КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция в рыночной экономике
И МОНОПОЛИИ.
Издавна было замечено особое свойство человека в отношениях с другими людьми. В русском языке такое свойство называется по-разному: соревнование, состязание, соперничество. Соперничество – это стремление человека к опережению других, к победе над другими, вызванное борьбой за существование. В настоящее время соперничество понимают как всеобщий социологический закон, действие которого распространяется на все формы бытия: труд, быт, отдых, спорт, игра, потребление, присвоение богатства, образование, получение информации и пр. Конкуренция – это форма соперничество в сфере товарных отношений, это рыночное соперничество. Конкуренция – это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присвоении наибольшего дохода. Конкуренция может проявляться только при определенных условиях. Во-первых, экономическая обособленность факторов и результатов производства. Наиболее четко соперничество за наибольший доход проявляется при частной собственности. Однако и при коллективной собственности борьба за опережение соперника проявляется повсеместно (напр., соревнование корпораций). Конкуренция практически не проявляется лишь в условиях господства общей неделимой собственности (напр., социалистическое соревнование в СССР). Во-вторых, равные исходные характеристики участников конкуренции. Как в обычной жизненной ситуации не могут соревноваться, например, министр и бомж, студент и генерал, так и в экономической сфере необходимы одинаковые исходные условия хозяйственной деятельности для соперников. Например, не могут конкурировать малое предприятие и олигополия. Конкуренция возможна лишь по горизонтальному положению участников, а не по вертикальному. В-третьих, условия свободного выбора действий: предпринимательства, наемного труда, покупок, продаж, ценообразования и пр. Конкуренция играет особую роль в экономическом развитии. Конкуренция обеспечивает динамичность экономики, поступательное развитие производства, исключает застой в хозяйстве. Конкуренция "принуждает" производителей искать все новые способы роста производительности, применять все новейшие изобретения и открытия, искать соответствующие условия для применения своих способностей и навыков. Конкуренция – это движение. Отсутствие или ограничение конкуренции – это застой или торможение в развитии.
Виды Проявление конкуренции многообразно. конкуренции. Можно классифицировать виды конкуренции по определенным признакам (критериям деления). По сферам проявления: а) внутрифирменная конкуренция между работниками за наибольшую зарплату; б) внутриотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за покупателей и, в конечном счете, за наибольшую прибыль; в) межотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и, в конечном счете, за наибольшую прибыль; г) международная конкуренция между странами за объемы мирового рынка. По способам конкурентной борьбы: а) ценовая конкуренция; б) неценовая конкуренция. По видам рынков: а) совершенная конкуренция; б) несовершенная конкуренция. Классификация конкуренции по видам рынков – самая важная в теории конкуренции. Уже отмечалось, что конкуренция может существовать только при определенных условиях. И эти условия концентрируются в рыночной ситуации. Рыночная ситуация – это степень свободы выбора действий для производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Показатели рыночных ситуаций: -количество производителей и потребителей на рынке; -степень дифференциации отраслевого товара; -способ формирования цен на отраслевые товары; -возможность вхождения новых участников на отраслевой рынок и выход из него. Таблица 5
История развития рыночной экономики показывает эволюцию рыночной ситуации и проявление разной степени свободы в рыночных отношениях. Можно выделить три вида рынков, на каждом из которых формируется своя особая рыночная ситуация, которая, в свою очередь, формирует особый вид конкуренции. Эта логическая связь представлена в таблице 5. Анализ конкуренции по видам рынков столь важен и актуален (в том числе и для современной России), что требует специального рассмотрения.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |