КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения по защите населения и территорий
Основные направления и содержание государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС В этом вопросе следует иметь ввиду, что речь идет о сфере деятельности МЧС России. Основная цель государственной политики в этой области будет заключаться как «… Обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства от ЧС в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска…». Пути достижения главной цели достаточно многообразны, но, по нашему мнению, можно остановиться на следующих элементах и направлениях государственной политики (см. рис.13.1.). Рис 13.1 1. Создание и развитие соответствующей законодательной, нормативно-правовой и методической базы по обеспечению безопасности населения и территорий в мирное и военное время. Такая база создается и реализуется на основе Конституции РФ (1993 г.), Концепции национальной безопасности РФ (2000 г.), законов РФ, касающихся безопасности населения и территории России, Указов Президента РФ, Постановлений правительства РФ, а также документов федеральных министерств и ведомств субъектов РФ. Всего было принято более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства РФ, а также порядка 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов власти в области защиты населения и территории от ЧС. Некоторые из них. Федеральные законы: - Конституция РФ (ст. 7, 34, 41,42, 53,55, 58, 72 п.з.); - «О защите населения и территорий от ЧС природного и технологического характера» от 21.12.94г. №68 – ФЗ; - «Об обороне» от 24.04.96г. №61-ФЗ; - «О гражданской обороне» от 12.02.98г. № 28 – ФЗ, от 22.016.2004г. №122 –ФЗ; - «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. №69 – ФЗ; - «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95г. 196 – ФЗ; - «О радиационной безопасности населения» от 017.01.96г. №3 – ФЗ; - «О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21.07.97г. №116 – ФЗ; - «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.016.2003г. №17 – ФЗ; - «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. №35- ФЗ; - «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г.№16- ФЗ и другие. Указы президента: - «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01.2000г. №24; - «Военная доктрина РФ» от 05.02.2010г. и другие. Постановления Правительства РФ: - «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 05.11.95г. №1113, от 27.05.2005г. №335, от 03.10.2006г. №600; - «Об утверждении Положения о классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13.017.96г. №1094, от 21.05.2007г. №304; - «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» от 04.09.2003г. №547; - «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» от 02.11.2000г. №841 и другие постановления. Россия является участником ряда международных договоров и конвенций. Отметим: Женевские конвенции 1949г и дополнительные протоколы к ним 1977г-международные конвенции о защите жертв войны (жертвы войны – человеческие потери на фронте и в тылу воюющих государств, в т.ч. люди полностью или частично потерявшие трудоспособность из-за ранения, лишившиеся крова, сироты, узники концлагерей и др.). Международная организация гражданской обороны (МОГО) – создана на базе «Ассоциации Женевской зоны», основанной в 1931г. Ее деятельность направлена на совершенствование систем защиты и обеспечение безопасности населения и материальных ценностей при различных бедствиях. Другие международные организации: федерация обществ Красного креста и красного полумесяца; международные организации, работающие в области медицины катастроф и ЧС и др. Обобщая содержание указанных законов, можно свести все их требования к следующим основным положениям: 1. Законами определяются общие для РФ организационные, правовые, экономические и социальные основы в области защиты населения от ЧС (любого вида опасности) и в случае войны. 2. Сформулированы главные цели законов: предупредить возникновение и развитие ЧС (любого вида опасности); снизить размеры ущерба и потерь от ЧС и во время войны; ликвидировать последствия от любой ЧС, а также от применения ССП во время войны. 3. Определены обязанности федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления по реализации данных законов, разработке соответствующих программ и планов по защите населения; созданию и подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС; обучению населения способам защиты и действий в ЧС и во время войны и др. вопросам, связанными с защитой населения и объектов. 4. Созданы органы государственного управления и органы управления во всех подчиненных инстанциях по вопросам ГО и ЧС, которые объединены в единую государственную систему по предупреждению и ликвидации последствии ЧС. Это система ГО - РСЧС. 5. Устанавливаются государственная экспертиза, надзор и контроль в соответствующих областях и сферах деятельности, а также меры ответственности за невыполнение требований законов. 6. Разъясняются права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий. Граждане РФ имеют право: на защиту жизни и здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в любые органы индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты от ЧС; использовать индивидуальные и коллективные средства защиты и другое имущество органов власти в соответствии с планами ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в ЧС; на медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за проживание и работу в зонах ЧС; на бесплатное государственное социальное страхование; получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территории от ЧС, а также в случае потери кормильца в этой ситуации и др.. Граждане РФ обязаны: соблюдать законы в области защиты населения; соблюдать меры безопасности в быту, трудовой деятельности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину; изучать основные способы защиты населения от ЧС, приемы оказания первой медицинскойпомощи пострадавшим, правила пользования коллективными средствами защиты и СИЗ; оказывать содействие в проведении АСДНР и др.. 7. Вменяется в обязанность всех органов управления соблюдение международных договоров в области защиты населения и территорий. В организацию защиты населения должны быть положены следующие основные положения: 1.