Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монопольный рынок и конкуренция




Монопольным называется такой рынок, где хотя бы одна сторона (продавец или покупатель) является монополистом.

Монопольный рынок характеризуется особой рыночной ситуацией – полной свободой действий для одного (монополии) и отсутствием свободы выбора для всех остальных.

Монопольный рынок имеет ограниченное число участников: либо один производитель (продавец) – монополия; либо один потребитель (покупатель) – монопсония. В качестве монопсонии обычно выступает крупная перерабатывающая компания. Например, крупнейший в регионе металлургический комбинат для множества мелких угольных шахт, крупнейший мясокомбинат для множества фермерских хозяйств, специализирующихся на выращивании крупного рогатого скота и пр.

На монопольном рынке действуют цены: а) монопольно-высокие цены устанавливаются монополией, как единственным изготовителем и продавцом готового продукта; б) монопольно-низкие цены устанавливаются монопсонией, как единственным покупателем сырья. Для всех остальных участников рынка могут возникнуть "ножницы цен", когда одно хозяйство (домашнее или фермерское) попадает в ситуацию монопольно-высоких и монопольно-низких цен. Например, фермерское хозяйство покупает электроэнергию или компьютеры по монопольно-высоким ценам, а свой скот, зерно или виноград продает монопсонии по монопольно-низким ценам.

Товар на монопольном рынке может быть как дифференцированным (разнообразным по ассортименту), так и одинаковым (стандартным и ограниченным по ассортименту). Но в любом случае для монопольных товаров отсутствуют заменители, товары-субститы.

Монопольный рынок означает невозможность вхождения других компаний в отрасль, создавая специальные барьеры препятствий. Среди таких барьеров ведущую роль играет эффект масштаба. В отдельных отраслях производства эффективность может быть достигнута только крупными предприятиями, которые практически невозможно вытеснить иным производителям. У мелких производителей-соперников товар окажется неконкурентоспособным по затратам на его производство. И даже крупные фирмы не смогут составить достойную конкуренцию без специфической базы производства: оборудования, технологии, патентов и пр.

Монополия зачастую не допускает даже появления соперника. И для этого используются: демпинг, нечестная реклама, давление на поставщиков ресурсов и банки с целью ограничения соперников в ресурсах; переманивание ведущих специалистов; промышленный шпионаж; перехват выгодных государственных заказов и пр. Следует отметить, что законодательством многих стран демпинг запрещен. Однако на практике трудно разграничить демпинг и естественное понижение цен, как результат снижения издержек производства. Запрещены картели, как форма монопольных объединений. Но сговоры картельного типа могут осуществляться тайно и не иметь юридических документов.

Необходимо отметить, что и в условиях монопольного рынка сохраняется возможность появления в отрасли новых производителей. Если нет юридического запрета заниматься данным видом деятельности, то появление конкурента всегда возможно. Чем выше будет монопольная прибыль, тем больше будет опасность появления потенциальных конкурентов. Угроза может возникнуть со стороны небольшой венчурной компании, разработавшей усовершенствованный вариант товара - конкуренция нововведений. Поэтому монополист вынужден заниматься качественным преобразованием своих товаров и внедрением новых экономических способов производства с последующим снижением рыночных цен. Кроме того, могут еще возникнуть: конкуренция со стороны товаров-заменителей, конкуренция с импортными товарами. Однако все это – скорее потенциальная возможность конкуренции, а не сама конкуренция. Практика убедительно доказывает, что монополии, выросшие из конкуренции, трансформируют саму конкуренцию и даже полностью ее подавляют. С целью охраны конкуренции и ограничения монополий используется государство, как дееспособный законодательный субъект рынка. В результате формируется третий вид рынка – смешанный рынок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.