Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство. На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве. Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание. Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека. В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере;
философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.
На сегодняшний день, очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, как существуют одновременно в живой природе различные виды растений и животных. Другая классификация форм человеческого знания предложена М. Полани, который предложил концепцию личностного знания. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Он исходил из того, что знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Согласно Полани, в личностном знании запечатлена не только познаваемая действительность, но и сама познающая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию. Личностное знание - это не только совокупность каких-либо утверждений, но и переживание индивида. М. Полани считал, что можно говорить о двух типах знаний у человека:
явного, артикулированного, выраженного в понятиях, суждениях, теориях,
неявного, имплицитного, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта.
Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается "из рук в руки", в общении и личных контактах исследователей.
Знания как основной элемент содержания общего образования
Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:
основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
основные законы науки, раскрывающие и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим:
средство создания общей картины мира,
инструмент познавательной и практической деятельности,
основа целостного научного мировоззрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Типологизация знания может быть проведена и по другим основаниям. Так, выделяют знания:
рациональные и эмоциональные,
феноменолистические (качественные концепции) и эссенцианалистические (вооруженные в основном количественными средствами анализа),
эмпирические и теоретические,
фундаментальные и прикладные,
философские и частнонаучные,
естественно-научные и гуманитарные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление