КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Роль науки в развитии философии здоровья
Конкретные, частные науки о здоровье – валеология и медицина (многоотраслевая наука о лечении болезней и их профилактике) содержат разные подходы к определению здоровья, путях его достижения. Исходное положение заключается в том, что человек – часть природы, живой организм. Поэтому для определения состояния здоровья человека и путей оздоровления организма главное внимание уделяется биологическим показателям: анализу крови, его биохимической структуры, различных реакций её структурных элементов, продуктов выделения, ритма сердца, биометрических, электрических и других показателей работы мозга, сосудов и т.п. Поэтому в медицине и валеологии утверждается понимание здоровья как способности человеческого организма поддерживать гомеостаз. Правда, валеология выходит за предел биометрических показателей здоровья в междисциплинарную область – соединения знаний о человеке, накопленных естественными и гуманитарными науками. Основное направление валеологических исследований – разработка учения о законах сохранения здоровья, управления здоровьем (Брехман И.И.,5). В книге В.И. Дубровского «Валеология – здоровый образ жизни» синтезированы знания о здоровом образе жизни, научного и народного опыта рационального питания, закаливания, физической культуры, профилактической медицины и народного врачевания, комплексной системы реабилитации. Много полезных знаний и рекомендаций можно почерпнуть из индивидуального опыта по борьбе с вредными привычками и их профилактике, методам контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. В.И. Дубровский определяет здоровье организма как выполнение жизненной программы: питание, рост, специфические функции, размножение, как процесс адаптации к социальной, внешней среде. Заметим, что понятием социальное обозначен иной, чем в биологии, медицине подход к здоровью. Однако он не развит в валеологии, а лишь обозначен. Медицина и валеология, обобщая опытные данные, формулируют следующие критерии оценки здоровья: 1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе; 2) наличие хронических заболеваний физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определённой устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды (В.И. Дубровский С. 12-13). На основе обобщения многолетнего опыта теоретической и практической медицины, проверенного личным опытом кардиохирургии, исследований в области геронтологии Н.А. Амосов вынес убеждение о том, что здоровье – это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма. З.И. Хата расширил рамки валеологии, «подтягивая» её к уровню философской онтологии практически здорового человека (26). Предмет валеологии он дополнял философским осмыслением понятия «выбор», «свободный выбор жизненного пути», как пути к здоровью. Антропологический, гуманистический аспект валеологии он разрабатывал не только теоретически, но и личным, собственным выбором здорового образа жизни, непременным составляющим которого в его опыте был режим дня, рациональное, индивидуально подобранное питание, физические тренировки, в которые он увлёк всю семью, чередование физического и умственного труда, жизнелюбие, особенно ярко выраженное в его поэтических упражнениях, необычайное упорство, настойчивость, воля в достижении поставленных целей. Антропологическое направление валеологии открыло путь к её преобразованию в философию здоровья, предметом которой является не только индивидуально – личностный путь к здоровью, но более широкий охват бытия человека в разных социальных условиях и контекстах культуры. Философия здоровья опирается на философское понимание сущности человека как существа природного, социального, духовного в неразрывном единстве этих составляющих. Поэтому философия здоровья предлагает выяснить прежде всего источники здоровья – природные, социальные, индивидуальные. Она концентрирует внимание на здоровье, как творчестве индивида, как стратегии личной жизни (Серова И.А., 25. С. 5). Различия предмета медицины, валеологии и философии здоровья явно проступают в их ключевых понятиях. Для медицины – болезнь, валеологии – здоровье, философии здоровья – здоровье – стратегия личной и социальной жизни. В сфере интересов медицины – лечение болезней на пути к здоровью. Её «зацикленность» на больном человеке мешает ей добиться впечатляющих успехов в оздоровлении человека. Неэффективность медицины, особенно «таблеточно-инъекционной» терапии, нередко без учёта индивидуальных особенностей организма, при отсутствии должной диспансеризации, неразвитости профилактической медицины привела к общественной потребности в новой науке, которая бы занялась здоровьем человека, сохранением и воспроизводством здоровья, чем и занимается современная валеология. В современной науке структура валеологии понимается по разному. Так, Э.Н.Вайнер (6. С. 24-28) включает в валеологию следующие её компоненты: · общая валеология – как методолечение, флософия здоровья; · медицинская валеология, предмет которой – болезнь и здоровье человека, критерии оценки здоровья, факторы нездоровья, пути реабилитации и выздоровления; · педагогическая валеология, изучающая вопросы валеологического образования и воспитания; · возрастная валеология, учитывающая индивидуальные возрастные показатели здоровья; · профессиональная валеология, в центре внимания которой профориентация с учётом показателей здоровья, вопросы реабилитации; · семейная валеология; · экологическая валеология о влиянии природы и других внешних факторов на здоровье; · социальная валеология – изучающая здоровье человека в обществе. Востребованность валеологии в обществе инициировала новое направление профессионального образования, новый предмет преподаётся в школах и других средних учебных заведениях – «Валеология», издаются программы, учебники. Актуализируются историко-научные и историко- философские представления, близкие к современной валеологии (В.Н.Кукьян, О.А. Резник. 15. С. 12-13). Стимулом развития наук о болезнях и здоровье человека, философии здоровья и философской антропологии стал рост сложности в развитии общества, обострение противоречий общества и природы, появление новых болезней, уносящих миллионы жизней. Главное, к чему пришли науки о здоровье и в особенности – философия здоровья, - человек – субъект собственного здоровья. Субъект здоровья творит своё здоровье в определённых природных, социальных, культурных условиях. А чтоб человек реализовал себя в качестве субъекта здоровья, он долен прежде всего познать себя и обрести знания о здоровье, поэтому для современного человека весьма актуальны афоризмы философской мудрости: «Познай самого себя» (Сократ), «Сотвори себя» (Конфуций); познай и сотвори себя, своё здоровье – вот основное направление индивидуальной жизненной стратегии. Познавая себя, сотворяя себя, своё здоровье, каждый человек с учётом своего индивидуально состояния здоровья и личностного развития должен активно развивать, поддерживать, укреплять все взаимосвязанные компоненты здоровья: · соматическое (телесное) здоровье – состояние нормы и функционирования всех систем организма; · физическое здоровье – строение, функции, резервы организма, способность к адаптации к внешней среде; · психическое здоровье – духовный комфорт, адекватные психические реакции и нормы поведения; · нравственное здоровье – индивидуально и социально значимая система ценностей, установок, мотивов и правил поведения в обществе. Следование истинам любви, добра, красоты. В науках накоплены колоссальные знания о единстве всех компонентов здоровья. В гуманитарных науках особый акцент сделан на духовном здоровье, что отличает человека от всего живого. Духовное здоровье – главная составляющая индивидуального, личностного здоровья. Здоровье – необходимая часть всей реальной жизни и деятельности человека и является необходимым условием и средством разностороннего развития человека. Это процесс и определённый результат целостного развития человека, его тела, души, духа, его социальных, индивидуальных и личностных свойств. Сегодня многие ругают медицину за узкую специализацию (существует более трёхсот медицинских специальностей) За невозможность (и неспособность) охватить организм целостно, что ведёт нередко к ошибкам в диагнозе, лечении, реабилитации. Конечно, узкая специализация в определённой мере ограничивает горизонт специализированного мышления, но вместе с тем она же позволяет определить болезнь на ранней стадии, воздействовать на организм на клеточном уровне и т.п. Надо отметить стремительное развитие междисциплинарных уровней разных отраслей медицины, во взаимопроникновении с естествознанием, техническими науками, социальными знаниями. Сегодня медицина вводит в специальный «свой» оборот категорию образ жизни и бьёт тревогу по поводу «овощного» (т.