Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поисково-спасательные работы при ЧС на автомобильном транспорте




Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических по­следствий и материальному ущербу принадлежит механическим транспортным сред­ствам, а бесспорным лидером является автомобильный транспорт.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на автодорогах в ре­зультате аварий и катастроф ежегодно в мире погибает более 300 тысяч человек, по­лучает ранения около 8 млн. человек. В США ежегодно в автокатастрофах погибают 55 тысяч человек, увечья получают 2 млн. человек, материальные потери составляют 12-13 млрд. долларов.

В России ежегодно регистрируется более 160 тысяч ЧС на автотранспорте, при этом погибают 30-35 тысяч человек, становятся инвалидами 180-190 тысяч человек, материальный ущерб составляет сотни миллиардов рублей.

Мировая статистика последних лет свидетельствует об устойчивой тенденции ро­ста числа и тяжести последствий дорожно-транспортных ЧС.

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется ситуация, возникшая при движении механических транспортных средств и повлекшая за собой травмиро­вание или гибель людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений.

К механическим транспортным средствам относятся: автомобили, мотоциклы, мо­тороллеры, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамваи, троллейбусы, трактора и другие самоходные механизмы.

Основными причинами ЧС на автотранспорте являются столкновения (37,9%), на­езды (37,1%), опрокидывания (16,1%), прочие (8,9%).

В городах и населенных пунктах происходит 60%, а на автострадах — 40% аварий и катастроф, причем на автострадах автомобили чаще всего переворачиваются, в горо­дах и населенных пунктах — сталкиваются. Последствия ЧС на автострадах, как прави­ло, тяжелее, чем в населенных пунктах и городах. Максимум ЧС приходится на июнь-сентябрь (пик — август), преимущественно на пятницу в период с 16 до 22 часов.

ДТП могут возникать по вине водителей или пешеходов, по причине технической неис­правности транспортного средства или дорож­ной регулировочной системы, низкого каче­ство дорожного покрытия, по независящим от водителей, пешеходов, транспортных средств причинам.

Характерными особенностями ЧС на авто­транспорте являются внезапность, практиче­ски мгновенная остановка транспортного сред­ства, его деформация, заклинивание дверей. В ряде случаев автомобильные аварии сопро­вождаются взрывами, пожарами, выбросами Распределение ДТП по причинам


Содержание | Index



Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ


 


Содержание | Index



 



 


Основные факторы некачественных дорог, приводящие к ДТП

отравляющих веществ, попаданием автомобилей в пропасть, воду. Нередки случаи попадания автотранспортных средств в лавины, селевые потоки, под снегопады и кам­непады. Эти ЧС отличаются тяжелыми и трагическими последствиями.

Аварии на автотранспорте приводят к травмированию и гибели людей. Типичными травмами автодорожных ЧС — следствием внезапного динамического удара, взрыва, пожара — являются ушибы, переломы костей, сотрясение головного мозга, поврежде­ния внутренних органов, ожоги.

Чрезвычайные ситуации на автотранспорте отличается многообразием причин воз­никновения, условий протекания и последствий.

Наиболее частыми из них являются столкновения (лобовые, боковые, касательные).

Лобовое столкновение происходит при встречном движении автомобилей. Оно приводит к деформации передней (лобовой) части транспортного средства, резкой остановке движения, заклиниванию дверей, прижатию (зажатию) людей в салоне или кабине, нарушению целости стекол. Степень деформации транспортного средства и


Содержание | Index



Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 342

уровень травмирования находящихся в кабине или салоне людей зависят от скорости движения и массы столкнувшихся автомобилей.

При лобовом столкновении двух легковых автомобилей, едущих со скоростью 60 км/ч, возникает деформация передней части; водителя придавливает к рулевому ко­лесу, а пассажиров — к элементам салона. Длина автомобиля уменьшается на 0,5 м. Увеличение скорости до 120 км/ч приводит к деформации практически всех узлов автомобиля, зажатию людей в салоне.

Боковое столкновение является следствием удара лобовой части одного автомо­биля в боковую сторону другого. Результат этого — деформация дверей и кузова, за­жатие людей. Иногда автомобиль, получивший боковой удар, опрокидывается. Наи­более опасно боковое столкновение для людей, находящихся с той стороны салона, в которую пришелся удар.

Касательное столкновение возникает при встречном движении или при движении в одном направлении. Автомобили сталкиваются боковыми поверхностями. При этом травмируются люди, деформируются соприкасающиеся боковые поверхности машин.

Наезд совершается на неподвижные (столб, дерево, стена, забор, автомобиль) или движущиеся (автомобиль, поезд, трамвай, трактор, велосипед) предметы. Он ха­рактеризуется резкой остановкой автомобиля, возникновением динамического удара большой силы, что приводит к деформации передней части, травмированию людей в салоне и кабине.

В ряде случаев причиной ЧС является наезд поезда, трамвая, троллейбуса на автомо­биль. Эти аварии сопровождаются особенно тяжелыми травмами и гибелью людей.

Опрокидывание — одна из очень часто встречающихся ЧС на автотранспорте. Возникает в результате бокового удара, резкого поворота, попадания автомобиля на наклонную крутую поверхность дорожной насыпи (обочины). Опрокидывание вызы­вает падение автомобиля на бок или на крышу. Особенно опасно, когда автомобиль переворачивается несколько раз. Это приводит к значительной деформации корпуса, крыши, зажатию людей в салоне, их выпадению и прижатию к земле, разливу топлива, взрыву, пожару.

Угрожающие размеры принимают аварии и катастрофы с участием специального автотранспорта, перевозящего яды, радиационно опасные, пожаро- и взрывоопасные продукты. Особенность таких аварий и катастроф заключается в том, что наряду с травмированием и гибелью людей после выбросов, разливов и взрывов подвергается заражению окружающая природная среда.

Как правило, автомобильные ЧС происходят на дорогах или в непосредственной близости от них. Это обеспечивает возможность быстрого прибытия спасателей и спе­циальной техники непосредственно к месту работ и оперативного их проведения. Ис­ключение составляют те случаи, когда транспортные средства попадают в снежную лавину, селевой поток, камнепад, обвал, снежный занос, а также при возникновении на дороге автомобильных пробок.

Содержание | Index 342


Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ


 


Содержание | Index



 



 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.