Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология культур по отношению к здоровью




Переходя к типологизации, мы понимаем эту процедуру как такую абстракцию, которая суммирует ряд признаков, а не строится на одном из них. Поэтому давая здесь типологическую характеристику обществ, попытаемся обрисовать тенденцию, соотношение признаков. Сделаем первый шаг от инварианта к типологии, те рассмотрим проблему в плане основного отношения между интенцией здоровья и природой. В последующих типологических уровнях можно будет ввести соотношение других культурологических признаков.

Рассмотрим подробнее реакцию индивидов на природную среду как таковую в архаических обществах Эти адаптивно отражательные реакции могут быть двух видов пассивно-адаптивными и активно-адаптивными. В пассивно-адаптивной реакции

на первое место выдвигаются всяческие страдания, недомогание и его крайняя степень — болезнь. Заболевание индивида или даже группы людей воспринимается как нарушение нормальной жизнедеятельности, которое несоциально по своим причинам и последствиям. Заболевшие выходят из социальной системы и переходят в особое, приближенное к природе, состояние. В соответствии с такими взглядами больного изолируют от общества, его могут даже поместить вне обычного жилища. Больному прописываются лекарства, не являющиеся обычной пищей. Их сложные составы, удивляющие фармакологов, знаменуют нахождение больного в маргинальном, приближенном к природе, состоянии. Больному позволительно поведение, не допустимое для здорового человека. Болезнь здесь — сдвиг всего организма к природе, к рубежу между жизнью и смертью Всякое повреждение органов опасно для здоровья, а человек с такими повреждениями считается ритуально опасным для общества.

Исключительность положения больного ведет к такой трактовке болезни, как избранничество (например, духами). Болезнь часто считается долей в силу случая, судьбы, доставшейся индивиду или ему навязанной, переданной. В обществах, где акцент делается на «пассивное здоровье», рациональные гигиенические меры не образуют целостной системы, хотя само наличие таких мер нельзя отрицать. Относительно таких обществ можно сказать, что в них отсутствует культура здоровья как самостоятельный блок культуры. Примеры можно найти среди народов, обитающих в экстремальных условиях на Севере Азии (чукчи), в тропиках, особенно в природных изолятах (многие, обычно мало численные, народы Южной Америки, Африки южнее Сахары, Индии, Индокитая).У австралийцев здоровый человек ничего не может поделать, если он околдован, и может погибнуть. Здесь интенция здоровья, как правило, ослаблена, человек часто пасует перед болезнью и смертью.

Активно адаптивный тип реакций на среду с точки зрения болезни и положения больного противоположен предыдущему типу. В такой системе взглядов болезнь считается не долей, выпавшей индивиду в силу непредсказуемого избранничества, а виной, наказанием за проступок или просто знаком того или иного поведения. Болезнь в этом случае дана от природы и замкнута на личность. Больной не изолируется, он сам стремится быть

полноправным членом общества, а общество окружает его всяческим вниманием. Эти ситуации характерны также для обществ, где существует специфическая культура здоровья. В активно-адаптивном типе критерий здоровья и нездоровья переносится из сферы, независимой от личности, в интеллектуально-волевую сферу личности. Человек здесь ответствен за свое здоровье. В рассматриваемой концепции природное состояние из опасного для общества и человека превращается в полезное и необходимое. Приближение к природе означает уже не шаг к грани жизни и смерти, а лишь восполнение ресурсов жизни. Такова, кстати, суть новогодних праздников у разных народов мира, славянских обрядов на Ивана Купала и т.п. В этой же концепции, где возможно «запасаться» здоровьем, возникла ассоциация здоровья с сытостью: характерная черта общества с развитой культурой здоровья — идеализация тучности (очень выраженная в переднеазиатских культурах, в меньшей мере у народов Европы). Но подобные издержки все же не очень характерны для активно-адаптивной линии в этнографии здоровья.

