КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы воспитательного процесса
Содержание и методы воспитания Метод - способ достижения цели. Еще определение: форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта. Еще можно так сказать: метод - совокупность приемов или операций, учащихся решению определенной задачи. Следует понять очень важную вещь: методы сами по себе индифферентны, т.е. одними и теми же методами можно сформировать и положительные, и отрицательные качества. Все зависит от цели воспитания. А.С.Макаренко говорил: «...никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы не взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целей системы, от целого комплекса влияний». Рассмотрим некоторые методы. 1. Метод требований. Любая личность находится в нескольких системах требований: требования общества, организации, группы, руководителя. Требования должны быть хорошо организованной системой. В некоторых случаях требования, исходящие от отдельной личности, могут вызвать негативную реакцию, даже если они исходят от уважаемого человека. Требование всегда предполагает контроль выполнением, без чего оно превращается свою противоположность. Важным условием выполнения требований является их приемлемость, т.е. требования должны быть внутренне приняты, признаны справедливыми теми, к кому они обращены. Различают две формы применения метода требований: 1) системы требований (правила внутреннего распорядка, правила поведения работников организации, традиции, ценностные ориентации, должностные инструкции, неписаные нормы поведения и т.д.); 2) конкретные, «одноразовые» требования. Они должны быть обращены к конкретным действиям, а не к качествам личности. Антипедагогичным будет высказывание: «Будь честным, трудолюбивым, добросовестным!» Или: «Как же тебе не стыдно!» В сущности - это антипедагогика и антипсихология! Морализирование всегда вызывает негативную реакцию! Одноразовые, конкретные требования являются более действенными, когда они исходят от уважаемого человека и звучат в виде просьбы. Гневный приказ, от кого бы он не исходил вызывает внутреннюю негативную реакцию, даже если он будет выполнен. 2. Метод убеждений. Убеждение – это воздействие на ум человека. Процесс убеждения предполагает открытую или скрытую дискуссию, мыслительные операции. А.Г.Ковалев предлагает ряд правил применения данного метода: 1. Убеждающий должен пользоваться авторитетом у убеждаемых. 2. Содержание и формы убеждения должны соответствовать уровню развития личности. Убеждающая беседа должна быть доступна и понятна. 3. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей убеждаемого. 4. Убеждение должно быть последовательным, логичным, доказательным. Явление необходимо рассматривать с разных сторон, при этом должна быть главная посылка – неопровержимый аргумент. 5. Убеждение должно содержать как обобщенные положения, так и факты, примеры, хорошо известные собеседникам. 6. Убеждающий должен глубоко верить в то, что он сообщает. 3. Метод внушений. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие. Внушение тем более действенно, чем выше авторитет внушающего. Если воспитатель обладает значительным авторитетом, каждое его слово воспринимается «на веру» и не требует особой аргументации. Оно «осваивается» воспитуемым и становится как бы частью его сознания, его убеждением. Один из приемов метода – применение короткой запоминающейся формулы, которая повторяется многократно (напр., «Дисциплина украшает коллектив» или «Снижение затрат увеличивает прибыль предприятия»). Опытные педагоги применяют метод внушений для формирования положительных качеств у воспитанника. Например, воспитаннику внушает качество, которое у него не выражено или отсутствует («Вы, Иванов – трудолюбивый, опытный человек, вы можете это сделать»). 4. Метод перспектив. Любая система будь то группа или человек (который тоже является системой) находится в развитии. Очень важно, чтобы это развитие было положительным, должно вызывать интерес у работников. Принято различать групповые перспективы и личные. Групповая перспектива направлена на достижение общих целей предприятия. Лучшими перспективами для современной организации являются: улучшение содержания и условий труда, увеличение прибыли, снижение затрат, существенное улучшение качества выпускаемой продукции, выпуск новой, более перспективной продукции, систематическое повышение зарплаты, профессиональный рост работников и т.д. К личным перспективам можно отнести достижение каких-либо личных целей. 5. Метод поощрений. Данный метод играет огромную воспитательную роль. Он является во много раз более действенным, чем, например, метод наказаний. Необходимо иметь множество материальных и моральных форм применения метода. Правила применения метода: 1. Поощрения должны соответствовать высоким нормам морали. Например, нельзя поощрять человека, который достиг высоких показателей в ущерб другим или за счет неблаговидных действий. 2. Поощрен должен быть каждый, кто этого заслуживает. Недопустимы поощрение по очереди, уравниловка, как надбавка к зарплате. 3. Размер поощрения должен быть весомым. 4. Поощрять не только за высокие учебные или производственные показатели, но и за утверждение норм поведения, принятых в учебном заведении, в организации. 5. Необходимо заботиться о создании высокого общественного мнения относительно принятых форм поощрения. 6. При награждении ценными подарками необходимо учитывать интересы и склонности поощряемых. 7. Недопустима длительная отсрочка поощрения. 8. Высокий авторитет лица или организации, от имени которых производится поощрение. 9. Гармоничное сочетание материальных и моральных форм поощрения. 6. Метод наказаний. Применяется при девиантном поведении (отклонение от правил и неписаных законов, принятых в учебном заведении, в организации). Нужно помнить важное правило: поощрение в организации в общем всегда должно превалировать над наказанием, иначе воспитательный процесс может превратиться в свою противоположность. При этом исключительно важно учитывать важнейший психологический нюанс: человек, совершивший проступок в значительно меньшей степени воспринимает свою вину, чем окружающие. Не рекомендуется увлекаться «разгонами», «снятием стружки», «вызoвoм на ковер» – методы устаревшие, вредные и ненужные, особенно в присутствии учащихся. В.А.Сухомлинский предлагал вместо наказания иногда применять «парную беседу». Он называл этот метод – «парная педагогика». Основные правила применения метода: 1. Категорически запрещается физические наказания, оскорбление провинившегося («бездельник», «вредитель», «тупица» и пр.). Наказания существуют не для наклеивания «ярлыков», а для положительного развития личности. 2. Наказание должно быть внутренне принято провинившимся, для этого меру наказания следует несколько снизить, ибо провинившийся воспринимает свою вину в меньшей степени, чем специалист или его товарищи. 3. Наказание должно быть поддержано коллективным мнением. 4. Недопустимо наказание группы, бригады, отдела. 5. Примененная мера наказания не должна ставить личность в безвыходное положение. Провинившемуся должна быть представлена возможность для искупления вины. 6. Недопустима такая отсрочка наказания, когда провинившийся уже перестал чувствовать свою вину. 7. Неправильно наказывать трудом или лишением еды. 7. Метод примера. Метод примера основан на подражании, «присвоении» форм и манер поведения, действий другого человека. Все это перенимается либо осознанно, сознательно, либо неосознанно, несознательно. Напр., дети в большинстве случаев перенимают манеры поведения своих родителей, особенности речи и даже жесты, мимику. То же в определенной мере может происходить и со взрослыми. Как правило, подражают положительным образцам, особенно, если образец для подражания пользуется авторитетом. Но иногда, к сожалению, подражают и отрицательным образцам. Недопустимо упрекать человека в его недостатках и ставить ему в пример другого человека! Это всегда вызывает негативную реакцию. Вместо этого более целесообразно указать человеку на ошибочность его действий (а не личностных качеств). Идеальный случай, когда специалист сам является образцом для подражания. Он компетентен, собран, тактичен, отзывчив, деликатен, всегда выполняет обещания, трудолюбив и работоспособен, внимателен ко всем просьбам и нуждам воспитанников, заботится о них. Может быть, иногда трудно этого достичь, но к этому всегда нужно стремиться. Хорошая форма применения метода примера – пригласить для беседы с учащимися какую-нибудь выдающуюся личность, знаменитого человека, чтобы он рассказал о себе. Однако такая форма применяется крайне редко.
Умение планировать воспитательную работу является одним из важнейших профессиональных качеств специалиста. Формы воспитания (воспитательной работы) – варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия. Понятие форма – означаетспособ организации, способ существования и выражения содержания предмета, явления, процесса (Философский энциклопедический словарь. – М., 1989, с. 595). В педагогической литературе распространено также понятие «воспитательное мероприятие» как организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения создается обстановка сотворчества, продумывание коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Велика роль классного руководителя в воспитательной работе, в выборе, организации и проведении воспитательных мероприятий. Однако при этом не следует забывать о том, что чрезмерная опека, «навязывание» мероприятий, к которым сотрудники психологически или морально не готовы могут принести не пользу, а вред. В плане организационных форм коллектив учащихся необходимо постепенно подводить к самостоятельному принятию решений, к проявлению собственной инициативы (переход в статус субъект управления). Каждое воспитательное мероприятие, как правило, не должно быть спонтанным (хотя в некоторых случаях нельзя исключить и таковые), каждому из них должна предшествовать соответствующая подготовка. Приведем типовую (примерную) структуру воспитательных мероприятий, разработанную на кафедре педагогики Московского педагогического университета, состоящую из семи элементов (последовательных действий)47. Действие первое. В классе создается временная инициативная группа (ВИГ), которой поручается разработать план предстоящего мероприятия. Группа создается путем выборов, назначения, включения в группу добровольцев. Такой подход вырабатывает у учащихся активность, инициативу, ответственность за дело. Действие второе. ВИГ «за круглым столом» разрабатывает композицию предстоящего мероприятия, составляет общую программу. Эти действия способствуют выработке конструктивного мышления, опыта группового планирования. Действие третье. ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов. Здесь формируются деловитость, практичность, реализм. Действие четвертое. Распределение заданий, поручений, «кто за что отвечает». Формирование организаторских качеств. Действие пятое. В работу по подготовке мероприятия включается класс. Действие шестое. Проведение мероприятия, в котором активно участвуют все воспитанники. Формирование активной жизненной позиции. Действие седьмое. Виг обсуждает результаты проведенного мероприятия, оценивает отношение к делу, успехи и неудачи, определяет их причины, намечает планы на будущее. После этого ВИГ расформируется. Некоторые правила применения организационных форм: • соответствие формы поставленной цели воспитания; • высокий нравственный уровень применяемых форм; • доброжелательность, тактичность; • учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; • переход группы из статуса объект управления в статус субъект управления. Краткий перечень организационных форм воспитания. Групповые и коллективные формы: • классный час • тематическая лекция • органы самоуправления; • соревнования • творческие группы; • кружки; • клубы по интересам; • посещение кинотеатров, музеев, выставок, театров; • встречи с выдающимися людьми; • художественная самодеятельность; • выпуск стенгазет. • конкурсы; • диспуты; • спектакли; • концерты; • агитбригады; • спортивные соревнования; • походы; • турслеты; • тематические вечера, вечера вопросов и ответов; • конференции; • участие в районных и городских мероприятиях; • деловые игры. Индивидуальные организационные формы: •«парная педагогика»; • беседа, совет; • консультация, инструктирование; • обмен мнениями; • совместный поиск решения проблем; • индивидуальный тренинг. Остановимся лишь на некоторых организационных формах, которые требуют определенных пояснений.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |