Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Показатели социальной дифференциации населения




Показатели социальной дифференциации населения.

Показатели расходов и потребление населением товаров и услуг.

 

Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, степень удовлетворения физических, материальных и духовных потребностей.

Выделяются две группы потребностей: потребность в материальных благах (в продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, жилище) и потребность в услугах (бытовых, медицинских, образования, культуры, искусства, транспорта, связи и т.д.).

В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает и условия жизни – условия труда, быта и досуга.

Условия труда – это совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека в процессе производственной деятельности. Сюда относят производственно-технические условия (оснащенность производства техникой и средствами безопасности труда, организация труда и т.д.), санитарно-гигиенические условия труда (влажность и чистота воздуха на производстве, цветовой фон оборудования и помещения, санитарное состояние предприятий, рабочих мест и т.п.), охрану труда (продолжительность рабочего дня, рабочей недели, устранение на производстве вредных условий труда, наличие современных средств безопасности и т.п.).

Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, парикмахерских, прокатных пунктов, ремонтных ателье и т.д.), состояние общественного транспорта, медицинского обслуживания, торговли и общественного питания.

Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – это часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных потребностей.

Уровень жизни населения – сложная и многогранная категория. Одной из важнейших задач статистического исследования уровня жизни населения является его комплексная оценка, анализ и прогнозирование.

Так, в рамках ООН исчисляется индекс человеческого развития, который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни населения. В российской статистике подобные расчеты стали производить недавно.

При отсутствии единого интегрального измерителя для оценки и анализа уровня жизни населения рассчитывается ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории. Эти показатели сгруппированы в следующие основные блоки.

1. Показатели доходов населения:

- совокупные, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые доходы;

- оплата труда;

- пенсии, стипендии, различные пособия;

- покупательная способность заработной платы, пенсий, стипендий, пособий.

2. Показатели расходов и потребления:

- денежные расходы;

- потребительские расходы;

- объем и структура потребления товаров и услуг;

- потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (по социально-демографическим группам населения);

- налоги;

- сбережения населения.

3. Показатели накопленного личного имущества и обеспеченности населения жильем:

- накопленное личное имущество (или накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах);

- обеспеченность населения жильем (количество общей и жилой площади, приходящейся на одного жителя);

- жилищные условия и благоустройство жилья.

4. Показатели социально-экономической дифференциации населения:

- показатели дифференциации доходов населения;

- прожиточный минимум;

- численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума (уровень бедности);

- минимальный размер заработной платы, пенсии;

- индекс глубины бедности;

- индекс остроты бедности.

5. Показатели, характеризующие условия жизнедеятельности населения:

- показатели обеспеченности населения объектами социально-культурного назначения (школами, детскими дошкольными и медицинскими учреждениями, театрами, библиотеками, объектами торговли и услуг);

- показатели развития инфраструктуры;

- показатели заболеваемости населения;

- показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

- число зарегистрированных преступлений,

6. Обобщающие показатели:

- валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт;

- индекс денежных доходов (по группам населения);

- индекс потребительских цен;

- индекс реальных доходов населения;

- уровень бедности;

- уровень безработицы;

- ожидаемая продолжительность жизни;

- младенческая смертность;

- уровень образования.

Многие показатели из приведенной системы используются не только для анализа и оценки уровня жизни населения, но и для характеристики социально-экономического развития страны, для международных сопоставлений социально-экономического развития разных стран, а также для разработки социальной программы государства и определения приоритетных направлений социальной защиты малообеспеченных слоев населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.