В обществах с акцентом на активные связи со средой помимо диетических мер разработаны разные виды тренировок, закаливания, гигиены. В этих обществах развились самостоятельные учения о приобретении здоровья, а в наиболее развитых — целые медико-гигиенические школы. Здесь возникли идеи, согласно которым человек представляет собой микрокосм или другие системы, по которым он органически входит в биоприродные ритмы. Китайская и индийская традиции — хорошие примеры данной типологической группы. Только нужно сказать, что в представлениях и поведении народных масс и в этих странах мы также можем найти характерные черты пассивно-адаптивной реакции. То же самое можно сказать по поводу грузинской традиции, где развитые санитарно-гигиенические правила, с древности передававшиеся через сборники «Карабадини», дополнялись пассивными магически-охранительными мерами.

Обеспечение здоровья в любой традиции предполагает сочетание активно- и пассивно-адаптивной реакций. В сущности, наше разделение условно, мы только хотим подчеркнуть отношение общества к факторам, находящимся вне воздействия человека. И здесь особое внимание следует обратить на пассивно-адаптивную реакцию. Ведь ее осуществление сопряжено с поиском, включающим

незнание и ошибки, что создает фактор регулятивного стресса.

Если научная медицина полагает, что для здоровья человек должен быть чуточку больным, то члены традиционалистского общества, спаянные интенцией здоровья и представлением о коллективном здоровье, должны создавать вокруг себя враждебный мир с непредсказуемыми агрессивными актами. Этот мир, структурно далекий от гармонизированной и ритмизированной природы, соотносим с теми ее компонентами, которые нарушают нормальные биоритмы, например стихийные бедствия. Готовность адаптации к неизвестному и непредсказуемому воздействию может быть только пассивной. Пассивно-адаптивная реакция возникает в коллективе и им обеспечивается. Общество как бы принимает на себя страхование своих членов в нестандартных ситуациях. В этом мы видим причину преобладания пассивно-адаптивных реакций у народов, живущих в экстремальных условиях и в изолятах.

Способность личности вести себя адекватно в условиях хаотично выступающей перед ним реальности и быть готовой к ее изменениям в будущем определяет здоровье — психосоматическую устойчивость личности, уникальное сочетание телесной и духовной организации. Поэтому так трудно выделить какой-либо ведущий природный фактор здоровья. Можно говорить, что здесь гораздо важнее гомеоморфные связи человека с природой, поиск ритмических закономерностей. Отсутствие иерархии природных факторов здоровья определяет неиерархичность ресурсов здоровья индивида. Оно представляет собой комбинацию актов жизнедеятельности, подчиненную интенции здоровья.

Такой вывод согласуется с тем, к чему приходит российский историк медицины Юлий Шилинис «История продемонстрировала несостоятельность попыток поймать «синюю птицу» — универсальную теорию, основанную на идее «ведущего звена», по отношению к такому многофакторному явлению, как общественное здоровье и здоровье индивида». Трудноуловимой, но манящей «синей птицей» здоровья может быть только ритм, объединяющий начала природы и организма на основе единства телесного субстрата с природной средой. У человека традиционалистского общества прямые, непосредственные связи с природой, ему легче, чем урбанизированному человеку, ориентироваться на биоприродные ритмы. Традиционалистское общество организует себя не

только в оппозиции к природе, но и включая природу, ритмизируя с ней свою хозяйственную, социально политическую, ритуальную и биологическую жизнь. Идеологически эта связь с природой открывает дорогу разным видам иносказаний, метонимии и метафор, в которых явления природы дают основу языку, выражающему человеческую жизнь. Этот язык объективирует человека, делает его органической частью природы.

Положение человека урбанизированного общества сложнее. Само его существо тоже часть природы, и он живет, подчиненный законам природы, только модифицированным. Эти изменения не всегда предсказуемы, что требует от человека обоих типов реакций на внешнюю среду. Типологические варианты этих реакций и лежащая в основе адаптивных способностей интенция здоровья образуют исследовательское поле этнологии здоровья на всех уровнях развития общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.