Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности
Различные картины мира
В соответствии с выделенными формами мировоззрения (религиозным, научным, философским) можно говорить и о трех разных картинах мира:
религиозной,
философской,
научной.
Картина мира, понятие очень близкое к философскому понятию мировоззрения, помогает человеку обрести чувство близости к миру, делает его жизнь более осмысленной. И хотя в картине мира каждого человека присутствуют представления обыденного, религиозного, философского и эстетического сознания, благодаря чему возникает полифонический образ мира, каждый из людей старается увидеть свой, особый фундаментальный вселенский образ, который в большей степени соответствует его потребностям в смысле жизни. Для верующего мир - воплощение божественной гармонии, для ученого - система логически взаимосвязанных законов, для философа - первосущее. Особенно значимой картиной мира является научная картина мира, в основу которой положено научное мировоззрение. Формирование научного мировоззрения у подрастающего поколения представляется многим педагогам одной из важнейших задач воспитания и образования. Однако существует важная проблема соотношения рационального, понимаемого многими философами и учеными как научного, понятийного, на основе научных представлений, гипотез и теории, познания человеком мира и познания мира с помощью органов чувств, чувственного познания, частью которого является и эмоциональное познание окружающей действительности, нередко трактуемого как иррациональное познание. О проблеме соотношения рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности и такой ее существенной части, как проблема соотношения знания и веры, речь пойдет в следующем разделе.
Проблемы для обсуждения: 1. Содержание понятия "мировоззрение", его составляющие: знания, убеждения, ценности. 2. Отличие обыденного мировоззрения от теоретического. 3. Религия как форма мировоззрения. 4. Отличие религиозного мировоззрения от научного.
Разные виды веры.
Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях.
Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки, как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так как реальность, изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия. Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две:
материалистическое понимание природы бытия,
идеалистическое понимание природы бытия.
Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Если ученый должен познать истину, то способ постижения ее истины - научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступает научный метод. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя, его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте вера понимается как более широкое психологическое основание, чем это принято при философском определении веры как способа существования религиозного сознания. В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида:
религиозную,
прагматическую.
Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми как в прошлые времена, так и в нынешние. Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение. Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: о непересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на нашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление