КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы. Употребление глагольных форм
Употребление собирательных и количественных числительных Собирательные числительные употребляются: 1. со словами типа прохожий, больной, раненый, знакомый; 2. со словами мужского и общего рода (двое солдат, студентов (НО! Обратите внимание на разницу: На кафедру приходили двое студентов / два студента – бродяга, неряха, задира, соня); 3. с существительными мужского рода на -а (дядя, мужчина, юноша); 4. в форме именительного падежа с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа (сани, перила, джинсы, сутки) – пятеро джинсов. Названия парных предметов не сочетаются с собирательными числительными (двое чулок, трое носков – это ошибка); 5. с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их трое, у вас троих, к вам двоим. 6. с названиями детенышей: трое верблюжат, котят, щенят. Количественные числительные употребляются: 1. в косвенных падежах с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа (сани, перила, джинсы, сутки) – пяти джинсов; 2. в сочетании с существительными мужского рода, обозначающими животных (в том числе и молодых) (два волка, три медведя, два щенка); 3. в сочетании с существительными женского рода в И.п. и косвенных падежах (две подруги, три дамы – двух сестер, двух подружек); 4. при неодушевленных существительных в косвенных падежах: более двух суток, менее трех часов. 5. при одушевленных существительных в косвенных падежах допустимы варианты: трех солдат – троих солдат, двоих детей – двух детей. 6. У числительных оба — обе наблюдается смешение основ мужского и женского рода. Нормативно при склонении числительного оба основа оканчивается на -о (обоих друзей), обе — на -е (обеих подруг).
Вопросы и задания: 1. Какие прилагательные могут иметь краткую и полную форму и степени сравнения? 2. Каковы различия в лексическом и грамматическом значениях кратких и полных форм имен прилагательных? 3. Как образуется сравнительная степень имен прилагательных? 4. Как образуется превосходная степень имен прилагательных? 5. Как склоняются количественные числительные? 6. Как склоняются порядковые числительные? 7. С какими существительными не сочетаются собирательные числительные? 8. С какими существительными не сочетаются числительные оба / обе? 9. В каких случаях к личным местоимениям 3-го лица добавляется - н-? Встречаются параллельные формы: выздоровеют – выздоровят, опостылеют – опостылят, опротивеют – опротивят. Первые в каждой паре формы – книжно-нормативные, вторые – разговорные. Глагол чтить имеет в 3-м лице множественного числа параллельные формы: чтят – чтут. Существуют параллельные формы: полощет – полоскает, плещет – плескает, каплет – капает, кудахчет – кудахтает, колышет – колыхает, мурлычет – мурлыкает, машет – махает, рыщет – рыскает и др. Первые в каждой паре формы книжные, вторые – разговорные. Различаются по смыслу такие формы: брызгает – брызжет, двигает – движет, капает – каплет, метает – мечет. 1) Брызгать – брызгает имеет значение “спрыскивать, окроплять”: брызгает водой, а брызгать – брызжет значит “разлетаться каплями, разбрасывать капли, сыпать брызгами”: грязь брызжет, искры брызжут. 2) Двигать – двигает значит “перемещать, толкая или таща что-нибудь”: двигает стул к окну, а двигать – движет (книжн.) – значит также “побуждать, руководить”: им движет чувство сострадания. Сравним: Поезд двигается значит “приходит в движение”, а поезд движется – “находится в движении”. 3) Капать – капает значит “падать каплями, лить по капле”: пот капает со лба, сестра капает лекарство в рюмку, а капать – каплет имеет значение “протекать”: крыша каплет.
4) Метает – мечет имеет значение “разбрасывать, направлять”: мечет грозные взоры, мечет гром и молнии, мечет икру; метать – метает значит “бросать, кидать”: метает копье, “прошивать стежками”: метает шов. В парах видеть – видать, лазить – лазать, мерить – мерять, мучить – мучать, свистеть – свистишь, слышать – слыхать вторые формы присущи разговорной речи. В парах обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать и некоторых других вторые формы (с корневым а) носят разговорный характер. Однако большинство подобных вариантов противопоставлено как устаревшие и современные: оспоривать (устаревш.) — оспаривать, удостоивать — удостаивать, успокаивать — успокаивать и т.п. В парах колонизовать – колонизировать, популяризовать – популяризировать, рационализовать – рационализировать, сигнализовать – сигнализировать и т.п. (с суффиксами -изова-/-изирова-) более употребительны вторые формы. Из формы гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул и т.п. (с суффиксом -ну- или без него в прошедшем времени) чаше употребляется первая форма. Формы что-то белеет – что-то белеется различаются тем, что первая (без аффикса - ся) имеет только одно значение – “становиться белым”, а вторая (возвратная) имеет значение “выделяться своим белым цветом”. Сравним: Серебро от времени чернеет. – Вдали чернеется лес. Возвратные формы встречаются в разговорной речи. Различаются также формы грозить – грозиться, звонить – звониться, стучать – стучаться. Возвратным формам присуще значение большей интенсивности действия. Эти формы характерны для разговорной речи. Некоторые глаголы на -нуть образуют вариантные формы — с суффиксом -ну и нулевым суффиксом: возникнуть — возникнул и возник; исчезнуть — исчезнул и исчез; привыкнуть — привыкнул и привык. В последнее время предпочтение отдается вариантам с нулевым суффиксом. У большинства же изобилующих глаголов формы на -ат, -ут являются нейтральными, а на -ают — разговорными: машут — махают, хнычут — хныкают, мучат — мучают. У некоторых глаголов существуют особенности при образовании форм лица, в частности — отсутствие формы 1-го лица единственного числа. Причины этого — или в структуре, или в семантике глагола. С точки зрения структуры (появления несовместимых для русского языка сочетаний звуков) не образуют форм 1-го лица глаголы с основой на -д, -т, -з, -с: победить, убедить, чудить, ощутить, галдеть, пылесосить, дерзить, шелестеть.
Семантическими причинами, препятствующими образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа могут быть: (а) бессубъектность действия, т.е. речь идет о безличных глаголах: вечереть, рассветать, знобить, нездоровиться; (б) несоотносимость с действием человека: ржаветь, зазеленеть, теплеть; (в) совместность действия: сбегаться, столпиться, разлетаться, скопиться. Такие глаголы называют недостаточными. Не имеют формы повелительного наклонения глаголы: ехать (ближайшая императивная форма — поезжай), мочь, хотеть, видеть, слышать, жаждать и др. Из форм причастий забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвишй, приплетший – приплёвший в нормативной речи используются первые в каждой паре. Из форм деепричастий взяв – взявши, встретив – встретивши и т.д. (на - в и на - вши) рекомендуются первые в каждой паре.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |