Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параграф 12. Либо играем, либо заседаем! 1 страница




 

Какими бывают системы ученического самоуправления? Ответ на этот вопрос поможет понять, какая модель самоуправления подойдёт каждой конкретной школе. Профессор и его юные друзья продолжают разговор, начатый на прошлой встрече.

 

Вася Активистов: Профессор, я знаю, с чего мы начнём! Помнится, Федя обещал рассказать своему директору об опыте самоуправления в Германии. Интересно, что из этого вышло?

Федя Пессимистов: Держись за стул! Директор решил создать Школьную Республику!

Вася Активистов: Что-что он решил создать?

Федя Пессимистов: Республику! Школьную!

Вася Активистов: Ого! Серьёзная заявка. Давай-ка рассказывай, как дело было!

Федя Пессимистов: Только я открыл рот про Германию, а он мне и говорит: «Феденька, голубчик, зачем же нам с тобой, русским людям, кивать на Запад? Этот опыт у нас всё равно не приживётся. А ведь есть наш, отечественный опыт, и он куда лучше заграничного! Вчера я был на конференции по самоуправлению, познакомился с новейшими разработками. Так вот, сейчас очень рекомендуют создавать Школьные Республики. Представь: ученики становятся гражданами Республики, принимают собственную Конституцию, создают школьные партии, выдвигают кандидатов в парламент, проводят предвыборную кампанию… Жизнь в школе сразу становится интересной! Президент подписывает указы, парламент принимает законы, а правительство их выполняет. Суд, само собой разумеется, судит. Полиция за порядком следит …»

Вася Активистов: И сажает нарушителей в тюрьму…

Федя Пессимистов: Погоди! Дальше директор вот что говорил: «Банк печатает собственные деньги Республики, и граждане их зарабатывают…»

Вася Активистов: Каким же трудом они зарабатывают?

Федя Пессимистов: Например, получил пятёрку – вот тебе пять долларов. Или, скажем, работаешь в правительстве – получай зарплату!

Вася Активистов: Ого! Наконец-то активность в школе будет приносить не только синяки и шишки, а еще и доход! В твёрдой валюте!

Федя Пессимистов: А тратят эти деньги так. Совершил какое-то нарушение – суд может приговорить тебя к штрафу. Или, скажем, Министерство культуры проводит дискотеку, а вход туда – за деньги.

Вася Активистов: Подкинь-ка своему директору свежую идею: пусть разрешит за те же деньги еще и хорошие оценки покупать!

Федя Пессимистов: Ага! Особенно на выпускных экзаменах! Короче говоря, настрой у директора – боевой. Самоуправление в Германии для него – не пример. «Мы, - говорит, - патриоты! Будем работать на основе наших, российских идей!»

Вася Активистов: Если он у вас такой поклонник отечественных традиций, что ж он тогда предпочёл выбрать именно Республику? Почему бы не Новгородское вече?

Федя Пессимистов: Значит, не было такого опыта в программе конференции! Вот посоветуют к истории обратиться – тогда и вече будет, и великие князья в школе объявятся… Глядишь, Чингисхана избирать будем!

Вася Активистов: Профессор, без Вашей помощи нам в этом маскараде не разобраться!

Профессор Дорога: А это вовсе не маскарад, коллега! Есть старое доброе слово – игра. Оно в данном случае гораздо более уместно.

Вася Активистов: Вы хотите сказать, профессор, что Федин директор хочет подменить самоуправление обычной игрой?

Профессор Дорога: Нет, я бы так не сказал. Дело в том, что системы школьного самоуправления можно разделить не только на многоэтажные и одноэтажные. Все они также делятся на игровые и неигровые. Примеры обычной, неигровой модели – самоуправление в Германских школах или, скажем, в той школе, где учишься ты, Василий. А вот Фёдор привёл нам типичный пример игровой модели.

Федя Пессимистов: Профессор, я понял, о чём мы сейчас будем говорить! Помните, на прошлой встрече мы выяснили, что у каждой модели есть и свои плюсы, и свои минусы? Вот их-то нам и нужно найти! Тогда я смогу объяснить своему директору, чем отличается Школьная Республика от обычного ученического совета. И он решит, что нашей школе подходит больше.

Вася Активистов: А ты ему так и скажи: «Никакого толка от этой Республики нет!» Ведь что получается? Вместо того, чтобы управлять школой, ученики просто играют! Однажды я слушал выступление активистов одной из таких школ. У них выборы в парламент полгода идут! Чтобы выявить самых достойных, они проводят несколько конкурсов, на которых кандидаты свои способности демонстрируют. Кто вышел в финал – тот и проходит в парламент! Потом еще полгода парламент дебатирует - обсуждает Кодекс чести, распределяет должности… А там и учебному году конец! Это ведь вовсе не самоуправление, а просто игра!

Профессор Дорога: Видишь ли коллега, весь ученый мир уже давно признал, что игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Ты привёл пример игры в школьный парламент. Разумеется, эта игра еще не дотягивает до уровня ученического самоуправления. И всё-таки, даже такая игра чему-то учит. Как ты думаешь, чему именно?

Вася Активистов: Наверное, она учит держаться на публике. Учит бороться за победу.

Федя Пессимистов: А когда в этом парламенте дискуссии начинаются, то его депутаты волей-неволей учатся думать, отстаивать свою точку зрения.

Профессор Дорога: Согласитесь, эти качества весьма ценны для школьных активистов! А значит, подобная игра может стать первым шагом к созданию неигрушечного, настоящего ученического самоуправления. Давайте-ка вернёмся к идее Школьной Республики, которую предлагает воплотить в реальность директор Фединой школы. Федя, чем же игра в Республику может помочь созданию самоуправления?

Федя Пессимистов: Тем, что она решает проблему пассивности. Ведь поиграть хочется всем, а в игре надо быть активным.

Профессор Дорога: Согласен! Для большинства учеников самоуправление – это что-то скучное и непонятное. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Значит, пригласить ребят поиграть – гораздо легче, чем предложить им войти в школьный актив. И, как ты верно заметил, активность – это одно из главных правил любой игры.

Вася Активистов: По крайней мере, то, что в этой Школьной Республике люди будут стремиться заработать как можно больше денег – это точно!

Федя Пессимистов: А деньги-то им будут платить за работу в парламенте, министерствах, суде, полиции – чем же это не школьное самоуправление?!

Вася Активистов: А тем, что всё это – игра! И органы эти будут работать ради игры, а не для того, чтобы дать возможность школьникам участвовать в управлении школой. К ним будут относиться, как к цирковой клоунаде!

Профессор Дорога: Твоё опасение, Василий, оправданно: часто именно так всё и происходит. Но, мне кажется, избежать этого вполне возможно. Если в правилах игры будет предусмотрено, что парламент имеет полномочия по решению школьных проблем, и такая активность парламента будет поощряться…

Федя Пессимистов: Деньгами!

Профессор Дорога: Да, деньгами или другими стимулами, которые заложены в той или иной игре. Так вот, в этом случае игра вполне может привлечь ребят к управлению школой.

Федя Пессимистов: Получается, что игра в Республику помогает выявить активных ребят и дать им первый опыт самоуправления!

Профессор Дорога: Да, игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно.

Вася Активистов: А я еще вот что понял: эта самая Школьная Республика может дать ребятам представление о том, как устроено государство. Чем парламент отличается от правительства, как проводятся выборы…

Профессор Дорога: Между прочим, это тоже очень важно. Кстати, в некоторых школах США во время президентских выборов специально организуют избирательные участки, и школьники голосуют за взрослых кандидатов в президенты. Потом подсчитываются результаты и объявляется, какому кандидату школа отдала предпочтение.

Федя Пессимистов: И зачем они это делают? Ведь школьники – это дети! Их голоса никак не влияют на итоги взрослых выборов.

Профессор Дорога: Зато дети обучаются демократическим процедурам. Когда они станут взрослыми и получат право голоса, участие в выборах будет для них уже вполне привычным делом.

Федя Пессимистов: Подвожу итог. Завтра я приду к директору и скажу, что идея Школьной Республики – хорошая. Это - игровая модель ученического самоуправления. Благодаря ей можно выявить активных ребят и привлечь их к решению школьных проблем.

Вася Активистов: Только эту игру нужно очень хорошо продумать! У неё должны быть такие правила, благодаря которым игра пойдёт по верному пути – станет не простым развлечением, а школой самоуправления.

Профессор Дорога: Конечно же, подготовка к подобной игре не ограничивается написанием правил. Проводить ролевые игры – это особое искусство.

Вася Активистов: Какие-какие игры?

Профессор Дорога: Ролевые. Это такие игры, в которых у игроков есть роли. В случае со Школьной Республикой, роли - это Президент, члены парламента, рядовые граждане Республики и так далее. Так вот, нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления. Существует теория ролевой игры – ролевое моделирование. Твоему директору самое время с ней познакомиться!

Вася Активистов: Профессор, Вы сказали, что игру необходимо вовремя завершить. Значит, игровые модели самоуправления не вечны, и могут существовать только короткое время?

Профессор Дорога: Да, только ограниченное время. Ведь каждая игра имеет своё начало и свой конец.

Федя Пессимистов: И сколько же может просуществовать Школьная Республика?

Профессор Дорога: Думаю, что максимальная длительность игры в условиях школы – не больше одного учебного года. Школьники расходятся на летние каникулы, и игра естественным образом завершается. Но для игры учебный год – это очень большой срок, и без грамотной организации его не выдержать! Поэтому я бы посоветовал твоему директору ограничить время проведения игры одной учебной четвертью.

Вася Активистов: А что будет, если Федин директор просто провозгласит Школьную Республику на веки вечные? По-моему, он еще не понимает, что Республика - это игра, которая должна выполнить свои задачи и закончиться!

Профессор Дорога: На практике, к сожалению, часто так и происходит. Завершается это тем, что игра затухает сама собой. Ребятам становится неинтересно зарабатывать бумажные деньги и подчиняться игровым правилам. Игра лишается своих движущих сил и останавливается.

Вася Активистов: И никакого самоуправления в этом случае в школе не появляется.

Федя Пессимистов: Значит, нужно специально планировать, когда и как игра завершится. И при этом вести её к результату – созданию постоянной, неигровой системы ученического самоуправления. Теперь я понял, что нужно объяснить нашему директору!

Профессор Дорога: А для будущих бесед с директором можешь иметь в виду, что есть в школе возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Это – начальная школа. Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальной школе может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.

Федя Пессимистов: Хорошо, на будущее учту. А когда же ты, Васечка, расскажешь мне то, что обещал в прошлый раз?

Вася Активистов: О том, чем школьный парламент отличается от школьного правительства? Если бы твой директор не заставил нас рассуждать о Школьной Республике, мы бы уже давно в этом разобрались!

Федя Пессимистов: Жизнь есть жизнь! Но в следующий раз наверняка всё пойдёт по плану. Так что готовься, Васечка!

 

Домашнее задание:

1. Придумай свой вариант игровой модели ученического самоуправления. Обсуди его со своими товарищами по школе.

2. Какая модель – игровая или неигровая – более реальна в условиях твоей школы? Почему?

 

 

Параграф 13. Парламент? Правительство? Актив? (разговор первый)

 

Профессор Дорога, Федя Пессимистов и Вася Активистов продолжили на новой встрече разговор о проектировании системы ученического самоуправления школы. На этот раз им предстоит разобраться в том, какими бывают постоянно действующие органы самоуправления.

 

Федя Пессимистов: Ну что, Васечка, рассказывай, что обещал – чем отличаются друг от друга школьный парламент и школьное правительство! Теперь не отвертишься!

Вася Активистов: Погоди-погоди! А как же продолжение истории с твоим директором? Вернее, с его гениальной идеей создания Школьной Республики. Чем всё закончилось-то?

Федя Пессимистов: Чем закончилось? Двоечниками и хулиганами!

Вася Активистов: Ого! Неужели игра в Республику так быстро развалила все школьные устои?

Федя Пессимистов: Пока еще нет! Просто директор всецело погрузился в подготовку совещания по вопросам дисциплины и успеваемости. В нашу школу скоро придёт много разных «шишек», и мы должны оказаться на высоте. Так что сейчас ему – уже не до Республики.

Вася Активистов: Да, тяжёлая у директоров жизнь!

Федя Пессимистов: Еще бы! Указаний много, а директор – один!

Вася Активистов: И девиз у него – «Если не я, то кто же?» Бегает из угла в угол и пытается успеть всё сразу. А на самое-то главное времени и не остаётся!

Профессор Дорога: Заметь, Василий, что та же беда часто постигает и системы ученического самоуправления. Когда непонятно, какие задачи у того или иного органа самоуправления, работа превращается в безрезультатную беготню. Поэтому нужно выбрать такую модель, которая будет работоспособной в условиях конкретной школы.

Федя Пессимистов: Вот и объясните мне, что моей школе подойдёт лучше – парламент или правительство!

Вася Активистов: Так, перевожу твой крик души на понятный язык. Какими бывают постоянно действующие органы самоуправления и чем они отличаются друг от друга – вот в чём твой вопрос!

Федя Пессимистов: Как хорошо, когда люди понимают тебя с полуслова! Между прочим, Васечка, я тоже кое-что понимаю! Например, что органы самоуправления бывают исполнительными и представительными! Профессор как-то об этом упоминал. Только в чём между ними разница…

Вася Активистов: Это, брат Фёдор, очень просто. Представительными называют те органы самоуправления, которым ученики дали право представлять их интересы. Они могут выступать от имени учеников при решении школьных вопросов. А исполнительные органы – это те, которым поручена какая-то конкретная работа. Например, проводить школьные праздники.

Федя Пессимистов: По-моему, это напоминает принцип разделения властей. Мы его недавно проходили. «В любой демократической стране, - говорил наш историк, - есть три самостоятельных ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. У каждой ветви – своя работа. Законы может принимать только парламент, судить – только суд, а управлять – только правительство. Понятно, дети?»

Вася Активистов: Понятно, Фёдор Фёдорович! И что же из этого следует?

Федя Пессимистов: А то, что я, кажется, догадался, в чем отличие школьного парламента от школьного правительства! Парламент – это представительный орган, а правительство – исполнительный!

Вася Активистов: Да? А вот я, Федечка, недавно слушал выступление одной очень авторитетной тётеньки из Министерства образования. Даю краткий пересказ: «Дети, не будьте бюрократами! Нельзя в стенах школы бездумно копировать взрослую жизнь. Детство – это особый мир! Не губите его чиновничьим формализмом! Вы еще успеете стать депутатами, министрами и президентами. А сейчас, пока вы учитесь, пусть у вас будет как можно больше возможностей для творчества. Ни в коем случае не загоняйте себя в узкие рамки!»

Федя Пессимистов: Не речь, а просто песня! Только о чём она, я так и не понял!

Вася Активистов: Для нашего разговора из этой «песни» можно взять вот какой вывод: никто не обязывает ученическое самоуправление копировать устройство взрослого государства. Значит, для некоторых систем принцип разделения властей подойдёт, а в других он будет лишним. И орган ученического самоуправления под названием «школьное правительство» вполне может выполнять как представительные, так и исполнительные функции.

Профессор Дорога: Особенно в том случае, если речь идёт об одноэтажной системе. Небольшой команде активистов лучше объединиться в один ученический совет, который будет представлять интересы учеников в управлении школой и одновременно вести конкретную работу, которая ему по силам.

Федя Пессимистов: Значит, принцип разделения властей могут позволить себе только многоэтажные системы?

Вася Активистов: Причём далеко не все!

Федя Пессимистов: Получается, что разделение властей – это не главное. Тогда на какое же отличие парламента от правительства ты намекал?

Вася Активистов: Дело в том, что постоянно действующие органы самоуправления устроены по-разному. Когда мы обсуждали это на городском сборе активистов, то выделили три модели. И дали им условные названия: парламент, правительство и актив.

Федя Пессимистов: Так вот в чём дело! Ну, давай, выкладывай ваше ноу-хау!

Вася Активистов: Начнём с парламента. Первое, что отличает парламент – это большое количество депутатов. В среднем - человек пятьдесят.

Федя Пессимистов: О-го-го!

Вася Активистов: Верно, Федя, такому количеству людей наладить работу о-го-го как непросто! Поэтому парламент выбирает из своего состава небольшой руководящий орган. Например, президиум. Этот президиум и ведет каждодневную текущую работу, а парламент созывается для принятия самых важных решений. Обычно – не чаще одного раза в месяц.

Федя Пессимистов: И к чему столько сложностей? Не легче ли сразу создать президиум без всякого парламента?

Вася Активистов: Разумеется, легче! Только, если большого парламента не будет, то не будет и многих плюсов. Не догадываешься, каких?

Федя Пессимистов: Догадываюсь! Большой парламент смотрится солиднее! Не то, что какой-то там малюсенький президиум. Мимо него не пройдёшь!

Вася Активистов: Еще бы! Одно дело, когда семеро смелых права качают, а другое – целый парламент!

Профессор Дорога: А может быть, не в этом суть? Согласитесь: в идеале, ученическое самоуправление должно представлять интересы школьников – выражать не частное мнение нескольких активистов, а общую позицию учеников. И чем больше ребят войдёт в орган самоуправления, тем лучше он с этой задачей справится.

Федя Пессимистов: Это почему же?

Вася Активистов: Да потому, что это будет уже настоящий «глас народа»! Одно дело – семеро активистов, которые давно стали лучшими друзьями и имеют свой, особый взгляд на вещи. А другое – ребята, которые живут проблемами обычного школьника. В каждом классе их – абсолютное большинство. И в парламент придут именно они.

Федя Пессимистов: Значит, сила парламента в том, что он точно отражает позицию учеников? Так сказать, является рупором народных масс!

Вася Активистов: Вот именно! Представь: собрались семеро активистов и приняли решение от имени тысячи школьников. Посмотрит на это Сидор Петрович и улыбнётся: «Чудаки вы, ребята! Вас – семеро, а учеников в школе - в 150 раз больше! Откуда вам знать, что они думают? Вот поэтому ваша резолюция для меня - филькина грамота!» А если решение принял парламент, в котором уже не семь, а пятьдесят школьников, то делать нечего: придётся директору согласиться, что позиция парламента – это и есть мнение учеников его школы.

Федя Пессимистов: Итак, парламент не оторван от народа – это его первый плюс. А какие еще?

Вася Активистов: Сейчас расскажу про второй. Мы уже усвоили, что парламент избирает координирующий орган - президиум. В этот президиум могут войти руководители направлений работы – назовём их председателями комитетов школьного парламента. Так вот, у такого президиума гораздо больше шансов хорошо наладить работу, чем у маленького ученического совета, избранного школьниками напрямую.

Федя Пессимистов: С чего это ты так решил?

Вася Активистов: Суди сам! Кого чаще всего избирают школьники во всякие советы?

Федя Пессимистов: Самых тихих и послушных девочек!

Вася Активистов: Ага! Вечных старост! А еще бывает, что избирают какого-нибудь Кузю Лоботрясова – как говорится, «по приколу». Что из этого получается - понятно.

Федя Пессимистов: Абсолютно понятно! «Старосты» сидят на заседании совета и под диктовку завуча всё записывают. А депутат Лоботрясов один раз покажется, и поминай, как звали!

Вася Активистов: Как ты думаешь, почему школьники выбирают именно таких представителей?

Федя Пессимистов: А вот почему: они не понимают, что им предлагают. И рассуждают примерно так: «Какая польза от этого совета? Одни заседания, пустая трата времени.» Вот и реагируют по принципу «только бы не меня».

Вася Активистов: Верно заметил! Как это ни печально, но активистам трудно «достучаться до каждого». А вот добиться понимания у парламента – вполне реально. Зачем необходимо самоуправление, как оно будет работать и что требуется от его лидеров – это парламент поймёт гораздо лучше, чем все ученики школы.

Федя Пессимистов: Еще бы! Ведь люди-то в парламент придут продвинутые!

Вася Активистов: И им вполне под силу оценить, кто больше готов для работы в президиуме – Кузя Лоботрясов или, скажем, Петя Рифмоплётов.

Профессор Дорога: Иными словами, парламент предложит более строгий отбор лидеров ученического самоуправления. И значит, шансы на то, что в президиум попадут случайные люди, будут гораздо меньше.

Вася Активистов: Но это, профессор, еще не всё! Бывает и так, что человек, которого выбрали в президиум, по каким-то причинам «не тянет». Например, приходит он и заявляет: «Я решил, что мне нужно больше времени тратить на учёбу, и поэтому не могу заниматься работой в самоуправлении». В этом случае парламент может быстро заменить этого активиста на другого депутата парламента, который уже в чём-то себя проявил. Если бы члены президиума напрямую избирались учениками, то это было бы невозможно.

Федя Пессимистов: Я понял! Решается проблема «мёртвых душ» в руководстве ученического самоуправления.

Профессор Дорога: Давайте, коллеги, обратим внимание еще на одну деталь. Система «парламент» позволяет формализовать ученический актив…

Федя Пессимистов: Что-что позволяет? Парализовать актив!?

Профессор Дорога: Нет, Федя, не парализовать, а формализовать. Это значит, что школьным активом считаются именно те ребята, которые избраны в парламент.

Федя Пессимистов: Ну, и при чём тут Ваш формализм?

Профессор Дорога: Формализм, Федя, тут вообще ни при чём! Дело в другом. Парламент - это уже не неформальная группа активистов-добровольцев, а формальная структура. В данном случае, выражение «формальная структура» означает, что у парламента есть своё место в управлении школой, собственные полномочия и правила работы, которые закреплены в школьных документах. Например, в положении о парламенте.

Федя Пессимистов: И что хорошего в том, что актив парали… то есть, формализован?

Вася Активистов: Да хотя бы то, что лидеры будут знать, на кого они могут опереться! Вместо того, чтобы искать по всей школе желающих помочь в работе, можно использовать силы членов парламента.

Федя Пессимистов: То есть, всякие комитеты, министерства или штабы можно комплектовать из самих депутатов парламента?

Вася Активистов: Совершенно верно!

Профессор Дорога: При этом активисты становятся не просто добровольцами. Если ты избран в парламент, то у тебя, как у депутата, появляются определенные полномочия. Например, ты можешь голосовать, когда парламент принимает решения. Можешь избирать членов президиума или выдвинуть в него свою кандидатуру. Это значит, что активисты получают в системе самоуправления довольно высокий статус: они могут не только предложить свою помощь в работе, но и серьезно влиять на то, какую политику самоуправление будет проводить. Если бы такого статуса у активистов не было, то они не смогли бы контролировать работу президиума и решать, чем ему нужно заняться. Вот в чём смысл формализации актива!

Федя Пессимистов: Круто! Бедный активист превращается из золушки… в кого?

Вася Активистов: В принца с туфелькой! Ходит по парламенту и примеряет её: кому подойдёт – того и в президиум!

Федя Пессимистов: А если туфелька стала не по размеру – отправляйся обратно! Мне нравится! Слушай-ка, Васька, что же у нас получается: у парламента одни плюсы? А как же минусы?

Вася Активистов: А минусы – это обратная сторона плюсов! Помнишь, мы говорили, что парламент точно отражает мнения учеников? Вроде бы, это здорово. Но ведь одна из главных проблем состоит как раз в том, что у большинства учеников собственного мнения-то и нет! «Не трогайте меня, и больше мне ничего не надо.» Представили себе такой парламент?

Федя Пессимистов: Да, знакомая картина…

Профессор Дорога: В такой ситуации главной задачей на первых порах будет работа с самим парламентом. Ребят нужно научить быть депутатами. Между прочим, в некоторых американских школах подобные парламенты начали создавать еще в семидесятых годах. Это называлось работой по демократизации школы. Учеников в парламенте было подавляющее большинство, но также него входили и представители педагогов. Парламент мог обсудить любой вопрос школьной жизни и принять по нему решение, обязательное к исполнению директором. Если директор был с этим решением не согласен, он имел право наложить вето и возвратить вопрос в парламент для повторного обсуждения. Оказалось, что научить парламент плодотворно работать - не так-то просто. Для руководства парламентом специально подбирался педагог. Он и вёл заседания. Методом проб и ошибок добивались, чтобы заседания не были скучными и приводили к разумным решениям.

Вася Активистов: Не знаю, как в Америке, но у нас в таком подходе есть большая опасность. Если депутаты не будут подготовлены к работе в ученическом самоуправлении, то администрация школы начнет из парламента веревки вить! Скажем, директору школы не нравятся действия президиума. Он приходит в парламент, толкает зажигательную речь, и депутаты дружно этот президиум переизбирают.

Профессор Дорога: Ты говоришь о том, что слабым парламентом легко манипулировать. Если это начнёт происходить, тут-то и сбудется смешная Федина оговорка про «парализацию актива». Еще раз подчеркнём: парламенту необходимы понимание и помощь администрации школы. Другими словами, парламент – довольно энергоёмкая модель, и самостоятельно «держать» её ученикам, в большинстве случаев, не под силу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.