Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет философии здоровья, основные понятия, место в системе философских дисциплин




 

Философия здоровья – область философской антропологии, которая в настоящее время обретает свой предмет и относительно самостоятельное развитие.

Вырастая из философской антропологии, философия здоровья связана и с философией природы, и с философией общества. Философия природы раскрывает биологические, природные основы становления и развития человека. Философия общества анализирует основные сущностные силы человека – разнообразные формы его деятельности, способности, потребности, общественные факторы, воздействующие на развитие человека и, несомненно, оказывающие влияние на здоровье человека. Философская антропология ставит основной вопрос – что есть человек? Будучи существом социальным и связанным с природой, человек существо – автономное, т.е. живущий своей особой, относительно свободной жизнью, способное к творчеству, самосозиданию, создающее культуру. Занимаясь основами человеческого бытия, она вопрошает об особенностях человеческой индивидуальности, уникальности человеческой личности, смысла её существования. Как видим, философские дисциплины не ставили вопрос о здоровье, как проблему, хотя, как мы убедимся далее, представления о здоровье накапливались в истории философии, подкрепляясь многими научными данными и народным опытом. Ни в философских энциклопедиях, ни в иной справочной литературе нет понятия здоровья человека. В построении цельной философии человека в настоящее время открывается новая область – философия здоровья. Почему в этом принципиально незавершимом процессе осмысление сложной природы человека оказалась актуальной проблема здоровья? Ещё в недавнем прошлом здоровьем занималась медицина и частично ряд естественных наук – физиология, биология и др. естественные науки, в частности, – медицина в процессе познания человека опирались на его природные основы, вписывая его в единую земную биологическую систему. Действительно, начиная с рождения, прослеживается связь человека с животным миром. Как и в животном мире, естественный, биологический путь развития. И по определенным параметрам – вес, рост, естественные реакции, состояние кожных покровов и внутренних органов – медицина определяет здоров ли ребёнок? Здоровье понимается как отсутствие болезней, какой-то иной патологии. Это медицинский подход. Он сформировался более двух тысяч лет назад. Здоровье как отсутствие болезней и нормальное функционирование всех систем человеческого организма. Недостаточность этого определения выявляется при дальнейшей цепочке отслеживания ожидаемого и родившего ребёнка. В одной семье, обеспеченной и благополучной, будущая мать хорошо питается, наблюдается у хороших специалистов, рожает в элитном роддоме, осуществляет качественный уход за новорожденным и имеет средства для оптимального телесного, психического, социального развития ребёнка, обеспечивая здоровый образ жизни семьи и детей.

В нуждающейся семье, наоборот, нет средств для нормального питания, медицинского обследования будущей мамы и ребёнка, что пагубно сказывается на здоровье матери и ребёнка. И в том, и в другом случае неминуемы социальные последствия, противоположная социальная значимость детей из благополучных и бедных семей. Известно, что уже к 3-м годам ребёнок приобретает основные социальные качества – способность познавать окружающий мир, овладевает языком общения, проявляет определённые желания, потребности. Но как по-разному в приведённых случаях развиваются способности и удовлетворяются потребности. Из необустроенного детства выходят дети с отставанием развития, с разными и серьёзными проблемами со здоровьем. А как может учиться, трудиться в обществе нездоровый с детства человек? Этот вопрос подводит к мысли о том, что здоровье – проблема социальная, а не только медицинская.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, делая акцент на том, каким должно быть здоровье, а не на том, что это такое? В нём все – таки больше выражен медицинский аспект – благополучие как отсутствие болезней. На вопрос: «Кого можно назвать здоровым?» - ответ медицины: «Того, кто не болеет»*.

За многие века практическая и теоретическая медицина накопила огромный опыт борьбы с болезнями, что приоткрыло возможности естественного познания природы человека. Однако медицинских знаний оказывается недостаточно для познания сложной природы человека и его здоровья. Более широкий естественнонаучный подход дополнил представление о здоровье понятием гомеостаза как внутреннего динамического постоянства организма (биология, валеология, физиология). В рамках теории биологических систем с выходом в компьютерные модели понятие здоровья рассматривается как сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма**.

Н.А. Амосов, осознавая недостаточность определения здоровья как комплекса нормальных показателей, вводит понятие количества здоровья, зафиксировав в понятие здоровья количество резервных мощностей основных функциональных систем***, вводя дополнительное понятие «коэффициент резерва», т.е. максимальное количество функции к её нормальному уровню покоя. Мудрый и разносторонний учёный понимает ограниченность и этого определения, рассматривая здоровье в социально – антропологическом контексте – здоровье – важная цель, которую ставит перед собой человек, для её достижения важны условия, мотивы, средства, время, необходимые и случайные факторы её достижения. Главный вывод учёного в итоге эксперимента по поддержанию своего и чужого здоровья –

___________

* См. В.Н. Кукьян, О.А. Резник. Философия здоровья. Учебно-методическое пособие. Пермь.2005. С.14.

** См. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М., 2002. С. 309-315

*** Там же. С. 309

здоровье нужно добывать самому. Индивидуально – личностный фактор

обращает нас к философии. Человек – субъект собственного здоровья, он творит своё здоровье сам, опираясь на три главных источника – собственную биологическую природу и окружающую природную среду, социальные условия и индивидуальный жизненный путь, свой личный творческий путь к здоровью. Природные, биологические, социальные и индивидуальные источники и параметры здоровья проявляют себя во взаимодействии, противоречивом единстве, так как в разные моменты развития человека проявляется взаимосвязь биологического и социального в сочетании с многообразием индивидуальных проявлений человека.

Субъектность – это мировоззренческое качество здоровья, которое означает, что человек определяет свою ответственность в отношении к миру, самому себе. Он преобразует мир и самого себя. Он творит своё здоровье, определяет здоровье как стратегию личной жизни. В этом аспекте – здоровье – ценность. А значит стратегия достижения, укрепления здоровья – неотъемлемое качество культуры человека, культуры здоровья.

Для обладания здоровьем необходим набор определённых знаний, освоенных культурных ценностей, умений их практически использовать в деятельности, поведении, общении. Без этого здоровье как дар природы быстро разрушается. Зрелое мировоззрение определяет потребность человека в хорошем здоровье. Эта потребность реализуется в заботе о здоровье, его укреплении. Индивидуальная и общественная потребность в здоровье – необычайно обострившаяся потребность современного общества и индивидов, все больше ощущающих катастрофическое убывание здоровья в условиях экологического и социального кризиса, постоянных стрессов в бурной и неустойчивой социальной динамике. Для выживания человека и общества возросла прагматическая ценность здоровья.

Поэтому в обществе, в индивидуальном образе жизни необходимы условия, отношения, направленные на практическую реализацию цели, ценности, потребности, заботы о здоровье.

Значит нужна не только индивидуальная, но и социальная система здоровья, в их взаимодействии, проявляющемся в любой области человеческой деятельности, во всех сферах общественной жизни. Итак, в философии здоровья имеется в виду индивидуальное здоровье и социальное здоровье.. Направления их развития пересекаются, совмещаются, различаются в мировоззренческом плане (ценностный показатель), экономическом (доходы), социокультурном (образование, воспитание, обеспеченность медицинским обслуживанием, технологии отдыха, досуга, духовная атмосфера в обществе, семье).

К ключевым понятиям философии здоровья относится известное понятие «здоровый образ жизни». При множестве существующих определений выделим главное: организация, направленность индивидуальной и общественной жизни на сохранение и укрепление здоровья, основанные на выработанных обществом культурных нормах и правилах и реализующаяся в деятельности и поведении людей. Это и есть здоровый образ жизни.

Подробнее разберём этот вопрос в соответствующей теме. Здесь же заметим, что в характеристику здорового образа жизни входит система рациональных, реалистических взглядов на мир, в которые органично входят представления человека о мире, самом себе, о своём отношении к миру и мира к человеку, о здоровье и путях его достижения, сбережения. Здоровый образ жизни складывается на основе образования, воспитания, социального и культурного окружения, самовоспитания и самосовершенствования. Он немыслим без освоения существующих норм общественной жизни, правил поведения. Он невозможен без преодоления трудностей, вредных привычек, лени, равнодушия. Он включает в себя внимание и чуткость по отношению к состоянию своего организма и самочувствия окружающих.

В русском менталитете слабо проявляется последний названный призрак здорового образа жизни. Подумаешь! – насморк, температура (больше 37ºС), идём на работу, на учёбу, в общественные места, сами того не желая, распространяем инфекции на больших общих людских пространствах. Даже в эпидемию гриппа – маска не частое явление («не придаю значение» или «не хватает, нет в аптеках»). Т.е индивидуальная или социальная причина ненормального поведения. В противовес правилам здорового образа жизни и нормам культурного поведения. Норма в данном контексте включает в своё содержание определённую систему показателей состояния организма человека в данных пределах и правила культурного поведения, выработанные обществом. Скажем, подскочила температура (38ºС), иду к врачу или вызываю на дом при сильном недомогании. Уважая членов семьи, принимаю меры предосторожности, чтоб не заразить близких (маска, отдельная посуда и т.п.), не иду на работу (учёбу) и т.п. Согласитесь, что не все так себя ведут в подобных ситуациях, ссылаясь на важность работы, на учёбу без пропусков и т.д. Конечно, не следует думать, что норма имеет показатели абсолютные. Может меняться соотношение нормы и здоровья (например, при неплохом самочувствии человек болен, и, наоборот, при нормальных показателях человек ощущает себя больным). Поэтому норма как отражение внутренней и внешней среды организма понятие относительное.

Относительную устойчивость образу жизни придают стереотипы мышления и поведения, формирующиеся в повседневной практике. Это характерная черта обыденного сознания и поведения. Стереотип – стандартизированное, устоявшееся представление о чем – либо, фрагментарный, нередко поверхностный образ действительности и самого человека. Могут быть полезные для здоровья стереотипы (привычное соблюдение гигиены, неприятие вредных привычек и т.п.), а могут быть и вредные для здоровья стереотипы (неразборчивость в питании, тяга к спиртному, к асоциальному поведению и т.п.). Философами давно замечено значение меры для здорового образа жизни. «Прекрасна надлежащая мера во всём. Недостаток или избыток её не нравится мне» (Демокрит). Соблюдение меры или её поиск для здоровьесбережения на языке медицины называется профилактикой.

Соблюдая меру, (во всём!) человек предупреждает или устраняет причины или ситуации, ведущие к нездоровью.

Если иметь в виду индивидуальную меру или систему мер, то они отличаются индивидуальными особенностями организма, социокультурной идентичности и др. Например, известный хирург, кибернетик, писатель Н.М. Амосов на основе глубочайших научных, философских познаний человека, практической медицины и индивидуального подхода определил для себя самые главные проявления меры – ограничения в еде и физические нагрузки. Режим ограничений и нагрузок прекрасно совмещался с интеллектуальной свободой. Он был известным кардиохирургом, профессионалом в области кибернетики, автором научных книг и художественных произведений, известным общественным деятелем.

Мера, интеллектуальная свобода проявляются в активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья, на обретение культуры здоровья.

Основные категории философии здоровья сложились на основе поисков ответов на вопросы о сущности здоровья, о путях его достижения, о здоровом образе жизни, о роли отдельного человека, общества, государства в достижении здоровья, его сохранения и укрепления.

Являясь органической частью философии, философия здоровья опирается на результаты исследований естественных, социальных и гуманитарных наук. С естествознанием её связывает проблема жизни, её сохранения, эволюции, управления природными процессами. Биоэтика обогащает философию здоровья нравственными принципами взаимоотношений человека и природы, подняла проблему ответственности человека перед природой, обществом и самим собой за жизнь, за сохранение природы, за своё здоровье. Философия здоровья опирается на философию медицины, но выходит за её пределы, её предмет глубже и шире – это человек во всей его целостности, творческой сущности, являющейся в здоровье. В философии здоровья актуализируется мера единения философии и жизни. Сближение философии и жизни заметнее всего в смене ценностных ориентаций личности и общества. В индивидуальном и общественном сознании здоровье всё более обстоятельно утверждается как приоритетная, базовая ценность. В российском менталитете сдвиги отношения к здоровью произошли за последние 20 лет. В СССР человек уповал на заботу государства, которая реально проявлялась в общей диспансеризации населения, оздоровительных практиках государственной («бесплатной») медицины, общественных организаций, массовой физкультуры и др. В условиях рыночных отношений забота о здоровье в основном стала делом индивидуальной ответственности, хотя государство реализует программу

«национального здоровья», поддерживает инициативу региональных властей

 

по созданию оздоровительных центров**. Здоровье объявлено приоритетным направлением государственной политики. Но в условиях системного кризиса общества, разрушительно влияющего на здоровье, «встречный план» субъекта, каждой личности в заботе о своём здоровье необходим государству, обществу и самому человеку.

Для реализации индивидуальной заботы о здоровье нужны специальные знания, которые дают систематическое образование (имеется в виду не только медицинское образование). Образование любого профиля должно так или иначе охватывать проблематику здоровья, здорового образа жизни), просвещение, пропаганда, воспитание.

Умения и навыки поддержания здоровья и его укрепление нарабатываются здравомыслящим человеком в повседневной практике, в общении с медициной (практическим врачом), с народной медициной, применительно к конкретной ситуации, с учетом осведомленности человека в области врачевания и хорошим знанием собственного организма. (Медицина не опровергает рациональный народный опыт лечения и нередко его использует, удачно сочетая профессиональный опыт и народный).

Таким образом, философия здоровья ассимилирует многовековой философский и научный опыт осознания сущности человека и его здоровья, рассматривает здоровье в системе сущностных сил целостного человека в его отношении к миру и самому себе.

Здоровье – это цель, ценность, осуществление которых направлены на утверждение высокого предназначения человека как существа уникального и социального, телесного и духовного, земного и космического. Освоение космоса ставит по-новому проблему человека, его здоровья во внеземных условиях в коэволюционном процессе земного и космического.

 

Основные категории

Философия здоровья, здоровье, гомеостаз организма, адаптация, норма, здоровый образ жизни, культура здоровья.

 

Вопросы для повторения

1. Что изучает философия здоровья, каков её предмет?

2. Что такое здоровье?

3. Каковы связи философии здоровья с естествознанием, гуманитарными и социальными науками?

4. В чём суть заботы о здоровье и ответственности каждого человека за своё здоровье?

Литература

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритмы здоровья. М., Изд-во АСТ. 2002.

2. Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов //Социологические исследования. 2007. № 9. С. 147-149.

3. Кукьян В.Н., Резник О.А. Философия здоровья. Пермь. ПГСХА. 2005.

_______________

* например, только в Перми за 2009-2011 гг. создано 6 оздоровительных центров

4. Серова И.А. Философия здоровья. Пермь. 2002

5. Серова И.А. Вкус меры. Очерки философии здоровья. М., «Стратегия», 2007

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.