК) устанавливает требования ксодержанию письменного заключения эксперта, но не определяет его структуру. Судебно-следственная экспертная практика восполняет этот пробел законодателя путем разработки и внедрения в деятельность правоохранительных органов и экспертных учреждений различных ведомственных актов (инструкций, положений и т.д.).

В заключении эксперта-психолога должны быть зафиксированы

1) сведения о том, кто назначил экспертизу, кто и на каком основании будет проводить экспертное исследование: факт разъяснения прав и обязанностей экспертов, предупреждение их об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФза дачу заведомо ложного заключения;

2) относящиеся к предмету экспертизы обстоятельства дела, установленные следствием;

3) методы психологического обследования;

4) самообследование подэкспертного (анамнез, отношение к обследованию, интеллект, личные особенности);

5) выводы.

Резолютивная часть заключения представляет собой точные и сжатые по форме ответы на поставленные вопросы. Если эксперты не могут высказаться определенно, то должны быть указаны причины возникших затруднений (недостаточность материалов, неверная постановка вопросов и др.).

Заключение подписывается всеми экспертами с указанием должности, а также дополнительных сведений (наличие ученой степени, звания, квалификационной категории и др.). Если мнения экспертов полностью или частично расходятся, каждый имеет право изложить свое заключение в форме особого мнения.

Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований (ст. 201 УПК РФ).

Эксперты независимы в своих умозаключениях, каждый из них несет персональную ответственность перед законом за истинность выводов, что и скрепляет собственной подписью.

Важнейшим этапом в производстве судебной экспертизы является оценка результатов экспертного исследования по правилам проверки доказательств (ст. 88 УПК РФ).

Оценка предполагает выяснение: наличия действительной потребности в специальных (психологических) знаниях; полноты и достоверности материалов, представленных на экспертизу; квалификации эксперта; согласованности выводов эксперта и материалов уголовного дела; мотивировки в случае несогласия следователя с выводами эксперта; отсутствия в материалах дела данных, свидетельствующих о заинтересованности эксперта и иных обстоятельствах, дающих основания к его отводу.

В юридической, психологической, медицинской и другой специальной литературе не раз поднимался вопрос о способности следователя критически оценить заключение эксперта. Чтобы дать оценку полноты и обоснованности тех или иных научных положений, лежащих в основе методов экспертной деятельности, следователю необходимо иметь представление о современных возможностях психологической экспертизы.

Представляется, что следователь в процессе оценки заключения, особенно исследовательской части, может использовать знания сведущих лиц (психологов, психиатров, психопатологов и др.).

Заключение судебно-психологической экспертизы оценивается не только следователем, но и другими участниками процесса: прокурором, защитником, обвиняемым, потерпевшим, специалистом, участвующим в деле и т.д. При несогласии с выводами экспертизы эти лица вправе ходатайствоватьперед компетентными органами о назначении дополнительной или повторной экспертизы или допросе эксперта.

 

Контрольные вопросы:

1. В каких случаях назначается судебно-психологическая экспертиза?

2. Что является предметом судебно-психологической экспертизы?

3.Кто может быть экспертом при производстве судебно-психологической экспертизы?

4.Что может явиться поводом для назначения судебно-психологической экспертизы?

5. Какие вопросы разрешает судебно-психологическая экспертиза?

6. Понятие и виды аффекта.

7. Какими признаками характеризуется аффективное состояние?

8. Стадии развития аффекта.

9. Понятие и классификация комплексных судебно-психологических экспертиз.

1О. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

11.Комплексная судебная психолого-вокалографическая (фонетическая) экспертиза.

12. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза.

13. Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза.

14. Оценка юристом заключения судебно-психологической и психологических комплексных экспертиз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.