Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к оценке природных ресурсов




ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

Методы проведения региональной политики и формирования рыночных структур в регионах

Методы проведения региональной политики: прямые и косвенные.

Прямые методы проведения региональной политики – государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов — осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Развитие рыночной экономки предполагает более широкое применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставление налоговой скидки «на истощение недр».

Косвенные методы проведения региональной политик и – государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками. Косвенные методы проведения региональной политики направлены на создание благоприятных условий в области социально-экономического развития с помощью финансовых или политико-правовых рычагов.

Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям.

Основные признаки природных ресурсов: происхождение (природный) и использование (экономический). В соответствии с ними сложилась двойная классификация. Важным признаком экономической классификации ресурсов выступает возможность их использования как одноцелевых или многоцелевых.

К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии.

Ко вторым — площади лесных, сельскохозяйственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы, сама вода, предполагающие многие способы и направления их использования.

Оценка природных ресурсов:

- оценка по затратам на вовлечение в использование осуществляется на базе учета прямых издержек на разведку, освоение, улучшение (например, на строительство водозаборных плотин, мелиорацию и др.) данного источника ресурсов. Сравнение этих затрат с затратами по другим источникам дает возможность выявить из числа имеющихся те, которые дают экономию времени, капитальных вложений на вовлечение в эксплуатацию новых источников;

- оценка по затратам на использование опирается на теорию дифференциальной ренты и выявление экономического эффекта (экономии капитальных затрат и получения прибыли), который возникает при эксплуатации данного месторождения, участка земли, лесного массива и т. д., по сравнению с худшим. Это позволяет выбрать наиболее эффективные варианты обеспечения страны ресурсами, а также рассчитать оптимальные налоги при передаче источников ресурсов в аренду, при смене их владельца, пользователя.

- оценка по затратам на восстановление или компенсацию – фактически оценка будущих затрат, которые обществу предстоит осуществить, если данный источник ресурсов выйдет из пользования в результате истощения или деградации. Данная оценка применима для возобновляемых или взаимозаменяемых ресурсов, учитывающих допустимые затраты на его возобновление или замену другим ресурсом.

По естественному состоянию природные ресурсы делятся на три большие группы:

- к первой относятся ресурсы недр (уголь, нефть, природный газ, разнообразные руды, строительные материалы).

- ко второй — биологические и земельные ресурсы (лес, птицы, звери, рыбы).

- к третьей группе относят энергию рек, ветра, солнца, подземные источники тепла, силу морских приливов и отливов.

Минеральные ресурсы включают почти 200 видов, они исчерпаемы.

По направленности использования ресурсы делятся на три группы:

- топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф);

- металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов);

- неметаллические (химическое сырье, технические руды, строительное сырье).

По степени разведанности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории — А, В, С1, и С2, характеризующиеся различной степенью изученности:

- запасы категории А изучены и детально разведаны;

- запасы В и С1 — разведаны с относительно меньшей детальностью;

- запасыС2 — оценены предварительно.

Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы.

По своему хозяйственному значению запасы полезных ископаемых делятся на две группы:

- балансовые (кондиционные) - это те запасы, использование которых экономически целесообразно в настоящее время и которые удовлетворяют промышленным требованиям;

- забалансовые (некондиционные) - это те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей низкого содержания ценного компонента, особой сложности условий эксплуатации, необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

Экономическая оценка природных ресурсоввключает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизни и деятельности человека.

Параметры экономической оценки природных ресурсов:

- масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами;

- качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации;

- мощность пластов и условия залегания;

- хозяйственное значение;

- годовой объем добычи.

5.2 Приоритетные направления обеспечения национальной
безопасности РФ в сфере использования, воспроизводства
природных ресурсов и охраны окружающей среды

Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности в сфере природопользования:

- совершенствование системы управления природопользованием;

- развитие института государственной собственности на природные ресурсы;

- реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем экологических ограничений и лицензирования природопользования;

- проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджета;

- совершенствование экономических и финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов;

- развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля над использованием и охраной природных ресурсов;

- проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды:

- экологически обоснованное размещение производительных сил;

- экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

- экологически безопасное развитие сельского хозяйства;

- расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- улучшение качества продуктов питания; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов.

Совершенствование хозяйственного механизма в сфере охраны окружающей средыпредполагает:

- развитие методов экономической оценки негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды;

- совершенствование платежей за загрязнение окружающей природной среды;

- последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

- выделение и реабилитация территорий с опасными изменениями качества окружающей природной среды;

- усиление деятельности по сохранению биологического разнообразия, экосистем и ландшафтов;

- распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды;

- поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем;

- обоснование и проведение внешней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России и отдельных регионов страны.

Цели Национального плана действий по охране окружающей среды:

- оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации и отдельных ее регионах;

- снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения;

- сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы;

- эффективное участие России в международной природоохранной деятельности.

Задачи, решение которых обеспечивает реализацию поставленных целей Национального плана действий по охране окружающей среды:

- решение непосредственно экологических проблем федеральной и региональной значимости;

- создание на федеральном и региональном уровнях механизма снижения антропогенного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;

- совершенствование механизма привлечения инвестиций для реализации проектов и программ природоохранного назначения.

Принципы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития экономики регионов:

- приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от негативного воздействия факторов окружающей природной среды;

- приоритет вопросов охраны окружающей среды при принятии политических и экономических решений;

- совершенствование природоохранительного законодательства и экологических стандартов при проведении экономических реформ;

- установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности федеральных и региональных органов управления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состояние окружающей среды и природных ресурсов;

- сочетание административных и экономических методов для предотвращения деградации и загрязнения окружающей природной среды;

- участие в международном и межрегиональном сотрудничестве для решения российских и международных экологических проблем (региональных, трансграничных и глобальных).

6 РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА

6.1 Региональные финансы – составная часть финансовой системы России

Государственные финансы включают финансы федеральных органов власти и финансы органов власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве их доходных источников и взаимодействии по поводу достижения сбалансированности с расходами.

Региональные финансы (в широком смысле) представляют собой систему экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Региональные финансы (в узком смысле) — это совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Функции региональных финансов:

- функция проведения социальной политики государством через региональные финансы;

- функция выравнивания уровней социального и экономического развития территорий;

- функция осуществления помощи местным органам власти в обеспечении комплексного развития регионов.

Структура региональных финансов:

- региональные бюджеты;

- средства субъектов хозяйствования;

- территориальные внебюджетные фонды.

К региональным бюджетам относятся бюджеты субъектов Федерации (республик в составе РФ, автономных округов, автономной области, городов федерального подчинения, краев, областей) и местные (муниципальные) бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти).

К средствам субъектов хозяйствования относятся:

- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (в первую очередь это предприятия жилищно-коммунального хозяйства);

- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Источниками формирования территориальных внебюджетных фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из централизованных внебюджетных фондов и др. Как правило, внебюджетные фонды имеют целевое назначение.

6.2 Региональные бюджеты – главная финансовая база
региональных органов власти

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Региональные бюджетные системы являются результатом административно-территориальной организации России. Большинство региональных бюджетных систем своей структурой, набором подсистем внутренними взаимосвязями повторяют структуру и взаимосвязи соответствующих административно-территориальных единиц, их уровней и органов управления. Региональная бюджетная система является составной и обособленной в рамках закона частью общегосударственной бюджетной системы.

Элементы региональных бюджетных систем:

- региональные бюджеты;

- региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности;

- региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.

Основные функции региональных бюджетных систем:

- закрепление способов движения налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение) и методов регулирования, возникающих при этом отношений;

- аккумулирование и использование в бюджетных средств в общерегиональных целях;

- финансирование выполнения региональными органами власти своих представительских и исполнительских полномочий с соблюдением требований официальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней;

- самообеспечение внутрирегиональных социальных программ;

- формирование инфраструктуры территории (дороги, инженерные сети и коммуникации и др.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей;

- регулирование состояния и использования природного потенциала (земля, воды, недра, животный и растительный мир, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.

- стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения.

Уровни бюджетной системы РФ:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Принципами построения региональных бюджетов и внебюджетных фондов являются принцип реальности, гласности, единства и полноты.

Доходы региональных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и регионального фондов финансовой поддержки регионов.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов РФ;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.