Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы. Употребление глагольных форм




Употребление собирательных и количественных числительных

Собирательные числительные употребляются:

1. со словами типа прохожий, больной, раненый, знакомый;

2. со словами мужского и общего рода (двое солдат, студентов (НО! Обратите внимание на разницу: На кафедру приходили двое студентов / два студентабродяга, неряха, задира, соня);

3. с существительными мужского рода на -а (дядя, мужчина, юноша);

4. в форме именительного падежа с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа (сани, перила, джинсы, сутки) – пятеро джинсов. Названия парных предметов не сочетаются с собирательными числительными (двое чулок, трое носков – это ошибка);

5. с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их трое, у вас троих, к вам двоим.

6. с названиями детенышей: трое верблюжат, котят, щенят.

Количественные числительные употребляются:

1. в косвенных падежах с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа (сани, перила, джинсы, сутки) – пяти джинсов;

2. в сочетании с существительными мужского рода, обозначающими животных (в том числе и молодых) (два волка, три медведя, два щенка);

3. в сочетании с существительными женского рода в И.п. и косвенных падежах (две подруги, три дамы – двух сестер, двух подружек);

4. при неодушевленных существительных в косвенных падежах: более двух суток, менее трех часов.

5. при одушевленных существительных в косвенных падежах допустимы варианты: трех солдат – троих солдат, двоих детей – двух детей.

6. У числительных обаобе наблюдается смешение основ мужского и женского рода. Нормативно при склонении числительного оба основа оканчивается на (обоих друзей), обе на (обеих подруг).

Вопросы и задания:

1. Какие прилагательные могут иметь краткую и полную форму и степени сравнения?

2. Каковы различия в лексическом и грамматическом значениях кратких и полных форм имен прилагательных?

3. Как образуется сравнительная степень имен прилагательных?

4. Как образуется превосходная степень имен прилагательных?

5. Как склоняются количественные числительные?

6. Как склоняются порядковые числительные?

7. С какими существительными не сочетаются собирательные числительные?

8. С какими существительными не сочетаются числительные оба / обе?

9. В каких случаях к личным местоимениям 3-го лица добавляется - н-?

Встречаются параллельные формы: выздоровеют – выздоровят, опостылеют – опостылят, опротивеют – опротивят. Первые в каждой паре формы – книжно-нормативные, вторые разговорные.

Глагол чтить имеет в 3-м лице множественного числа параллельные формы: чтят – чтут.

Существуют параллельные формы: полощет – по­лоскает, плещет – плескает, каплет – капает, кудахчет – кудахтает, колышет – колыхает, мурлычет – мурлыкает, машет – махает, рыщет – рыскает и др. Первые в каждой паре фор­мы книжные, вторые разговорные.

Различаются по смыслу такие формы: брызгает – брызжет, двигает – движет, капает – каплет, метает – мечет.

1) Брызгать – брызгает имеет значение “спрыскивать, окроп­лять”: брызгает водой, а брызгать – брызжет значит “разлетаться каплями, разбрасывать капли, сыпать брызгами”: грязь брызжет, искры брызжут.

2) Двигать – двигает значит “перемещать, толкая или таща что-нибудь”: двигает стул к окну, а двигать – движет (книжн.) значит также “побуждать, руководить”: им движет чувство сострадания. Сравним: Поезд двигается значит “приходит в движение”, а поезд движется – “находится в движении”.

3) Капать – капает значит “падать каплями, лить по ка­пле”: пот капает со лба, сестра капает лекарство в рюмку, а капать – каплет имеет значение “протекать”: крыша каплет.

4) Метает – мечет имеет значение “разбрасывать, направ­лять”: мечет грозные взоры, мечет гром и молнии, мечет икру; метать – метает значит “бросать, кидать”: метает копье, “прошивать стежками”: метает шов.

В парах видеть – видать, лазить – лазать, мерить – мерять, мучить – мучать, свистеть – свистишь, слышать – слыхать вто­рые формы присущи разговорной речи.

В парах обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномо­чивать – уполномачивать и некоторых других вторые формы (с корневым а) носят разговорный характер. Однако большинство подобных вариантов противопоставлено как устаревшие и современные: оспоривать (устаревш.)оспаривать, удостоиватьудостаивать, успокаиватьуспокаивать и т.п.

В парах колонизовать – колонизировать, популяризовать – популяризировать, рационализовать – рационализировать, сигнализовать – сигнализировать и т.п. (с суффиксами -изова-/-изирова-) более употребительны вторые формы.

Из формы гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул и т.п. (с суффиксом -ну- или без него в прошедшем времени) чаше упот­ребляется первая форма.

Формы что-то белеет – что-то белеется различаются тем, что первая (без аффикса - ся) имеет только одно значение “становиться белым”, а вторая (возвратная) имеет значе­ние “выделяться своим белым цветом”. Сравним: Серебро от времени чернеет. – Вдали чернеется лес. Возвратные формы встречаются в разговорной речи.

Различаются также формы грозить – грозиться, звонить – звониться, стучать – стучаться. Возвратным формам присуще значение большей интенсивности действия. Эти формы характерны для разговорной речи.

Некоторые глаголы на -нуть образуют вариантные формы — с суффиксом -ну и нулевым суффиксом: возникнутьвозникнул и возник; исчезнутьисчезнул и исчез; привыкнутьпривыкнул и привык. В последнее время предпочтение отдается вариантам с нулевым суффиксом.

У большинства же изобилующих глаголов формы на -ат, -ут яв­ляются нейтральными, а на -ают — разговорными: машут — махают, хнычут — хныкают, мучат — мучают.

У некоторых глаголов существуют особенности при образовании форм лица, в частности — отсутствие формы 1-го лица единственного числа. Причины этого — или в структуре, или в семантике глагола. С точки зрения структуры (появления несовместимых для русского языка сочетаний звуков) не образуют форм 1-го лица глаголы с основой на -д, -т, -з, -с: победить, убедить, чудить, ощутить, галдеть, пылесосить, дерзить, шелестеть.

Семантическими причинами, препятствующими образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа могут быть:

(а) бессубъектность действия, т.е. речь идет о безличных глаголах: вечереть, рассветать, знобить, нездоровиться;

(б) несоотносимость с действием человека: ржаветь, зазеленеть, теплеть;

(в) совместность действия: сбегаться, столпиться, разлетаться, скопиться.

Такие глаголы называют недостаточными.

Не имеют формы повелительного наклонения глаголы: ехать (ближайшая императивная форма — поезжай), мочь, хо­теть, видеть, слышать, жаждать и др.

Из форм причастий забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвишй, приплетший – приплёвший в нормативной речи используются первые в каждой паре.

Из форм деепричастий взяв – взявши, встретив – встре­тивши и т.д. (на - в и на - вши) рекомендуются первые в каждой паре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.