Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена с учетом инфляции 9 страница




Сопоставимые, или неизменные, цены учитывают изменение цен в отчетный период с помощью индекса цен или показателя уровня инфляции. Их применяют при экономическом анализе, планировании, статистике, для исследовательских целей.

Индекс цен — это коэффициент пересчета, отражающий изменение цены планового года по сравнению с базовым годом.

Проектные цены используют в процессе проектирования новых видов изделий, товаров, услуг. С учетом их приближенного характера часто определяют предельный уровень новых цен в виде лимитных цен.

Применительно к строительству, на этапе проектирования устанавливается цена строительного объекта с учетом всех видов затрат, называемая сметной стоимостью.

Расчетные цены определяются посредством расчетов.

Прейскурантные цены — это цены на товары и услуги, фиксируемые в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

Прогнозные и плановые цены используются в ходе осуществления планово-управленческих работ.

В советской экономике считалось, что на предприятиях действуют плановые цены. В действительности цены не устанавливались планами, а были объектом управления государственными органами ценообразования. В то же время государственные планы экономического и социального развития составлялись на определенной ценовой базе, которая была скорее прогнозно-аналитической, чем плановой. Несомненно, что и в экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляют бизнес-проекты, бизнес-планы, планы фирм, индикативные государственные планы-прогнозы.

Биржевые, аукционные, комиссионные цены предопределяются видом рынка, на котором они образуются.

Мировые цены представляют собой цены, устанавливаемые на однотипные товары в разных странах, т.е. цены мирового рынка. Их обычно исчисляют в свободно конвертируемых валютах.

7.2. Механизмы ценообразования

Механизм ценообразования представляет собой связь между ценой и ценообразующими факторами; способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Механизмы ценообразования могут быть затратными и рыночными.

Суть затратного механизма состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих собой затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

Различают следующие издержки:

¨ средние, определяемые в расчете на единицу товара из всего количества производимых товаров;

¨ предельные, представляющие собой прирост общих издержек, обусловленный увеличением производства и продажи товара на одну единицу. Обычно предельные издержки ниже средних;

¨ устанавливаемые на основе калькуляции, т.е. бухгалтерского расчета затрат (расходов) по их отдельным элементам (суммарные издержки производства принято называть себестоимостью).

По смыслу затратный механизм ценообразования наиболее соответствует централизованно управляемой экономике и назначенным ценам, но также является частью рыночного механизма, так как формирует цену с позиции производителя и продавца товаров.

Формула ценообразования имеет следующий вид:

Ц = И + П,

где Ц — цена единицы товара, руб.;

И — издержки единицы товара, руб.;

П — прибыль, получаемая производителями за счет производства и продажи единицы товара, руб.

Прибыль рассматривается как дополнительная (сверх издержек) плата, которую вынужден или обязан вносить покупатель товара, чтобы иметь возможность приобрести единицу товара. Это своеобразный налог на покупателя, но не со стороны государства, а со стороны производителя и продавца.

Возможность получать прибыль призвана стимулировать производителя и позволить ему вкладывать средства в развитие производства и торговли.

Относительная величина прибыли, рассчитанная как отношение прибыли к себестоимости или к цене, представляет собой рентабельность:

Р = П: С или Р = П: Ц.

В случае когда рентабельность рассматривается как нормативная величина, она именуется нормой прибыли.

Одной из слабых сторон затратного механизма является то, что надежных методов разделения собственно затрат (издержек) и прибыли не существует. При желании и умении практически всегда можно утверждать и даже доказывать, что какую-то часть, если не всю прибыль, следует относить к издержкам. Для этого достаточно считать канал расходования прибыли неотъемлемой частью издержек (себестоимости). Существующие инструкции, определяющие необходимость отнесения тех или иных видов затрат к издержкам производства, способны лишь частично обеспечить разделение себестоимости и прибыли. Именно поэтому существуют так называемые «бесприбыльные» корпорации, умело относящие любые свои расходы на издержки производства и обращения.

Прибыль обычно устанавливают с учетом принятой нормы прибыли (рентабельности):

П = Р ´ С,

где Р — рентабельность;

С — себестоимость, руб.

Исходя из этого рассчитывают следующие показатели.

Оптовая цена предприятия

Цопт.пр = С + П + НДС,

где С — себестоимость в масштабе одного предприятия единицы продукции, руб.

НДС — налог на добавленную стоимость, руб.

Оптовая цена сбытовых организаций

Цопт.сб.орг = С + П ± DЦ + НДС + Псб + ТЗсб,

где С — себестоимость в масштабе отрасли или хозяйства в целом, руб.;

DЦ — надбавки к цене или скидки с цены, исчисленной по затратному механизму, руб.;

НДС — налог на добавленную стоимость, в размере 20% выручки за вычетом материальных затрат, руб.;

Псб, ТЗсб — прибыль и текущие затраты сбытовых организаций соответст­венно, руб.

Надбавки к цене или скидки с цены вводятся в зависимости от вида товаров и услуг.

Ценовая надбавка включает в себя акцизный сбор и другие виды налогов и сборов в пользу государственного бюджета. Ее вводят на предметы роскоши, предметы, удовлетворяющие вредные потребности,— алкогольные напитки, табачные изделия, драгоценности.

Денежные дотации применяют, если затратная цена на товары первой необходимости становится социально недоступной, т.е. государственные органы обеспечивают скидки с цены. В этом случае товар продается потребителю по цене ниже затратной, но производители при этом не несут потери, так как недостающую часть цены товара оплачивает бюджет.

Розничная цена

Цр = Цопт.сб.орг + НДС + ТЗр + Пр,

где ТЗр, Пр —текущие затраты и прибыль розничных торговых организаций соответственно, руб.

Рыночный механизм зависит от вида рынка. Существуют следующие виды рынков.

1. Рынок чистой конкуренции. Чистая конкуренция означает наличие большого числа производителей, производящих однородную продукцию. Ни один из них не в состоянии контролировать уровень цен и объемы продаж товара. Из-за их большого числа производители не могут договориться между собой о разделе рынка и регулировании цен. Чистая конкуренция имеет следующие черты:

¨ очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке;

¨ стандартизированная, или однородная, продукция. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или сбыте;

¨ незначительный контроль над ценой продукции. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта;

¨ свободное вступление и выход из отрасли. В условиях чистой конкуренции не существует никаких серьезных препятствий (законодательных, технологических, финансовых и др.), которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Таким образом, никто не может повлиять на цену, цена определяется на рынке под влиянием спроса и предложения.

На свободном конкурентном рынке цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Соотношение спроса и предложения:
1 — спрос; 2 — предложение; Ц0 — равновесная цена

На спрос и предложение влияет ряд факторов, которые приводят к смещению кривых спроса и предложения:

¨ мода и вкусы покупателей;

¨ изменение цен на сопряженные товары (товары-заменители);

¨ прогнозы и ожидания покупателей;

¨ изменение издержек производства;

¨ изменение ресурсов;

¨ изменение налогов;

¨ число продавцов на рынке;

¨ уровень цен на сопряженные товары;

¨ инфляционные ожидания и т.д.

Чистая конкуренция на практике довольно редка, так как эта модель имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение.

2. Рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция — это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительного небольшого их числа, например 25, 35, 60.

При монополистической конкуренции:

1) каждая фирма, обладая относительно небольшой долей всего рынка, имеет ограниченный контроль над рыночной ценой;

2) почти невозможен тайный сговор фирм в целях ограничения объема производства и повышения цен;

3) нет ощущения взаимной зависимости;

4) каждая фирма сама определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не принимать во внимание, так как влияние действий одной фирмы настолько мало, что у конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля за ценой на свою продукцию. Соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

На рынке монополистической конкуренции широко используется цена пробной продажи, которая позволяет производителю получить информацию, необходимую для модернизации тех или иных параметров товара, и в результате создать такую продукцию, которая будет соответствовать требованиям рынка.

3. Олигополистический рынок. Олигополия — модель рынка, имеющая небольшое число продавцов. Эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. К характерным чертам олигополии относится:

¨ немногочисленность фирм отрасли. Рыночная модель олигополии находится в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Олигополии могут возникнуть в отраслях, производящих как однородную стандартизированную (алюминий, цемент и т.д.), так и дифференцированную (автомобили, стиральные порошки и т.д.) продукцию;

¨ высокие барьеры для вхождения в отрасль (владение патентами и контроль стратегического сырья), связанные прежде всего с эффектом масштаба. Они выступают как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур;

¨ всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает там и тогда, где и когда число фирм в отрасли мало и каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Цена может быть определена тремя способами:

1) тайный сговор — имеет место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой;

2) лидерство в ценах — средство, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение, не вступая в тайный сговор. Получает развитие практика, когда «господствующая» фирма меняет цену, а все другие фирмы более или менее автоматически следуют этому изменению;

3) затратный механизм, рассмотренный ранее.

4. Рынок чистой монополии. Чистая монополия — модель, при которой одна фирма является единственным производителем продукта. Монополия имеет следующие основные черты:

¨ единственный производитель данного продукта или единственный поставщик ресурсов;

¨ нет близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него;

¨ «диктующий цену». Фирма осуществляет значительный конт­роль цены, так как выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения;

¨ вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.

Монополист, определяя цену товара, руководствуется принципом максимизации прибыли. По сути, он диктует цену спроса путем установления объема производства продукции.

В процессе ценообразования и изменения цен может появиться инфляции, т.е. обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности из-за несоответствия между обращением товарной и денежной массы. Это происходит чаще всего вследствие выпуска в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами. В этом случае деньги не обладают своей номинальной ценностью ввиду отсутствия эквивалентного по стоимости товарного покрытия.

Для рыночной экономики характерна диверсификация цен, т.е. разделение цены для различных групп потребителей. Она может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара и времени (пересмотр цен в различные периоды) и используется для обеспечения дополнительной части дохода. При этом производитель стремится максимизировать цену для каждой из групп покупателей. Такая цена носит название резервированной цены покупателя.

Резервированная цена, обусловленная доходом покупателя, называется идеальной диверсификацией.

7.3. Ценообразование на новую продукцию

Методология установления цены на новую продукцию повышенного качества имеет последовательность, приведенную ниже.

1. Выбор изделия, которое в дальнейшем будет служить базой для сопоставления новой продукции по технико-экономическим характеристикам.

2. Расчет верхней границы цены на новое изделие (лимитной цены).

Верхняя граница цены — это условно максимальная цена нового изделия, при которой производство и потребление одинаково выгодны как производителю, так и потребителю.

Верхнюю границу рассчитывают по следующей формуле:

где Цб — цена базового изделия, руб.;

Q н, Q б — годовые объемы продукции, производимой на новой и базовой технике соответственно, шт./год;

На.б, На.н — норма амортизационных отчислений базовой и новой техники соответственно;

Е н — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, Е н = 0,2—0,33;

Иб, Ин — эксплуатационные издержки на производство годового объема продукции при использовании единицы базового и нового (на тот же объем продукции) оборудования, руб.;

DК — изменение единовременных капитальных вложений при использовании нового оборудования вместо старого, руб.

Показатель долговечности, т.е. учет изменения срока службы нового изделия по сравнению с базовым изделием,

D Т = (На.б + Е н): (На.н + Е н);

На.б = 1: Т б; На.н = 1: Т н,

где Т б, Т н — сроки службы базового и нового изделия соответственно с учетом морального износа, год.

3. Расчет нижнего предела цены. Нижняя граница цены — это такой ее уровень, при котором товаропроизводителю возмещаются текущие издержки производства и прибыль, рассчитанная исходя из норматива рентабельности:

Цн = Сн + Рн ´ Cн,

где Сн — себестоимость единицы новой продукции, принимаемая за базу при расчете, руб./шт.;

Рн — норматив рентабельности.

4. Расчет затрат на подготовку и освоение новой продукции (Зп.н).

5. Определение экономической эффективности новой модели оборудования путем сопоставления верхнего и нижнего предела цены, скорректированного на затраты на подготовку и освоение новой продукции:

Э = Цв - (Цн + Зп.н).

Этот экономический эффект можно определить для производителя и потребителя.

Для производителя годовой экономический эффект по новой модели оборудования

Эпр = [(Сб + Е н ´ Кб) - (Сн + Е н ´ Кн)] ´ Q,

где Сб, Сн — себестоимость производства на единицу продукции старого (базового) и нового качества соответственно, руб./шт.;

Кб, Кн — дополнительные капитальные вложения производителя на единицу оборудования базовой и новой модели соответственно (т.е. на выпуск самого оборудования), руб./шт.);

Q — количество нового оборудования, шт.

Для потребителя годовой экономический эффект

где — себестоимость эксплуатационных работ на единицу оборудования (эксплуатационные расходы, амортизация, ремонт и т.д.) базовой и новой техники соответственно, руб./шт.;

— капитальные вложения на единицу продукции по базовому и новому варианту соответственно (т.е. капитальные вложения для покупки оборудования, отнесенные к единице выпускаемой продукции), руб./шт.

Для обеспечения эффективности производства товаропроизводитель должен заботиться о повышении конкурентоспособности своей продукции и перспективной номенклатуре товара, объем реализации которой зависит от соответствия этой продукции требованиям рынка.

Покупатель, приобретая технический проект на создание новой продукции, хочет знать:

¨ технико-экономические параметры нового товара;

¨ себестоимость его производства;

¨ ориентировочную цену;

¨ эксплуатационные расходы;

¨ длительность жизни товара на рынке;

¨ масштабы распространения и т.п.

Критерием заинтересованности товаропроизводителя и покупателя выступает прибыль, которую ожидают получить заинтересованные стороны.

Этап купли-продажи может быть представлен двумя вариан­тами:

1) фиксированной суммой денежных средств;

2) определенным процентом от прибыли, полученным продавцом, которая создается покупателем в процессе осво­ения и производства новой продукции.

Величина оплаты, т.е. процентная ставка отчислений (ройялти), в значительной мере зависит от себестоимости новой продукции.

Цена на научно-техническую продукцию

где aр — вероятность рыночного успеха новшества;

gпр — размер процента, отчисляемого продавцу;

Т 0 — время ввода новшества на рынок;

Т — длительность жизненного цикла новшества, год;

Ц(t) — цена новшества в момент времени t, руб./шт.;

С(t) — себестоимость новшества в момент времени t, руб./шт.;

Q (t) — объем выпуска новшества в момент времени t, шт.;

r — коэффициент дисконтирования, т.е. приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду.

Если у товаропроизводителя (покупателя) нет возможности для инвестирования разработки новой продукции на данном этапе, то действующая номенклатура постепенно стареет и спрос на нее падает. Тогда он может продлить жизнь устаревшего товара за счет снижения цен и роста объема производства.

В случае когда продукция вытеснена с рынка, а снижение цен не обеспечивает достаточного объема реализации, для сокращения убытков товаропроизводитель резко снижает цены и пытается реализовать этот товар даже ниже себестоимости.

где Ц1, Ц0 — цена товара в момент фактической его поставки покупателю и момент заключения договора о поставке соответственно, руб.;

А, B, C — доли в цене товара (в момент заключения договора о поставке) соответственно расходам на сырье и материалы; заработную плату и прочие издержки, А + B + C = 1;

а 0, а 1 — средняя цена сырья и материалов в момент заключения договора и фактической поставки товара соответственно, руб.;

b 0, b 1 — средняя заработная плата работников в момент заключения договора и фактической поставки товара соответственно, руб.

Государственное регулирование цен — последний этап формирования цены (дотации, налоги).

Контрольные вопросы

1. Какие два определения цены существуют? В чем состоят их особенности?

2. Какие функции цен вы знаете? Что в них характерно для рыночной и нерыночной экономик?

3. Какие виды цен различают в зависимости от сфер торговли?

4. Каковы виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования. Для каких экономик они характерны?

5. Какие еще виды цен вы знаете?

6. В чем заключается сущность затратного механизма? Какие виды издержек используют в нем?

7. Какова последовательность расчета оптовой цены предприятия, оптовой цены сбытовых организаций, розничной цены?

8. В чем состоит сущность рыночного механизма?

9. Каковы черты рынка чистой конкуренции и как на нем вычисляется цена?

10. Какие черты характерны для рынка монополистической конкуренции? Как определяют цену на нем?

11. Каковы черты олигополистического рынка и способы расчета цены на нем?

12. Какие черты присущи рынку чистой монополии? Как определяют цены на нем?

13. Что такое инфляция? Какова ее природа?

14. Что такое диверсификация цен? Для чего она нужна?

15. Каким образом рассчитывают цены на новое оборудование?

16. От чего зависит цена на научно-техническую продукцию? По какой формуле ее вычисляют?

17. Как рассчитывают цену с учетом инфляции?

Контрольные задачи

Задача 7.1. Определите оптовую цену предприятия Цопт.пр, оптовую цену сбытовых организаций Цопт.сб.орг, государственную розничную цену Цр, если: плановая себестоимость единицы промышленной продукции Спл = 150 тыс. руб.; прибыль, приходящаяся на единицу продукции, Пед = 37,5 тыс. руб.; налог на добавленную стоимость НДС = 25,2 тыс. руб.; текущие издержки и прибыль сбытовых организаций ТЗсб + Псб = 5,6 тыс. руб.; текущие издержки и прибыль торгующих организаций ТЗт + Пт = 11,7 тыс. руб.

Методические указания

1. Оптовая цена предприятия, руб.:

Цопт.пр = С + П + НДС.

2. Оптовая цена сбытовых организаций, руб.:

Цопт.сб.орг = Цопт.пр + Псб + ТЗсб.

3. Государственная розничная цена, руб.:

Цр = Цопт.сб.орг + ТЗт + Пт.

 

Задача 7.2. Определите верхний предел цены нового оборудования, если: цена базисной модели Цб = 120 тыс. руб.; производительность базисной модели Q б = 1000 шт./ч; производительность новой модели Q н = 1000 шт./ч; норма амортизации базисной модели На.б = 0,2; норма амортизации новой модели На.н = 0,2; нормативный коэффициент эффективности Е н = 0,25; эксплутационные издержки базисной модели Иб = 40 тыс. руб.; эксплутационные издержки новой модели Ин = 30 тыс. руб.; экономия капитальных вложений ∆К = 10 тыс. руб.

Методические указания

Верхний предел цены нового оборудования, руб.:

Цв = Цб ´ Q н: Q ба.б + Е н): (На.н + Е н) + (Иб - Ин): (На.н + Е н) ± DК.

 

Глава 8
ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

8.1. Прибыль, экономическое содержание,
виды и методы определения

Прибыль и рентабельность производства относятся к общим показателям уровня эффективности производства. Получение прибыли является главной целью предпринимательской деятельности. По своей экономической природе прибыль представляет собой часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства.

Рассмотрим виды прибыли.

Прибыль от реализации — это разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализованной продукции:

Пр = РП – С,

где РП — реализованная продукция, руб.;

С — себестоимость, руб.;

РП = ВП – НДС – Ак,

где ВП — валовая продукция, руб.;

Ак — акцизы, руб.

Реализованную продукцию можно рассчитать и по другой формуле:

РП = Q н + ТП - Q к,

где Q н, Q к — остатки товарной продукции на начало и конец года соответственно в оптовых ценах предприятия, руб.;

ТП — объем выпуска товарной продукции в плановом периоде в оптовых ценах предприятия, руб.

Валовая (балансовая) прибыль — это превышение балансового дохода над балансовым расходом до уплаты налогов. В нее входит прибыль от реализации, прибыль от внереализационных операций и прибыль от реализации основного капитала:

Пв = Пр + Пвнер + ПОК.

Прибыль (убытки) от внереализационных операций включает в себя:

¨ прибыль подсобных и обслуживающих производств;

¨ прибыль от долевого участия в совместных предприятиях;

¨ прибыль от сдачи имущества в аренду;

¨ прибыль от дивидендов;

¨ убытки от прочих хозяйственных операций (например, поступление безнадежных долгов, пени, штрафов, неустойки, уплаченные или полученные в связи с нарушением хозяйственных договоров).

Прибыль (убыток) от реализации основного капитала

Пок = Цл - Цо ´ Кинф,

где Цл — ликвидационная стоимость (цена), т.е. выручка от реализации основного капитала, руб.;

Цо — остаточная стоимость основного капитала, руб.;

Кинф — индекс инфляции.

Прибыль до налогообложения — это прибыль до уплаты налога на прибыль:

Пдо н = Пв – Ним – Нм,

где Ним — налог на имущество, руб.;

Нм — местные налоги, руб.

Чистая, или распределяемая (остаточная), прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и его акционеров:

Пч = Пдо н – Нпр,

где Нпр — налог на прибыль, руб.

С налогооблагаемой части прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Прибыль распределяется по трем направлениям:

1) отчисляется в бюджет;

2) используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей;

3) идет на выплату дивидендов.

К первоочередным отчислениям в бюджет относятся:

¨ НДС;

¨ акцизы;

¨ налог на имущество (в размере не более 2%);

¨ налог на прибыль (24% с 1 января 2002 г. согласно гл. 25 ч. 2 НК РФ).

Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия, распределяется (рис. 8.1):

1) на фонд накопления (страховой фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе и др.);

2) выплату дивидендов;

3) фонд потребления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.