Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура России в 19 веке. 2 страница




Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный,

Боже, царя, царя храни!

Боже, царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли, дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю —

Всё ниспошли!

Перводержавную Русь православную,

Боже, царя, царя храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное,

Все ж недостойное

Прочь отжени!

О провидение,

Благословение

Нам ниспошли, нам ниспошли!

К благу стремление,

Счастье, смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Русская культура во второй половине XIX в.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

XIX в. оказался чрезвычайно плодотворным и ярким в области культурного развития России.

В широком смысле понятие "культура" включает все образцы человеческих достижений в различных областях жизни и деятельности. Поэтому вполне оправданно и уместно использование таких определений, как "культура быта", "политическая культура", "индустриальная культура", "сельская культура", "философская культура" и ряда других, обозначающих уровень творческих свершений в тех или иных формах человеческого общежития. И везде культурные сдвиги в XIX в. в России были велики и удивительны.

Вторая половина XIX в. стала временем не просто бурного цветения всех форм и жанров творчества, но и периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции благодаря когорте наших выдающихся соотечественников, творивших во второй половине XIX - начале XX в. Ныне в любой точке мира трудно найти достаточно образованного человека, которому были бы неведомы имена Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, А. П. Павловой, Н. А. Бердяева. Это лишь некоторые, наиболее яркие фигуры, навсегда оставшиеся знаковыми в области русской культуры. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.

Правильно понять важнейшие составляющие отечественного культурного процесса невозможно, если при рассмотрении игнорировать базовый духовный элемент. Высшие эмблемы русской культуры первой половины XIX в. - это не только Пушкин, Гоголь, Лермонтов, но и их современники, выдающиеся праведники и духовные поводыри миллионов людей - преподобный Серафим Саровский и митрополит Московский Филарет.

То же самое касается и конца того века, когда современником Л. Н. Толстого и А. П. Чехова был преподобный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Несмотря на распространение в дворянской среде различных форм вольнодумства, скептицизма и даже атеизма, основная масса населения Российской империи оставалась верна православию. На этой вере, которой русские люди были привержены уже много веков, совершенно не отразились бытовавшие в высшем обществе модные идеологические увлечения. Православие составляло суть того, что современная политология определяет заемным термином "менталитет", но что в русском лексическом обращении соответствует понятию "жизнепонимание".

Православность народной среды так или иначе влияла на все стороны творческой деятельности самых замечательных отечественных мастеров культуры, и без учета христианского импульса нельзя понять, почему же в России, в отличие от других буржуазных стран, так и не возникло сколько-нибудь пиететного отношения ни к самим предпринимателям, ни к роду их занятий. Хотя к началу XX в. торжество капиталистических отношений в стране не подлежало сомнению, никто не создавал литературных или драматических произведений, где бы воспевались и превозносились достоинства и заслуги персонажей из мира капитала. Даже отечественные периодические издания, немалое число которых прямо или косвенно финансировались "королями бизнеса", не рисковали публиковать восторженные славословия по их адресу. Такие газеты или журналы сразу же превратились бы в объект гневных повешений, неизбежно начали бы терять читателей, и дни их были бы очень быстро сочтены.

В разговоре о русском культурном процессе учет вышесказанного чрезвычайно важен в двух главных отношениях.

Во-первых, для понимания духовного строя русских людей в целом, его принципиального отличия от общественной среды современной России.

Во-вторых, для понимания того, почему жалость к бедным, сочувствие к "униженным и оскорбленным" являлись стержневым мотивом всей русской художественной и интеллектуальной культуры - от полотен передвижников до сочинений русских писателей и философов.

Эта небуржуазность общественного сознания способствовала в дальнейшем утверждению в стране коммунистической власти, идеологией которой было отрицание частной собственности и частных интересов.

Ярчайшим образом этот мотив проявился в творчестве двух самых известных представителей отечественной культуры указанного периода - писателей-пророков Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Жизненные пути и творческие приемы Достоевского и Толстого совсем несхожи. Они не являлись единомышленниками, никогда не имели не только близких, но даже приязненных отношений и хотя в различные периоды ненадолго принадлежали к определенным литературно-общественным группировкам (партиям), но сам масштаб их личностей не укладывался в рамки узких мировоззренческих течений. В переломах их биографий, в их литературных произведениях сфокусировалось время, отразились духовные искания, даже метания людей XIX в., живших в эпоху непрестанных социальных новаций и предчувствий грядущих роковых канунов.

Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой не были лишь "мэтрами изящной словесности", блестящими летописцами времен и нравов. Их мысль простиралась значительно дальше обыденного, глубже очевидного. Их стремление разгадать тайны бытия, суть человека, постичь истинный удел смертных отразило в своем, может быть, высшем проявлении дисгармонию между умом и сердцем человека, трепетными ощущениями его души и холодно-прагматической безнадежностью рассудка. Их искреннее желание разрешить "проклятые русские вопросы" - что есть человек и каково его земное предназначение - превратило обоих писателей в духовных поводырей мятущихся натур, которых в России всегда встречалось немало. Достоевский и Толстой, выразив русское жизнепонимание, стали не только голосами времени, но и его творцами.

Ф. М. Достоевский (1821-1881) родился в небогатой семье военного врача в Москве. Окончил пансион, а в 1843 г. - Главное инженерное училище в Петербурге, некоторое время служил полевым инженером в инженерной команде Петербурга. Вышел в отставку в 1844 г., решив целиком посвятить себя литературе. Знакомится с В. Г. Белинским и И. С. Тургеневым, начинает вращаться в столичной литературной среде. Его первое большое произведение, роман "Бедные люди" (1846), имел шумный успех.

Весной 1847 г. Достоевский становится завсегдатаем собраний кружка В. М. Петрашевского, где обсуждались острые социальные вопросы, в том числе и о необходимости свержения существующего строя. В числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. Сначала его приговорили к смертной казни, и уже на эшафоте Достоевскому и другим обвиняемым явили царскую милость о замене казни каторгой. На каторге Ф. М. Достоевский провел около четырех лет (1850-1854). Пребывание в Сибири описал в книге очерков "Записки из Мертвого дома", опубликованной в 1861 г.

В 1860-1870-е гг. появились наиболее крупные литературные произведения - романы, принесшие Достоевскому мировую славу: "Униженные и оскорбленные", "Игрок", "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы".

Писатель полностью порвал с революционными увлечениями молодости, осознал фальшь и опасность теорий по насильственному переустройству мира. Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Достоевский видел возможность постижения истины бытия лишь через веру Христову. Моральному совершенствованию людей он придавал первостепенное значение, считая, что в основе общественных проблем лежат людские пороки, "нравственные слабости" человеческой натуры.

Воззрения Достоевского развивались от христианского социализма к славянофильству. Однако славянофилом назвать его можно лишь с большой натяжкой. Он явился одним из родоначальников мировоззренческого течения, именуемого почвенничеством. Оно заявило о себе в 1860-1870-е гг., как раз в то время, когда творчество Ф. М. Достоевского достигло своего расцвета.

В программе журнала "Время", к изданию которого Ф. М. Достоевский приступил в 1861 г., говорилось: Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача - создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей. Эта позиция полностью соответствовала исходному славянофильскому постулату. Однако вселенский универсализм мышления Достоевского проявился уже в эту пору: Мы предугадываем, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа.

Подобный взгляд нашел свое высшее воплощение в известном выступлении писателя на торжествах 1880 г. по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве. Именно в своей Пушкинской речи, вызвавшей восторг слушателей, а затем ставшей предметом ожесточенной полемики в прессе, Ф. М. Достоевский сформулировал свое видение будущего мира. Благополучие его он выводил из исполнения исторической миссии России - объединить людей мира в братском союзе по заветам христианской любви и смирения:

Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирностъ, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.

Писатель-мыслитель шел значительно дальше традиционного славянолюбия, он проповедовал вселенское единение людей.

Достоевский не являлся философом в точном смысле этого слова, он мыслил как художник, его идеи воплощались в размышлениях и поступках героев литературных произведений. Мировоззрение писателя всегда оставалось религиозным. Даже в эпоху молодости, когда он увлекался идеями социализма, он оставался в лоне Церкви. Одной из важнейших причин его разрыва с В. Г. Белинским, как позднее признался Ф. М. Достоевский, стало то, что тот; ругал Христа. Старец Зосима ("Братья Карамазовы") высказал мысль, встречаемую во многих литературных и публицистических произведениях Ф. М. Достоевского: "Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте". Нежелание и неумение увидеть окружающую красоту проистекает из неспособности человека овладеть этими дарами, - считал Ф. М. Достоевский.

Всю жизнь писателя волновала загадка личности, им владел мучительный интерес к человеку, к заповедной стороне его натуры, глубинам его души. Размышления на эту тему встречаются практически во всех его художественных произведениях. Достоевский с непревзойденным мастерством раскрыл темные стороны души человека, силы разрушения, таящиеся в нем, беспредельный эгоизм, отрицание моральных устоев, укоренившиеся в человеке. Однако, невзирая на отрицательные стороны, в каждом индивидууме писатель видел загадку, каждого, даже в образе самого ничтожного, считал абсолютной ценностью. Не только демоническая стихия в человеке вскрыта Достоевским с небывалой силой; не менее глубоко и выразительно показаны движения правды и добра в душе человеческой, ангельское начало в нем. Вера в человека, торжествующе утверждаемая во всех произведениях писателя, делает Ф. М. Достоевского величайшим мыслителем-гуманистом.

Достоевский уже при жизни удостоился в среде читающей публики звания великого писателя. Однако его общественная позиция, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывали нападки не только в радикальной, но и в либеральной среде.

Расцвет творчества Достоевского пришелся на время "буйства нетерпимости". Все, кто не разделял увлечения модными теориями коренного переустройства общества, клеймились как реакционеры. Именно в 1860-е гг. слово "консерватор" сделалось почти ругательным, а понятие "либерал" - синонимом общественного прогрессиста. Если и раньше любой идеологический диспут в России почти всегда носил эмоциональный характер, то теперь его непременным атрибутом стала нетерпимость ко всему и ко всем, что не соответствовало плоским схемам "о магистральном пути развития прогресса". Голосов оппонентов не хотели слышать. Как написал известный философ B.C. Соловьев о другом русском выдающемся мыслителе К. Н. Леонтьеве, тот посмел "высказывать свои реакционные мысли" в такое время, "когда это не могло принести ему ничего, кроме осмеяния". Оппонентов третировали, им не возражали по существу, они служили лишь объектом осмеяния.

Достоевский в полной мере испытал на себе моральный террор либеральствующего общественного мнения. Нападки на него, по сути дела, никогда не прекращались. Начало им положил В. Г. Белинский, назвавший ранние литературно-психологические опыты писателя "нервической чепухой". Был лишь один краткий период, когда имя Достоевского пользовалось пиететом среди "жрецов общественного прогресса" - конец 1850-х гг., когда Достоевский сблизился с кружком М. В. Петрашевского и стал "жертвой режима".

Однако по мере того как выяснялось, что в своих произведениях писатель не следует теории острой социальности, отношение либерально-радикальной критики к нему менялось. После же появления в печати в 1871-1872 гг. романа "Бесы", где автор показал духовное убожество и полную аморальность носителей революционных идей, Достоевский превратился в мишень систематических нападок. Столичные газеты и журналы регулярно преподносили публике критические выпады против "общественных заблуждений Достоевского и карикатурного изображения им гуманистического движения шестидесятых годов". Однако творческая монументальность произведений писателя, их небывалая психологическая глубина являлись столь очевидными, что нападки сопровождались множеством дежурных признаний художественных дарований мастера.

Подобное бесконечное третирование имени действовало на писателя угнетающе, и хотя взглядам и своей творческой манере он не изменил, но старался, по мере возможности, не давать новых поводов для нападок. Примечательный в этом отношении эпизод относится к началу 1880-х гг., когда в стране распространялся народнический террор. Случилось как-то, что вместе с журналистом и издателем А. С. Сувориным писатель размышлял на тему: сообщил бы он полиции, если бы вдруг узнал, что Зимний дворец заминировал и скоро произойдет взрыв и все его обитатели погибнут. На этот вопрос Достоевский ответил: Нет. И, поясняя свою позицию, заметил: Мне бы либералы не простили. Они измучили бы меня, довели бы до отчаяния.

Достоевский считал такое положение с общественным мнением в стране ненормальным, но изменить утвердившиеся приемы социального поведения был не в силах. Великий писатель, старый, больной человек боялся обвинений в сотрудничестве с властью, был не в силах слышать рев образованной черни.

Граф Л. Н. Толстой (1828-1910) родился в богатой дворянской семье. Получил начальное образование дома, затем некоторое время учился на восточном и юридических факультетах Казанского университета. Курса не кончил, науки его не увлекли.

Бросил университет и отправился в действующую армию на Кавказ, где разворачивалась решающая фаза военных действий с Шамилем. Здесь он провел два года (1851-1853). Служба на Кавказе обогатила Толстого множеством впечатлений, которые он потом отобразил в своих повестях и рассказах.

Когда началась Крымская война, Толстой добровольцем отправился на фронт и принимал участие в обороне Севастополя. После окончания войны вышел в отставку, путешествовал за границей, затем служил в управлении Тульской губернии. В 1861 г. прерывает службу и поселяется в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы.

Там Толстой написал крупнейшие литературные произведения - романы "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Кроме того, его перу принадлежит множество повестей, рассказов, драматических и публицистических произведений. Писатель создал многообразную панораму русской жизни, изобразил нравы и быт людей несхожего общественного положения, показал сложную борьбу добра со злом в душе человеческой. Роман "Война и мир" до сих пор остается самым выдающимся литературным сочинением о войне 1812 г.

Многие политические и общественные проблемы привлекали внимание писателя, на них он откликался своими статьями. Постепенно тон их делался все более нетерпимым, и Толстой превратился в беспощадного критика общепринятых норм морали и общественных устоев. Ему представлялось, что в России и власть не та, и Церковь не та. Церковь вообще оказалась объектом его поношения. Писатель не приемлет церковное понимание христианства. Его отталкивают религиозные догматы и то, что Церковь стала частью социального мира. Толстой порвал с Русской Православной Церковью. В ответ на это в 1901 г. Святейший Синод отлучил Толстого от Церкви, но выразил надежду, что он еще покается и вернется в ее лоно. Покаяния не последовало, и писатель умер без церковного обряда.

С юности Толстой испытывал сильное влияние взглядов Руссо и, как писал позднее, в 16 лет разрушил в себе традиционные взгляды и стал носить на шее вместо креста медальон с портретом Руссо. Писатель страстно воспринял идею Руссо о естественной жизни, которая многое определила в последующих исканиях и переоценках Толстого. Подобно многим другим русским мыслителям, Толстой все явления мира и культуры подчинил жесткой критике с позиции субъективной морали.

В 1870-е гг. писатель пережил продолжительный духовный кризис. Его сознание завораживает тайна смерти, перед неотвратимостью которой все окружающее приобретает характер незначительного. Желая преодолеть гнетущие сомнения и страхи, Толстой пытается разорвать свои связи с привычной средой и стремится к близкому общению с простыми людьми. Ему кажется, что с ними, нищими, странниками, монахами, мужиками, раскольниками и заключенными, он обретет истинную веру, знание, в чем же состоит подлинный смысл человеческой жизни и смерти.

У яснополянского графа начинается период опрощения. Он отвергает все проявления современной цивилизации. Его беспощадное и бескомпромиссное неприятие касается не только институтов государства, Церкви, суда, армии, буржуазных экономических отношений.

В своем безбрежном и страстном нигилизме писатель дошел до максималистских пределов. Он отвергает искусство, поэзию, театр, науку. По его представлениям, добро не имеет ничего общего с красотой, эстетическое наслаждение есть наслаждение низшего порядка. Искусство же вообще является лишь забавой.

Толстой считал кощунством ставить на один уровень с добром искусство и науку. Наука и философия, - писал он, - трактуют о чем хотите, но только не о том, как человеку самому быть лучше и как ему жить лучше. Современная наука обладает массой знаний, нам не нужных <...> Но на вопрос о смысле жизни она не может ничего сказать и даже считает этот вопрос не входящим в ее компетенцию.

Толстой пытался дать собственные ответы на эти жгучие вопросы. Мироустройство людей, по Толстому, должно быть основано на любви к ближнему, на непротивлении злу насилием, на милосердии и материальном бескорыстии. Важнейшим условием воцарения света Христова на земле Толстой считал отмену частной собственности вообще и частной собственности на землю в особенности. Обращаясь к Николаю II в 1902 г., Толстой писал: Уничтожение права земельной собственности и есть, по моему мнению, та ближайшая цель, достижение которой должно сделать в наше время своей задачей русское правительство.

Проповеди Л. Н. Толстого не оставались без ответа. В среде так называемой просвещенной публики, где господствовали критические оценки и скептическое отношение к действительности, у графа-нигилиста появилось немало почитателей и последователей, вознамерившихся воплотить социальные идеи Толстого в жизнь. Они создавали небольшие колонии, которые назывались культурными скитами, пытались путем нравственного самосовершенствования и честного труда изменить окружающий мир. Толстовцы отказывались платить налоги, служить в армии, не считали необходимым церковное освящение брака, не крестили детей, не отдавали их в школы. Власти преследовали подобные сообщества, некоторые активные толстовцы даже привлекались к суду. В начале XX в. толстовское движение в России почти сошло на нет. Однако постепенно оно распространилось за пределами России. Толстовские фермы возникли в Канаде, Южной Африке, США, Великобритании.

И. С. Тургеневу (1818-1883) принадлежит заслуга в создании социально-психологических романов, в которых личная судьба героев оказалась неразрывно связана с судьбой страны. Он был непревзойденным мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей его сложности. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на развитие русской и мировой литературы.

И. С. Тургенев происходил из богатой и старинной дворянской семьи. В 1837 г. он окончил филологический факультет Петербургского университета. Продолжил свое образование за границей. Позднее Тургенев вспоминал: Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля. Два года (1842-1844) Тургенев служил чиновником в Министерстве внутренних дел, но интереса к служебной карьере не проявил. Его увлекла литература. Свое первое произведение, драматическую поэму "Стено", он написал в 1834 г.

В конце 1830-х гг. стихи молодого Тургенева стали появляться в журналах "Современник" и "Отечественные записки". Это элегические раздумья о любви, пронизанные мотивами печали и тоски. Большинство из этих стихотворений получило высокое зрительское признание ("Баллада", "Опять один, один...", "Утро туманное, утро седое..."). Позднее некоторые стихи Тургенева были положены на музыку и стали популярными романсами.

В 1840-е гг. появились в печати первые драмы и поэмы Тургенева, а сам он стал сотрудником общественно-литературного журнала "Современник".

В середине 1840-х гг. Тургенев сблизился с группой литераторов, деятелей так называемой "натуральной школы" - Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем и др., пытавшихся придать литературе демократический характер. Героями своих произведений эти писатели делали прежде всего крепостных крестьян.

Первый номер обновленного "Современника" вышел в январе 1847 г. Подлинным украшением журнала стал рассказ Тургенева "Хорь и Калиныч", открывший целый цикл произведений под общим названием "Записки охотника".

После их издания в 1847-1852 гг. к писателю пришла всероссийская слава. Русский народ, русские крестьяне показаны в книге с такой любовью и уважением, как еще ни разу не было в русской литературе.

В последующие годы писатель создал несколько выдающихся по своим художественным достоинствам романов и повестей - "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Дым". В них мастерски изображен уклад жизни дворянства, показано появление новых общественных явлений и деятелей, в частности народников. Имя Тургенева стало одним из самых почитаемых имен в русской литературе. Его произведения отличались острой полемичностью, они поднимали важнейшие вопросы человеческого бытия, в них обозначились глубокий взгляд писателя на сущность происходящих событий, желание понять характер и устремление новых людей (нигилистов), вступавших на арену общественно-политической жизни страны.