е. неподвижного) образа жизни современного человека, оснащённого техникой (машина, компьютер, самолёт и пр.), в особенности детей, образ жизни которых всё меньше включает игры на улице, а всё больше – диван, стул, компьютер, телевизор. Гиподинамия – пониженная подвижность - вредно влияет на все названные компоненты здоровья и детей, и взрослых. Лень, апатия, уход от реальной жизни, неумение и желание общаться «в живую», ослабление адаптационных сил, тяга к допингам – стимуляторы, алкоголь, наркотики и др. И телесные недуги, напрямую связанные с духовными – лишний вес, отклонения в развитии физиологический систем организма, атрофия мышц, болезни опорно-двигательного аппарата, деформация позвоночника, нарушение осанки, расстройства сердечно-сосудистой системы, ослабление иммунитета, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость. Сегодня и медицина, и валеология, и философия здоровья стремятся к тому, что достоянием каждого здравомыслящего человека, его жизнедеятельности стал афоризм: «Движение – это жизнь». Для этого рекомендуется: · Физическая активность, основа которой – упражнения, разнообразие физической нагрузки, умеренность, оснащённость необходимым и самым элементарным инвентарём: гантели, лестницы, турники, кольца, обручи и т.д. в обычной квартире. Спортивные уголки, и по возможности – тренажеры. · Вне дома – группы здоровья, спортивные секции, фитнес – залы, бассейны, работа на даче, в саду, огороде, обихаживание городской придомной территории, спортивные игры на соответственно оборудованных площадках, что возможно сделать на законных основаниях и желательно не в прямом соседстве с автостоянками, дорогами. Необходимо возродить утреннюю гимнастику не только дома, но и на работе, в учебном заведении и пр. 10 минут физических упражнений и более производительный интеллектуальный труд*. Замечено, что пример наиболее спортивных, физически развитых студентов заражал остальных. Спортивный стиль в одежде, подтянутость, более сдержанная и уважительная манера общения. Можно сказать, что это актуализация проблемы здоровья и подступы к философии здоровья. Однако самое трудное в нашем начинании – борьба с вредными привычками. Добились пока немногого – «вредные» уходят курить с крыльца академии подальше. Студенчество – это особая группа риска по здоровью: многочасовая неподвижность на лекциях, семинарах, в библиотеках, за компьютерами… А в спортивных секциях занимается лишь незначительная часть студентов. Проведенные социологические исследования по проблеме здоровья показали очень скудные знания наук о здоровье – в основном это обыденные, фрагментарные представления о медицине, валеологии, философии здоровья. В основном это представления о здоровье, здоровом образе жизни на уровне обыденного сознания с фрагментами научных знаний по отдельным вопросам медицины, валеологии, философских представлений о здоровье. Фрагментарные знания, отсутствие опыта, слухи, современная мода «идеальной», т.е. худой женщины провоцируют юных девушек на долгие голодания, модные диеты для достижения известных стандартов 90-60-90. Подобные опыты нередко заканчиваются трагически. Подрывают здоровье тусовки в ночных клубах и дискотеках, следования образам с обложек модных журналов. Отказ от пищи, использование препаратов для снижения веса, мочегонных и слабительных средств разрушает здоровье; нервная анарексия (непреодолимое отвращение к пище) уносит многие жизни девушек, желающих похудеть. Участились неврозы на почве недовольства женщины своей внешностью, нередко по этой причине распадается семья, становится невозможным брак. Философия здоровья в этой связи помогает понять причины психо-соматических отклонений, ориентации на реальные соотношения возможностей организма и притязаниями ещё духовно, социально, морально незрелой личности. В философии здоровья важное место отводится ценностному подходу к здоровью. Здоровье – это величайшая ценность, для сбережения которой ________ * в прошлом году на экономическом ф-те ПГСХА были первые пробы физкультурных 10 минут перед утренним занятием философией, в 2009-10 уч. г. Второкурсники охотно занимались физическими упражнениями, в роли ведущих занятия были сами студенты попеременно. человек должен трудиться всю жизнь и физически, и морально, и духовно. Философия здоровья включает и социальные измерения здоровья. Здоровье зависит от социального положения человека, удовлетворенности трудом, уровня образования и личностной культуры, семейного благополучия, среды проживания, духовно-нравственной атмосферы общества. Известно, что крушение социализма в СССР и распад государства привели к трагическим последствиям – сокращению продолжительности жизни, высокому уроню смертности среди разных слоев населения, сокращению рождаемости, невротизации общества. Не благополучна ситуация и в настоящее время по распространению СПИДа, алкоголизма, наркомании, туберкулеза и др. социальных болезней. Социальная философия включает в круг своих проблем изучение социального бытия как фактора здоровья, управление здоровьем. Философия здоровья изучает благоприятные и неблагоприятные социальные условия, влияющие на здоровье, обращается к социальному и индивидуальному опыту укрепления, сбережения здоровья. В круге интересов социальной философии и философии здоровья – новая социальная практика, так называемые «социальные сайты», прежде всего Интернет, великолепный пример самоорганизации, насыщенной информацией, виртуальным общением. «Социальные сети» втягивают в круг активного заочного общения самых разных людей, которые доверяют сетям…«самые сокровенные мысли, чувства, переживания», воспоминания в фото, аудио, видео-формах. «Социальная сеть» - новый вид творчества, со-творчества, сотворение человеком себя через диалог с другими, что компенсирует недостачу живого общения. Интернетовский круг общения по интересам снижает риск психических, духовных отклонений, создаёт атмосферу духовного комфорта, взаимопонимания общающихся. Оздоравливающий эффект Интернет-ресурса и возможности его использования актуальны в правовом исследовании в целях раскрытия правонарушений и коррекции девиантного поведения, что практически важно для профилактики преступлений против личности. Вместе с тем анализ Интернет-общения как альтернативы традиционным формам живого общения обостряет проблему противоречий социализации человека, сохранения его здоровья. Наиболее активная часть общества – молодежь, пользование Интернет - неотъемлемая часть вхождения молодёжи во взрослый мир, в социальную среду, в общество. Проблема социализации молодежи – важнейшая составляющая проблемы воспроизводства физически, духовно здорового общества (труд, общественная деятельность, досуг). В этом ракурсе философия здоровья конкретизирует ключевой вывод социальной философии о том, что человек – не средство, а цель общественного развития. И это положение позволяет адекватно анализировать проблему здоровья в рамках социальной философии и философии здоровья. Ещё одна социальная проблема философии здоровья, которая отличает её от валеологии, медицины и других наук о человеке, - это проблема идентификации и самоидентификации человека, особенно обостренная в условиях системного кризиса общества. Кризис коллективной идентичности проявляется в массовом отклоняющемся поведении. Аналогичны проявления и кризиса индивидуальной идентичности. Следствие этих кризисов психическая неустойчивость, потеря нравственных ориентиров, идеалов, непредсказуемость индивидов и групп. Аморфность личностной позиции может обернуться в одних случаях гиперактивностью, в других – пассивностью. В рамках философии здоровья можно поставить вопрос – как повлиять на формирование идентичности, социальной устойчивости, духовного равновесия, самоконтроля? Некоторые философы видят решение вопроса в усилении рационального контроля за кризисами идентичности и устроении новой, рациональной идентичности. И средства формирования рациональной идентичности зафиксированы и сохранены культурой образования, воспитания, традиции, выдвижением личности в центр общественного переустройства и теперь – модернизации российского общества. Целостность личности должна быть сохранена и укреплена при всех поворотах реформ (единство человека с миром, с другими людьми, с собой). А достижение этой гармонии, как известно, - оптимальный путь к здоровью как отдельного человека, так и общества. И, повторим, главным творцом, субъектом творчества здоровья является сам человек, который может и должен знать, что такое здоровье, предпринимать все возможные меры для его сохранения, которые выработало человечество, наука, народный опыт, философия и мудрость долгожителей.
Основные категории Медицина, валеология, философия здоровья, социальная философия, личность, субъект здоровья, ценность, ценность здоровья, критерии оценки здоровья, антропология, сущность человека, основные компоненты здоровья, гиподинамия, общение, «сетевое» общение, «социальные сети», социализация, идентификация, самоидентификация.
Вопросы для повторения 1. Сформулируйте основные отличия философии здоровья от медицины и валеологии. 2. Назовите наиболее актуальные проблемы современной философии здоровья. 3. Какова роль личности в достижении индивидуального здоровья и здоровья общества? 4. Какие личностные духовно - нравственные качества важны для человека на его пути к здоровью? 5. Какая составляющая здоровья, на ваш взгляд, главная в человеке – физическое здоровье, духовно – нравственное, психическое? 6. В чём вы видите общность проблемы идентичности и здоровья?
Литература 1. Амосов А.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритмы здоровья. М., 2002. 2. Кукьян В.Н., Резник О.А. Философия здоровья. Пермь. 2005. 3. Серова И.А. Вкус меры. Очерки философии здоровья. М., 2007. 4. Гогулан М. Законы здоровья. М., 2002. 5. Дубов А.П. Земное изучение и здоровье человека. М. 1993.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |