Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое развитие России во II половине XIX века




 

Государство и капиталистическое предпринимательство. Всю первую половину XIX в. огромная Российская империя оставалась сельскохозяйственной страной. В сельской местности жила подавляющая часть населения (90 %), и земледельческие занятия оставались для него главными. Существовали и различные промыслы. Мелкие кустарные производства имели широкое распространение в деревне. Индустриальный же сектор экономики в этот период занимал второстепенное положение.

В 1801 г. в Российской империи насчитывалось около 2,5 тыс. промышленных заведений (предприятий), на которых работало около 95 тыс. человек, произведших товарной продукции на 25 млн руб. Из этих данных явствует, что в среднем на предприятии было занято всего по нескольку десятков человек. К 1854 г. число промышленных предприятий достигло почти 10 тыс., количество рабочих — около 460 тыс., а объем произведенной продукции определялся в 160 млн руб. Если учесть, что численность населения к 1854 г. достигла 70 млн человек, а государственные расходы составили 350 млн руб., то нельзя не признать, что и к началу второй половины XIX в. Россия все еще была очень далека от ранга промышленной державы.

Существовало три главных региональных центра, где была сконцентрирована основная часть промышленности и торговли. Петербург являлся сосредоточением крупных промышленных предприятий страны, главными торговыми воротами России во внешний мир. Москва и прилегающие губернии составляли второй важнейший промышленный узел, где концентрировались текстильные промышленные предприятия и пищевкусовые производства. Урал по-прежнему оставался центром добычи минерального сырья и выплавки металлов.

С 1840-х гг. начал осваиваться промышленно-сырьевой район Донбасса, ставший позже важнейшим центром металлургии, угледобычи и тяжелого машиностроения.

Первые промышленные предприятия, оборудованные паровыми двигателями, появились в России в начале XIX в. Но число их было невелико. Самой бурно развивавшейся отраслью промышленности являлась текстильная. Производство тканей, особенно недорогих, из хлопка и льна, имело широкий рынок сбыта, и текстильные изделия (их часто называли мануфактурой) можно было легко продать в любом месте. Но сырье для хлопчатобумажной промышленности надо было ввозить из-за границы, т. к. своего хлопка в России не было.

Импортные сырье, красители, оборудование удорожали производство. Поэтому в начале XIX в. часто дешевле можно было купить за границей готовое изделие из хлопка, чем заниматься его производством в России. Однако постепенно повышались таможенные тарифы (налоги на ввоз), а это удорожало импорт. Экономически становилось более выгодным производить изделия в России.

Крупных (более 100 работников) хлопчатобумажных фабрик в 1804 г. в империи насчитывалось 199, а в 1830 г. их было уже 538. Почти все они принадлежали купцам. Ими были или русские подданные, или иностранцы. В числе последних преобладали инженеры и техники из Англии, Германии, Швеции, Франции, приезжавшие в Россию на заработки. Некоторые основывали здесь свои фирмы и начинали работать на русский рынок, а затем окончательно переселялись в империю. Многие даже принимали российское подданство.

По прошествии времени целый ряд «экономических эмигрантов» вырастал в предпринимателей общеимперского масштаба — Губбард, Кноп, Вогау, Нобель, Вахтер, Гужон, Жиро, Шпан и др.

В летописи отечественного предпринимательства «русские иностранцы» занимают почетное место рядом с именами представителей исконно русских купеческих семей. Все вместе они составляли то, что на языке социологии XX в. называется деловой элитой.

Рост числа промышленных предприятий способствовал производству значительно большего количества изделий, уменьшению издержек производства и снижению цены товара. Если в 1820 г. 440 фабрик по обработке хлопка произвели 35 млн аршин хлопчатобумажного полотна (аршин = 71 см), то в 1852 г. таких фабрик насчитывалось уже 756 и ими было выпущено 257 млн аршин хлопчатобумажных тканей.

В текстильной отрасли стали возникать невиданные ранее мощные предприятия. В 1835 г. было учреждено первое в России акционерное общество хлопчатобумажного производства — Российская бумагопрядильная мануфактура с огромным по тем временам складочным капиталом в 1 млн руб., увеличенным через некоторое время до 3,5 млн руб. Учредителями общества стали петербургские и английские капиталисты, построившие за три года в Петербурге на Обводном канале комплекс промышленных корпусов. К 1850-м гг. фирма являлась крупнейшим в России производителем хлопчатобумажной пряжи.

В 1857 г. возникло крупнейшее не только в России, но и Европе Товарищество Кренголъмской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры. Ее учредителем и главным акционером стал обрусевший немец Л. Г. Кноп. За короткий срок Товарищество создало на берегу реки Нарвы огромный промышленный текстильный центр, производивший пряжу, ткани и нитки. Технологический процесс был построен на использовании энергии воды, для чего была построена система мощных водяных колес, что обеспечивало низкую себестоимость продукции. Норма выработки кренгольмского прядильщика на 44 % превышала общероссийский показатель, а норма выработки ткача — на 20 %.

Развитие промышленности и торговли способствовало росту городских центров. Численность городского населения Европейской России с 1811 по 1856 г. увеличилась с 2,8 до 5,7 млн человек. Наивысшие темпы прироста населения демонстрировали крупнейшие торгово-промышленные центры. За 15 лет, с 1826 по 1840 г., население Петербурга увеличилось с 330 тыс. до 470 тыс. человек, а население Москвы — с 200 тыс. до 350 тыс. человек.

Изделия из хлопка стали преобладать на отечественном рынке со второй половины XIX в. Раньше значительно большее распространение имел другой материал -лен, или, как его еще называли, русский хлопок. Из него делали ткани различного назначения — и для изготовления одежды, и для технических нужд, и для нужд вооруженных сил. Производством и обработкой льноволокна занимались главным образом крестьяне центральных и северных губерний Европейской России. Руками членов своих семей крестьяне производили льноволокно, ткали на своих домашних ткацких станках грубое льняное полотно. В этой системе производства громоздким и дорогим машинам места не было.

Машины могли получить распространение лишь на крупных фабриках и заводах, принадлежавших государству или создававшихся частными предпринимателями. Именно на них паровые машины и крупное машинное производство утверждаются с 1830-х гг. Начался промышленный переворот, который окончательно завершился через полвека полной победой машины в промышленном производстве России.

Развитие промышленности и транспорта требовало поставок различного оборудования. Наиболее сложными и дорогими среди них в тот период являлись паровые машины. Их ввозили или из Англии, или производили в самой России. С середины XIX в. российская индустрия почти полностью обеспечивала нужды в подобных изделиях. По мере развития важнейшей отрасли отечественного машиностроения -- котлостроения уменьшалась и стоимость изделий — с 1830 по 1860 г. цены на паровые машины снизились в 5 раз.

Крупнейшими производителями паровых машин и паровых котлов являлись государственные (казенные) заводы, расположенные в районе Петербурга (Ижорский, Александровский и Петербургский литейный — Путиловский). Особенно крупные заказы выполнялись на Александровском заводе, который в 1830—1840-е гг. выпускал паровые машины (паровые котлы) для пароходных компаний. В год здесь изготовлялось по нескольку таких машин.

Их производили и некоторые частные фирмы. Крупнейшая среди них была организована в Петербурге в начале XIX в. англичанином Ф. Бердом и действовала под маркой «Завод Ф. Берда». В 1830-е гг. здесь ежегодно изготовлялось до 10 паровых машин преимущественно для пароходов.

В 1849 г. в Поволжье, недалеко от Нижнего Новгорода, был основан Сормовский механический завод, специализировавшийся на постройке речных пароходов. Первоначально они оснащались паровыми котлами из Бельгии и Англии, но уже через несколько лет суда полностью укомплектовывали отечественным оборудованием. В первое десятилетие своего существования заводом было произведено 60 паровых судов. Впоследствии Сормовский завод сделался крупнейшим центром судостроения Волжского бассейна.

Паровые машины изготовляли и на Урале. В 1830— 1840-е гг. здесь, на Выксунских заводах, по заказу частных пароходных и текстильных компаний ежегодно производилось по нескольку таких машин.

Всего к середине 1850-х гг. в России существовало несколько тысяч промышленных предприятий, на которых работало 520 тыс. человек. Основная часть этих предприятий была небольшими мастерскими, где трудилось от 3 до 50 человек, занимавшихся главным образом производством текстильных изделий и обработкой продуктов сельского хозяйства.

Машиностроительных заводов в полном смысле этого слова, а это всегда более или менее крупные предприятия, тогда насчитывалось всего 25, и они обеспечивали не более 30% потребностей страны в машинном оборудовании.

По темпам роста и показателям производства в области металлургии и машиностроения Россия все еще далеко отставала от ведущей промышленной державы — Великобритании. Если с 1800 по 1860 г. число доменных печей в России увеличилось со 142 до 145, то за тот же период в Англии их количество возросло со 150 до 565.

Потребности отечественной торговли и промышленности всегда находились в центре внимания власти, стремив шейся поощрять развитие промышленных начинаний частных лиц.

Кто откроет новую отрасль торговли и промыслов, изобретет новую полезную машину, заведет фабрику в новом роде или в лучшем устройстве с большим действием или меньшим расточением сил и, наконец, всяк, кто представит по этим предметам сочинение, на твердом умозрении и опыте основанное, да будет удостоверен в достойном возмездии и награде, пользам изобретений его соразмеренной, говорилось в манифесте, подписанном Александром I в 1801 г.

От этого манифеста можно вести отсчет попечительной политике государства по отношению к промышленности. Повышенный таможенный тариф, предоставление раз-личных налоговых и прочих финансовых льгот и субсидий, поощрение деловых людей награждением чинами и дворянскими сословными правами, система казенных заказов и подрядов — все это отражало попечительный характер политики государства. В этом же ряду находились введенный в 1832 г. новый сословный разряд — потомственных почетных граждан для отличия лиц, на ниве коммерции себя проявивших, и организация общеимперских смотров достижений отечественной промышленности.

В 1829 г. в Петербурге была открыта Всероссийская мануфактурная выставка. Впервые в истории в столице государства состоялся показ достижений отечественной промышленности, где самые известные фирмы и капиталисты представили свои изделия. Необычность события, как и внимание к нему высочайших особ, привлекли на экспозицию многочисленную публику. Всего на протяжении XIX в. в России состоялось 16 общероссийских выставок. Последняя имела место в Нижнем Новгороде в 1896 г.

В 1851 г. в Лондоне открылась первая Всемирная промышленная выставка. Российский отдел привлек внимание и посетителей и прессы. Высокой оценки удостоились изделия из серебра, меха, кож, парчи, глазета, дерева. Золотое и серебряное шитье, бисерные вышивки были признаны несравненными перлами мировой экспозиции. Вместе с тем оказалось, что и в области бумагопрядильного и бумаготкацкого производства российские изделия не уступают качеству изделий ведущих индустриальных стран, что и было засвидетельствовано награждением медалями товаров различных русских фирм.

В российском праве утверждались положения и нормы, отвечавшие самым передовым разработкам мировой экономической мысли. В этом смысле особенно показательно отношение самодержавной власти к акционерному делу.

Акционерная форма организации капитала и предпринимательской деятельности утвердилась в Западной Европе и США в первой половине XIX в. В России она также до-вольно быстро завоевывала прочные позиции.

Акционерная компания, в отличие от единоличного предприятия, позволяла собирать капиталы многих лиц — держателей акций и облигаций (ценных бумаг компаний). Это открывало большие возможности для реализации крупного экономического начинания.

Впервые законодательная норма, регламентирующая деятельность акционерных ассоциаций, появилась, когда самих структур еще фактически не существовало. 1 января 1807 г. последовал манифест Александра I О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий. В этом документе были сформулированы важнейшие принципы акционерного дела.

Разрешалось учреждать компании с любым числом участников. Был четко сформулирован главный принцип акционерного дела в России. Крупное предпринимательство (а акционерная компания такой и являлась) — дело государственной важности, и сама верховная власть дает санкцию на такое начинание. В связи с этим устав каждой акционерной компании утверждался царем.

С годами законодательная база акционерного предпринимательства расширялась, совершенствовалась.

В декабре 1836 г. Николай I утвердил разработанное Государственным советом «Положение о компаниях на акциях» и подписал подготовленный М.М. Сперанским указ Сенату об обнародовании и исполнении этого закона. Россия обрела универсальный свод акционерного законодательства раньше, чем большинство других, значительно более развитых капиталистических стран. В Пруссии это случилось в 1843 г., в Англии — в 1844-м, во Франции — в 1856-м.

Появление этого нормативного кодекса отражало понимание правительством важной роли ассоциированных форм капитала в деле развития экономики страны.

Акционерная компания рассматривалась как наиболее удобная форма для производственного помещения свободных частных капиталов, в том числе и некрупных, не имевших самостоятельного производственного значения: Дабы каждому раскрыт был свободный путь участвовать в выгодном помещении капитала на общих для всех единообразных правилах.

Провозглашение принципа равенства всех акционеров без различия чинов и состояний являлось новым элементом российского права. В рамках существовавшей жесткой сословно-иерархической системы сам факт признания возможности подобной нормы служил провозвестником грядущих социальных преобразований. Капитал отрицал любую традиционную субординацию, утверждая лишь иерархию денег.

«Положение...» определяло пределы прав и обязанностей каждой акционерной компании. Высшим ее органом стало собрание акционеров, избиравшее из своей среды правление.

«Положением...» устанавливалась процедура учреждения компании, фиксировались различные стороны ее деятельности, в нем оговаривалась правовая сторона прекращения дел и ликвидации компании.

В большинстве своем акционерные компании первой половины XIX в. были заняты региональными транспортными перевозками, производством различных напитков, строительством небольших судов и т.д. Транспорт, страхование, торговля и посреднические услуги — вот основные сферы деятельности большинства фирм.

С 1830 по 1836 г. в стране возникло около 20 акционерных компаний. В 1835 г. появилась первая отечественная железнодорожная компания — Царскосельской железной дороги с капиталом в 1 млн руб.

С 1830-х гг. началось приобщение русской аристократии, самого состоятельного слоя общества того времени, к акционерному делу. Среди учредителей и акционеров компаний появляются представители самых родовитых и именитых дворянских фамилий - князей Юсуповых, Гагариных, Кочубеев, графов Воронцовых, Строгановых, Комаровских, Мордвиновых, Блудовых, Сперанских, баронов Корф и др. Повседневными делами компаний они не занимались, на тот случай имелись служащие и рядовые акционеры.

Постепенно в России появилась социальная прослойка акционеров, зародилась биржевая игра. Ценные бумаги компаний превращались в предмет оживленной купли-продажи.

Характерной приметой акционерного учредительства в 1840—1850-е гг. стало возникновение компаний в области фабрично-заводской промышленности. С 1857 по 1859 г. в России возникло 77 таких компаний. Подобных темпов учредительства Россия еще не знала.

Полвека русских железных дорог. Реформы 60—70-х гг. значительно улучшили политические и правовые условия для развития производительных сил страны и формирования капиталистических отношений. Другим непременным условием перестройки народного хозяйства на основе рыночных отношений было создание соответствующей инфраструктуры. Так называется комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (шоссейные и железные дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых сильно зависит его развитие. В такой огромной стране, как Россия, особо остро стоял вопрос о сухопутных путях сообщения.

Вопрос о строительстве железных дорог обсуждался еще в 30-е гг. XIX в. Многие тогда были против, даже Сперанский и Канкрин. Не было единства мнений и среди инженеров. Некоторые из них утверждали, что использование железных дорог в России невозможно из-за сурового климата: в сильный мороз паровозные колеса будто бы будут крутиться на месте. Опытная дорога от Петербурга до Царского Села не подтвердила этих опасений, и Николай I на этот раз оказался на высоте понимания государственных задач. Вскоре началось строительство железной дороги Петербург -Москва. Движение на ней было открыто 1 ноября 1851 г.

В 60-е гг. железнодорожное строительство ускорилось. Если первая дорога строилась на казенные средства, то теперь широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. Особое значение имело строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. 1 августа 1862 г. из Нижнего Новгорода в Москву торжественно ушел первый поезд. Правда, под Ковровом он потерпел крушение, но затем движение наладилось. Эта дорога связала обе столицы и заграничный рынок с Нижегородской ярмаркой и Волгой.

В 1869 г. вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлебородными губерниями (Москва — Рязань — Козлов — Воронеж). От Рязани линия была продолжена до Самары, а затем до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири.

В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта Транссибирской магистрали. Строительство велось одновременно из Челябинска и Владивостока. Оно потребовало огромного напряжения государственных финансов. Магистраль строили тысячи рабочих из Европейской России и Сибири, а также ссыльные, каторжные, солдаты, иностранные рабочие (китайцы, корейцы, японцы). К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но бесперебойному движению по дороге препятствовал Байкал. Зимой рельсы прокладывали по льду, а летом приходилось пользоваться паромом. Дорога вокруг Байкала строилась с 1900 по 1905 г. Потребовалось соорудить 33 тоннеля.

Восточный участок Транссибирской магистрали первоначально проходил по территории Маньчжурии. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) соединяла Сибирь с Владивостоком по кратчайшему расстоянию. После Русско-японской войны 1904—1905 гг. встал вопрос о прокладке линии по русской территории. Дело это требовало больших затрат и многие государственные деятели, в том числе С. Ю. Витте, были настроены против. Но председатель Совета министров П. А. Столыпин настоял на строительстве Амурской дороги. Он говорил, что она «имеет главной задачей накрепко приковать к России ее Дальний Восток». Строительство Амурской дороги завершилось в 1916 г., накануне революции и Гражданской войны. Без этой дороги Дальний Восток с немногочисленным тогда русским населением действительно мог быть потерян и колонизован другими странами.

Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока продолжалось без малого 80 лет. В нем участвовало несколько поколений русских государственных деятелей, предпринимателей, изыскателей, инженеров, рабочих. Огромные средства были вложены в это дело. Но неисчислима и та польза, которую оно принесло. С прокладкой магистрали в истории Сибири наступил новый период. Сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынок. В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России, приложивших все свое умение и старание к освоению этого края. Культурные достижения Европейской России стали быстрее распространяться в Сибири. В то же время дух сибирской жизни, более свободный, не отягощенный наследием крепостничества, благотворно воздействовал на коренную Россию.

Промышленное развитие в 60—70-е гг. XIX в. Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х гг. в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры, бывало, подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Уступая дорогу частному капиталу, правительство закрыло некоторые убыточные казенные предприятия, другие передало в частные руки. Жизнь пореформенной России, гораздо более свободная и динамичная, представляла резкий контраст с застоем николаевского царствования.

Наиболее значительные успехи были достигнуты в текстильном производстве, которое в то время было ведущей отраслью русской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в России удвоилось. Это было достигнуто за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

Очень трудно к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность, где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Уральские горнозаводчики привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 г. выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х гг. Однако в это же время (с середины 70-х гг.) стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х гг. железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

Промышленный переворот. В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные промышленные районы России--Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения, Уральский и Южный были базой металлургической промышленности.

Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской). Кустарь-одиночка — основа и начало промышленного развития в любой стране. Выходя на рынок товаров, кустарь попадает под власть скупщика. Скупщик постепенно стягивает кустарей в свою мастерскую. С течением времени мастерская превращается в фабрику, где ручной труд заменяется машинным. Переход от ремесленной мастерской (мануфактуры) к фабрике называется промышленным переворотом.

Промышленный переворот не завершается в один или два года. Это долговременный процесс. Показателем его завершения в той или иной стране является наступление такого момента, когда в главных отраслях промышленности основная масса продукции изготавливается предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или электрической тяге.

В России промышленный переворот начался в середине XIX в. В разных регионах страны и отраслях промышленности он протекал неодинаково. В хлопчатобумажной промышленности он раньше начался и быстрее завершился. А в целом по стране машинное производство победило к концу XIX в.

Внедрение машин резко повысило производительность труда. Это был огромный скачок в развитии производительных сил общества. Но кустарное производство не было полностью вытеснено фабричным. Мелкое производство ближе к потребителю. Нередко оно более отзывчиво на требования рынка и моды. А в некоторых случаях оно граничит с искусством. Дымковские глиняные игрушки (Вятская губерния), федоскинская лаковая миниатюра и жостовская роспись по металлу (Московская губерния) расходились по всей России.

Города в пореформенной России. Ускоренное развитие промышленности и торговли в пореформенный период вызвало к жизни новые города, преобразило некоторые старые, а другие лишило их прежнего значения. В 1871 г. из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда Владимирской губернии был образован город Иваново-Вознесенск — крупный центр текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время почти остановился в своем развитии, как и два других древних города — Новгород и Псков.

На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший большим портовым городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и Новочеркасск, столицу донского казачества.

Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тыс. жителей. Он превратился в промышленно-капиталистический город с резкими социальными контрастами.

Москва быстро догоняла Петербург по численности населения (601 тыс. жителей) и тоже превращалась в промышленно-капиталистический город. Рабочий класс, скапливавшийся в Петербурге, Москве и других городах, в огромной своей массе состоял из пришедших на заработки крестьян. На время сева, покоса и жатвы они возвращались в свои деревни. В это время останавливались многие фабрики. С течением времени некоторые рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но этот процесс шел медленно, гораздо медленнее, чем росли ряды промышленного пролетариата. В 60—70-е гг. потомственные рабочие, не связанные с землей, составляли лишь небольшое ядро рабочего класса. В основном это были самые квалифицированные рабочие.

Третьим по величине городом стала Одесса, население которой превысило 100 тыс. человек. В Сибири в пореформенный период самым большим городом был Томск (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в середине XIX в., сделал его основным центром сибирской торговли. Всего на тысячу человек меньше было население Иркутска. Тобольск, оказавшийся в стороне от тракта, почти не рос и терял прежнее значение.

В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-летие шло успешно. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На базе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.

Сельское хозяйство после отмены крепостного права

Сельскохозяйственное развитие России в пореформенный период было не столь успешным. Правда, за 20 лет экспорт зерна из России вырос в три раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. В мировом экспорте хлеба Россия стояла на первом месте. Цены на хлеб на мировом рынке держались высокие.

Но рост урожайности хлебов в России был невелик. Увеличение валовых (общих) сборов зерна достигалось в основном за счет распашки новых земель. Такой путь развития называется экстенсивным в отличие от интенсивного, когда прирост производства обеспечивается за счет совершенствования земледелия и подъема урожайности. Главным поставщиком экспортного хлеба оставалось помещичье хозяйство, хотя постепенно возрастала роль крестьян.

Что изменилось и что не изменилось в помещичьем хозяйстве. В руках помещиков находились огромные земельные площади. На каждые 100 десятин крестьянских земель в Центрально-черноземном районе приходилось 56 десятин помещичьей земли, а в Центрально-промышленном — 30. В общей массе помещичьего землевладения велика была доля латифундий (владений размером свыше 500 десятин). Крупнейшие латифундисты (Строгановы, Шереметевы, Шуваловы и др.) владели сотнями тысяч десятин в разных губерниях.

После отмены крепостного права помещикам пришлось перестраивать свое хозяйство на рыночных началах. Они имели возможность организовать систему, переходную от барщинной к капиталистической. Сделанные во время реформы «отрезки» заставляли крестьян арендовать землю у помещика. Но нередко они не могли предложить ему в качестве платы ничего, кроме своего труда. Так возникла отработочная система хозяйства. С барщинной она была сходна тем, что крестьянин и здесь обрабатывал помещичью землю своим рабочим скотом и инвентарем. Договор о найме чаще всего заключался зимой, когда у крестьян заканчивался хлеб и они соглашались на любые условия. Подобные формы эксплуатации получили название полукрепостнических.

Вообще, после 1861 г. отношение помещиков к крестьянам сильно изменилось. Раньше помещик нередко жалел своих крестьян, приходил к ним на помощь (как-никак все же собственность). Теперь он готов был выжать из них все соки и бросить на произвол судьбы. Только наиболее гуманные и дальновидные помещики, работавшие в земствах, старались как-то восполнить нарушенные отношения и сблизиться с крестьянством на почве местного хозяйства.

Передовые помещики пытались вводить капиталистическую систему хозяйства. Они заводили собственный рабочий скот и инвентарь, покупали сельскохозяйственные машины, нанимали рабочих. Но эти формы хозяйствования прививались с трудом. Им непросто было конкурировать с кабальными формами эксплуатации, для которых реформа 1861 г. создала благоприятные условия. Кроме того, в ту эпоху, когда тракторов еще не было, а вся пахотная земля обрабатывалась при помощи лошадей, чисто предпринимательское хозяйство не могло быть доходным на очень больших площадях (более 500—600 десятин). Иногда бывало так, что помещик вел капиталистическое хозяйство на небольшой части своих земель, а остальные сдавал в аренду, используя разного рода полукрепостнические формы эксплуатации. Такие хозяйства носили переходный характер — от полукрепостнического к капиталистическому.

И только в степном Заволжье и на Северном Кавказе, где помещичье землевладение было невелико, стало быстро развиваться предпринимательское, фермерское хозяйство. (Хотя и там встречались поместья переходного типа.) Эти районы становились житницей России и основным поставщиком хлеба на экспорт. Сюда, а также в Сибирь направлялись основные потоки переселенцев. А некоторые крестьяне оседали в городах. После отмены крепостного права сильно возросла горизонтальная мобильность населения России.

В пореформенное 20-летие обозначились два пути эволюции аграрного строя России. Центрально-земледельческий район вступил на медленный, затяжной путь перестройки хозяйства с сохранением крупного помещичьего землевладения. А в степных районах Заволжья и Северного Кавказа стал вырисовываться другой путь — фермерский, предпринимательский.

Расслоение крестьянства. После реформы 1861 г. зажиточные семьи, которым теперь не приходилось делиться с помещиком своим достатком, стали передавать его по наследству. Многие из крестьян тогда выбились «в люди», поднялись до общественных верхов. Так что можно говорить и о росте вертикальной мобильности. Но не все было так просто, ибо в деревне наряду с бедными появились совсем разорившиеся дворы. Обычно это происходило вследствие дурных качеств домохозяев (лени, пьянства, мотовства). Но их дети, как бы трудолюбивы и рачительны они ни были, имели уже мало шансов поправить свое хозяйство. Расслоение крестьянства стало принимать наследственный характер. Это задерживало вертикальную мобильность, и в этом заключалось одно из противоречий утверждавшегося в деревне буржуазного строя. Но между середняками и беднотой не было четкой грани. Эти две социальные группы составляли основную массу крестьянства.

Крестьянская община. Хозяйственная и общественная жизнь российского крестьянина протекала в рамках общины, которая существовала с незапамятных времен. В законах 1861 г. она была оформлена как сельское общество.

Крестьянская община являлась экономическим объединением и низшей административной единицей. Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила, как использовать пастбища и леса. Закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и поддержанию порядка на ее территории.

Все важные дела решал сельский сход. Он избирал сельского старосту и уполномоченных на волостной сход, распределял земельные наделы и подати. По закону на сельский сход должны были являться только домохозяева (главы семейств). В губерниях Черноземной полосы это правило в основном соблюдалось. В нечерноземных же губерниях домохозяева нередко оказывались «в отходе» (на заработках). На сход приходили их жены. «В иной бабе больше толку, чем в мужике», — говорили здешние крестьяне. Иногда же на сход приходили сыновья отсутствующих домохозяев. В 15—17 лет крестьянский юноша был уже настоящим работником и вполне разбирался в тех вопросах, которые обсуждались на сходе. Правда, некоторые степенные мужики возражали: «Не надо допускать малолеток — они волнуют сход». Но жизнь брала свое — на сходе становилось все больше женщин и молодежи. Общинная демократия, не исчезнувшая совсем далее при крепостном праве, в пореформенную эпоху получила новое развитие.

Община строилась на сочетании коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Общинной землей крестьяне владели чересполосно. Каждый двор получал полосы и хороших, и плохих земель, и ближних, и дальних, и на пригорке, и в низине. Имея полосы в разных местах, крестьянин ежегодно получал средний урожай: в засушливый год выручали полосы в низких местах, в дождливый — на взгорках.

Труд пахаря очень тяжел. В крестьянских семьях издавна было заведено так, что женщины смотрели за домом и детьми, а мужчины работали в поле. Поэтому и земля распределялась по числу мужчин. Если в семье умирал мужчина, общество отнимало его надел. Если рождался мальчик, он получал надел. Такие «скидки-накидки» назывались частными переделами. Они могли происходить каждый год. Но число родившихся обычно превышало число умерших. Время от времени приходилось разбивать общинные земли на новое число душ с уменьшенным наделом. Происходил общий (или коренной) передел. Он повторялся в среднем раз в 12 лет. Но некоторые общины не производили переделов — ни общих, ни частных.

Иногда из двух соседних общин одна делилась, а другая никогда не делилась. Почему — никто не мог объяснить. И не было заметно, чтобы какая-то из них в целом жила лучше. Только у той, которая не делилась, богатые были богаче, а бедные — беднее.

Неурожай и голод подталкивали к переделам. Наоборот, в относительно хорошие годы крестьяне неохотно переделялись. В первое пореформенное 20-летие в губерниях Черноземной полосы переделы стали редким явлением. Как ни высоки были выкупные платежи, надел плодородной земли все же кормил крестьянскую семью, и крестьяне им дорожили. Переделы, казалось, уходили в прошлое. Домохозяева начинали смотреть на свой надел как на свою собственность. Кое-где его уже завещали по наследству и даже продавали. Земля постепенно сосредоточивалась в пользовании зажиточных дворов, а в крестьянском сознании укоренялось понятие о частной собственности на землю.

Это говорит о том, что первое пореформенное 20-летие было сравнительно благоприятным периодом в жизни крестьян черноземных губерний. Ведь земельные переделы производились не от хорошей жизни.

По-иному обстояли дела в нечерноземных губерниях. Здесь крестьянский надел был обложен сверх его доходности. Только с помощью посторонних заработков крестьянин справлялся с выкупными платежами. Те, кто не мог идти на заработки (малые дети, инвалиды, старики), надела не имели. Земля распределялась по работникам-мужчинам («рабочим душам»). Крестьянин, может быть, и совсем отказался бы от земли, но по закону не мог без согласия схода выписаться из своего сельского общества. Тем не менее крестьянин старался «спихнуть» с себя лишний надел. Переделы земли в нечерноземных губерниях были частым явлением. Занятый на работе в городе, крестьянин не всегда успевал обработать свой надел. Все больше становилось заброшенных земель, за которые взыскивались выкупные платежи и прочие налоги. 60— 70-е гг. были тяжелым периодом для деревни Нечерноземного центра, хотя тесное общение с городом быстро развивало у здешних крестьян предпринимательские навыки.

Так по-разному откликнулась реформа 1861 г. в разных российских землях. В общем же, несмотря на тяжесть выкупных платежей и полукрепостническую эксплуатацию со стороны помещиков, эта реформа значительно ускорила переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному

Правительственная политика в области промышленности. Когда Александр III сравнивал царствования деда и отца, предпочтение он отдавал первому. Но не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское - удачной кампанией 1877— 1878 гг. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно на-правление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности — частнокапиталистической и казенной.

Растущее обнищание деревни сильно сузило рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х гг. были вялыми. Желая поддержать промышленность, правительство стало расширять строительство железных дорог, приступило к перевооружению армии и созданию океанского броненосного флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то, что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем», — говорил министр финансов И.А.Вышнеградский.

В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849—1915). В свое время он прошел школу частного предпринимательства, имел на-дежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим», как называл он помещиков, выпрашивающих казенные подачки.

Витте считал, что государство должно активно содействовать промышленному развитию. Но откуда взять на это деньги? Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены на водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете».

В 1897 г. была завершена денежная реформа. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой. Это усилило приток иностранных капиталов. Французские и бельгийские капиталисты проявляли интерес к металлургической и угольной промышленности Юга России. Английские предприниматели вкладывали средства в добычу нефти. Немецкие капиталы шли в машиностроение, электротехническую и химическую промышленность.

Промышленный подъем 90-х гг. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил прежде всего черную металлургию и машиностроение — те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на Юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка месторождений нефти в районе Грозного.

Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли хозяев нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился повышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

Особый сектор русской промышленности составляли казенные заводы. Правительство считало, что в деле вооружения армии нельзя зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях в Петербурге и Николаеве. В ведении Морского министерства находился также Обуховский завод близ Петербурга.

Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость — таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли в России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.

В 90-е гг. в России была создана современная крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения, но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) по отношению к легкой возросла до 1:3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек. Он был способен раздавить экономику.

Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис, затронувший в первую очередь предприятия тяжелой промышленности. Текстильная и пищевая промышленность сохранили довольно высокие темпы прироста.

Споры о месте России в мировой экономике конца XIX — начала XX в. Вопрос о роли и месте России в мировой экономике в конце XIX — начале XX в. давно был очень спорным. Некоторые советские историки, стараясь принизить достижения дореволюционной России, писали, что она была «полуколонией» западноевропейских держав. Иностранный капитал, утверждали они, захватил в свои руки российские банки, а вслед за тем подчинил себе и промышленность. Русское правительство вынуждено было считаться с волей иностранных финансовых монополий и согласовывать свою политику с правительствами их стран. Во главе группы историков, которые отстаивали такие взгляды, в первые годы существования СССР стоял академик М. Н. Покровский.

Но уже тогда, в 20-е гг. XX в., другие историки отмечали несоответствие подобных утверждений с фактическими данными — с постепенным переходом акций банков и промышленных предприятий в русские руки и вытеснением иностранцев из состава директоров и управляющих. С критикой взглядов школы Покровского выступили А. Л. Сидоров и И. Ф. Гиндин, которые разъясняли, что в новейшие времена переплетение иностранного и национального капитала - - обычное явление, из которого нельзя делать поспешных выводов об экономической или по литической зависимости от других государств. К началу 30-х гг. такие взгляды среди историков распространились довольно широко.

Положение резко изменилось с 1934 г., когда в работах И. В. Сталина и в книгах, вышедших под его редакцией, стал проводиться тезис о полуколониальной зависимости России от ведущих стран Западной Европы. Особенно решительно об этом было заявлено в «Кратком курсе истории ВКП(б)», который стал основным учебником по Новейшей истории нашей страны в учебных заведениях.

Только после XX съезда КПСС (1956) данная проблема начала пересматриваться. Тезис о полуколониальной зависимости был отброшен. Россия была признана страной среднего уровня развития капитализма. Отмечалось, однако, что за этим средним уровнем скрывалось противоречие между передовыми формами финансово-промышленного капитализма и отсталым сельским хозяйством. Современные историки отмечают, что в России не был закончен переход от сословной структуры общества к классовой. Высоким был удельный вес переходных, промежуточных слоев населения (например, разорившихся крестьян, еще не ставших рабочими). Все это обостряло положение в стране и грозило социальным взрывом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.222 сек.