Защита населения является общегосударственной задачей. Защите подлежит все население государства. 2. Защита населения планируется заблаговременно и в объемах, гарантирующих не превышение нормативного воздействия на него возможных поражающих факторов для расчетной ЧС и применения ССП во время войны. 3. Защитные мероприятия следует планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной опасности и для конкретной территории (района). 4. Систему защиты населения следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории на зоны вероятных ЧС по результатам анализа обстановки для данной территории и оценки возможных поражающих факторов для нее. 5. Объемы и содержание защитных мероприятий должны определяться исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения в условиях ЧС мирного и военного времени. 6. Защитные мероприятия могут быть связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являться вмешательством, влекущим за собой экономический и экологический ущерб, психологическое воздействие на население. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами: а)комплексное использование всех способов и средств защиты; б) защитные мероприятия должны проводиться заблаговременно или должны быть заранее подготовлены к их проведению; в) предлагаемое вмешательство (защитные меры) должны принести населению больше пользы, чем вреда (принцип обоснованности вмешательства); г) форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть организованы так, чтобы чистая польза от защитных мер, т.е. польза от снижения ущерба людям за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства); д) однако, если предполагаемый ущерб здоровью людей достигает уровней, при которых возможны клинические эффекты, необходимо срочное вмешательство (меры защиты) - принцип однозначности. 7. Максимального эффекта от проведения защитных мероприятий можно достичь за счет качественного обучения всего населения способам и средствам защиты в ЧС и от ССП во время войны. В целях защиты населения (территорий, объектов экономики) должен проводиться сложный комплекс мероприятий, направленный на предупреждение ЧС и максимальное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения. Подобные мероприятия отражаются в соответствующих планах и во всех органах РСЧС-ГО. Объем и содержание защитных мероприятий будет зависеть от экономических, природных и иных характеристик района (региона, объекта экономики), особенностей территорий и степени реальной опасности ЧС и применения ССП. Мероприятия по защите населения планируются на основе прогноза для конкретного объекта экономики (территории, региона, и т.д.). Прогнозирование осуществляют все органы управления РСЧС. На базе прогнозирования создаются карты районирования(например, карты сейсмического районирования) или зон воздействия ожидаемых ЧС (применения ССП во время войны) - зон разрушений, заражений, загрязнений, затоплений, заносов, завалов и т.п.. Защитные мероприятия, как правило, включают ряд мероприятий, проводимых заблаговременно, т.е. до наступления ЧС, а также другие мероприятия, проводимые с возникновением ЧС и ликвидацией ее последствий. С возникновением ЧС проводится оценка фактической обстановки и прогнозирование развития ситуации. Естественно, что принятые ранее планы защиты корректируются, дополняются и приводятся в соответствие со сложившейся обстановкой. Среди защитных мероприятий обычно выделяют: а) Инженерно-технические мероприятия (к ним относят - проектирование, размещение, строительство и эксплуатацию объектов, особенно потенциально опасных, на основе Государственной экологической экспертизы, лицензирования, декларирования своей деятельности; строительство и поддержание в постоянной готовности к использованию средств коллективной защиты - защитных сооружений убежищ и ПРУ; инженерное оборудование территории региона с учетом характера воздействия прогнозируемой ЧС и др.); b) Opганизационные мероприятия (планирование предупреждения и ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС-ГО - примерный план для объекта представлен в прил. 4; подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ (АСДНР); создание запасов средств индивидуальной защиты - СИЗ; проведение контроля состояния окружающей среды в местах обитания и вокруг потенциально опасных объектов; создание системы оповещения о ЧС - примерная схема оповещения представлена в прил. 5; подготовка населения к действиям в ЧС и др.); c) Санитарно-гигиенические и медико-профилактические мероприятия (создание санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов; профилактика возможных эпидемических заболеваний, характерных для данного региона и др.). Таким образом, среди всего комплекса защитных мероприятий можно выделить следующие: 1. Организацию надежной и действенной системы оповещения обслуживающего персонала объекта и всего населения об угрозе и возникновении ЧС и иной опасности во время войны. 2. Применение основных способов защиты населения: укрытие в защитных сооружениях; использование СИЗ; эвакуация населения (временная, частичная, полная, эвакуация детей, больных). 3. Радиационную и химическую защиту населения. 4. Организацию медицинского, материального, транспортного, санитарного, бытового и др. видов обеспечения. 5. Разведку, наблюдение и лабораторный контроль за окружающей средой и степенью ее заражения (загрязнения). 6. Обучение населения способам защиты и действиям в ЧС. 7. Проведение АСДНР в очагах поражения, вызванных ЧС и войной. 8. Обеспечение нормальной жизнедеятельности населения в ЧС (обеспечение водой, теплом, электроэнергией и др. удобствами). 9. Охрану общественного порядка (исключение паники, уголовных преступлений, мародерства, воровства и прочих антиобщественных явлений).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |