Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Философия здоровья – практическая философия долгожительства. Каждый человек размышляет над вопросами о жизни и смерти, смысле жизни, долгожительства




Каждый человек размышляет над вопросами о жизни и смерти, смысле жизни, долгожительства. «Для чего я живу?», «В чём моё предназначение?», «Умру ли я навсегда или часть меня останется в этом земном мире?» Если да – то чем и в чем я могу продолжить себя?

Это вечные темы практической и теоретической философии. Первая – наивная, обыденная, стихийная. Но эта философия воплощается в живой повседневности человека – в труде, быту, образе жизни, отношении к людям, миру, к самому себе. В истории повседневного мира и в сегодняшней повседневности известны необычные примеры долгожительства. Долгожителями были философы, мудрецы, всемирно известные ученые и крестьяне.

Все авторы, наблюдающие долгожительство, вписывают его в конкретный труд, семейное и социальное окружение, природную среду, высокую адаптивность, крепкую телесность и развитый интеллект. Философское и научное осмысление долгожительства имеет мощный воспитательный, культурный потенциал. Пример долгожителей заразителен прежде всего для ближайшего окружения, если люди этого круга телесно и духовно способны следовать выдающемуся примеру долгой жизни близкого человека. Этот обыденный опыт доступен ближним родственникам, он нагляден, ему, хотя бы частично, можно следовать. Под влиянием наглядного (хотя и не часто) родственного примера долгожительства и его описаний в литературе можно создать свои личные правила жизни и долгожительства, [1] которая, конечно, должна согласовываться с нормами социума и его культуры, культуры своего времени. Примеры индивидуальной, личной философии долгожительства, совместивший научный и обыденный опыт, в частности, профессиональный опыт теоретиков и одновременно практиков медицины имеются в отечественной культуре (Н.А. Амосов, И.П. Павлов, Л. Бокерия и др.). Почему феномен долгожительства актуален сегодня? Ответ даёт сама жизнь. Человечество стремительно стареет. Растёт продолжительность жизни в Японии, странах Европы. Правда, в России актуальнее другая проблема – борьба со сверхсмертностью. Но тем не менее и в России современной есть долгожители. Опыт известных врачей древности и современности сформулировал основу долгожительства – гармонию тела и духа, здоровье тела и здоровье духа в их гармоническом единстве.

В культуре тела выделены доминанты – гигиена тела, здоровое питание, продолжительный сон (не менее 7 – 8 часов), подвижный образ жизни, физические упражнения. В истории культуры создано множество программ оздоровления тела. «Поднять эти программы» - значит осмыслить их, подобрать лично для себя наиболее подходящую, проверить опытным путём.

При этом опыт долгожителей свидетельствует – необходимо желание жить. Связь между желанием жить и долгожительством существует. Долгожители желают жить и любят жизнь. Желание, любовь дополняются волей к жизни. Обладая этими эмоциональными и побудительными качествами, человек быстрее восстанавливается после болезни, преодолевает все тяготы жизни. Любовь – нравственное качество, но она же и мощнейший заряд прекрасного эстетического отношения к жизни. Жизнь прекрасна! – это классическая истина всей мировой культуры, преломленная в житейской мудрости долголетия.

Новые подходы к проблеме здоровья и долгожительства разрабатывает современная постнеклассическая наука, постнеклассическая биорациональность.

В её рамках складывается ландшафтная философия на примере обобщений долгожительской культуры абхазов в исследованиях Я.В. Чеснова. Ландшафт для абхазов – не внешняя среда, а внутренняя телесность, элемент жизнедеятельности. Человек и ландшафт – единое целое. В культуре каждого народа единство человека и природы связаны со здоровьем. И у каждого народа своя этническая специфика в отношении к природе как источнику здоровья, необходимого для долгой жизни. У русских, например, деревенский опыт оздоровления вбирает в себя траволечение, сон на сене («сладкий сон»), сено в обуви для продолжительной ходьбы, давно известны лечебные свойства глины, хвои («для лёгких» хвойный лес, лиственный – «для сердца», берёзовые веники для бани), берёза – непременно высаживается около дома).

У абхазов, по наблюдениям Чеснова Я.В., грецкий орех около дома не сажают – опасен, как и хвойные породы, зато каштановые доски идут на строительство дома. А скамью делают из ольхи (её срок жизни соразмерен с жизнью человека). (А для русских баня из осины, липы, липовое лыко на мочалку идёт, из лыка – лапти, полотно льняное на одежду, из берёзовой коры – обереги, туески, из можжевельника разные поделки лечебного назначения, а из ягод можжевельника – целебные настойки). Вода родниковая, ключевая – источник здоровья в культурах разных народов (очищение организма, обтирание, лечение холодной ванной). В разных культурах накоплен опыт оздоровления термальными водами, минеральными источниками. Известна культура запретов – не садиться на холодный камень, на голую землю. Многовековой народный опыт выявил опасность заболеваний ног, поясницы и т.п. И опыт врачевания таких заболеваний посидевших на земле или на холодных камнях накоплен немалый*. Подхвативших «болячки» лечили теплом овечьих шкур, прогреванием горячими камнями. Однако запреты не исключают активное включение природы в хозяйственную жизнь. По Я.В. Чеснову, – это культуроценоз – т.е. адаптивное, бережное, нравственное отношение к ________________

* мне рассказал случай из личной жизни один из старейших учёных сельскохозяйственной академии, проживший долгую жизнь (более 90 лет), как его вылечил отец от сильнейшего ревматизма, полученного в юности от сиденья на земле. Отец отправлял его в протопленную печь, в которой ещё сохранился сухой «жар» на несколько минут в течение недели и вылечил! Традиционная русская печь была объемная, в ней даже мылись, если не было бани в удаленной от леса деревне.

природе, включенность в неё. Включение природы в личную жизнь каждого Я.В. Чесноков назвал антропоценозом. (Лошадь – любимое животное, умение гарцевать – признак доблести, физического, телесного здоровья, красоты). Культура джигитовки – неотъемлемая часть культуры кавказских этносов. Джигит – это мужчина, здоровый, ловкий, смелый, воинственный, непокоримый. Культура верховой езды кавказцев ассимилирована с культурой идентичности казаков, живших в ландшафтном и культурном соседстве с горцами. Не случайно и среди казаков немало долгожителей. Немалое значение для долгожительства имеет культура питания. Народным опытом проверена значимость для здоровья умеренности в еде, постов (христианские, мусульманские). Обязательность на столе свежих фруктов, овощей. У абхазов на столе только свежие продукты, приготовленное сегодня не оставляется на завтра, все сметается со стола на корм скоту. Но и в оформлении обеденного стола соблюдается чувство меры. Гостей на празднике может быть много и стол богат яствами, но не настольно (как у современных новых русских), чтоб значительная часть ушла в мусорное ведро. Антропоценоз включал в себя и умеренность в отношении к спиртному. Винопитие – только из винограда. Напитки – ритуал дружбы, куначества (кунак – близкий друг, почти как родственник). К слову сказать, будучи в командировке в Ереване в начале 80 – х гг. 20 века, я не увидела в городе ни одного пьяного, а в Гудауте, Сухуми в курортный сезон также ни одного пьяного не встретила «кавказской национальности». Жизнь в ландшафте – горный воздух, виноградная лоза во дворе, цветы – все это часть человеческой телесности, укрепляющей здоровье. Я.В. Чесновым замечено, что горный ландшафт сакрализован в сознании абхазов и, по – видимому, у других народов Кавказа. Однако сакральное сочетается с профанным. Охота в горах продлевает жизнь мужчин. В охотничьих мифах бытует идея бессмертия. Однако и реальные плоды охоты – свежее мясо, шкуры – это здоровая пища и уютное тепло одежды и жилья, а высокие сапоги из тонко выделанной кожи на тонкой подошве – ступня ощущает каждый камушек на тропе, такая обувь незаменима и в огненной лезгинке. Мужчина – горец не сидит дома. Он всегда в движении. А движение – жизнь. Долгая жизнь. (Среди российских профессиональных долгожителей, вся жизнь которых – движение, танец – И. Моисеев, знаменитый на весь мир руководитель танцевального ансамбля, в коллекции которого танцы народов мира, прожил 100 лет).

В культуре многих народов присутствует ценностная ориентация на долгую жизнь, однако реализуется она при стечении очень многих условий, которые требуют специального анализа. Эти условия и обстоятельства могут отличаться по своим культурным смыслам. Так, в повседневности многих народов бытует связь долгой жизни с личным (или семейным) отгороженным пространством. Забор – это не только граница территории. Это своеобразная нравственная максима: нельзя входить без приглашения хозяина. А у абхазцев, по наблюдениям Я.В. Чеснова, - это еще и сакральный смысл – образ отгороженной, обособленной горами Абхазии. Огород, ограда, город – в русском языке, как и в других языках, слова, имеющие практический и метафорический смысл: город, град – граница, за которой единый, крепкий народ, это и крепость территории – кремль, с чего и начиналось сообщество, становящееся государством. Ландшафтная философия долголетия визуализируется в народных обычаях и ритуалах, например, «поминки по живому», участником которых оказался автор цитируемой статьи Я.В. Чеснов, ритуального действа в честь его друга, который при жизни заслужил добрыми делами званый ужин в его честь, этот же хевсурский обычай ярко и драматично воспроизведен в одном из фильмов грузинского кино* в блистательной игре актеров Т. Закариадзе и В. Кикабидзе – в печальной и одновременно ликующей заздравной песне в честь уходящего из жизни старшего друга, достойно исполнившего свой жизненный срок. В застолье – и горечь утраты, скоротечности жизни, и гимн торжеству жизни новых и новых поколений, которым остается прекрасная земля, любящая родня, друзья, односельчане, трудовые и строгие нравы горцев. «Не горюй! жизнь продолжается» - и песни сквозь слёзы, и зажигательного танца при участии самого хозяина застолья. Учёными и художниками подмечено, что отсутствие страха смерти в культуре народов поддерживает долгожительство. Выводы исследователей о том, что долгожительство не семейно – генетическая, а популяционная линия, которую хранит и развивает этническая культура, неотъемлемой частью которой является ландшафт, включенный в человеческую жизнедеятельность. Один из выводов вытекает из изучения деятельности человека, осуществления им поставленных целей. Учёные заметили, что физическая смерть наступает у социального человека после практической реализации им поставленных целей. Продление жизни осуществляется накопленными и проверенными в истории человечества методами – медитации, творческой и физической активности при максимальном сокращении разрушающих факторов (вредных привычек). По мнению учёных, долгожительство японцев связано с образом жизни и мировоззрением, пронизанным философией и практикой дзэна.

Для выяснения природы долгожительства используются новейшие технологии виртуалистики, в частности, индивидуальных внутренних образов, сдающихся каждым человеком «внутри себя» и извлекаемых «во вне» с помощью конкретных методик (например, нарисовать несуществующее животное) – это и есть микроструктурная единица – пифер (термин введен Г.П. Юрьевым [2]), с помощью которых происходит внутренняя саморегуляция индивида, создаются сценарии настоящего будущего, в том числе, возможно, и долгожительства. Отмечено, что при формировании пиферов своего виртуального бессмертия у человека улучшается психосоматическое здоровье, а, значит, и продляется жизнь.

________________

* Г. Данелия к/ф «Не горюй»

В связи с этим возникает необходимость разработки методов обучения людей построению самосценариев долгожительства (в педагогике, психологии, философии), в единстве здоровьесоздающих личностных, индивидуальных факторов.

В связи с общемировой тенденцией старения общества и необходимостью продлить трудоспособный возраст, отодвигая пенсионный встает вопрос о продолжительности жизни в практическом, экономическом плане, в особенности для России.

· Дожить до старости, сохраняя здоровье.

· Старость должна быть красивой, осмысленной, продуктивной (по возможности – трудиться, не отрываться от семьи, родных, помощь внукам и т.п.).

· Каждому человеку наряду с вопросом о смысле жизни надо иметь в виду вопрос о продолжительности собственной жизни. Из медицины известны примеры самосценариев продления жизни безнадёжно больных людей: дожить до совершеннолетия родных детей. И доживали. Значит, более или менее здоровые люди могут тоже определиться со сроком собственной жизни (не имеется в виду – наметить конкретную дату смерти, для многих это было бы психологически невыносимо, хотя и такие случаи описаны и встречаются в реальной жизни).

· Наряду с вопросом, сколько проживу, спросить себя – какую память я оставлю о себе другим (память может быть и материальным (дома, заводы, пароходы и духовная – произведения искусства, книги, семейные традиции и т.п.). При затруднении в создании программы собственного долгожительства могут помочь практические психологи, психотерапевты.

И богатейший народный опыт – желании жить и любовь к жизни, воплощаемая в каждодневном труде, заботах о семье, о своем здоровье и здоровье близких, память о долгожителях – родных, знакомых передающихся новым поколениям в виде семейных преданий. Моя тётушка, прожившая нелегкую жизнь – 100 лет и 2 месяца, но знавшая радость труда, единения с природой, 45 лет счастливой семейной жизни, не пившая вино и кофе, умеренная в еде, с гимнастикой по утрам, любила повторять слова своей деревенской соседки бабушки Домны, прожившей 105 лет: «Там, на том свете я ещё наживусь, а здесь пожить хочу». Так что бабушкин завет был включен в программу собственной жизни уже с детства и на всю жизнь. Жизнь в деревне до 14 лет, образ прекрасной природы средней полосы России, а потом и Урала создали гармонию души и тела. Последствия тяжелого труда на химическом заводе в Москве компенсировались занятиями спортом, напряжением интеллекта (рабфак, университет, преподавание химии), путешествиями на пароходе, а на пенсии – до 90 лет! жизнью в деревне по полгода и была «второй мамой» для подрастающих новых поколений племянников, внуков, правнуков… Обожала чтение классики, пела романсы, любила общаться. Брала на вооружение советы медиков – долгожителей…

Минимум «химических» лекарств, на столе только свежие продукты. Никаких курортов. Следовала законам природы и слушала свой организм. И безграничной жертвенности не было. Любовь к себе, хотя и не афишировалась, но присутствовала и держала её крепко при всей душевной щедрости к другим. Любовь к родине не выражала громко, но все годы войны (1941 – 1945 гг.) работала на химическом заводе в г. Березники, участвуя в налаживании химического производства для военных нужд. И любовь к малой родине пронесла через всю жизнь. С родственниками из Подмосковья переписывалась до последних дней. Не частый пример долгожительства современной русской женщины. Но он впечатляет осознанным, грамотным подходом к здоровьесбережению и долгожительству. Значит, сценарий самопрограммирования на долгожительство возможен, хотя дело это нелегкое. Включаются и внешние обстоятельства для формирования индивидуальной мотивации и внутренняя способность человека к самоизменению (характер, воля, желание и др.). Однако скупая медицинская статистика последних десятилетий не дает ориентаций россиянам на долгожительство. Идёт скоростной обратный процесс – сверхсмертность. За последние 15 лет избыточно умерших почти 11 миллионов человек. Негативный многофакторный процесс, в котором есть и экономический фактор (низкий уровень жизни), и экологический (загрязнение окружающей среды), и стрессогенный (терроризм, преступность) и др. В последние годы замечен рост психических нарушений, инициируемый лавинообразной информацией, мгновенно распространяемый СМИ, в которой нередко смакуются стрессогенные события, террористические акты, военные конфликты, участившиеся зверские убийства. Медики и устно, и письменно давно убеждают о разрушительном влиянии на телесность негативных нематериальных факторов.

Анализ И.А. Гундарова [3] показал рост влияния духовных факторов на динамику смертности в России. Он отметил резко негативное влияние злобы, алчности, агрессивности, безысходности на снижение защитных функций организма и увеличения риска заболеваемости и смертности. Измеряются эти зависимости специальными методиками, фиксирующими поступки людей, с их последующим анализом. Возникло новое научное направление – эпедемиология духовности. На основе многолетних исследований «сформулировано представление об агрессивно – депрессивном синдроме как ведущей непосредственной причине сверхсмертности на постсоветском пространстве» (И.А. Гунаров, с. 102). Обнаружение психодемографической зависимости (долгожительства и смертности при воздействии духовного состояния общества) подвигло ученых признать правоту религиозного учения о «смертных грехах» - гордыни, гнева, тоске, блуде и т.п.), которые укорачивают жизнь.

Новое направление развития медицины – психофизиология обнаружила зависимость от психических состояний физиологических функций организма. При негативном воздействии снижается обмен веществ, нарушается кровообращение, работа сердца и т.д. Эти и другие патологии выявлялись у пациентов из семей с выраженной внутрисемейной тревожностью.

Для выяснения причин духовного неблагополучия общества исследования выходят за пределы психофизиологии в область социально – гуманитарных наук и философии.

Такие системы исследования ещё только в самом начале пути, который в конечном итоге должен быть направлен на практическую нормализацию демографической ситуации, в частности – сокращение сверхсмертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни. Ученые предполагают вполне реальную возможность управления здоровьем общества через единство материальных, социальных и духовно – эмоциональных рычагов.

Ещё одним необходимым теоретическим основанием философии долгожительства является развивающаяся виртуальная психология [3]. Для характеристики здоровья и болезни используются две взаимосвязанные категории*, характеризующие противоположные психические состояния человека, переживания повседневной реальности – приятные эмоциональные переживания, когда человеку всё удаётся (гратуалы) и неприятные, когда «всё валится из рук» (ингратуалы) - можно использовать для понимания актуального состояния человека самообраз – переживание им психических состояний в данный момент, не образ самого себя (мировоззрение, ценности и т.п.), он более широкий и глубокий по содержанию, а самообраз (виртуальная реальность) [4], в котором психической форме отражен акт деятельности (Пронин М.А., с. 112). Виртуалистика, виртуальная медицина – актуальное направление постнеклассической науки, которое питает философскую антропологию, в частности философию здоровья, долгожительства новыми вопросами, идеалами, изучение которых дает новые знания о сложной природе человека. Представим схематически новые направления постнеклассической науки в рамках нашей темы.

Таким образом, проблема долгожительства – сложная комплексная проблема. В её учении возможности современной медицины, ориентированной в основном на лечение болезней органов человеческого тела, ограничены.

Современная постнеклассическая наука, опираясь на представление о целостном человека, открывает новые возможности изучения духовной сферы человека, внутреннего человека, его «виртуальной реальности». В прикладных её областях – виртуальной медицине, виртуальной психологии, виртуальной этике разрабатываются новые технологии оздоровления духовного мира человека, а, значит, и всего человека, - в его целостности. Анропоцентризм современной постнеклассической науки сближает её с философией в решении проблемы здоровья и долгожительства человека.

 

Основные категории

Долгожительство, личное долгожительство, сверхсмертность, постнеклассическая наука, ландшафтная философия, культуроценоз, антропоценоз, сакральный, профанный, виртуалистика, виртуальная реальность, виртуальная медицина, виртуальная психология.

 

Вопросы для повторения

1. Что такое долгожительство. Как стать долгожителем?

2. В чем суть философии долгожительства?

3.Причины сверхсмертности в России.

4. Какими способами можно остановить сверхсмертность в России и обеспечить продление жизни людей?

5. Что нового внесла постнеклассическая наука в познание проблемы долгожительства?

6. Какие практические методики можно взять на вооружение для личного и профессионального долгожительства?

7. Какие ценности выделяет народная мудрость в обеспечении долгожительства?

8. Как вы относитесь к христианским 10 нравственным заповедям и учению о «смертных грехах» с точки зрения жизнеутверждения и жизнеразрушения?

 

 

Литература

1. Философия долгожительства.// Философия науки. 2008. № 3, с. 71 – 74.

2. Юрьев П. Пиферные основания долгожительства //Философия науки. 2008. № 3, С. 92 – 93.

3. Гундаров И.А. Влияние духовного состояния населения на динамику смертности в России //Философские науки. 2008. № 3, с. 97 – 106.

4. Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов. М. 2000. Виртуалистика. www.wirtualistica.ru. Пронин М.А. Личное и профессиональное долголетие.// Философия науки. 2008, № 3, с. 112.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.