Широтой мышления, умением постичь жизненную и историческую перспективу, верой в то, что жизнь человека должна быть исполнена высшего смысла, отмечено творчество одного из самых замечательных русских писателей и драматургов - А. П. Чехова (1860-1904), этого тончайшего психолога и мастера подтекста, так своеобразно сочетавшего в своих произведениях юмор и лиризм.

А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Учился в таганрогской гимназии. Продолжил обучение на медицинском факультете Московского университета, который закончил в 1884 г. Работал врачом в Московской губернии. Литературную деятельность начал с фельетонов и небольших рассказов, публиковавшихся в юмористических журналах.

Крупные и наиболее известные произведения Чехова стали появляться с конца 1880-х гг. Это повести и рассказы "Степь", "Огни", "Дом с мезонином", "Скучная история", "Палата No 6", "Мужики", "В овраге", "О любви", "Ионыч", "Дама с собачкой", "Попрыгунья", "Дуэль", книги очерков "Из Сибири" и "Остров Сахалин".

Чехов - автор замечательных драматургических произведений. Его пьесы "Иванов", "Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад" ставятся на сценических площадках всего мира. В рассказах писателя о судьбах отдельных людей скрыт глубокий философский подтекст. Умение Чехова сострадать, его любовь к людям, способность проникнуть в духовное естество человека, интерес к насущным проблемам развития человеческого общества сделали творческое наследие писателя актуальным и в наши дни.

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Прослушать

 

В 1870 г. в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и ее противостоянии салонно-академическому искусству. Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской Академии художеств, не разделявшие эстетические принципы руководства Академии. Изображать "вечную красоту", ориентироваться на "классические образцы" европейского искусства они больше не хотели. Отражая общий общественный подъем 1860-х гг., художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.

На протяжении последующих десятилетий Товарищество передвижников (обычно их называли просто передвижниками) организовало множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком-то месте, но и перевозились (передвигались) по разным городам. Первая такого рода выставка состоялась в 1872 г.

Центральной фигурой русского искусства 1860-х гг. стал один из организаторов Товарищества передвижников педагог, писатель В. Г. Перов (1833-1882). Он учился живописи в Арзамасской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в 1869 г. получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже. Уже в 1860-е гг. Перов заявил о себе как о большом художнике-реалисте, его картины отличались острым общественным содержанием. Таковы Проповедь в селе", "Сельский крестный ход на Пасхе", "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы", "Проводы покойника", "Тройка. Ученики мастеровые везут воду", "Последний кабак у заставы" и др. Живопись художника тонко передала его сострадание к людям, задавленным нуждой, пережившим горе.

Перов - мастер лирических полотен ("Птицелов" и "Охотники на привале") и сказочных образов ("Снегурочка"). В золотой фонд русского искусства вошли портреты драматурга А. Н. Островского, писателя Ф. М. Достоевского, исполненные художником по заказу П. М. Третьякова для задуманной им портретной галереи, представляющей "людей, дорогих нации". Обращался Перов и к историческим темам, его самой известной такой картиной является "Суд Пугачева".

И. Н. Крамской (1837-1887) родился в бедной семье. С 1857 г. учился в Петербургской Академии художеств. В 1863 г. стал возмутителем спокойствия в Академии, возглавив группу из 14 студентов-выпускников, отказавшихся участвовать в конкурсе, куда требовалось представить картины только на мифологические темы. Протестующие покинули Академию и создали Артель взаимопомощи, ставшую позже основой Товарищества передвижников.

Крамской был замечательным мастером портрета и запечатлел на своих полотнах многих известных людей России, тех, кого обычно называют властителями дум своей эпохи. Это портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, П. М. Третьякова, С. П. Боткина, И. И. Шишкина и др. Кисти Крамского принадлежат и портреты простых крестьян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.