Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Социальное здоровье




 

Трансформация российского общества весьма негативно сказалась на здоровье населения последние 20 лет. Социально – экономический кризис породил безработицу, что снизило уровень и качество жизни миллионов россиян. Значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Пенсия не дотягивает до прожиточного минимума, инфляция съедает сбережения. Незащищенными оказались дети, молодёжь. Студенческая стипендия обеспечивает скудное проживание в течение всего лишь нескольких дней. Растет плата за обучение и сокращается число бюджетных мест в вузах. Например, за обучение в магистратуре в большинстве вузов надо выложить более 60 тыс. руб.

Недостаточно государственное финансирование системы образования, здравоохранения, социальной защиты. Все эти факторы социально – экономического порядка порождают трудности формирования и сохранения трудовых ресурсов, снижают материальный и духовный потенциал страны, ведут к ухудшению социального и индивидуального здоровья.

Поэтому проблема социального здоровья – государственная, общероссийская проблема, от решения которой зависит будущее России, темпы качества её экономического, социального, духовного, культурного развития.

Весьма актуальна проблема социального здоровья в философском плане, в правовом, в частности – в законодательном подкреплении и практическом плане – принятия и исполнения решений государственных органов.

Что касается теории, её задача – разработка концепции социального здоровья. Некоторые шаги в её разработке уже сделаны в науке и философии. Обобщая накопленный опыт, выделим основные положения формирующейся концепции социального здоровья:

1. Результаты конкретно – социологических, биологических, медицинских исследований о состоянии здоровья россиян, в т.ч. по социальным группам, возрасту, полу, семейному положению и др.*

2. На основе полученных данных (п. 1) определить реальное состояние здоровья общества и возможные риски социокультурного развития, найти механизмы сохранения здоровья, преодоление рисков;

3. Изучение ценностного отношения к здоровью разных социальных групп, разработка методологии и методик формирования отношения россиян к здоровью как базовой ценности;

4. В парадигме социального развития, приоритетных программ центральное место должна занимать здоровье – созидающая (и здоровьесберегающая) парадигма развития.

5. В разработке конкретных программ оздоровления необходим системный подход, на основе которого в программе определяются цели, средства ___________

* Их подробное обсуждение – на семинарских занятиях

осуществления, желаемый результат, конкретные методы, методики коррекции здоровья в их взаимосвязи и развитии.

6. Определить социальное здоровье как норму общественного развития, содержащую физическое, психическое, социальное, культурно – духовное благополучие членов общества, обеспечивающее полноценную созидательную деятельность людей, достойную жизнь, долголетие.

В системе ценностей здоровье определяется как базовая ценность, обеспечивающая движение общества по пути прогресса. В категориальном плане здоровье – интегральное понятие, обещающее данные социально – гуманитарного знания и естественных наук.

Социальное здоровье неразрывно связано с культурой здоровья, включающей ответственность личности и общества за индивидуальное здоровье, здоровье социального окружения, гармоничные отношения человека к природе, к людям, к культуре, к государству и обществу. Культура здоровья включает сохранений традиций сбережения здоровья, накопленные в истории культуры народами в повседневной практике (народная медицина), в науках и культурах. Вместе с традицией культура здоровья обогащается инновационными решениями (например, профилактика заболеваний путем применения инноваций в диагностике).

Социальное здоровье есть определённая мера качества жизни.

Подводя итоги, назовём основные критерии социального здоровья:

· адаптация (приспособление);

· успешная социализация (вхождение в общество через семью, школу, трудовой коллектив и т.п.);

· социальная активность;

· забота каждого члена общества о своём здоровье, здоровье близких, родных и др. Ответственность личности за состояние собственного здоровья. Ответственность государства и общества за социальное здоровье;

· уровень и качество жизни;

· социальное самочувствие, морально – психологическая, духовная атмосфера в обществе;

· физическая культура;

· культура здоровья как вектор восходящего развития общества.

Таким образом, категория «социальное здоровье» тесно взаимосвязана с понятиями качество жизни, уровень жизни, адаптация, социализация, культура здоровья, которые имеют междисциплинарный характер и охватываются системой социально – гуманитарных наук.

Что сделано в теории? Есть конкретно – социологические, медицинские исследования здоровья разных групп населения РФ (пенсионеры, дети, подростки и т.д.). Во всех группах исследуемых отмечается тенденция снижения здоровья (за период 1999-2010 гг.) растёт дезадаптация детей, увеличивается число людей с хроническими заболеваниями, особенно в семьях с низким уровнем жизни.

Однако, по данным ряда исследований отмечается изменение ценностного отношения к здоровью [4].

Основные механизмы формирования социального здоровья определяются следующие: экономическое положение семьи, уровень дохода работника, образование, социальная стратификация, мобильность, культура здоровья, государственная поддержка здравоохранения, социальная стабильность, сформированность базовых ценностей в обществе.

Активность и действенность этих механизмов разное в разных состояниях общества. В кризисном обществе на первом плане социально – экономические механизмы, в стабильном – социокультурные. В обществе переходного типа происходит нестабильное балансирование разных механизмов экономического, социального и культурного плана. Российский пример являет дефицит экономических и политических оснований социального здоровья при возрастающей значимости субъективного фактора, в частности, осознания студенческой молодёжью значимости образования, знаний о здоровье, здоровом образе жизни, полученных во время обучения для их применения в жизни. По анкетам опрошенных студентов очного и заочного отделения ПГСХА в 2008 – 2011 гг. (более 300 человек) каждый второй студент отмечает необходимость полученных знаний, объёма текущей периодической информации по проблемам здоровья для сохранения собственного здоровья, здоровья детей и близких. В обсуждении тем здоровья особенно активны молодые мамы, которые излагают собственные подходы к воспитанию здоровых детей, выстраивая личные родительские стратегии здоровья семьи с учётом полученных знаний и активной проработки информации самостоятельно. Не равнодушны они и к иным формам воспитания и поддержания здоровья в своём окружении – родных, друзей, знакомых. Мы разделяем их сомнения в полезности программ раздельного питания, полного вегетарианства, программ оздоровления, альтернативных проверенным опытом, наукой медицинским рекомендациям, которые используются в некоторых семьях в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несомненно, нуждаются в коррекции подростковые представления о культуре здоровья (и нередко – её отсутствие) – модные диеты голодания, физической подготовки, отношений полов.

Заметно изменилось отношение молодёжи, семейных людей в особенности, к социально опасным заболеваниям, полученным половым путём. Это отношение стало у значительного числа студентов более просвещённым, рациональным, ответственным. Уровень знаний достаточен о СПИДе, наркомании, чтоб не допускать асоциального, аморального поведения, кроме отношения к алкоголю. Оно нередко снисходительно – небрежное в обстановке социальной распущенности при недостаточном осознании отдаленных и даже ближайших негативных последствий алкоголизации. (По некоторым данным – 18 литров в год приходится алкоголя на каждого россиянина). Экономические потери от алкоголизации более 150 млрд. рублей в год. Тема давно уже нуждается не только в просвещении населения, но и конкретных мерах государства, местных властей, общественности, семьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.