КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и принципы управления
Тема 3.5. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. На современном этапе общественного развития проблемы управления, внедрения передовых управленческих технологий в жизнь общества, распространения демократических начал в системе управления, борьба с бюрократизмом, коррупцией приобретают особо актуальное значение, в том числе и в деятельности правоохранительных органов. Сейчас, как никогда раньше, ощущается необходимость подведения под организационно-управленческие вопросы единой, более четкой правовой основы, исключающей самоуправство различных должностных лиц, их отрыв от народа, создание единой федеральной системы судебной власти, стройной вертикальной системы органов юстиции с выведением из-под влияния представителей местной власти различных субъектов Федерации, в целом — государственно-правового аппарата нового типа, основанного на высоком профессионализме работающих в нем людей, владеющих современной информационной технологией, правовыми знаниями, демократически контролируемых народом. Работать в таком аппарате должны лица, психологически подготовленные, хорошо владеющие основами науки управления. Под углом зрения стоящих задач безотлагательного решения требует целый ряд вопросов, затрагивающих деятельность различных правоохранительных органов (повышение роли суда, ответственности прокуроско-следственных работников, сотрудников различных органов юстиции и т.д.), а также кадровое обеспечение правовой реформы.
Управление — это иерархически организованная, многоуровневая, взаимосвязано действующая система деятельности органов, должностных лиц, реализующих организационно-управленческие функции во имя достижения поставленных целей на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Наряду с термином «управление» (менеджмент) широко применяется понятие «организация». Под этим понятием подразумевается, во-первых, некое структурное образование, т.е. организация; во-вторых, организация рассматривается как процесс взаимодействия людей, как одна из функций управления. Организация, не способная выполнять на требуемом современно уровне управленческие функции, не может рассчитывать на успех, что полностью относится и к правоохранительным органам. Началом признания управления в качестве самостоятельной научной дисциплины считается 1911 г., когда Ф.У. Тейлор опубликовал в США свою известную книгу «Принципы научного управления». Главная идея, содержащаяся в ней, состояла в том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации. Однако при всей новизне этой идеи автор упустил в ней один очень важный момент, который теперь принято называть человеческим (психологическим) фактором, в не меньшей мере влияющим на эффективность труда, чем само управление и организация. Поэтому объектами управления должны быть не только техника, производственные (технологические) процессы, но и сами люди, участвующие в них. Данный пробел в теории и практике управления заполнил своими идеями французский инженер, крупный организатор производства А. Файоль, сформулировавший в конце 40-х гг. свои известные принципы управления, выделивший психологические факторы повышения эффективности труда. Такими принципами, по его мнению, являются: — разделение труда, предполагающее специализацию участников трудового процесса, которые за счет этого могут выполнять работу, большую по объему и лучшую по качеству при тех же усилиях; — полномочия и ответственность, предусматривающие право одних отдавать приказы, а других наделяющие ответственностью за их исполнение: где есть полномочия — там всегда возникает ответственность; — дисциплина, содержанием которой является послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее сотрудниками, которая предусматривает справедливо применяемые санкции за их неисполнение; — единоначалие, предполагающее, что работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника (руководителя); — единство направления, состоящее в том, что каждая группа, действующая ради достижения одной общей цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя; — подчинение личных интересов общим; — вознаграждение персонала, предусматривающее справедливую оплату труда каждого члена организации за его службу (выполненную работу); — централизация, предполагающая меры оптимального соотношения централизации и децентрализации, обеспечивающие наилучшие результаты профессиональной деятельности; — иерархическая система должностных лиц, соответствующих подразделений от самого высокого до самого низшего уровня; — порядок, т.е. «место для всего и все на своем месте»; — стабильность рабочего места персонала, направленная на снижение текучести кадров, что должно обеспечивать высокую эффективность функционирования организации; — инициатива, означающая творческую разработку плана и мер, обеспечивающих его успешную реализацию, которые должны придавать организации большую силу и энергию; — корпоративный дух организации, являющийся результатом гармонии отношений ее персонала. Именно поэтому, если мы говорим об особенностях деятельности юристов в системе правоохранительных органов, о необходимых предпосылках повышения эффективности их труда, следует уделять внимание не только их профессиональной подготовке, технической оснащенности, но и психологическим факторам, ибо «эффективное управление предполагает обязательное знание закономерностей человеческого поведения». В настоящее время по отношению к управлению сформировались следующие подходы: 1. Процессный подход рассматривает управление как серию взаимосвязанных управленческих функций, позволяющих прогнозировать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать, оценивать, принимать решения, подбирать персонал и т.п. Считается, что процессу управления присущи следующие основные функции: планирования, организации, мотивации и контроля. Данные управленческие функции объединяются в одно целое в процессе коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) в психологии управления рассматривается отдельно в качестве самостоятельного вида деятельности. Итак, функция планирования. В контексте рассмотрения организационно-управленческой подструктуры правоохранительной деятельности уместно напомнить, что учеными-юристами (В.П. Антипов, Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, А.М. Ларин, Г.Н. Мудьюгин, Н.И, Порубов, Л.А. Соя-Серко, Н.А. Якубович и др.) внесен большой вклад в разработку проблем планирования применительно к деятельности следователя, связанной с расследованием преступлений. В основе содержания функции планирования лежат следующие процессы: оценка исходной ситуации, с которой начинается любая деятельность; определение задач, направлений, а также возможных препятствий на пути достижения поставленных целей; выбор способов решения стоящих задач. Функция организации определяет, кто отвечает за выполнение тех или иных действий в осуществляемой деятельности, а также средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей. Функция мотивации. Ее задача состоит в том, чтобы сформировать у субъектов деятельности внутренние побуждения, соответствующие их потребностям и задачам организации. В мотивационную сферу участников совместной деятельности могут входить различные побуждения: потребности в самой деятельности, в реализации своих возможностей, профессиональном росте, в самоутверждении личности и другие внутренние ресурсы личности. Функция контроля призвана обеспечить достижение организацией поставленных целей в обозначенный отрезок времени путем сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами для того, чтобы можно было своевременно внести поправки для устранения намечающихся отклонений от первоначально составленного плана еще до их появления. 2. Системный подход позволяет видеть в любой организации совокупность таких взаимозависимых элементов, как люди, различные структуры, соответствующие технологии, готовые успешно функционировать в условиях быстро меняющейся обстановки, решать задачи, которые призвана решать данная организация. Наглядным примером реализации системного подхода в области правоохранительной деятельности служит построение и организация, к примеру, органов внутренних дел, занимающих одно из центральных мест в системе органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности в стране. Как писал Г.А. Туманов, «любой орган внутренних дел полностью соответствует всем признакам системного образования», поскольку он всегда состоит из различных структурных подразделений с их сотрудниками. Все они определенным образом связаны между собой в организационном и должностном отношении и строго индивидуальны. Ситуационный подход заключается в том, что пригодность различных методов управления определяется конкретными обстоятельствами. Ситуационный подход позволяет увязывать те или иные приемы и методы деятельности с определенными конкретными ситуациями в целях достижения целей организации наиболее эффективным образом. Иллюстрацией данного положения является изменившаяся в конце 60-х — начале 70-х гг. система изложения знаний из области криминалистической тактики и методики расследования преступлений, судебной психологии, когда рекомендации следователям стали разрабатываться и излагаться в криминалистической литературе применительно к различным следственным ситуациям (Р.С. Белкин, И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, А.Н. Колесниченко, А.Р. Ратинов, А.Н. Селиванов и др.).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |