Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сокращение средних издержек производства




Сокращение трансакционных издержек.

Экономическая природа фирмы.

Производственной фирмы.

 

Фирма – это хозяйственная организация, юридически зарегистрированная и принимающая самостоятельно решения: что, как и в каких размерах производить; где, кому и по какой цене продавать.

Фирма может быть огромной и небольшой, но в любом объеме обладает определенными преимуществами:

а) сокращение трансакционных издержек;

б) сокращение средних издержек производства;

в) эффект "организованного" процесса.

Всякая хозяйственная организация сталкивается с трансакционными издержками. Трансакционные издержки – это расходы, связанные не с производством, а с внешними препятствиями в осуществлении торговых сделок. Можно выделить важнейшие виды трансакционных издержек.

Издержки поиска информации: поиск, сравнение и проверка более выгодных партнеров или условий сделок.

Издержки заключения хозяйственных договоров (контрактов). Для заключения контрактов требуются время и деньги.

Издержки измерения. Товары различны по своим свойствам и полезности. И покупателю нужны специалисты по проверке качества приобретаемых товаров, а также затраты на измерительную аппаратуру.

Издержки спецификации и защиты прав собственности – затраты на определение границ прав собственности и на их защиту.

Издержки оппортунистического поведения. (Оппортунизм понимается как "преследование личного интереса с использованием коварства"). Партнеры по контрактам могут использовать обман, воровство, сокрытие фактов. Выявление и наказание нарушителей договоров требует определенных затрат.

Фирма не уничтожает трансакционные издержки, но минимизирует их величину путем внутренней специализации. Фирма выделяет в своей структуре конкретных исполнителей и закрепляет за ними специализированные функции сокращения определенных видов трансакционных издержек.

По мере роста объема выпуска продукции сокращаются затраты на каждую единицу продукции. Это преимущество называется эффектом масштаба или экономией от роста масштаба деятельности.

Эффект масштаба измеряется отношением процентного изменения величины издержек к процентному изменению объемов произведенного продукта:

∆ С %

Эм =

∆ Q %

Возможные варианты поведения фирмы в зависимости от эффекта масштаба:

1) если Эм < 1, то фирма может расширяться;

2) если Эм = 1, то фирме следует остановиться в росте;

3) если Эм > 1, то фирме следует сокращать объем производства.

 

Эффект "организованного" процесса.

Фирма – это "организованная" структура, где деятельность и участие каждого работника строго скоординированы. Только у работников фирмы возникает особый эффект причастности к престижной организации - гордость за свою фирму, ответственность за выполнение должностных функций и пр.

 

Цели и функции Цели фирмы многообразны и пред -

фирмы. ставляют собой сложную систему целей.

В системе целей выделяется глубинная, основополагающая цель – это выживание, сохранение фирмы. Фирма, как человек, всю свою жизнь борется за существование. Эта цель определяет деятельность фирмы с момента возникновения до ликвидации. Но эта цель слишком абстрактная, ведь выживать можно по-разному. Поэтому выделяют более поверхностную и конкретную цель – это прибыль фирмы. На данном уровне системы целей выделяется две цели фирмы: а) рост прибыли; б) устойчивая (постоянная) прибыль. Какая из целей является главной для конкретной фирмы зависит от множества факторов: состояния всей национальной экономики; состояния конкретной отрасли; видом конкуренции на рынке и др. Но более всего на выбор конкретной цели влияет стадия цикла жизни самой фирмы. Цикл жизни фирмы распадается на несколько стадий и каждой из них соответствует своя конкретная цель.

Первая стадия – выход на рынок. Это время больших затрат и малой отдачи. Прибыль может быть низкой или ее вообще может не быть, что считается вполне нормальным явлением для данной стадии.

Вторая стадия – рост фирмы за счет расширения объемов производства и продаж. Непосредственная цель фирмы – рост прибыли.

Третья стадия – зрелость фирмы. Фирма достигла предела в количестве применяемых ресурсов и ее целью становится удержание прибыли на достигнутом уровне – стабильность прибыли. Основными способами достижения этой цели являются сокращение средних издержек производства и увеличение объема продаж по более низким рыночным ценам.

Четвертая стадия – упадок деятельности фирмы. В это время происходит снижение прибыли вплоть до убытков. В это время решается дальнейшая судьба фирмы: либо она функционирует еще некоторое время для минимизации убытков, и затем ликвидируется; либо фирма готовит условия своего возрождения – модернизирует производство, готовит для выхода на рынок новый товар, отыскивает для продаж новую "нишу" на рынке.

Основная функция фирмы – это деятельность по удовлетворению потребностей трех общественных групп: а) владельцев (акционеров) фирмы; б) потребителей (покупателей) продукта фирмы; в) работников фирмы. У каждой из этих групп свои собственные интересы, но существование фирмы будет под угрозой, если фирма не будет соответствовать интересам какой-либо группы. Таким образом, в деятельности фирмы проявляются три функции (или – три подфункции):

а) рост доходов владельцев фирмы и увеличение принадлежащей им собственности;

б) производство разнообразных, качественных и недорогих товаров для потребителей;

в) обеспечение стабильности фирмы и благоприятного микроклимата для наемных работников (персонала) фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.