Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И устойчивой социальной политики в регионе




Механизмы реализации конкурентоспособной

 

Основой социальной политики в регионе является социально-экономическая политика по развитию социальной инфраструктуры и социальной структуры, обеспечению условий жизнедеятельности (регулированию трудовых отношений, воспроизводства рабочей силы, условий труда, уровня жизни, доходов). В таком понимании социальная политика в регионе реализуется посредством управляющего воздействия на те или иные отрасли социальной сферы. Социальная сфера региона определяется как комплексная система, состоящая из двух взаимосвязанных составляющих подсистем: социальная структура общества и условия жизнедеятельности, включающие в себя в качестве достаточно самостоятельного компонента социальную инфраструктуру. Реализация социальной политики в регионе осуществляется через придание социальной направленности региональной экономике. Выгодное положение ряду регионов позволило на старте рыночного развития извлечь определённые выгоды для формирования и реализации, достаточно устойчивой и сильной социальной политики. Устойчивость социальной системы показатель конкурентоспособности социальной политики. Реализуемая концепция социально-экономического развития регионов должна включать и показатели конкурентоспособности социальной политики в регионе. Разработанные на основе этой концепции программы проходят экспертизу с точки зрения устойчивости проводимых социальных реформ. От устойчивости социальной политики зависит благосостояние населения и политическая стабильность в регионе.

Поддержание конкурентоспособности социальной политики в регионе наиболее эффективная мера обеспечения конкурентоспособности региона в целом. В свою очередь, конкурентоспособность региона зависит от его географического положения, наличия природных ресурсов, научно-технического потенциала и транс портных коммуникаций, сбалансированности бюджетно-финансовой системы, обеспеченности механизмами привлечения инвестиций, развитости рыночной инфраструктуры, благоприятной экологической обстановки, а также от политики федеральных органов власти по отношению к конкретному региону и протекционистских возможностей региональных органов власти.

Конкурентоспособность социально-экономической политики в регионе зависит от конкурентоспособности районов, городов, отраслей, предприятий и организаций. Устойчивость социальной политики зависит от успешного противодействия тенденциям ухудшения демографической ситуации, негативным проявлениям де популяции населения, обнищания большой части населения и резкому расслоению общества по уровню доходов, роста безработицы, межнациональным конфликтам и другим негативным тенденциям.

Оценку конкурентоспособности социальной политики регионов нужно начинать с типологизации регионов по составляющим показателям, характеризующим социальную политику в регионах. Приводимая ныне типология регионов по уровню и темпам роста номинальных доходов населения, уровню и тенденциям изменения покупательной способности, соотношению денежных доходов и прожиточного минимума не дают полной картины состояния социальной политики в регионе.

Таким образом, сегодня федеральная социальная политика на практике реализуется чрезвычайно слабо и непоследовательно и не сориентирована на региональную специфику. Эта ситуация вызывает необходимость уточнения курса социально-экономического развития страны в сторону перехода к качественно новому курсу в разграничении полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением в вопросах реализации социальной политики.

Постоянно возникающие конфликты между федеральными и региональными органами власти и их лидерами по проблемам развития социальной сферы требуют децентрализации управления её отраслями (система образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и др.) и компонентами социальной сферы (социальная структура, социальная инфраструктура и условия жизнедеятельности), имеющей федеральное подчинение. По данным опроса экспертов в марте 1998 года (N = 97) в Чебоксарах 56,4 процента высказали отрицательное от ношение к региональной социальной политике Центра, лишь 24,3 процента выразили положительную или нейтральную оценку; 19,3 процента затруднились ответить. 49,7 процента экспертов считают субъекты Федерации самостоятельными на практике в вопросах управления всей социальной сферой региона, 31,1 процента из них расценили фактические возможности регионов в указанном вопросе как отрицательные, остальные затруднились высказать своё мнение. На открытые вопросы о причинах отсутствия возможностей у региона были даны ответы, редакция которых сводилась к следующим вариантам:

• «Отсутствуют критерии и механизмы практического разграничения полномочий и ответственности Центра и регионов по проблемам управления социальной сферой регионов»;

• «Нежелание Центра передавать полномочия субъектам Федерации и брать ответственность на себя»;

• «Отсутствие или низкая степень взаимодействия федеральных и региональных органов власти по проблемам управления социальной сферой регионов».

Примерно такие же ответы получены в сентябре 2000 года.

Реализацию социальной политики на местном уровне муниципальные органы власти осуществляют воздействием на социальную инфраструктуру местного значения, а также применением социальных льгот и предоставляемых услуг. В основе этого механизма лежит принцип адресности, который нацеливает действия государственных органов власти на применение конкретных мер социальной политики по отношению к строго определённой группе населения.

Проблемы реализации социальной политики в регионах волнуют все слои общества, поэтому при принятии ответственных решений, особенно вопросов, связанных с ликвидацией и реорганизацией крупных отраслей и элементов социальной сферы региона, должна проводиться представительная экспертиза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.