Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей




Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации послед­ствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональ­ной подготовки спасателей.

Спасатель должен уметь:

— подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содер­
жать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;

— подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной
и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;

— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

— перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные пре­
грады, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;

— пользоваться средствами пожаротушения;

— оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;

— определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) раз­
вития ЧС;

— рационально и безопасно строить свою работу;

— проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и
специальной техники;

— извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопас­
ное место;

— оказывать первую помощь пострадавшим;

— оказывать самопомощь;

— проводить разборку завалов;

— выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;

— осознавать степень риска;

— взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздей­
ствии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство,
отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);

— осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте,
по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;

Содержание | Index 157


Глава 1 Общие вопросы

Содержание | Index 158

— выполнять водолазные работы;

— выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;

— выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в
условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера;

— ориентироваться на местности;

— выживать в ЧС;

— организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;

— отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, элек­
троэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный ха­
рактер;

— проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями,
продовольствием;

— локализовывать распространение ЧС;

— выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возник­
новения;

— пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и
пунктами приготовления пищи;

— выбирать оптимальные способы работы и средства труда;

— выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоцио­
нальных нагрузок;

— работать в условиях личного риска;

— работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера;

— осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;

— работать в различных рабочих позах;

— работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;

— оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать па­
нические настроения и брать на себя роль лидера;

— быстро восстанавливаться.

Спасатель должен знать:

— причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного ха­
рактера;

— терминологию;

— права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требо­
вания, предъявляемые к спасателям;

— структуру МЧС России;

— правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособле­
ний, применяемых при проведении ПСР;

— правила хранения и эксплуатации средств защиты;

— правила и инструкции по технике безопасности;

— технические характеристики используемого оборудования, техники, инструмен­
тов, приспособлений;

— правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;

— приемы, методы и способы поиска пострадавших;

— сигнализацию, условные знаки, коды;

— правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелаж­
ных работ;

— правила проведения разведки;

Содержание | Index 158


Глава 1 Общие вопросы

Содержание | Index 159

— способы и приемы определения наличия поражающих факторов;

— приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;

— водолазные спасательные технологии;

— дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиа­
ция, световая энергия, температура, АХОВ и т.д.);

— время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;

— методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;

— приемы оказания первой медицинской помощи;

— приемы оказания самопомощи и самоспасения;

— правила эксплуатации средств связи и оповещения;

— оптимальные способы перемещения в различных условиях;

— основы выживания в неблагоприятных условиях;

— правила организации временных лагерей, привалов;

— способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транс­
портных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;

— способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-
под лавин, селей, обвалов, снега;

— способы ориентации на местности;

— способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминиро­
ванных участков;

— правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценно­
стей;

— способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;

— особенности работы с привлечением кинологической службы;

— виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на
пострадавших;

— правила организации рабочего места;

— основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;

— ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;

— способы защиты от современных средств поражения;

— правила организации эвакуации пострадавших и населения;

— особенности региона ответственности;

— основы психологии и педагогики;

— способы восстановления;

— правила взаимодействия.

Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать спе­цифическими, присущими только этой профессии, следующими основными профес­сиональными качествами:

— длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших
физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;

— быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при
наличии реальной и потенциальной опасности;

— самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом
работы других спасателей, техники и оборудования;

— оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях пло­
хой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, за-
дымленности и других отвлекающих факторов;

— оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;

— адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

Содержание | Index 159


Глава 1


Общие вопросы


 


Содержание | Index



— одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;

— воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуко­
вую информацию;

— переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональ­
ные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые
нагрузки, ощущения, впечатления;

— уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;

— соизмерять свои силы с предстоящей работой;

— определять расстояние между предметами;

— переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напря­
жения;

— самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при
изменении ситуации;

— быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных ре­
акций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;

— подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;

— обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самоо­
бладанием, ответственностью и коллективизмом;

Схема поэтапной профессиональной подготовки специалистов ПСФ МЧС России



 


 


Содержание | Index



Глава 1 Общие вопросы

Содержание | Index 161

— согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;

— выполнять работы безопасно;

— накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;

— быть готовым к взаимопониманию, состраданию.

Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторон­ности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специаль­ности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.

Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается клас­сификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласо­ванными с Министерством труда РФ.

«Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя пер­вого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или сви­детельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спаса­тельных работах за рубежом или в команде, занявшей первое — третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.

«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не ме­нее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; от­вечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не ме­нее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спаса­тельных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специаль­ностей спасателя.

«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.

Для получения квалификации спасатель должен владеть специальностями из ни­жеследующего перечня:

«Спасатель первого класса»: специальная курсовая подготовка или подготовка на жетон «Спасательный отряд», инструктор-методист по альпинизму, инструктор-ме­тодист по туризму, инструктор по подводному спорту, инструктор авиапожарной ко­манды, инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий, инструктор-водолаз; ма­стер-водолаз; спортсмен-разрядник по пятиборью спасателей; альпинист, турист, спе­леолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др. не ниже второго разряда.

«Спасатель второго» и «третьего класса»: пожарный-десантник, пожарный-па­рашютист, пожарный (респираторщик), газоспасатель, врач, фельдшер, кинолог, спа­сатель воздушного транспорта, начальник спасательного отряда альпинистской базы, инженер (техник) по аварийно-спасательным работам, водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов, механик-водитель, взрывник, пиротехник, машинист земле­ройной или строительной техники, аквалангист, водолаз, стропальщик, такелажник, газорезчик, газосварщик, монтажник-высотник, радиотелеграфист, радиооператор,

Содержание | Index 161


Глава 2 Профессиональная подготовка спасателей МЧС России

Содержание | Index 162

электромеханик связи, медсестра, повар, матрос, судоводитель, оператор насосных станций, горнопроходчик, планшетист, электромонтер, машинист грузоподъемной тех­ники.

Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и под­держания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации послед­ствий ЧС природного и техногенного характера в МЧС России разработана многоу­ровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профес­сионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и профессиональное непрерывное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.