Методы организации и осуществления учебной деятельности
Реализация задач обучения возможна при применении субъектами образовательного процесса различных методов организации и осуществления учебной деятельности. Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований.
Таковыми могут выступать:
источник передачи и восприятия информации;
степень самостоятельности мышления учащихся;
характер учебной работы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Так, в зависимости от источника передачи и восприятия информации выделяют группы словесных (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия) (См. дополнительный иллюстративный материал.), наглядных (иллюстрации, демонстрации) (См. дополнительный иллюстративный материал.), практических (упражнения, опыты, учебно-производительный труд) методов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К числу методов, влияющих на степень самостоятельности мышления обучаемых, относятся репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.) Характер учебной работы субъектов образовательного процесса зависит от следующих методов организации учебной деятельности: учебная работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся (работа с книгой, письменная работа, лабораторная работа, работа в учебно-производственных мастерских). (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения: 1. Проведите анализ соотношения понятий "обучение" и "научение". 2. Раскройте значение основных компонентов содержания обучения. 3. Определите особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса. 4. Охарактеризуйте факторы, влияющие на выбор форм и содержания обучения. 5. Покажите взаимосвязь обучения и воспитания в процессе различных форм обучения. 6. Раскройте содержательные отличия классно-урочной и лекционно-практической форм обучения.
Умение учиться вырабатывается в процессе настойчивого овладения знаниями обучаемым. Вместе с тем развитие эффективных способов и навыков успешного обучения в образовательном учреждении зависит от обучающего. Именно от педагога зависит приведение в движение всех внутренних и внешних механизмов обучения для приобретения обучаемыми необходимых знаний. Эффективность процесса обучения во многом зависит от реализуемых на практике технологий обучения.
Оптимальное построение технологии обучения определяется ответами на следующие вопросы:
Что изучать?
Как изучать?
При каких обстоятельствах?
В какой форме?
В каких видах учебных занятий?
Какими средствами?
Какими методами? (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Ответы на эти вопросы представляют собой общий технологичный цикл получения и усвоения знаний обучаемым: выбор учащимся образовательного учреждения для приобретения необходимого образования и формы получения образования, посещение различных видов учебных занятий, использование обучаемыми эффективных средств и методов для более качественной подготовки обучаемых, успешное завершение обучения. Однако механизм усвоения знаний, их закрепление и формирование готовности применения их на практике может иметь определенную логику. В процессе обучения в ходе различных занятий обучаемый слышит (воспринимает) информацию, осмысливает (пытается понять) услышанное, самостоятельно углубляет в процессе чтения полученную информацию, а в ходе ответов или письменных работ выражает свои мысли по поводу воспринятой в процессе учебы информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Отметим, что слушание (аудирование) является видом речевой деятельности человека и представляет собой процесс отражения в сознании обучаемого вербализированной информации о предметах и явлениях окружающего мира. Слушание характеризуется включенностью обучаемого в активную познавательную деятельность. В процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. Обучаемый воспринимает речевое сообщение с предположения о возможном характере получаемой информации. Для этого процесса характерна разная (в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого) глубина и уровень прогнозирования смысла сообщения и хода развития мысли. Вместе с тем обучаемому необходимо помнить, что словесное сообщение, предназначенное для восприятия, заключает в себе помимо смыслового значения, звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к аудитории в целом. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т.п. - все это непосредственным образом отражается на восприятии обучаемыми информации. Возникающие у них в процессе слушания эмоции находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью преподавателя образов и представлений. Данный процесс речевой деятельности достаточно сложен из-за необходимости поддержания обучаемых в достаточно длительном временном интервале познавательной активности, высокой концентрации на смысловом содержании услышанного, моментальном анализе и переработке воспринимаемой информации, ее запоминании и последующем воспроизведении. Понимание - это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. Понимание представляет собой необходимое условие процесса обучения и вместе с тем выступает продуктом общения и совместной деятельности обучающего и обучаемых. Понимание осуществляется в актах внутренней речи обучаемого и раскрывает ему мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия, речи, поступка, наглядной демонстрации со стороны обучающего. В ходе данного процесса обучаемый систематизирует полученную информацию, усваивает основные понятия и связи между ними. Как показывают исследования, осмысленного (понятого) материала обучаемый способен усвоить в 15-20 раз больше, чем неосмысленного. Кроме этого, процесс понимания представляет собой этап превращения полученных знаний в убеждения. Поскольку обучение предполагает взаимодействие обучающего и обучаемых, то важным моментом образовательного процесса выступает коммуникация и присущее этому взаимодействию его речевое сопровождение в процессе общения. В образовательном процессе говорение представляет собой внешнюю, произносимую и воспринимаемую на слух речь и выступает как средство выражения мыслей, результат их образования и развития. Говорение обучаемого в учебном процессе может носить функцию сообщения, когда обучаемый высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Это требует определенной подготовленности говорящего, так как его высказываемые мысли должны быть логически связаны, их изложение требует систематизации. Важным моментом в процессе обучения выступает расширение обучаемым имеющихся знаний при помощи чтения. Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации.
Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, чтение-сканирование, выборочное, быстрое и углубленное. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того чтобы быстро определить их содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение.
Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.
При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют. Способ выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги или после ее предварительного просмотра.
Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методики освоения техники быстрого чтения изложены в специальной литературе.
В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам.
Достаточно продуктивной представляется техника активного чтения, предполагающая:
читать без артикуляции;
читать без регрессии. Текст любой сложности - только один раз!
читать мысленно укладывая информацию в блоки алгоритма (помнить содержание блоков);
уметь переключать внимание и концентрировать его в нужном месте текста;
понимать прочитанное в процессе чтения;
запоминать не фразы и слова, а мысли и идеи автора;
читать с переменной скоростью;
Учет подобных правил в процессе чтения различной текстуальной информации будет способствовать более успешному овладению учебным материалом. Насколько процесс чтения представляется достаточно простым и понятным, настолько ему присущи определенные недостатки, существенным образом снижающие эффективность чтения. К недостаткам процесса чтения относятся действия, снижающие скорость и эффективность чтения.
В их числе отмечаются:
Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание звуков и слов в процессе чтения.
Регрессия - непроизвольное, механическое повторение глазами одного и того же участка текста.
Малое поле зрения, под которым понимается участок графической информации, воспринимаемый глазом за одну фиксацию взгляда.
Незнание рациональных приемов работы с текстом - неумение пользоваться логической структурой текста, абзаца, малый запас словарных штампов.
Отсутствие гибкой стратегии чтения, т.е. нецеленаправленное чтение, незнание алгоритмов работы с текстом, неучитывание специфики текста.
Психологическая зависимость качества усвоения информации от таких факторов, как сиюминутный интерес, настроение, неуверенность в усвоении, отсутствие внутреннего настроя: "Все получится".
Недостатки внимания и памяти - недостаточная концентрация внимания, неумение управлять им, несформированный навык послепроизвольного внимания. Использование приемов механического запоминания как самого непродуктивного, незнание приемов мнемотехники.
Для повышения эффективности чтения можно пользоваться определенным алгоритмом, включающим в себя определенные блоки. Применение алгоритма зависит от цели чтения, когда путем беглого просмотра текста можно определить: какую информацию нужно и можно извлечь из текста.
Полный алгоритм работы с текстом состоит из 7 блоков:
Название (книги, статьи)
Автор
Источник (выходные данные)
Проблема (тема, главные мысли)
Факты
Особенности (стиль, спорные моменты, эмоциональная окрашенность и т.д.)
Новизна (новая информация, которая пригодится вам) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Внешней формой сопровождения процесса обучения является выполнение письменных работ учащихся. Письмо - это речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия, закрепленная в виде письменного текста.
С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает определенной спецификой, выделяемой на трех уровнях:
в ней используется графический код (письменность);
существуют отличия в языковой организации письменной речи, например, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т.п. используется интонация, а в письменной речи те же функции выполняются при помощи лексики (т.е. выбора определенного сочетания слов), грамматики и знаков препинания;
существуют языковые формы, принятые в письменной речи, необязательные в устной. Используемый при письме графический код может быть буквенным, алфавитным. слоговым и др.
Рассмотренные составляющие познавательных процессов учебной деятельности (слушание, чтение, говорение, понимание, письмо) выступают неотъемлемыми элементами умственного труда учащихся и обеспечивают продуктивное овладение учебными знаниями как в процессе учебных занятий, так и в ходе самостоятельной работы.
Проблемы для обсуждения: 1. Назовите особенности функционирования психических познавательных процессов учащихся в ходе различных форм обучения. 2. Определите наиболее важные составляющие психических познавательных процессов (слушание, чтение, говорение, понимание, письмо) в ходе классно-групповых занятий учащихся. 3. Укажите факторы, способствующие повышению продуктивности учебы в ходе самостоятельной работы обучаемого.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление