КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интенция здоровья
ЛЕКЦИЯ 13. Этнология здоровья. Контрагенты жеста Сделать следующий шаг в раскрытии смысла поз можно, только наполнив предложенное понятие контрагента жеста категориальным содержанием. В данном случае мы обращаемся к хтонически растительным объектам, как к тому «третьему лицу», ощущение которого необходимо для нормальной жизнедеятельности человека. иначе — жест, указывающий на контрагента. Земля в этом качестве — контрагент одного из самых высоких уровней, но стоящий ниже Космоса Шаг Майтрейи — символ космической помощи нуждающемуся в этом человечеству. Выразительность этого кинесического движения исходит из того, что в сущности перед нами один из указательных жестов. Последние сыграли огромную роль в развитии неконтактного, символического отражения действительности и освоения внешнего мира, что привело к возникновению человеческой речи. Этнология издавна изучала традиционное народное врачевание. Правда, внимание обращалось прежде всего на способы лечения. Две области здесь явно преобладают, лекарственные препараты, из которых первое место принадлежит травам, а также лечение внушением, где выделяется использование заговоров, заклинаний и молитв. Оба направления, представленные в разных культурах народов мира, образуют своего рода отличительные признаки «народности», массовой культуры низов. Но при постоянном интересе к медицинской составляющей народной жизни этнология, изучая рецепты, скорее обслуживает медицину, особенно историю медицины, а при изучении заговоров, заклинаний и молитв — фольклористику. Только в последние два десятилетия стали разрабатываться подходы с собственно этнологической проблематикой, направленной на изучение народных этиологических представлений о здоровье как таковом. Разработка проблемы здоровья людей ведется в этнологии при плодотворном сотрудничестве с этномедициной и этнопсихологией при общей ориентации всех этих наук на экологию человека. Эгномедицина способна дать необходимые начальные ориентации в разграничении нормы (здоровье) и ненормы (болезнь). Этнопсихология освещает ценностные ориентации носителей культуры и место здоровья среди этих ценностей. Этнология раскрывает адаптационное разнообразие человеческих обществ. Она поднимает проблемы здоровья, поставленные другими науками, на уровень комплексного изучения жизнедеятельности человека, на уровень не норм, но эталонов. В истории медицины сложился подход к проблеме здоровья в русле выявления санитарно-гигиенических правил во врачебных канонах как на Западе, так и на Востоке, которые повлияли на образ жизни широких масс. Такие разработки немногочисленны и относятся прежде всего к этносам с давними традициями письменной культуры индийской, китайской, европейской и арабской. Можно сказать, что этносы, у которых бытуют такие медицинские традиции, обладают своей культурой здоровья, т.е. системами жанровых правил, предписывающих достижение полноценного здоровья, обычно письменно закрепленных. Но как быть с народами, где подобных канонов нет? Представлена ли у них подобная культура здоровья? Решение такой проблемной ситуации важно для попытки определить сам предмет этнологии здоровья. Нужно найти то общее, что присуще исторически и типологически различающимся традициям здоровья. Такой инвариант следует видеть в индивидуально личном отношении к здоровью, поскольку оно концентрирует в себе все экологические, исторические и соционормативные факторы. Быть больным или здоровым, обращаться к врачевателю, которому доверяешь, надеяться на излечение и просто желание быть здоровым — все это не только биоприродный и социокультурный феномен, но и глубоко личностный. Обращение к истории медицины показывает, что господство тех или иных нормативных культур здоровья всегда оставляло место для эмоционально личностной позиции с присущим ей поиском индивидуального стиля жизнедеятельности сознательною или малоосознанного. Специалист по этномедицине Э. Акеркнехт в 30—50-е годы развивал взгляды о культурных основаниях болезни в «примитивных» обществах. Знание целого («культурных конфигурации») для него было предпосылкой изучения частного — конкретной медицинской практикой. После Акеркнехта многие подчеркивали вторичный характер народной медицины по отношению к культуре, несамостоятельность медицинских мер и идеи во всем блоке культуры, их комплементарность. Но подобное толкование народной медицины оказалось для настоящего времени слишком узко, оно лишает ее статуса открытой системы и экспериментирования как ее сути. Последние характеристики должны быть поняты как непосредственное указание на индивида, обладающего известной автономией в рамках культуры, решающего проблемы своего здоровья и жизнедеятельности в целом. Несомненно, что в экспериментировании состоит та эмпирическая ценность народной культуры, которая отмечается очень многими исследователями. В этой связи любопытно, что в древних Вавилоне и Египте первоначально были представлены как практическая (эмпирическая), так и «ученая» (ритуализованная) медицина, строившаяся на магико-религиозной основе. Они сосуществовали тысячелетиями, но постепенно «ученая» медицина вытеснила народную эмпирическую. Причиной этого было пренебрежение в классовом обществе коллективным здоровьем и поисками космических источников индивидуального здоровья, что вело к созданию метафизических систем и особых культур здоровья, обслуживающих первоначально верхи общества. Европейская научная медицина развила такое понимание здоровья, которое определяется отсутствием патологического процесса. Эта система взглядов имеет свою историю, свой историке культурный контекст, который создавался ветхозаветным и христианским учением о рождении человека во грехе и освобождении от него с помощью вмешательства извне божественной силы или мессии. Такие представления способствовали тому, что болезнь в европейской науке была сведена к биологическому феномену, лечение — к удалению патологических факторов, а медицина — к реакции на болезнь. Новейшая медицинская парадигма утверждается под давлением фактов из жизни афро-азиатских и латиноамериканских на родов. Это формирующаяся система взглядов в подходе к здоровью и болезни как к комплексному явлению, в котором биологические факторы сопряжены с социокультурными. Такой подход нашел свое отражение в позиции Всемирной организации здравоохранения, которая определяет здоровье как состояние физического, психического, социального и культурного комфорта. Здесь центр тяжести проблемы здоровья лежит в области психологического восприятия человеком своего состояния и условии жизни. Но индивидуально личное отношение к здоровью, сопряженное с доверием к врачевателю в случае болезни, — универсальная черта всей человеческой истории, свойственная самым развитым и самым архаическим обществам. Что касается здоровья, то в его индивидуальной специфике, в личных восприятиях и способах подчеркивания мы видим тот инвариант, выделив который можно наметить путь к анализу разнообразных этнографических реальностей Наши полевые испытания среди народов Кавказа показали, что отношение к одним и тем же природным факторам (климатическим, пищевым и т.п.) на уровне личности неоднозначно. Оно избирательно. Каждый индивид по своему строит свой стиль жизнедеятельности. Отношение личности к среде, проблемам здоровья и болезни эмоционально окрашено. Доминантой в эмоционально-личностном отношении выступает стремление излечиться, быть здоровым. Такой ценностно-волевой и мотивационныи фактор мы предлагаем называть интенгргей здоровья. Это особый эмоциональный подъем, волеизъявление, которое возникает аутогенно или под стимулирующим влиянием врачевателя. Интенция здоровья предполагает прямые связи между всеобщими природными ресурсами здоровья (и жизни) и индивидом. Она ориентирована не только на настоящее, но и на будущее. Интенция здоровья — своеобразная предадаптация организма, регулируемая личностью. Этносы различаются принятыми представлениями о порядке мироздания и месте человека в нем. Но при любых воззрениях — мифопоэтических или построенных экспериментально — вектором всей жизнедеятельности человека является интенция здоровья. Отношения человека с природой часто опосредованы особыми специалистами врачевателями, жрецами, гадателями, которые обусловливают типологические черты этнологии здоровья конкретного общества.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |