КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение законов динамики
Среди многообразия различных задач на динамику выделим следующие типы: · На систему действуют постоянные силы. В этом случае по второму закону Ньютона определяется постоянное ускорение, а затем и другие кинематические характеристики. Задачи этого типа сравнительно просты. · Результирующая сила, действующая на тело, не постоянна и зависит от скорости. При решении таких задач требуется интегрирование дифференциального уравнения движения. Задачи второго типа много сложнее первого. · Масса тела непрерывно изменяется из-за потери или приобретения вещества. В этом случае необходимо использовать уравнение Мещерского. Алгоритм решения задач на динамику 1. Сделать чертеж, показав на нем силы, действующие на все тела системы. 2. Написать уравнения движения в векторном виде для каждого из тел системы в отдельности. 3. Выбрать систему координат (для каждого тела системы можно выбирать свою систему) и от векторных уравнений перейти к скалярным, заменяя вектора их проекциями. 4. Решить с учетом конкретных условий задачи систему получившихся скалярных уравнений. Перейдем к рассмотрению конкретных примеров. 1. На горизонтальной поверхности стола лежат два одинаковых бруска массой 1 кг каждый (рис.3.4). Бруски связаны нерастяжимой нитью, такая же нить связывает первый брусок с грузом массой m =0,5 кг. Коэффициент трения первого бруска о стол , второго бруска . Найти силу натяжения нити между брусками. Массой блока пренебречь.
Решение Покажем на рисунке силы действующие на каждое тело системы и направления их ускорений. Так как все тела связаны нерастяжимыми нитями, то модули ускорений будут равны. Запишем II закон Ньютона в векторной форме для каждого из тел:
, , . Выбрав оси координат, как показано на рис.3.4 и проектируя векторные выражения на координатные оси х и у, получим: . Учитывая, что , , находим ; . Тогда можно переписать систему уравнений
Решая систему уравнений, и учитывая, что , получим: 2. Катер массой m =2 т с двигателем мощностью N =50 кВт развивает максимальную скорость м/с. Определить время, в течение которого катер после выключения двигателя потеряет половину своей скорости. Принять, что сила сопротивления движению катера изменяется пропорционально скорости (рис.3.5). Решение При движении катера с включенным двигателем на него действуют сила тяги двигателя и сила сопротивления , где k – коэффициент пропорциональности, зависящий от размеров, формы тела и свойств окружающей среды (рис.3.5а). Так как скорость постоянна, то эти силы по модулю равны. Таким образом, можно записать = , где, зная связь мощности двигателя и силы тяги, а также учитывая выражение для силы сопротивления, коэффициент сопротивления k можно выразить следующим образом , . После выключения двигателя, катер начинает двигаться равнозамедленно под действием силы сопротивления (рис.3.5б). Уравнение движения тела в векторной форме будет иметь вид: . Спроектировав данное уравнение на направление движения, имеем . После разделения переменных получим . Проинтегрируем левую часть уравнения от до , а правую соответственно от нуля до t: , . Окончательно, для t имеем . После подстановки числовых значений, получим t=17 c. 3. Турбореактивные двигатели самолета выбрасывают из сопел струю газа плотностью ρ = 1,5 кг/м3, с общей площадью поперечного сечения S=0,25 м2 и скоростью u =300 м/с относительно самолета. Определить установившуюся скорость полета самолета , если сила сопротивления воздуха , где α =56 кг/с. Решение Уравнение Мещерского в данной ситуации принимает следующий вид . При установившейся скорости полета , а , поэтому уравнение Мещерского упрощается или . Убыль массы газа за время будет равно . С учетом этого, получим и = 603 м/с. 4. На горизонтальных рельсах стоит платформа с песком массой m1 =5.103 кг. В песок попадает снаряд массы m2 =5 кг, летевший вдоль рельсов. В момент попадания скорость снаряда =400 м/с и направлена под углом =300 к горизонту. Найти скорость платформы, если снаряд застревает в песке (рис.3.6). Решение Представим на рисунке состояние платформы до и после попадания в нее снаряда. В данной ситуации система снаряд-платформа не является замкнутой. Как видно из рисунка импульс системы не сохраняется, по меньшей мере, он изменяет свое направление. Однако, считая, что в направлении оси OX не действует сила трения, можно воспользоваться законом сохранения импульса в проекции на данную ось . Отсюда . Произведя подстановку числовых значений, получим u= 0,34 м/с. 5. Модель ракеты движется при отсутствии внешних сил, выбрасывая непрерывную струю газов с постоянной относительно нее скоростью u =800м/с. Расход газа =0,4 кг/с, начальная масса ракеты m0 =1,2 кг. Какую скорость относительно Земли приобретет ракета через время t =1 с после начала движения? Решение Для решения этой задачи воспользуемся формулой Циолковского . Масса ракеты к моменту времени t =1c после начала движения будет равна . Подставив полученное значение массы в формулу Циолковского, получим . Расчет по этой формуле дает следующий результат = 324,4 м/с.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |