Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI.8. Методы формирования региональных ресурсов для туризма




VI.7. Стандартная схема региональной программы развития туризма

Стандартная схема региональной программы развития туризма может быть заимствована из российского опыта. Приведем для примера структуру «Республиканской целевой программы «Развития туризма в Республике Карелия на 2000-2002 годы» (1999).

  1. Основания для разработки программы
  2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
  3. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
  4. Основные направления туристских потоков
  5. Центры туристской активности и пути их развития
  6. Система программных мероприятий
  7. Ресурсное обеспечение программы
  8. Механизм реализации Программы
  9. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
  10. Программные мероприятия

Достоинство такой структуры – полное соответствие указаниям Минэкономики РФ (1995) о примерном содержании целевых комплексных программ. Особенно отчетливо это выражено в содержании последних разделов программы. Главный недостаток программы – ориентация преимущественно на государственные методы регулирования процессов экономического развития, явная недооценка потенциала рыночных и партнерских методов координации.

Для сравнения здесь же можно привести пример структуры Стратегического плана развития туризма Шотландии (ScottishTourismNationalStrategicPlan ( 1994).

1. Цели

2. Предпосылки (характеристика индустрии туризма в Шотландии; ситуация на международном рынке; структура внутреннего рынка; сильные и слабые стороны, возможности и риски)

3. Концепция (основные принципы и приоритеты; сезонность; маркетинг на зарубежном, британском и внутреннем рынках; гостиничная инфраструктура; места, привлекающие туристов; природная среда)

4. Активный отдых (спорт; развлечения; искусство; события)

5. Подготовка кадров (развитие системы профильного образования; повышение профессиональных стандартов; расширение доступа к высококачественному образованию)

6. Обслуживание (работа с посетителями; гарантии качества обслуживания; питание; розничная торговля; информационные технологии)

7. Транспорт

8. Другие вопросы (координация с европейскими программы; фискальная политика, согласование деятельности на локальном уровне)

Легко заметить рыночную ориентацию шотландской Программы. Обратим внимание и на ее другие достоинства: большое значение, придаваемое работе с людскими ресурсами; стремление к достижению согласованности действий как на международном, так и локальном уровнях.

Поскольку развитие программного метода управления на достигнутом уровне не останавливается, ниже приводится приемлемый, с нашей точки зрения, план региональной программы, учитывающий современный уровень понимания туризма как межотраслевой сферы деятельности, регулируемой разными, в т.ч. рыночными и сетевыми методами.

1. PEST-анализ (Политические, экономические, социальные и технологические предпосылки развития туризма в регионе)

2. SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и риски, связанные с развитием туризма)

3. Аудит ресурсов (критическая оценка ценности имеющегося потенциала с учетом освоенных и возможных способов его использования в туристском производстве)

4. Маркетинговый анализ (современное состояние и тенденции на рынках туристского предложения и спроса)

5. Главные проблемы, на решение которых может быть ориентирована программа

6. Обзор отечественного и зарубежного опыта решения сходных проблем

7. Концепция программы (цели, ключевые идеи в сравнении с аналогами, элементы новизны, приоритеты, принципы, базовые сценарии реализации для возможных вариантов изменения внешних условий)

8. Задачи и этапы по основным направлениям достижения целей программы

9. Методы и технологии реализации программы (ресурсное обеспечение, способы производства, технологические цепи, сезонные циклы, информационные и коммуникационные технологии, в т.ч. PR-сопровождение программы)

10. Кадровое обеспечение программы (подготовка, переподготовка, мотивация)

11. Механизмы управления программой (информационная инфраструктура, средства коммуникации между субъектами деятельности, процедуры согласования действий)

12. Способы оценки эффективности и корректировки программы

13. Методы предотвращения негативных последствий от реализации программы

14. Базовые и приоритетные проекты, обеспечивающие запуск и реализацию программы

ЗАДАНИЕ: Предложите редакцию примерной структуры региональной программы развития туризма, которая бы учитывала положение и интересы организации, в которой Вы работаете.

В параграфе VI.4. говорилось о том, что успех развития регионального туризма зависит не столько от количества, сколько от качества объектов возможного посещения туристами. Это качество во многом определяется творческими усилиями специалистов, участвующих в соответствующей работе. Их профессионализм зависит от владения ситуацией на туристском рынке, и, что еще более важно, от способности к творческому ресурсному осмыслению имеющегося у региона потенциала.

В данном случае уместно вспомнить характерный пример Шотландии. Этот регион в своем продвижении на международный туристский рынок сделал упор вовсе не на количество памятников и примечательных мест. Ставка делалась на так называемые уникумы, даже если достоинства соответствующих объектов иногда приходилось сильно преувеличивать, выращивать, а иногда и придумывать. Так, в категорию туристских ресурсов попали районы бытования реликтовых (дороманских) диалектов; так называемые туристские пути (touristtrails), живописные ландшафты (scenery), связанные с творчеством Вальтера Скотта; с местной мифологией – оз.Лох Несс.

Можно привести немало примеров того, как ресурсы для культурного туризма возникли в результате не столько их поиска, сколько их проектирования. Для Шотландии, прежде всего, это визит-центры при промышленных предприятиях. Интересны примеры аналогичного творчества в Финляндии: город Кеми стал центром зимнего туризма, благодаря строительству уникального Ледяного замка; город Кухмо стал центром музыкального туризма, благодаря концертному залу с якобы лучшей в Европе акустикой.

Если могут быть выделены три источника формирования и преумножения культурных ресурсов для туризма: поисковые научные исследования, интерпретация их результатов, творческий вымысел, то можно утверждать, что современный туризм развивается на основе синтеза всех этих трех элементов.

Выявление ресурсов - это только первая фаза запуска региональных программ. Другая группа задач связана с определением форм и методов вовлечения и доставки ресурсов в сферу туристского производства. За это отвечает туристская инфраструктура. Ввиду особого значения, в некоторых случаях она рассматривается как важнейший ресурс туризма, однако это оправданно, с нашей точки зрения, только в том случае, если туристская инфраструктура формируется с учетом национальных или региональных культурных традиций, когда сами ее объекты или элементы этих объектов могут быть средствами привлечения туристов.

Примерами объектов инфраструктуры, одновременно являющихся культурными ресурсами, могут служить архаичные средства размещения, транспорта, связи, сервиса, участки старинных дорог и т.п. Вспомним о непреодолимом стремлении туристов, приезжающих в Шотландию, останавливаться в частных домах, а не в комфортабельных отелях, а туристов, приезжающих в Монголию, ночевать в юртах и передвигаться гужевым транспортом… Таким образом, «окультуривание» традиционной, пусть даже кажущейся устаревшей и не совершенной, туристской инфраструктуры – один из методов наращивания туристских ресурсов.

ЗАДАНИЕ: Опишите уже существующий в Вашем городе или воображаемый пример совпадения понятий ресурс и туристская инфраструктура в сфере общепита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.